Тренинг по заданию 26
Вариант 1
1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к форме речи
1) монолог | 4) вводные слова | 7) восклицательные предложения |
2) диалог | 5) лексический повтор | 8) полилог |
3) фразеологизм | 6) метафора | 9) сравнение |
2. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами
1) анафора | 4) литота | 7) перифраз |
2) диалог | 5) лексический повтор | 8) ряды однородных членов предложения |
3) фразеологизм | 6) метафора | 9) гипербола |
3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) стилистическими приёмами (риторическими фигурами)
1) фразеологизм | 4) вводные слова | 7) риторическое восклицание |
2) метафора | 5) лексический повтор | 8) умолчание |
3) инверсия | 6) ассонанс | 9) градация |
4. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности
1) метафора | 4) термины | 7) восклицательные предложения |
2) сравнение | 5) лексический повтор | 8) окказионализмы (авторские слова) |
3) фразеологизм | 6) диалектизмы | 9) разговорная лексика |
5. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами
1) антитеза | 4) фразеологизмы | 7) термины |
2) эпифора | 5) ирония | 8) оксюморон |
3) синекдоха | 6) градация | 9) однородные члены предложения |
6. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) стилистическими приёмами (риторическими фигурами)
1) градация | 4) фразеологизмы | 7) риторический вопрос |
2) метафора | 5) умолчание | 8) литота |
3) перифраз | 6) термины | 9) инверсия |
7. Перед Вами – название стилистических приёмов. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) метафора | 4) умолчание | 7) градация |
2) риторическое обращение | 5) гипербола | 8) перифраз |
3) восклицательное предложение | 6) инверсия | 9) оксюморон |
8. Перед Вами – название тропов. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) диалектизмы | 4) окказионализмы | 7) термины |
2) фразеологизм | 5) гипербола | 8) эпитеты |
3) перифраз | 6) инверсия | 9) метонимия |
9. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) сравнение | 1) Дождь не останавливался ни на минуту, будто бы его заколдовали. |
Б) метафора | 2) Отсель грозить мы будем шведу. (А.С.Пушкин) |
В) метонимия | 3) Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка! Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка! |
Г) олицетворение | 4) Встала улица, серым полна. (А.Блок) |
Д) синекдоха | 5) Дождь не останавливался ни на минуту, будто бы его заколдовали. |
| 6) Врачи боролись за его жизнь, но он выжил. (Михаил Жванецкий) |
| 7) Голова ли ты, головушка! Что на грудь ты наклонилася? Отчего ты безо времени Белым инеем покрылася? (И.Суриков) |
10. Установите соответствие между названиями тропов и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) ирония | 1) перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных. |
Б) олицетворение | 2) выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова. |
В) метонимия | 3) вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка |
Г) гипербола | 4) употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Она основана на подобии или сходстве. |
Д) перифраз | 5) при использовании этого тропа автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие, автор и название произведения. |
| 6) образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия |
| 7) образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия |
11. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. (3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков) |
«Текст насыщен самыми разнообразными средствами художественной выразительности. Уже в первом предложении имеются тропы (А) ___(«листья подставляли») и (Б) ____ («ладошки и щёчки, спинки и животики»). Такой стилистический приём, как (В) _____ (предложения 3,7,9), используется Н.Сладковым для привлечения внимания читателя к самым важным в смысловом отношении членам предложения. Автор с помощью стилистического приёма (Г) ____ (предложения 4,5,6), добивается внешнего динамизма, останавливая внимание читателя на том или ином действии, и усиливает уже созданное впечатление от прочитанного».
Список терминов:
1) олицетворение | 4) эпитет | 7) метафора |
2) анафора | 5) синтаксический параллелизм | 8) парцелляция |
3) инверсия | 6) умолчание | 9) сравнение |
12. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. (3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков) |
«Обращение к стилистическому приёму (А) _______ (предложение 8) и применение синтаксического средства (Б) ______ (предложение 1) помогают автору нарисовать замечательную картину осеннего движения листьев. А такие тропы, как (В) _____ («золотой дождь», и (Г) ______ («пестрый смерч», «по колено … стоят»), позволяют усилить эмоциональность текста».
