Исследовательское задание по конкретной проблеме.
«Опыт использования на уроках современных интерактивных ресурсов (мультимедийного презентационного, видео-аудиооборудования и др)»
Данную педагогическую практику я проходила в городе Балаково, Саратовской области. МАОУ СОШ № 19 предоставила мне такую возможность. Активную практику я осуществляла с школьниками параллели 4-ых классов. Данную тему я выбрала, так как считаю ,что использование ТСО очень важно на уроках иностранного языка. Я столкнулась с данной проблемой в ходе своей практики и решила описать свой опыт в данном задании.
Технические средства обучения (ТСО) при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Много новых возможностей ТСО открывают для проведения вне учебной и досуговой работы с детьми. ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства вплоть до персональных компьютеров стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых.
На уроках иностранного языка без ТСО невозможно представить любой урок, любого формата. Например, на моих уроках, во время практики я использовала не так много раз. Объясню почему. Школа, в которой я проходила практику, не слишком «богата» техническими средствами. В классе, в котором я проводила уроки, есть только компьютер, а проектора или телевизора нет. Поэтому приходилось распечатывать все нужные материалы для наглядности или раздаточный материал. Конечно это трата и денег, и бумаги, и времени. Очень сложно было работать только на бумаге или только с доской. Но к счастью, мне иногда везло, и я проводила несколько(2-3) уроков в хорошо оборудованном классе.
На первом уроке я объясняла новую тему, используя несколько коротких видео, которые очень ярко и четко-иллюстрировано показана данная тема, которую мы разбирали на уроке «открытие нового знания». Дети очень заинтересовано смотрели мультфильмы и пытались уловить смысл, перевести. Данные анимационные видео я показывала детям, чтобы они поняли тему урока самостоятельно. На удивление, большинство детей сразу поняли, что мы будем обсуждать в дальнейшем. Я думаю, из-за того что видео были очень яркие, понятные, графически идеальные и немного с «субтитрами», дети легко могли догадаться о теме урока. По ФГОС, на уроках открытия новых знаний, учитель не должен называть тему урока, он должен подвести к этой теме так, чтобы дети сами могли выяснить какая же новая тема будет. Думаю как раз использование проектора и доски, я успешно смогла справиться с поставленной задачей. Данный вид работы у меня был в самом начале урока, после речевой разминки обучающихся.
На еще одном уроке, я для ребят приготовила видео с физкультминуткой, которая тоже предусматривается как обязательный пункт по федеральным гос. стандартам. Когда учитель просто читает какую-то рифмовку с методички и дети пытаются повторить за ним, согласитесь это не совсем хорошо и весело. Но когда преподаватель показывает видео, в котором человек или какой-нибудь вымышленный персонаж танцует, при этом поет песенку, дети в восторге. Особенно, если это дети 2-4 класса. У детей сразу глаза блестят, и они пытаются повторить движения и слова за их «новым другом». Так как я вела у 4-ых классов, я поняла, что для них очень важно, чтобы кроме учителя, на уроках у них появлялись новые персонажи. Как раз в видео, или в презентации , или даже в учебниках всегда есть какие-то персонажи с кем обычно детям приходятся работать. Физкультминутку я проводила где-то в середине урока.
На третьем уроке, я готовила детям викторину. Презентация как ни кстати помогла мне в этом вопросе. Оформив все красочно и с интересными переходами и гиперссылками, я могла заинтересовать детей на интеллектуальную викторину. В этой презентации я использовала и анимацию, и различного рода таблицы, и переходы, и звук вставила, чтобы был небольшой фон во время викторины. Для детей это было явно что-то новое и интересное. Сразу видно, что их учителя не так части используют ТСО на уроках, но это вина не «ленивых» учителей, а скорей всего то, что школа не оборудована как надо для второго десятилетия 21 века. Данная презентация была в течение всего урока.
При использовании технических средств обучения соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. К компьютеру и проектору дети не допускались. Мокрыми руками нельзя прикасаться к ЭВМ и проектору. Без присмотра не оставляла включенным компьютер, проектор, магнитофон. Все условия по технике безопасности соблюдались.
Сложности при подготовке всего этого конечно у меня вызывали. Во-первых, скачать видео из интернета оказалось не так- то просто. Пришлось для этого скачивать много программ на компьютер, чем вызвало заражение многими «вирусами» на сам ЭВМ. Так как компьютер не такой уж и новый и мощный, присутствовали проблемы по загрузки программ Power Point и Word Point. Во время урока приходилось много уделять внимание компьютеру, переключая слайды , включая/ выключая видео и тд. Дети остаются без внимание, когда сосредоточенно пытаешься вернуться на какой-то другой слайд, или включить другое видео.
