Дисциплина «Педагогика высшей школы»
Форма контроля - зачет
Для контроля усвоения данного курса учебным планом необходимо
Подготовить реферат на одну из тем:
1. Современное развитие высшего образования в России.
2. Европейские традиции образования. Классическая модель высшей школы.
3. История высшего образования в России.
4. Современное образование и культура.
5. Всеобщность и доступность высшего образования как потребность современного общества.
6. Цели и задачи педагогики высшей школы в современных условиях.
7. Сущность и движущие силы обучения.
8. Методы обучения в высшей школе.
9. Формы организации учебного процесса в высшей школе.
10. Сущность и развитие лекционной формы в системе вузовского обучения.
11. Самостоятельная работа студентов.
12. Сущность педагогического контроля в высшей школе.
13. Психология деятельности и личности студента.
14. Формирование способностей в процессе учебной деятельности в высшей школе.
15. Современные методы психодиагностики в вузе.
16. Тестирование как форма педагогического контроля.
Выполнить контрольные тесты.
Выполнение тестовых заданий позволит обучающимся осмысленно овладеть основами педагогических знаний, установить степень сформированности навыков учебной деятельности и навыков умственной деятельности. Все задания размещены в порядке возрастания трудности. Они выполняются без применения учебников, учебных пособий, справочников и другой литературы.
При разработке тестов использованы формы: открытая, закрытая и установление соответствия нескольких элементов, фактов, характеристик и пр.
При выполнении тестов применяются инструкции: «Отметьте правильный ответ»; «Дополните»; «Установите соответствие»; «Выберете правильный ответ».
Успешность выполнения тестов оценивается по методике В.П. Беспалько.
ТЕСТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
1. Отметьте правильное определение педагогики:
а) педагогика − искусство, которое опирается на передовые достижения всех наук;
б) педагогика − наука о закономерностях развития воспитания, разрабатывающая цели, задачи, методы, содержание воспитания;
в) педагогика − наука, имеющая свой предмет и методы изучения.
2. Отметьте правильное определение воспитания в узком педагогическом смысле:
а) воспитание − вечная общественно-историческая категория, выражающаяся в передаче опыта, накопленного предшествующими поколениями;
б) воспитание − целенаправленный систематический процесс воздействия на личность формирования всех духовных и физических сил и под готовки к трудовой жизни;
в) воспитание − целенаправленный систематический процесс воз действия на личность, формирование мировоззрения и характера с учетом соблюдения норм и правил поведения в обществе.
3. Дополните. Основателем школы «Дом радости» является итальянский
философ-гуманист ...
4. Отметьте правильный ответ. На развитие личности оказывают влияние:
а) наследственность, среда, воспитание;
б) наследственность, обучение;
в) обучение, воспитание, среда.
5. Отметьте наиболее правильное определение развития:
а) процесс становления и формирования личности под влиянием внешних и внутренних факторов;
б) процесс качественных изменений врожденных и приобретенных свойств;
в) процесс физического, психического, социального созревания, охватывающий количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.
6. Дополните. Гуманистическое движение зародилось в ...
7. Отметьте правильный ответ. Фундаментом педагогического мастерства являются:
а) педагогические способности и умения;
б) общая высокая культура, эрудиция;
в) любовь к детям, к своей профессии, багаж знаний, умений и навыков, приобретенных в педагогическом учебном заведении.
8. Установите соответствие
Виды осанки Характеристика
1. Красивая выразительная а) уверенность в своих силах, знаниях
2. Прямая походка, собранность б) показатель внутренней слабости,
неуверенность в себе
3. Сутулость, опущенная голова в) показатель внутреннего достоинства
личности
9. Дополните. Фразу «Пустые глаза − пустая душа» сказал ...
10. Установите соответствие
Компоненты Характеристика
пантомимики
1. Осанка а) положение, которое занимает педагог во время своей работы
2. Манера б) внешняя форма поведения педагога
3. Поза в) движение рук, головы с целью придания большей
выразительности
4. Жесты г) манера держать себя (положение стана, корпуса, плеч)
11. Установите соответствие
Педагогические Определение (характеристика)
способности
1. Перцептивные а) позволяют устанавливать правильные взаимоотношения
с детьми
2. Организаторские б) умение проникать во внутренний мир ребенка, видеть
его состояние
3. Эмоциональная в) способность создать коллектив и делать его
устойчивость инструментом формирования личности каждого ребенка
4. Коммуникативные г) способность управлять своим психическим внутренним
состоянием
12. Установите соответствие
Техника речи Характеристика
1. Речевой голос а) умение правильно произносить гласные, согласные звуки
2. Речевое дыхание б) энергетическая база речи
3. Дикция в) профессиональное орудие учителя
4. Ритмика г) скорость и длительность звучания слов, слогов
13. Дополните. Понимание эмоциональных состояний другого человека и умение сопереживать называют ...
14. Отметьте правильный ответ. С каким из видов барьера взаимопонимания людей мы встречаемся, говоря о феномене «розовых очков»?
а) эмоциональный барьер;
б) мотивационный барьер;
в) моральный барьер;
г) эстетический барьер.