Список терминов:
1) олицетворение | 4) эпитет | 7) метафора |
2) анафора | 5) парное соединение однородных членов | 8) градация |
3) инверсия | 6) умолчание | 9) сравнение |
Вариант 2
1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами
1) эпитеты | 4) антитеза | 7) парцелляция |
2) оксюморон | 5) ирония | 8) полисиндетон (многосоюзие) |
3) синекдоха | 6) градация | 9) перифраз |
2. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) стилистическими приёмами (риторическими фигурами)
1) литота | 4) умолчание | 7) эмоционально-экспрессивная лексика |
2) парцелляция | 5) фразеологизмы | 8) эпитеты |
3) перифраз | 6) инверсия | 9) риторическое восклицание |
3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности
1) оксюморон | 4) термины | 7) асиндетон (бессоюзие) |
2) просторечные слова | 5) общественно-политическая лексика | 8) диалектизмы |
3) инверсия | 6) эллипсис | 9) фразеологизм |
4. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к форме речи
1) историзмы | 4) диалог | 7) эмоционально-экспрессивная лексика |
2) диалектизмы | 5) монолог | 8) парцелляция |
3) вводные слова | 6) инверсия | 9) ряды однородных членов |
5. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами
1) оксюморон | 4) градация | 7) эпитеты |
2) перифраз | 5) ирония | 8) полисиндетон (многосоюзие) |
3) синекдоха | 6) архаизмы | 9) антитеза |
6. Перед Вами – название стилистических приёмов. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) диалог | 4) эпитет | 7) умолчание |
2) вопросно-ответное единство | 5) фразеологизмы | 8) синекдоха |
3) цитирование | 6) инверсия | 9) парцелляция |
7. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) архаизмы | 4) окказионализмы | 7) общественно-политическая лексика |
2) сравнение | 5) литота | 8) эпитеты |
3) многосоюзие | 6) сарказм | 9) перифраз |
8. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) гипербола | 1) Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул; Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул. (Ф. Тютчев) |
Б) эпитет | 2) Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов) |
В) перифраз | 3) И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день, И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак) |
Г) олицетворение | 4) "Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!" (И. А. Крылов) |
Д) синекдоха | 5) Печален и страшно тревожен был призрачный день, задыхавшийся в жёлтом тумане. (Л.Н.Андреев) |
| 6)) Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчет первой у меня имеются сомнения (Альберт Эйнштейн) |
| 7) Сейчас усилился интерес к Стране восходящего солнца. (С.Алексеев) |
9. Установите соответствие между названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) риторическое обращение | 1) Синие улицы. Желтые окна. Здания пудрятся. Голуби мокнут. Вновь на завалинках Снега охапки, Кустики в валенках, Столбики в шапках. (Л. Тухватуллина) |
Б) бессоюзие (асиндетон) | 2) Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. Ты румян как маков цвет, я как смерть и тощ, и беден. (Пушкин) |
В) парцелляция | 3) Кому хочется прослыть ленивым, или неряхой, или неучем? (В.Белов) |
Г) риторический вопрос | 4) Светлою волною всколыхнулись свечи. Темною волною всколыхнулись думы. (М.Цветаева.) |
Д) антитеза | 5) Молодой артист заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью. (И.Андронников) |
| 6) Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. (Ф.И.Тютчев) |
| 7) Голова ли ты, головушка! Что на грудь ты наклонилася? Отчего ты безо времени Белым инеем покрылася? (И.Суриков) |
10. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть; со всех сторон окружало её пламя. (2)Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. (3)Мальчишки помирали со смеху, глядя на её отчаяние. (4)«Чему смеетесь, бесенята, - сказал им сердито кузнец. - Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставив лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. (5)Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. (6)Полуобгорелый кузнец со своею добычей полез вниз. (6)«Ну, ребята, прощайте, - сказал он смущённой дворне, - мне здесь делать нечего. (7)Счастливо, не поминайте меня лихом». (А.С.Пушкин. "Дубровский") |
«Автор употребляет такие лексические средства, как (А) ___(«сдуру», «помирали») и (Б) ____(«не поминайте…лихом»), позволяющие выразить всколыхнувшиеся в душе кузнеца. Отношение кузнеца к детям, весело наблюдающим за кошкой, создаётся использованием такого синтаксического средства, как (В) _____(в предложении 4). Употребляя такое лексическое средство, как (Г) ___ (предложения 1,2,4,6), писатель избегает повтора одного и того же слова»
Список терминов:
1) разговорная лексика | 4) обращение | 7) контекстные синонимы |
2) эпитеты | 5) восклицательные предложения | 8) фразеологизм |
3) ассонанс | 6) ирония | 9) метафора |
11. Прочитайте фрагмент текста. Среди предложенных терминов найдите те средства выразительности, которые использованы автором. Укажите их номера.
