СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание выполнено

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа по биологии 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Задание выполнено»

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение…………………………………………...…………………...2-4

II. Теоретические исследования.

1.Сон. Функции сна…………………………………………….................5

2.Фазы сна………………………………………….....................................6

3. Патология сна………………………………………………………...…7

4.Сноведения…………………………………………………………...8-10

III. Практические исследования……………………………………11-13

Заключение…………………………………………………..………..14-15

Список литературы……………………………………………………...16





































Введение

Актуальность вопроса. История его изучения

Каждый день, на всей планете

Ночью спать ложатся дети.

Вместе с ними спят игрушки,

Книжки, зайцы, погремушки.

Только фея сна не спит

Над Землей она летит

Дарит детям сны цветные,

Интересные, смешные…

«Жизнь и сновидения-страницы одной и той же книги»

Артур Шопенгауэр

С наступлением темноты большинство людей ложатся, принимают удобную позу и засыпают до утра. После восхода солнца они просыпаются и со свежими силами приступают к своим делам. Подобное чередование бодрствования и сна присуще всем людям. Интерес к проблеме сна существует столько, сколько существует человек. Ежедневное погружение в это кажущееся загадочным состояние всегда вызывало много догадок, легенд, размышлений. Даже в сегодня, когда люди, свершив полёт на Луну и покорив космическое пространство, сны не потеряли своей мистической привлекательности. Сны все ещё остаются тайной для нас, наделяют нас чувством счастья и страхом перед неизвестностью и мистерией сновидений.

Обычно мы делим свои сны на хорошие и плохие. Естественно, увидев плохой сон, мы будем считать его плохим предзнаменованием и наоборот. Многие современные учёные высмеивают веру во сны, говоря, что это не больше чем суеверие. Но, также есть много учённых, которые считают сны интересным предметом исследований.

Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какой-то очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение.
Считается, что Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась периодическая таблица химических элементов

А что же мы знаем о сне? Во время сна мы отдыхаем, набираемся сил, чтобы утром быть сильными и энергичными? Но если бы предназначение сна в жизни человека было только в отдыхе, то природа нашла бы оптимальный вариант, более эффективный и безопасный способ отдыха, нежели полное отключение от активной деятельности на столь продолжительное время. Ведь беззащитность спящего не подлежит сомнению… Значит, назначение сна в нашей жизни не для того чтобы только отдыхать.К сожалению, подавляющая часть детей и взрослых спит меньше, чем им хотелось бы. Образуется «долг сна». Чем больше становится этого долга, тем быстрее будете уставать днем, станете более раздражительными, менее внимательными.

Сон необходим людям еще и по тому, что он представляет собой средство защиты организма от переутомления. Подобно тому, как голод вызывает потребность в пище, так усталость вызывает сон. Человек может жить без еды до трех недель. Но три недели без сна привели бы к тяжелейшим психическим и физическим расстройствам. У человека возникают разного рода галлюцинации. Он, например, видит, как начинают “ходить” стены и пол, слышит лай собак, шум машин, человеческие голоса и т.д. И наоборот, отдельные психологические заболевания сопровождаются тяжелейшими нарушениями сна.

В 8 классе во время обучения раздела Биология человека, мы с интересом обсуждали на уроках данную проблему, пытались анализировать природу и сущность сна, обсуждали его фазы и значение для человека. Поэтому тема «Сон и сновидения» при всей ее изученности и большом количестве материала в литературе по-прежнему привлекает мое внимание.





Цель и задачи работ

Целью моей работы:

Определить роль сна и сновидений в жизни человека и выявление факторов, способствующих здоровому сну

Задачи:

1)Изучить научно-популярную литературу о сне и сновидениях;

2)Провели опрос среди школьников по интересующей меня теме;

3)Сопоставить мои знания с ответами опрашиваемых.

4)Составить рекомендации для учащихся.

Проблемный вопрос:

Так каким должен быть наш сон и откуда возникают сны, которые мы видим?

В ходе работы я выдвинула несколько рабочих гипотез:

А) Человек видит во сне то, о чем думает.

Б) Человек видит сны, которые потом сбываются.

В) Сон и сноведения жизненно необходимы человеку.

Я предполагаю, что на сон очень сильно влияют внешние факторы: события, происходящие вокруг, ритуалы , условия, продолжительность, а хороший сон и сновидения положительно влияют на здоровье и настроение людей.

Гипотеза:

Если соблюдать правила подготовки ко сну, придерживаться режима дня, то снижается риск возникновения различных стрессовых состояний, утомления; повышается трудоспособность.









