Просмотр содержимого документа
«Задание для 9 кл на Неделю русского языка»
Задания для 9 класса на неделю русского языка
Задание 1
В одной из школ ученики посещают кружок «Лингвистический детектив», в рамках занятий которого изучают и этимологию русских слов. Так, они самостоятельно составили одно этимологическое гнездо и потом гордо показали его руководителю кружка. Тот, посмотрев материал, очень похвалил ребят, но отметил, что они допустили одну ошибку, включив слово другого корня.
Расшифруйте список, составленный учениками. Запишите в поля ответов слова 1–7.
– «канавка на почве для посадки растений».
– «конфликтовать, воевать, сражаться».
– «защита чего-либо».
– «ссориться».
– высок. «битва, бой, война».
– «орудие для мелкого рыхления почвы».
– «духовное единство, общность».
Запишите слово, которое было ошибочно включено в этот список (только слово).
Задание 2
Некий лингвист разделил следующие глаголы на две равные группы в соответствии с грамматической особенностью предложного управления. На каком основании он это сделал? Объясните.
Группа 1 | Группа 2 |
брать, получить, принять, требовать | ценить, уважать, порицать, любить |
Задание 3
Прочитайте данные ниже примеры и выберите те, в которых выделенный глагол не описывает речевое действие, а является его непосредственным осущест- влением (такое употребление речевых глаголов называют перформативным).
Я всегда всем советую одно и то же.
Советую внимательно прочитать условие задачи.
Обещаем завтра всё исправить.
Клянусь забыть прошлые обиды.
Иван Иванович категорически возражает против вашего участия в выставке.
Предположим, что в вычислении допущена ошибка.
Я поклялся хранить его тайну.
Завещаю передать эти картины в городской художественный музей.
Я пригласил вас в гости
Приглашаю вас на танец.
Задание 4
В 2020 году в системе IOS появилась возможность подбирать эмодзи по введённому тексту. Часто результат подобного поиска не совсем очевиден, но он всегда основан на лингвистических закономерностях. Восстановите заданную в поиск единицу (фразу, слово, часть слова) по предложенному результату.
4.1.Введённый запрос: .
4.2.Объясните, почему программа выдала каждый из результатов.
Задание 5
Компания «Яндекс» ко Дню русского языка провела исследование слов, которые используются только в некоторых частях страны. Из него можно узнать, например, что такое «абый», «банчить», «бомжовка» и многое другое. В «Яндексе» попробовали составить список таких слов, не претендующий на полноту, но дающий представление о региональном разнообразии русского языка. Для этого использовали данные блог-платформы «Яндекс.Дзен»: изучили статьи и комментарии 6 млн пользователей из всех регионов России, в общей сложности – 11 млрд словоупотреблений, а потом вместе с лингвистами из Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН отобрали самые интересные слова и дали им определения. Попробуйте угадать значения некоторых слов. Соотнесите слово и его значение.
Слово | Значение |
1) Бестолковиться | а) Загорать, лежать на пляже (о. Сахалин). |
2) Блукать | б)Приготовить вкусный борщ (Тульская область). |
3) Бололо | в)Бутик (магазин модной одежды), иногда – салон красоты (Новосибирская область). |
4) Борщануть | г) Переборщить, т. е. перейти границы должного, позволить себе лишнее в чём-нибудь (в словах, поведении) (Вологодская область). |
5) Бутерик | д)Толкаться (Воронежская область, Липецкая область). |
| е) Бутерброд (Челябинская область). |
| ж) Громко звать (Ростовская область). |
| з) Болото, болотистая местность (Ивановская область). |
| и)Блуждать (Ростовская область, Ставропольский край). |
| к)Болтун, трепло (Ивановская область). |
| л)Медлить, плохо соображать (Воронежская область, Липецкая область). |