На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (С.Львов)
1)вопросно-ответная форма изложения | 4) риторическое обращение | 7) антитеза |
2) ряды однородных членов | 5) фразеологизм | 8) эпифора |
3) полисиндетон (многосоюзие) | 6) литота | 9) инверсия |
12. Назовите прием, который употреблён в данном предложении
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив? (Сергей Есенин)
Вариант 3
1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности
1) диалектизмы | 4) однородные члены предложения | 7) эпитеты |
2) термины | 5) просторечные слова | 8) эмоционально-оценочная лексика |
3) инверсия | 6) эллипсис | 9) фразеологизм |
2. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к форме речи
1) парцелляция | 4) диалог | 7) эмоционально-экспрессивная лексика |
2) диалектизмы | 5) историзмы | 8) монолог |
3) вводные слова | 6) полилог | 9) ряды однородных членов |
3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами
1) фразеологизм | 4) эпитет | 7) диалог |
2) вводные слова | 5) анафора | 8) ряды однородных членов предложения |
3) ирония | 6) метонимия | 9) литота |
4. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) стилистическими приёмами (риторическими фигурами)
1) метафора | 4) ассонанс | 7) асиндетон |
2) фразеологизм | 5) лексический повтор | 8) умолчание |
3) вводные слова | 6) антитеза | 9) анафора |
5. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности
1) разговорные слова | 4) омонимы | 7) восклицательные предложения |
2) эпифора | 5) термины | 8) асиндетон |
3) диалектизмы | 6) лексический повтор | 9) окказионализмы (авторские слова) |
6. Установите соответствие между названиями тропов и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) эпитет | 1) перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных |
Б) метафора | 2) выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова |
В) метонимия | 3) образное определение предмета, действия, процесса, события |
Г) олицетворение | 4) это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Она основана на подобии или сходстве |
Д) перифраз | 5) при использовании этого тропа автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие, автор и название произведения |
7. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) эпитет | 1) Полдень пылал так, что, казалось, сейчас расплавится асфальт. |
Б) метафора | 2) На поляну величественно вышел царь зверей, а высоко в небе парил царь птиц. |
В) метонимия | 3) «И стала лисица пуховыми лапками мыться. Взвивши кверху огненный парус хвоста» (В. Хлебников). |
Г) олицетворение | 4) Все флаги в гости будут к нам (А.С.Пушкин) |
Д) перифраз | 5) Мы проснулись рано и увидели, что мороз разрисовал все окна удивительными узорами. |
8. Прочитайте текст. Среди предложенных терминов найдите средства выразительности, которые использованы автором. Укажите их номера.