Теоретическое исследование

Сон. Функции сна

Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, при котором замедляются процессы кровообращения, дыхания, расслабляются мышцы. То есть это приспособленная реакция организма на восстановление иммунитета и сил, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым. Сон не следует путать с анабиозом(спячкой).

Начальным этапом сна считается засыпание. Непосредственно перед сном наступает состояние сонливости, снижения активности мозга, характеризующееся:

А) снижением уровня сознания; зевотой;

Б) понижением чувствительности сенсорных систем;

В) урежением частоты сердечных сокращений, снижением секреторной деятельности желёз (слюнных → сухость слизистой рта; слёзных → жжение глаз, слипание век).

Сон:

1. обеспечивает отдых организма.

2. играет важную роль в процессах метаболизма.

3. способствует переработке и хранению информации, служить одной из причин феномена дежавю.

4. это приспособление организма к изменению освещённости

5. восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.









Физиология сна

Во сне повышается уровень анаболических процессов и снижается катаболизм.

Сон в норме происходит циклически, примерно каждые 24 часа, хотя внутренние часы человека обычно идут с циклом в 24,5—25,5 часа. Этот цикл переопределяется каждые сутки, наиболее важным фактором которых является уровень освещения. От естественного цикла освещённости зависит уровень концентрации гормона мелатонина. Повышение уровня мелатонина вызывает непреодолимое желание спать. Помимо ночного сна в некоторых культурах существует физиологически обусловленный кратковременный дневной сон — сиеста.



































Патологии сна

В литературе встречается несколько классификаций патологии сна.

Инсомния— нарушения ночного сна. Пример: бессонница.

Гиперсомния - примеры: нарколепсия, летаргический сон.

Парасомния - примеры: лунатизм, ночные кошмары, эпилептические припадки

Бессо́нница — это расстройство сна, которое характеризуется неспособностью заснуть в течение значительного периода времени ночью. Люди, страдающие от бессонницы, обычно не могут закрыть глаза больше чем на несколько минут, ворочаются и никак не могут найти того самого положения, в котором они смогут заснуть.Причины бессонницы может быть вызвана чрезмерным нервным возбуждением, или действием нейротропных медикаментов. Нередко бессонница является лишь проявлением того или иного психического или соматического заболевания. Отрицательное влияние на структуру сна оказывает сменная работа, авиаперелеты со сменой часового пояса.

Кошмары— тревожный сон, вызывающий эмоции паники и страха. Ночные кошмары считаются нефизиологическим расстройством сна и возникают преимущественно во время фазы быстрого сна, длительность которой варьирует между несколькими минутами и получасом. Кошмар заканчивается обычно резким пробуждением в испуге, связанное с возвращением ощущения пространства и времени. Причинами кошмаров считаются неосмысленные, непереработанные текущие события, травматизирующие переживания, стресс или психические или телесные нагрузки.Обычно сновидение в виде ночного кошмара принимает явные сюжетные формы — причём, в центре сюжета оказывается сам сновидец. Сюжет развивается в виде преследования, череды каких-либо несчастных случаев, итогом которых становится как правило смерть сновидца — но в самый последний момент он просыпается

Сновидения

Одной из главных особенностей парадоксального сна являются, безусловно, сновидения.  Пожалуй, ни один из феноменов человеческого сознания не имеет столько теорий и досужих вымыслов как сны. Сновидение с момента возникновения человеческой культуры и до сегодняшнего дня представляется как граница между реальным и потусторонним миром, как нормальная психическая деятельность мозга, протекающая во сне и связанная с комбинацией осознанных и неосознанных явлений внешнего мира и физиологическими процессами организма.
И не удивительно, сновидения часто бывают очень яркими, порою ярче, чем обыденная реальность. Но уже Аристотель подходил к трактовке снов с более научных позиций, выделяя в механизме возникновения сновидений роль ощущений и эмоций. Однако только в 19 в. вера в сверхъестественную природу снов стала убывать. Современные теории снов подчеркивают, что сновидения являются продолжением состояния бодрствования. 
В возрасте старше 10 лет и до середины шестого десятилетия жизни люди проводят в состоянии "быстрого" сна около четверти всего времени сна. Полностью постичь внутренний механизм, физиологию сновидений помогло учение о высшей нервной деятельности, и в частности раскрытие особенностей процесса торможения. Опыты показали, что переход нервной клетки из состояния возбуждения к полному торможению и обратно совершается через ряд промежуточных, так называемых гипнотических фаз. Когда сон глубок, сновидений не бывает, но, если по тем или иным причинам сила тормозного процесса в отдельных клетках или участках мозга ослабевает и полное торможение сменяется одной из переходных фаз, мы видим сны. Этот образ хорошо отражает одну важную особенность сновидений. Нельзя увидеть во сне то, что не было когда-то воспринято нашим мозгом.  Интерпретацию сновидения к настоящему времени принято

рассматривать в нескольких аспектах.