В заключении хочется сказать, что если по итогу практики меня спросили мои пожелания и предложения, я конечно же обратили их внимание на необорудованность школы в плане техники. Любой урок, не важно иностранного языка или географии, станет более интересным и запоминающимся для детей вместе с ТСО.
Составление социально-педагогическую характеристику класса
В 4 А классе всего 30 детей. В среднем дети в возрасте 9-10 лет. В данном классе больше мальчиков, чем девочек.
Дата формирования класса 01.09.14 год. В течение двух лет в класс приходили новенькие. Есть двое учеников, которые покинули школу из-за переезда в другие районы города. Слияние с другими коллективами не было. Класс стабильно был под руководительством Анастасии Эдуардовны с самого первого класса. Класс является обычным. Нет каких-то профилей или направленностей. В конце каждой четверти выезжают куда-нибудь за город. Время провождение зависит, конечно, от сезона и от пожеланий детей. Решается все вопросы родительским комитетом.
а) наличие лидеров в классе я не заметила. Есть очень много эмоциональных звезд, которые требуют огромного внимания к себе. Они могут с подвигнуть детей, которые по слабее характером, на новую эмоцию. Например, в классе есть девочка Саша, которая хорошо и очень близко дружит с другой девочкой Дашей. Они всегда вместе. Однажды к Саше подошел мальчик Петр и дернул за косички ее. Саша вместо того, чтобы просто принять это как знак внимания, приняла это за «рукоприкладство» и начала сильно плакать и звонить родителям. При этом ее подруга Даша начала делать тоже самое, хотя к ней эта история никак не относилась. То есть эмоциональный фон подруги «передался» через их крепкую дружбу другой девочке. Так же в классе есть мальчик Иван, которых легко может закричать по средине урока или начать вставать и ходить по классу.
б) за то время, которое я с ними провела, работая над своей внеклассной работой, я не заметила детей «изгоев». Но в классе есть мальчик, к которому все хорошо относятся, но сам он очень закрытый и тихий мальчик. Пообщавшись с их классным руководителем, я поняла почему такой хороший мальчик ведет не очень активную работу как на уроках, так и на перемене. В его семье очень много человек: 4 ребенка, мама и папа, бабушка. Живут они в двухкомнатной квартире, и всегда шумно, и , приходя в школу он старается «отдыхать» от всей суеты и шумихи, не разговаривав ни с кем и не играя.
в) что касается взаимоотношения внутри класса, я могу сказать, что это самый дружный и самый яркий класс из параллели. Мальчики и девочки гармонично общаются друг с другом. Не замечала никаких крупных ссор, чтобы вмешался классный руководитель. На уроках они сидят парами: мальчик-девочка. При парной работе не возникает никаких проблем. Спокойно реагируют на похвалу, но на критику друг друга иногда реагируют с насмешкой или ухмылкой.
4. а) дети получают оценки, которые показывают их уровень знаний Разговаривая с их классным руководителем, она мне пояснила, что никогда не завышала или занижала отметки. Всегда старалась объективно оценить знаний и умения ученика. Из 30 человек 11 является круглыми отличниками на протяжении всей начальной школы, если учесть то, что оценки им начали выставлять в 3 четверти второго класса. 15 учеников являются хорошистами. И всего 4 ученика имеют по одной тройки, причем по основным предметам: математика или русский язык. К оценкам дети относятся спокойной, но иногда думают, что учителя несправедливо ставят оценки и подходят с вопросами «а почему ей 5,а мне 4?». Но это в редких случаях. Как нестранно, дети увлеченно любят заниматься самостоятельно. Если это такие уроки как труд или рисования, любят спокойной сидеть что-то творить и потихоньку общаться с соседом по парте.
б) класс характеризуется небольшой отвлеченностью. Особенно те дети, которые сидят на крайних рядах. Первый ряд отвлекается на улицу(смотрят в окно),третий ряд рассматривает постеры. Но их можно быстро вернуть в темп урока, задав кому-нибудь вопрос по теме. Есть один мальчик, который неадекватно может себя повести. Может легко кинуть ножницы в своего товарища, если учебная или внеклассная работа предусматривает данный инструмент. Перемена проходит очень шумно, как в коридоре, так и в классе. Учителя всегда пытаются выпроводить учеников в коридор, потому что класс слишком мал для их веселья. В коридорах всегда стоят дежурные учителя, которые следят за безопасностью на перемене.