Некто четвертый - это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь. Усиливает кровообращение. Вгоняет в жар. В холод. Создает ощущение беспомощности. Оцепенения. Полного разлада с другими моими "Я". (Ю.Азаров)
1) риторическое восклицание | 4) инверсия | 7) парцелляция |
2) олицетворение | 5) фразеологизм | 8) оксюморон |
3) литота | 6) сравнение | 9) эпитет |
9. Прочитайте текст. Среди предложенных терминов найдите синтаксические средства выразительности, включающие в себя и стилистический приём (риторическую фигуру), которые использованы автором. Укажите их номера.
Ты не представляешь!.. это такое известие!.. как мне теперь?!.. Что вы подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства…на них можно только указывать – и пройти мимо. (И.С.Тургенев)
1) диалектизмы | 4) диалог | 7) метафора |
2) риторические восклицания | 5) историзмы | 8) риторические вопросы |
3) вводные слова | 6) умолчание | 9) лексический повтор |
10. Прочитайте фрагмент текста. Среди предложенных терминов найдите средства выразительности, которые использованы автором. Укажите их номера.
Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если ее настроить на волну высокой человечности. (С.Львов)
1) ряды однородных членов | 4) сравнение | 7) термины |
2) парцелляция | 5) противопоставление | 8) метафора |
3) литота | 6) ирония | 9) олицетворение |
11. Прочитайте текст. Среди предложенных терминов найдите синтаксические средства выразительности, включающие в себя и стилистические приёмы (риторические фигуры), которые использованы автором. Укажите их номера.
Он не выносил, чтобы его жалели. Потому что настоящий мужчина на всё, что бы ни случилось, глядит внешне равнодушно и говорит с улыбкой привычной: «Пустяки. Царапина. Пройдёт».
1) сложноподчиненные предложения | 4) инверсия | 7) парцелляция |
2) олицетворение | 5) ирония | 8) оксюморон |
3) однородные члены | 6) сравнение | 9) эпитет |
12. Назовите прием, который употреблён в данных предложениях (обратите внимание на подсказку – на выделенные слова)
Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Милосердие противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. Милосердие есть проявление милости от всего сердца.
Вариант 4
1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности
1) инверсия | 4) однородные члены предложения | 7) диалектизмы |
2) омонимы | 5) фразеологизмы | 8) анафора |
3) эпитеты | 6) паронимы | 9) архаизмы |
2. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к форме речи
1) ряды однородных членов | 4) историзмы | 7) эмоционально-экспрессивная лексика |
2) умолчание | 5) вводные слова | 8) монолог |
3) полилог | 6) диалог | 9) олицетворение |
3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами
1) перифраз | 4) анафора | 7) ирония |
2) вводные слова | 5) синекдоха | 8) ряды однородных членов предложения |
3) диалог | 6) асиндетон | 9) литота |
4. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) стилистическими приёмами (риторическими фигурами)
1) риторическое обращение | 4) анафора | 7) однородные члены |
2) лексический повтор | 5) ассонанс | 8) умолчание |
3) вводные слова | 6) антитеза | 9) диалог |
5. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности
1) полисиндетон | 4) омонимы | 7) окказионализмы (авторские слова) |
2) эпифора | 5) лексический повтор | 8) фразеологизмы |
3) диалектизмы | 6) антитеза | 9) восклицательные предложения |
6. Установите соответствие между терминами - названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) эпифора | 1) на первом месте стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания |
Б) риторический вопрос | 2) изменение прямого порядка слов или словосочетаний |
В) бессоюзие (асиндетон) | 3)сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого) |
Г) именительный темы | 4) построение речи, при котором союзы, соединяющие предложение, опущены. |
Д) вопросно-ответное единство | 5) это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности |
| 6) фигура речи, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи |
| 7) стилистический прием, который выражается в использовании говорящим речевой структуры, объединяющей вопрос, часто риторический, и ответ-реакцию на него для передачи единого содержания |
7. Установите соответствие между названиями тропов и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) ирония | 1) троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в этом тропе употребляется: 1) ед. число вместо множественного; 2) мн. число вместо единственного, 3) часть вместо целого, 4) целое вместо части, 5) родовое название вместо видового, 6) видовое название вместо родового. |
Б) эпитет | 2) троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. |
В) синекдоха | 3) это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Это косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания |
Г) литота | 4) употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному |
Д) перифраз | 5) определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь») Это слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность |
| 6) явное и намеренное преувеличение с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли |
| 7) язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого |
8.Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Люблю, когда лес шумит. (2)Особенно летом. (3)Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. (4)Ведь это целый лесной разговор. (5)Его понимать надо. (6)Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. (Г.А.Скребицкий. «Лесной прадедушка») |
«Ощутить красоту летнего леса и посмотреть на него, как на живое существо, помогают тропы (А) ____ (предложение 3), (Б) _____ («тихонько шумят»), (В) ____ («будто шепчутся между собой»). Стилистический приём (предложения 1-2)
(Г) _____ позволяет автору усилить смысловые оттенки, акцентируя внимание на времени года».