15. Отметьте правильный ответ. К какому виду педагогических способностей относится умение пополнять запас знаний, творчески разрешать проблемы педагогического процесса, способность к соответствующей области знаний, науки?
а) академические способности;
б) креативные способности;
в) дидактические способности;
г) суггестивные способности.
16. Отметьте правильный ответ. К какой группе методов относятся приучения, поручения, упражнения, игровые ситуации?
а) методы организации деятельности детей;
б) методы формирования сознания;
в) методы стимулирования положительного поведения.
17. Отметьте правильный ответ. Коллектив − это:
а) группа людей, объединенная общими целями, интересами;
б) группа людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации;
в) группа людей, объединенная на какой-то непродолжительный промежуток времени общими целями, интересами, общением, не противоречащими общественным нормам.
18. Отметьте правильный ответ. Самый эффективный прием педагога, направленный на формирование личной инициативы у подростков в общих интересах, − это:
а) навести на самостоятельное решение вопроса или проблемы; не торопиться высказывать свою точку зрения;
б) дать совет;
в) порекомендовать новые книги, методическую литературу, где можно найти ответ на тот или иной вопрос.
19. Отметьте правильный ответ. Эстетическое развитие − это:
а) длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений к эстетической деятельности;
б) формирование эстетических суждений, чувств, восприятий;
в) воспитание средствами искусства, направленное на развитие восприятия искусства.
20. Отметьте правильный ответ. Умственное воспитание − это:
а) целенаправленное, систематическое воздействие на детей с целью подготовки их к школе, к труду;
б) целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей и воспитание нравственного отношения к окружающему миру;
в) целенаправленная деятельность педагога и детей по развитию умственных способностей детей, по формированию культуры умственного труда и овладению системой научных знаний.
21. Отметьте правильный ответ. Кто сказал, что ребенок − это чистая доска и на ней можно писать все что угодно?
а) Р. Оуэн;
б) Ж.Ж. Руссо;
в) Д. Локк;
г) И.Г. Песталоцци.
22. Отметьте правильный ответ. Какой наиболее точный критерий оценки результативности воспитательной деятельности?
а) систематическое и последовательное совершенствование личности обучающегося.
б) уровень воспитанности обучающихся.
в) разнообразие видов и форм деятельности обучающихся.
23. Дополните. Категорию людей, считающих ответственными за результаты своей деятельности самих себя, принято называть …
24. Отметьте правильный ответ. Предметом педагогической науки считается:
а) процесс становления личности;
б) процесс воспитания;
в) процесс формирования системы образования.
25. Дополните. На основе культурно-гигиенических навыков у детей формируются …
Для подготовки выполняемых заданий необходимо:
Изучить предложенные Академией учебные материалы;
Произвести самостоятельный поиск в сети Интернет «свежих» научных публикаций, обзоров, справочных материалов, обсуждений по теме реферата.
Учебные материалы по дисциплине можно найти в библиотечной системе: http://www.twirpx.com/
Рекомендуемая литература
Андреев А.А. Педагогика высшей школы. - М.: Вузовский учебник, 2010. – 543 с.
Громова М. Педагогика высшей школы. - М.: Высшее образование, 2010. - 432с.
Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под. ред. академика АПН СССР А.В. Петровского. - М.: Академия, 2009. – 446 с
Пианов Р.С. Педагогика высшей школы. - Мн.: Университет, 2009. - 256 с.
Дополнительная литература
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер,2000.
3. Бингхэм Р., Дрю С. Искусство быть студентом. Руководство по навыкам обучения. – М.: ПИППО/ HIPPO, 2004.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа,1991.
5. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге ХХI века.- М.,1993.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы.- М.: Харвест, 2006.
7. Зимняя И.А. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. – М.: Издательский сервис, 2005.
8. Инновационная политика высшего учебного заведения (под ред. Федосовой Р.Н.). – М.: Экономика, 2006.
9. Кроль В.М. Психология и педагогика.- М.: Высшая школа, 2004.
10. Коржуев А.В., Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании.- М.: издательство Московского университета, 2003.
11. Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Компетентностный подход как новая парадигма студентоцентрированного образования.- М.: РИВШ, 2007.
12. Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Модульный подход в системе высшего образования. – М.:РИВШ, 2006.
13. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. Петровского А.В.- М., 1986.
14. Психология мотивации и эмоций: учебное пособие / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Фаликман М.В. – М.: ЧеРо:Московский психолого-социальный институт, 2002.
15. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЭКМОС,1999.
16. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издат.центр «Академия», 2007.
17. Тройнев В.А., Мкртчян С.С, Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. (Обобщение отечественной и зарубежной практики). - М.: Изд. ИТК «Дашков и К», 2007.
18. Филлипов В.М., Агранович Б.Л., Арсеньев Д.Г. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы.- М.: Логос,2006.
19. Хуторской А.В.Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001.
20. Шпаковская Л.М. Политика высшего образования в Европе и России.- М.: НОРМА, 2007.
21. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования.- М.,1994.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.edu.ru.
2. Документы на сайте Федерального агентство по образованию [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ed.gov.ru.
3. Документы на сайте Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mon.gov.ru.
4. Федеральные целевые программы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.programs-gov.ru/cgi-bin/fcplist.cgi