в) С организованностью дела обстоят плохо. Во время моего классного часа, я должна была поделить целый класс на 3 команды. И они должны были перемешаться и обновить свое рабочее место. Это был хаос. Все одновременно начали перемещаться. Может тут я допустила ошибку при делении класса на команды. Не исключаю. Но тихо и спокойно это «деление» не прошло.
г) По моему мнению, родители дома не занимаются с детьми и не объясняют, что такое правила этикета или просто правила в обществе. Если кто-то опаздывал на мои уроки, он/она могли просто зайти в кабинет, и даже не сказав «Прошу прощение, можно войти?» просто войти и сесть на свое место. На вопрос «Вас не учили правильно заходить после звонка?» они отвечали мне «мы так всегда делаем». Но с самого начала моей активной практики, я научила, надеюсь, заходить правильно после звонка. Но даже на мой открытый урок, двое смогли опоздать, но зашли с фразой «Извините, можно зайти?». Так же в порядке вещей было зайти после звонка с булкой или пиццей. Они могли бы доедать быстрей-быстрей прямо во время урока или положить еду на парту. Общение со сверстниками проходит на молодежном сленге. Иногда вырывались нецензурные слова. Но учитель и я делали замечания. С учителем соблюдали дистанцию в общении «учитель-ученик». Дети старались делать друг другу замечания, если кто-то высказался некорректно или пришел после звонка.
5. Очень многие дети любят рисование. Даже на моих уроках, особенно девочки, пытались, что то разукрасить или нарисовать. Так же некоторые парни занимаются спортом. Ходят в спорт. секции, танцевальные клубы, художественная школа. В классе были две девочки, которые активно стараются мне помогать во время перемены: вытереть с доски, раздать тетрадки или наоборот собрать.
6. Петрова Виктория занимала два года подряд 1 место в олимпиаде по окружающему миру, комментируя это тем, что всегда было интересно, что такое природа, где мы живем и чем дышим. Сомолец Роман учувствовал в соревнованиях по футболу среди начальной школы, и заняли там 2 место.
7. Класс еще не делится на какие-то секции: другими словами у них нет лидера, и ответственные за какой-либо вид деятельности. Есть дежурные, которые помогают учителю во время перемены, в начале и конце урока. Мне кажется, что класс находить на второй стадии становления класса как коллектива. На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива.
8. В заключении, хочется сказать, что класс еще находиться на низком уровне по правилам этикета и норм поведения в обществе. Может, стоит провести классный час на эту тему, или поговорить с родителями на собрание, что те больше проводили бесед на такие темы. Общий вывод заключается в том, что будь я их классным руководителем, я бы выбрала другую тактику и методику для их формирования как личностей в обществе. Стоит, конечно, обратить внимание на немного особенного ребенка, который легко может встать посредине урока и пойти по классу. Ко всему сказанному , хочется добавить то, что нужно обращать пристальное внимание на группировки, которые могут появляться вскоре, чтобы не было разлада между детьми.
9. Проводила на классных часах тесты, викторины, игры. Именно данные разработки помогли мне составить общую картинку класса как детского коллектива.
Методическая разработка воспитательного дела и его самоанализ.
Анализ подготовительного этапа воспитательного дела.
Тема классного часа для обучающихся 4 А класса(10 лет): Мир во всем Мире.
Форма: беседа
Место провидение: их рабочий класс.
Задачи и цели мероприятия:
- помочь детям осознать личную причастность к делу сохранения мира;
- формировать чувство личной ответственности и сопричастности к сохранению мира.
-сформировать фундаментальные и вторичные свойства и характеристики человека и общества, которые нужны нам для сохранения мира.
-помочь детям сформулировать свое понятие «Мир».
-оповестить детей о том, что существует праздник Мира, который является международным.
ТСО: компьютер, колонки, проектор, доска.
Материалы: ножницы, клей, карандаши, бумага, картонки в виде домиков.
Организационный момент: Поделить класс на 4 команды для деловой игры «Кирпичики мира».
Дети были осведомлены о данном мероприятии за неделю на уроке английского языка, когда я проводила урок у всего класса.
Познавательная деятельность, проблемо-ценностное общение.
Ход мероприятия:
Открыта презентация на 1-ом слайде. Вступление.
Учитель: Здравствуйте, дети.
Дети: Здравствуйте!