1) метафора | 4) сравнение | 7) градация |
2) парцелляция | 5) эпитет | 8) паронимы |
3) умолчание | 6) однородные члены | 9) олицетворение |
9. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Помню раннее, свежее, тихое утро... (2)Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. (3)Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. (4)Воздух так чист, точно его совсем нет. (И.Бунин. «Антоновские яблоки») |
«Такой стилистический приём, как (А) ____ (предложения 1-3), несёт в тексте основную смысловую нагрузку и передаёт душевное состояние рассказчика, перенося нас вместе с ним в его прошлое. С помощью тропов (Б) ____ («точно его совсем нет» в предложении 4) и (В) ____ («свежее, тихое утро», «золотой…сад»», «осенней свежести») И.Бунин рисует ту атмосферу, которой наполнен и воздух, и сам сад. В предложении 3 автор применяет синтаксическое средство выразительности (Г) ____.»
Список терминов:
1) сравнение | 4) риторический вопрос | 7) оксюморон |
2) лексический повтор | 5) ряд однородных членов | 8) анафора |
3) эпитеты | 6) синонимы | 9) метафора |
10. Установите соответствие между названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) риторический вопрос | 1) Не только гимназисты, но и все почтенные учёные не замечают, что мир их физики и астрономии есть довольно-таки скучное, порою отвратительное, порою же просто безумное марево, та самая дыра, которую ведь модно тоже любить и почитать (А. Лосев). |
Б) бессоюзие (асиндетон) | 2) По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. (А. С. Пушкин) |
В) инверсия | 3) Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! |
Г) градация | 4) Тот, кто жил для вещей, - Все теряет с последним дыханьем. Тот, кто жил для людей, - После смерти живет средь живых. (В.С.Шефнер) |
Д) антитеза | 5) Природа одарила человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, и таинство звездного неба. (Ю.Бондарев) |
| 6) Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. (А. Пушкин) |
| 7) То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть. (Н.А.Некрасов) |
11. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) метафора | 4) градация | 7) термины |
2) фразеологизм | 5) разговорные слова | 8) эпитеты |
3) гипербола | 6) литота | 9) профессионализмы |
12. Назовите тропы, которые используются в предложении
Однажды ласковое Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о т
Вариант 5
1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности
1) архаизмы | 4) однородные члены предложения | 7) диалектизмы |
2) перифраз | 5) анафора | 8) фразеологизмы |
3) разговорная лексика | 6) паронимы | 9)окказионализма (авторские слова) |
2. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к форме речи
1) монолог | 4) историзмы | 7) эмоционально-экспрессивная лексика |
2) умолчание | 5) вводные слова | 8) литота |
3) эпифора | 6) олицетворение | 9) диалог |
3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами
1) метонимия | 4) анафора | 7) ирония |
2) вводные слова | 5) диалог | 8) ряды однородных членов предложения |
3) синекдоха | 6) перифраз | 9)гипербола |
4. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) стилистическими приёмами (риторическими фигурами)
1) риторическое восклицание | 4) анафора | 7) лексический повтор |
2) однородные члены | 5) ассонанс | 8) умолчание |
3) вводные слова | 6) антитеза | 9) диалог |
5. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности
1) диалектизмы | 4) омонимы | 7) восклицательные предложения |
2) эпифора | 5) лексический повтор | 8) окказионализмы (авторские слова) |
3) фразеологизмы | 6)паронимы | 9) умолчание |
