ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО И СТЕРЕОТИПЫ
Женщины и девочки составляют половину населения планеты, что равнозначно половине потенциала человечества. Гендерное равенство, одно из важнейших прав человека, играет ключевую роль в деле обеспечения мира и согласия в обществе и полноценной реализации человеческого потенциала на основе устойчивого развития. Доказано, что вовлечение женщин в жизнь общества обеспечивает рост продуктивности и экономический рост. Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек являются незавершённой задачей нашего времени и величайшей проблемой в области прав человека в сегодняшнем мире.
Гендерное равенство и стереотипы
Задание 1 / 6 Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.
До сих пор в некоторых странах существует гендерное неравенство. Когда люди говорят о гендерном неравенстве, они обычно имеют в виду ситуации, в которых женщинам и девочкам предоставляется меньше прав или возможностей по сравнению с мужчинами и мальчиками. Какие из перечисленных ниже фактов свидетельствуют о наличии проблемы гендерного неравенства в мире? Отметьте все верные варианты ответа.
| В государстве Руанда доля женщин в парламенте составляет 58%. |
| В Центральной Африке доля девочек, которые поступили в начальную школу и непрерывно учились, став выпускниками средней школы, значительно меньше, чем доля мальчиков |
| Согласно данным Международной организации труда женщины по всему миру зарабатывают в среднем на 20% меньше, чем мужчины |
| Считается, что в современном мире женщинам предоставляется примерно 75% юридических прав, которыми обладают мужчины. |
| В 2018 г. в мире было около 750 миллионов неграмотных (от 15 лет и старше). |
| При нормальном соотношении полов на 98–99 мальчиков приходится 100 девочек. Однако в Китае, Индии и других странах Азии это соотношение может составлять 110-120 мальчиков на 100 девочек |
Задание 2 / 6 Воспользуйтесь таблицей «Уровень грамотности в мире», расположенной ниже. Отметьте в таблице нужные варианты ответа. По данным приведённой справа таблицы, в 2014 г. уровень грамотности был ниже у женщин, чем у мужчин, и среди взрослого населения мира, и среди молодежи. Могут ли перечисленные ниже особенности образования и образа жизни мужчин и женщин оказывать влияние на различие в уровне грамотности мужчин и женщин во всем мире? Отметьте один ответ в каждой строке.
Может ли оказывать влияние на различие в уровне грамотности мужчин и женщин во всем мире? | Да | Нет |
За последнее время всё больше молодёжи во всём мире получает образование | | |
В странах с низким уровнем социально-экономического развития для улучшения материального состояния семьи девочек рано выдают замуж, они бросают школу, в отличие от мальчиков | | |
Школы во многих странах получают государственную поддержку и финансирование. | | |
В некоторых странах получение образование для мальчиков считается более важным, чем для девочек, потому что в дальнейшем у мальчиков будет больше возможностей устроиться на работу. | | |
В бедных странах образование не получают 19% детей младшего школьного возраста (примерно от 6 до 11 лет), тогда как в богатых странах этот показатель составляет 2%. | | |
Девочки более усидчивы и спокойны, чем мальчики. | | |
В некоторых странах многие девочки, в отличие от мальчиков, прекращают обучение в школе, так как они должны заниматься домашним хозяйством и младшими детьми, что в этих странах традиционно является обязанностью женщин. | | |
Уровень грамотности в мире: женщины и мужчины, взрослые и молодёжь, 2014 г.
Индикатор | От 15 лет и старше | Среди них молодежь (15-24 года) |
Уровень грамотности населения в мире | 85,3 % | 90,6 % |
Уровень грамотности, мужчины | 89,2 % | 92,6 % |
Уровень грамотности, женщины | 81,5 % | 88,6 % |
Задание 3 / 6 Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.
При подготовке доклада о положении женщин в современном мире Анна и Виталий использовали информацию: «В современном мире доля грамотных девушек в возрасте 15 – 24 лет достаточно высока, и она превышает долю грамотных девушек этого возраста в поколении их матерей». Виталий предложил вставить в доклад выводы о том, что в результате через 10-20 лет, когда эти девушки сами станут матерями, произойдёт следующее:
• больше девушек получат законченное среднее и высшее образование,
• больше женщин откроют свой бизнес,
• больше женщин будут иметь работу, а не заниматься домашним хозяйством.
Анна возразила: «Перед тем, как делать эти выводы, нужно найти ответы на некоторые уточняющие вопросы».
Ответы на какие из перечисленных вопросов помогут сделать выводы Виталия более обоснованными? Отметьте все верные варианты ответа.
Смогут ли семьи девушек оплачивать среднее и высшее образование, если оно платное?