Учитель: На дворе уже конце сентября, и сегодня я хочу с вами поговорить на очень серьезную тему. Даже не смотря на ваш возраст, вы все уже достаточно взрослые, чтобы размышлять глобально. Хочу задать вам один вопрос: как вы считаете, что символизирует белый голубь? *Слайд 2* (Дети отвечают)
Учитель: Ребята, вы правы. А вы знаете, почему именно белый голубь символизирует миротворчество? (Дети отвечают) Вы, наверное, знаете, кто такой Марс? (Дети отвечают.) Это бог войны в Древнем Риме. Он был очень грозным и любил кровопролития. Но однажды с ним произошла одна история. Как обычно, Марс собирался на войну. Он уже полностью надел свои доспехи, взял оружие, и ему оставалось только надеть шлем. Но когда он захотел его взять, то увидел, что в шлеме свила гнездо голубка, которая умоляюще смотрела на бога войны, как будто прося не разорять гнездо и дать ей вырастить птенцов. Грозный бог пожалел маленькую птицу и не стал тревожить ее. Но поскольку без шлема он не мог начать войну - ведь его доспехи не были полными, то на Земле воцарился мир. Поэтому голубя с древнейших времен считают птицей мира. Вам понравилась эта история?
Дети: Да. Очень интересная история.
Учитель: На ваших партах лежат какое -какие заготовки. Я хочу, чтобы вы сделали своих голубей Мира и повесили в вашем классе, чтобы в вашем классе не было ссор и драк, а всегда царило гармония и спокойствие.
Пока дети изготавливают и развешивают голубей, в классе звучит красивая мелодия. 3 слайд презентации.
Учитель: Ну вот, еще красивее и уютнее стало в вашем классе. Надеюсь, вы их сохраните. Пусть они будут рядом с вами и охраняют вас от любых невзгод.
Дети: Спасибо, Юлия Сергеевна.
Учитель: Теперь я хочу, чтобы вы обратили внимание на слайд.(Слайд 4) Давайте вместе с вами прочтем несколько миротворческих посланий всему Миру.
Некоторые ученики читают данные послания на слайдах.
«Не делай другому того, от чего больно тебе».
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
«В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
Учитель: Давайте выясним: каков же общий смысл этих высказываний?(Дети отвечают) Я думаю, что люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу. Вы согласны со мной?
Дети: А что такое толерантность?
Учитель: Очень хороший вопрос. Я знала, что вы зададите мне его. Давайте посмотрим на слайды.
Все обращают внимание на презентацию.
Учитель: Давайте прочтем на слайде, что же такое «толерантность». Слайд 5
«Толерантность означает уважение к взглядам, нравам, религии, особенностям внешности других людей и народов.» Так же с латинского данный термин переводится как «терпимость». Синонимом толерантности является уважение. Это качество характера, которое характеризует умение относиться к другим людям, как к равноправной личности, не показывая своей неприязни по отношению к представителям другой расы, сословия и национальности. Теперь вы понимаете, что такое толерантность?
Дети: Да!
Учитель: А теперь я хочу поиграть с вами в деловую игру.(на фоне включить слайд 6) В начале нашей беседы, я поделила вас на 4 команды. Будете работать сообща, командой. Обратите внимание пожалуйста на мой домик Мира. Он очень яркий,красочный, большой. Что вы видите на крыши этого дома?
Дети отвечают : слово «МИР»
Учитель: Правильно. Сейчас каждой команде я раздам комплект кирпичиков. на которых написаны характеристики человека и общества в целом, которые поддерживают Мир и спокойствие. Вам нужно построить свой домик Мира. Выкладывать кирпичики нужно по три в ряд. Как у меня в домике. Вам нужно соблюдать следующее правило: в нижнем ряду - фундаменте - должны быть понятия изначальные, без которых невозможно все остальное; средний ряд - понятия, которые вырастают из фундамента, помогая достичь 3-го ряда, в котором должны находиться понятия, важные для всего общества и каждого человека. На строительство своего дома я да вам 5 минуток. Подумайте хорошо, какие качества являются фундаментом Мира, а какие самые важные понятия.
На фоне звучит мелодия. Учитель подходит к каждой команде, пытаясь помочь построить дом. Дети заканчивают строить свои домики.
Учитель: Итак, давайте один представитель команды, выйдет к доске и расскажет про их дом.
И лидер каждой команды выступает с презентацией командной работы.
Учитель: Мне так понравились ваши дома. Надеюсь ,что вы их тоже оставите в своем классе вместе с голубями, будете смотреть на них и вспомнить, что же нужно Миру для Мира и спокойствия. Слайд 7. Спасибо огромное, мой дорогой 4А за эту возможность поговорить с вами на столь серьезную тему. Будьте миролюбивы, толерантны, добры, вежливы к другим людям и Мир так же будет относиться к вам.