6. Установите соответствие между названиями стилистических приёмов (риторических фигур) и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) именительный темы | 1) Кто не любовался многоцветной радугой салюта?! |
Б) бессоюзие (асиндетон) | 2) Хотя страшился он сказать, Нетрудно было б отгадать, Когда б… но сердце, чем моложе, Тем боязливее, тем строже… (М.Ю.Лермонтов) |
В) риторический вопрос | 3) Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. (А.С.Пушкин) |
Г) эпифора | 4) Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь… (А.С.Пушкин) |
Д) умолчание | 5) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Г.Короленко) |
| 6) Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! (Ф.Тютчев) |
| 7) И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих детей, – так проповедовало безумие. Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ах, где же избавление от потока вещей и от наказания «существованием»? Так проповедовало безумие. Может ли существовать избавление, если существует вечное право? Ах, недвижен камень «было»: вечными должны быть все наказания. Так проповедовало безумие. (Ф.Ницше. «Так говорил Заратустра») |
7. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) сравнение | 1) Cеров был тогда еще совсем молодым. Первые картины любимого ученика великого Репина одних обрадовали, других разозлили. |
Б) эпитет | 2) А и горе, горе, гореваньице! А и лыком горе подпоясалось. (Народная песня) |
В) метонимия | 3) «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Н.В.Гоголь) |
Г) перифраз | 4) И березы стоят, Как большие свечки. (С.Есенин) |
Д) синекдоха | 5) Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте. |
| 6)Но страх не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. (Л.Андреев) |
| 7) Многолюдная зала мгновенно притихла. (В.Г.Короленко) |
8. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Иду лесом. (2)Изумрудные стволы ольхи. (3)И стволы елей - розовые, разогретые, как из бани вышли. (4)Лесная дорога - широкая просека, заросшая травой. (5)Будто зеленая река. (Ф.Абрамов) |
«Миниатюра, имеющая название «Лесная дорога», написана очень эмоционально и выразительно. Автор, идя лесом, делится с читателем своим видением природы. Необычайную наглядность описанию придают тропы: (А) _____ («изумрудные стволы», «стволы…розовые, разогретые») и (Б) ____ (как из бани вышли» в предложении 3). Используя стилистический приём (В) ____, автор сравнивает лесную дорогу рекой (предложение 5). А такое синтаксическое средство, как (Г) ___ (предложение 4), позволяет Ф.Абрамову более точно и образно описать широкую просеку».
Список терминов:
1) эпитеты | 4) ряды однородных членов | 7) градация |
2) фразеологизмы | 5) обособленное определение | 8) парцелляция |
3) авторский неологизм | 6) синтаксический параллелизм | 9)сравнение |
9. Перед Вами – название стилистических приёмов. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) общественно-политическая лексика | 4) окказионализмы | 7) фразеологизм |
2) эллипсис | 5) умолчание | 8) перифраз |
3) историзмы | 6) инверсия | 9) бессоюзие (асиндетон) |
10. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) подхват (композиционный стык) | 4) гипербола | 7) сравнение |
2) диалектизмы | 5) термины | 8) эпитеты |
3) перифраз | 6) инверсия | 9) именительный темы |
11. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ. (2)В лесу стало страшно: так кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой. (И.А.Гончаров. «Обломов) |
«Картина чего-то страшного, непонятного рисуется благодаря тропам: (А) _____ (предложение 1) и (Б) _____ (предложение 2). Такое синтаксическое средство, как В) _____ (предложение 2), усиливает впечатление неясности и приблизительности происходящего, а стилистический приём (Г) _____ (предложения 1,2) завершает картину ужаса...»