Будут ли в ряде стран приняты законы, позволяющие женщинам заниматься бизнесом самостоятельно, без участия мужчин?
Будет ли достаточное количество рабочих мест, чтобы обеспечить работой и мужчин, и женщин?
Во сколько лет мальчики и девочки поступают в начальную школу?
Будет ли построено достаточное количество детских садов, чтобы женщины могли работать, а не сидеть с детьми дома?
Сколько в среднем тратят родители в разных странах на обучение одного ребёнка в начальной школе?
Будут ли востребованы через 10-20 лет профессии, которые получают девочки в институтах?
Будет ли организовано горячее питание для детей в детских садах?
Задание 4 / 6
Прочитайте текст «Во многих странах не все девочки заканчивают средние школы»
Во многих странах не все девочки заканчивают средние школы
Во многих странах мира в целом удалось достичь успехов в достижении гендерного равенства в образовании. Тем не менее в некоторых арабских государствах и странах Африки миллионы девочек не заканчивают среднюю школу. Для того, чтобы изменить эту ситуацию в образовании, правительства ряда стран принимают различные меры: краткосрочные, эффект от которых ожидается в ближайшее время, и долгосрочные, эффект от которых может проявиться годы и десятилетия спустя.
Для ответа на вопрос выберите в выпадающих меню нужные варианты ответа. Какие из перечисленных ниже мер, которые предпринимают в разных странах для того, чтобы девочки продолжили обучение в средней школе, являются краткосрочными, а какие – долгосрочными? Выберите в выпадающем меню «Краткосрочная» или «Долгосрочная» для каждой меры. Выберите нужные варианты ответа в выпадающих меню.
Меры | Долгосрочная или краткосрочная |
Увеличить минимальный возраст вступления в брак для девушек | Выберите Долгосрочная краткосрочная |
Провести благотворительную акцию и выдать ученицам бесплатные учебники и школьные принадлежности при переходе из начальной школы в среднюю | Долгосрочная краткосрочная |
Распространить среди школьниц листовки о важности получения образования | Долгосрочная краткосрочная |
Провести беседу учителей с родителями о необходимости среднего школьного образования не только для мальчиков, но и для девочек | Долгосрочная краткосрочная |
Ввести в законодательство статью о том, что получение среднего школьного образования и мальчиками, и девочками является обязанностью их родителей или опекунов | Долгосрочная краткосрочная |
Привезти в школу перед началом учебного года и раздать девочкам платки и средства личной гигиены | Долгосрочная краткосрочная |
Принять закон об обязательной организации бесплатного питания для обучающихся в средней школе | Долгосрочная краткосрочная |
Задание 5/6 Прочитайте текст «Гендерные стереотипы», расположенный снизу.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы – это распространённые представления об особенностях ролевого поведения мужчин и женщин в обществе. В некоторых странах действует запрет на использование гендерных стереотипов в рекламе. В рекламных роликах нельзя показывать сюжеты, где утверждается, что место женщины исключительно на кухне. Запрет распространяется только на те сюжеты, которые связывают определённые занятия человека с его полом. Если в рекламе женщина готовит ужин – нормально. Но если видео подразумевает, что только женщины должны готовить – это негативный гендерный стереотип, который попадает под запрет
Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. Ниже перечислены несколько сюжетов рекламных роликов. Какие из них НЕ попадут под запрет с точки зрения использования гендерных стереотипов? Отметьте все верные варианты ответа.
Реклама супов: жена варит суп детям и мужу, муж смотрит футбол с друзьями.
Реклама интернет-магазина: папа, мама и ребенок заказывают себе товары, обсуждают удобство доставки.
Реклама дорогого автомобиля: несколько хорошо одетых мужчин путешествуют в автомобилях по разным странам.
Реклама фруктового сока: папа и мама кормят малыша и дают ему сок.
Реклама сети кинотеатров: мама, папа, бабушка и дедушка с двумя детьми посещают разные кинотеатры одной сети.
Реклама средства для мытья посуды: маленькая девочка, её старшая сестра, мама, бабушка по очереди моют посуду
Задание 6 / 6
Воспользуйтесь изображениями «Учитель и ученик», расположенными снизу. Запишите свои ответы на вопросы.
Девятиклассники готовились к последнему звонку. Для презентации они нашли в Интернете множество изображений по запросу «учитель и ученики». Когда ребята отбирали изображения, Игорь сказал, что все они отражают гендерные стереотипы. Майя возразила ему: « Все изображения соответствуют действительности » – сказала она.
Запишите ответы на два вопроса:
Какую общую особенность изображений Игорь мог назвать гендерным стереотипом? Запишите свой ответ.
2. Какой аргумент могла бы привести Майя в защиту своего мнения? Запишите свой ответ.