Давайте подними веселые смайлики, если вам понравился классный час и грустные смайлики если вас вовсе ничего не заинтересовало.
*дети поднимают смайлики*
Учитель: Спасибо за вашу честность.
Дети: Спасибо Вам, Юлия Сергеевна!
Учитель: Всегда, пожалуйста. До новых встреч!
Анализ хода воспитательного дела.
Могу сказать, что данный сценарий классного часа уместился по времени в 41 минуту. Еще 4 минуты мы потратили на фото-отчетность. Все прошло без импровизации. Четко по сценарию. Только немного хаотично получилось деление всего класса на 4 команды.
Дети были заинтересованы данной темой чуть больше среднего. Я полагаю, что именно то, что я подготовила им вырезание голубей и построение домиков , и это заинтересовало их. Никакой класс, даже 8, не любит сидеть просто так 45 минут. Они увлеченно пытались по шаблону нарисовать голубя и вырезать его аккуратно. Потом они походили к доске и клеили их. Подвижность-это залог успеха.
Атмосфера данного мероприятия была творческой. То ,что я планировала, то и смогло осуществиться на деле. Я пыталась сделать этот классный час не просто беседой в 45 минут, а творческим классным часом. Я люблю, когда дети увлеченно делают что-то своими руками. Я думаю тем самым, кто-то из учеников может открыть в себе скрытые таланты или чему-то научиться. Произошел один конфликтный момент, девочка с мальчиком в одной команде поругались из-за того, кто пойдет представлять их команду на отчетном выступлении. Девочка услышала в свой адрес какую-то неприятную вещь от мальчика, и та высказалась нецензурным выражением на весь класс. Я просто решила посадить ее в наказание и пригласила совершенно другого человека из их команды.
Те детишки, которым нужно было внимание, я назначила моими помощниками. Помогали мне подготовить материал и всем раздать его, и убраться после самого дела.
Я была довольно-таки доброжелательной, приятно одетой, с хорошей поставленной речью. Детям было приятно работать со мной. Задавали многие вопросы , такие как «Юлия Сергеевна, а вы с нами до конца года останетесь?», «А вы следующий урок будете тоже с нами?», «Вы такая хорошая, можете остаться навсегда с нами?». После классного часа они подошли ко мне и сказали, как им понравилась данная беседа и они очень рады, что я с ним и разговаривала на такую серьезную тему. Если были какие-то замечания в сторону детей, эти замечания были тактичны, без криков и тон голоса был средним.
В ходе классного часа были словесные поощрения: «Молодцы», «Вы правильно думаете /догадались», «Хорошая работа».
Результативность воспитательного дела
Я считаю, что все цели и задачи, которые я поставила перед собой, проводя это воспитательное дело, я достигла. По моему мнению, я достаточно четко и понятно объяснила детям, что в наше непростое время нужно быть терпеливым, уважать друг друга и любить. И, конечно же многие еще критерии существуют для поддержания Мира во всем Мире. Думаю, я воспитала в них такие качества как толерантность, доброта и уважение.
Такую серьезную тему как «Мир во всем Мире» , я провела для обучающихся 4 класса. Возрастная категория: 9-10 лет. Пожалуй, это идеальный возраст, чтобы они узнали о некоторых понятиях, которые сохранят в их жизнях спокойствие и гармонию.
Наверное, самый удачный момент моего воспитательного действия был, когда они строили домики мира своими командами. Они общались и делились своими мнениями, какие фундаментальные понятия, а какие второстепенные. Потом лидер команды выходил и представлял командную работу и рассказывал от лица всех членов команды. Я считаю, что я завоевала авторитет у детей данного класса. Они воспринимали меня как взрослого, опытного педагога или классного руководителя.
В конце мероприятия я попросила поднять смайлики веселые- если им понравилось, или грустные, если немного было скучно. 95% класса подняли веселые смайлики, другие 5% просто не так активно принимали участие в воспитательном деле.
Думаю, я заслужила положительную оценку за воспитательное дело. Я готовилась к данному мероприятию на протяжении 4 дней. Рисовала, вырезала, искала в интернете картинки, подготовка презентации, музыка. Было сложно готовить материал и информацию на весь класс, потому что учитель иностранного языка работает обычно с половиной класса, но я попыталась справиться с данной проблемой. Пожелание самой себе: продумывать до мелочей как поделить весь класс на команды без шума и суеты, которые могут занять много времени.
Моя педагогическая практика