Список терминов:
1) сравнение | 4) вводное слово | 7) оксюморон |
2) синтаксический параллелизм | 5) лексический повтор | 8) олицетворение |
3) риторический вопрос | 6) синонимы | 9) анафора |
12. Назовите троп, который используется в предложении
Он знает наизусть всего Есенина.
Вариант 6
1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к синтаксическим средствам выразительности
1) обращение | 4) однородные члены предложения | 7) диалектизмы |
2) перифраз | 5) анафора | 8) восклицательные предложения |
3) разговорная лексика | 6) вводные слова | 9)окказионализмы (авторские слова) |
2. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к форме речи
1) вводные слова | 4) монолог | 7) полилог |
2) умолчание | 5) вводные слова | 8) диалог |
3) эпифора | 6) олицетворение | 9) литота |
3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами
1) эпитет | 4) анафора | 7) умолчание |
2) сравнение | 5) перифраз | 8) ирония |
3) синекдоха | 6) диалог | 9) анафора |
4. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) стилистическими приёмами (риторическими фигурами)
1) лексический повтор | 4) асиндетон | 7) умолчание |
2) сравнение | 5) метафора | 8) ирония |
3) эллипсис | 6) цитирование | 9) антитеза |
5. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности
1) термины | 4) профессионализмы | 7) восклицательные предложения |
2) антитеза | 5) лексический повтор | 8) умолчание |
3) историзмы | 6)фразеологизмы | 9) просторечные слова |
6. Установите соответствие между терминами и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) анафора | 1) тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф |
Б) эпифора | 2) намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения и легко восстанавливаемый в данном контексте или ситуации |
В) синтаксический параллелизм | 3) стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда |
Г) эллипсис | 4) изменение порядка в расположении частей предложения |
Д) инверсия | 5) стилистическая фигура - повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи, одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций |
7. Прочитайте текст. Среди предложенных терминов найдите синтаксические средства выразительности, включающие в себя и стилистические приёмы, которые использованы автором. Укажите их номера.
В его сердце опять толкнулась непрошеная боль. Жалость. Любовь, слегка забытая.
- Вообразите, сижу, - рассказывала, трясясь от волнения, Анна Ричардовна, снова вцепившись в рукав бухгалтера, - и входит кот. Чёрный, здоровый, как бегемот. (М.А.Булгаков)
1) односоставные предложения | 4) оксюморон | 7) инверсия |
2) обособленное обстоятельство | 5) сравнение | 8) парцелляция |
3) эллипсис | 6) диалектизмы | 9) однородные члены предложения |
8. Прочитайте текст. Среди предложенных терминов найдите тропы, которые использованы автором. Укажите их номера.
В его сердце опять толкнулась непрошеная боль. Жалость. Любовь, слегка забытая.
- Вообразите, сижу, - рассказывала, трясясь от волнения, Анна Ричардовна, снова вцепившись в рукав бухгалтера, - и входит кот. Чёрный, здоровый, как бегемот. (М.А.Булгаков)
1) метафора | 4) эпитет | 7) инверсия |
2) обособленное обстоятельство | 5) сравнение | 8) парцелляция |
3) односоставные предложения | 6) диалектизмы | 9) однородные члены предложения |
9. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) градация | 4) ирония | 7) фразеологические обороты |
2) антитеза | 5) сакразм | 8) перифраз |
3) эпитеты | 6) неологизмы | 9) именительный темы |
10. Перед Вами – название стилистические приёмы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) градация | 4) перифраз | 7) умолчание |
2) эпитеты | 5) оксюморон | 8) лексический повтор |
3) инверсия | 6) литота | 9) общественно-политическая лексика |
11. Прочитайте текст. Среди предложенных терминов найдите средства выразительности, которые использованы автором. Укажите их номера.
Дни июня, представьте, были невыносимо жаркие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Пушистая крона деревьев не потеряла упругости: листья молодых дубков как будто обмакнули в зелёный воск.
1) синтаксический параллелизм | 4) инверсия | 7) парцелляция |
2) вводное слово | 5) фразеологизм | 8) метонимия |
3) метафора | 6) сравнение | 9) эпитет |
12. Назовите выделенное средство выразительности (приём), которое используется в предложении
Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали… (А.Блок)
Ответы к тренингу (задание 26)
Варианты Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 128 | 1359 | 12589 | 25679 | 136789 | 1468 |
2 | 4679 | 2469 | 468 | 368 | 19 | 478 |
3 | 35789 | 24589 | 3469 | 1579 | 13679 | 12358 |
4 | 34689 | 45 | 56789 | 12468 | 14678 | 134679 |
5 | 35 | 2357 | 13459 | 3478 | 13468 | 13469 |
6 | 1579 | 1458 | 34512 | 65417 | 43172 | 35124 |
7 | 1358 | 1347 | 31452 | 45123 | 45713 | 12789 |
8 | 12467 | 35712 | 257 | 9542 | 1985 | 145 |
9 | 57412 | 71532 | 2689 | 8135 | 13478 | 12679 |
10 | 31572 | 1847 | 12458 | 36217 | 12569 | 2469 |
11 | 1735 | 2579 | 1347 | 24579 | 8145 | 23469 |
12 | 8547 | оксюморон | анафора | Эпитеты, олицетворения, сравнение | метонимия | анафора |
ПОДСКАЗКА
Средства выразительности
ЛЕКСИКА | СИНТАКСИС |
«Неспециальные» лексические средства 1. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. 2. Фразеологизмы. 3. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления: -просторечные слова, -разговорная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика, - высокая лексика, - профессионализмы, - историзмы, - архаизмы, - неологизмы, - окказионализмы (авторские неологизмы) - диалектизмы, -термины 4. Тематические группы: - общественно-политическая лексика, - военная терминология и т.п. - лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, ____________________________________ «Специальные» средства ТРОПЫ эпитет (образное определение), сравнение (сопоставление одного явления или понятия с другим), метафора (переносное значение на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку), олицетворение (перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия), метонимия (перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности), синекдоха (перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними), перифраз (описательное выражение, которое употребляется вместо какого-то слова или словосочетания), гипербола (преувеличение), литота (преуменьшение), ирония (употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. За внешне положительной оценкой скрывается насмешка), сарказм (едкая ирония) | 1. «специальные» выразительные средства (стилистические ПРИЁМЫ = риторические ФИГУРЫ): риторический вопрос (выражение утверждения в вопросительной форме), риторическое восклицание (выражение утверждения в восклицательной форме), риторическое обращение (служит не столько для называния адресата, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте), анафора (единоначатие) эпифора (повторение слова или группы слов в конце строк, строф или предложений), подхват (повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи: Серпилин молчал. Молчал и думал…), синтаксический параллелизм (сходное построение предложений), многосоюзие (полисиндетон), бессоюзие (асиндетон), эллипсис (намеренный пропуск какого-либо члена предложения или части предложения: В твоих садах – цветы, в моих – печаль), инверсия (обратный порядок слов в предложении), парцелляция (вычленение), градация (расположение слов, предложений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака), антитеза (противопоставление понятий, положений, образов), оксюморон (соединение несовместимых понятий, как правило, противоречащих друг другу: горькая радость, шумит тишина), именительный темы (Москва! как много в этом звуке…), умолчание (автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль), вопросно-ответное единство (автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает), цитирование Примечание: Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) – это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание. Разновидностями повтора являются анафора, эпифора, подхват. «Неспециальные» синтаксические средства: 1. синтаксическая структура предложений (однородные члены предложения, односоставные предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения), 2. восклицательные предложения, 3. вопросительные предложения, 4. сравнительные придаточные, 5. разные ФОРМЫ РЕЧИ: диалог, полилог, монолог, “скрытый” диалог, прямая речь |
Фонетические средства: ассонанс и аллитерация
Морфологические средства: употребление частей речи в большом количестве, например, глаголов или существительных