Можно выделить следующие основные стили, подходы к анализу ночных видений:
Народный - основан на многовековом наблюдении и передачи народной мудрости в виде сонников, примет, фольклора, сказок, легенд, мифов, преданий, эпосов;
Шаманский и магический - сформирован из соответствующих традиций. Таких как вхождением в контакт с духами-помощниками из других миров и получении информации «оттуда». Это трактовка сновидений в рамках колдовства и различного вида магии.

Духовный, религиозный - толкование сновидения происходит в рамках той или иной религия или духовной системы. Так, например, в буддизме акцент делают на кармической, причинно-следственной связи, в соответствии с которой явилось то или иное содержание сна. 

Психологический, психоаналитический - сновидение рассматривается в контексте тех или иных научных направлений со своими особенностями (классический психоанализ, аналитическая психология, психодрама, микропсихоанализ и т.д.). Какой же подход к анализу сновидений возможно считать наиболее точным, эффективным, достоверным и полезным для самого сновидца? Любой из них может быть правильным. Это зависит, конечно, от того, какие задачи, цели ставит перед собой сотрудничество специалиста в области снов и сновидящего. А также от уровня образованности, интеллекта, установок и характера мировоззрения испытуемого. Очень важно знать на что ориентирован и что хочет получить сам человек. Основополагающим законом толкования является факт наличия установки сновидения. Ведущий принцип работы со сном гласит — выводы, заключительный анализ сновидения, проводит сам сновидец. Результат толкования должен пройти творчески, интуитивно, иногда как озарение, прорыв внутри самой личности испытуемого.Посей день необычайной популярностью пользуются сонники, дающие возможность более полно истолковать значение увиденного сна.



Интересные факты о снах и сноведениях

  • Стадия дремоты появляется у детей в возрасте 8-9 лет.

  • Хищники видят больше сновидений, чем их жертвы.

  • Наши сновидения длятся от 5 до 30 минут.

  • За ночь мы видим, как минимум, 5 снов.

  • Мы забываем 90% сновидений

  • Слепые видят сны. Слепые с рождения не видят картинок, однако их сны наполнены звуками, запахами и тактильными ощущениями.

  • Около 12% зрячих людей видят только черно-белые сны. Остальные видят сны в цвете.

  • У всех людей бывают во сне подергивания и резкие сокращения мышц.

  • Человек не видит снов в тот момент, когда храпит.

  • Даже в утробе матери малыш видит сны. У ребенка до 2 лет преобладают сновидения.

  • Маленькие дети не видят во снах самих себя до достижения 3 лет. С 3 до 8 лет дети видят больше кошмаров, чем взрослые за всю свою жизнь.

  • Если вас разбудить во время стадии быстрого сна, вы запомните свой сон до самых мельчайших подробностей.

  • Во время сна у нас останавливается дыхание примерно на 10 секунд в среднем 5 раз за ночь. С возрастом увеличивается количество таких остановок дыхания.













Практические исследования

Социологический опрос

Для меня проблема в исследовании данной темы состояла не только в поиске противоречивых сведений о сне в литературе и интернете, но и в поиске ответа на вопрос: сны и сновидения жизненно необходимы человеку?

Чтобы узнать больше информации о снах, я провела опрос среди учащихся начальных классов. Общее количество опрошенных составило более 20 человек.

Результаты опроса ( Приложение № 2)

Выводы:

При анализе результатов опроса я обнаружила определенные закономерности в снах и сновидениях учащихся нашей школы: с возрастом увеличивается доля учащихся, которые:

  • Запоминают свои сны

  • Видят «вещие» и «кошмарные» сны

  • Используют какой-либо ритуал при подготовке ко сну

  • Придают значение внешним раздражителям

  • Реагируют на фазы лунного цикла.

При этом стабильно уменьшается доля учащихся, которые:

  • Ложатся спать в одно и тоже время

  • Спят 8-9 часов

  • Комфортно спят в гостях и дома













Исследование

Изучив правила хорошего сна (Приложение № 3), я решила убедиться, что они действительно работают, т. е. если правильно организовать свой сон, то я утром буду просыпаться с хорошим настроением и бодрым. Я провела такой эксперимент на себе. В течение рабочей недели я записывал свои наблюдения.

1 день.

Легла спать 22:30. Перед сном гуляла в интернете 30 минут. Комнату не проветривала. Подъём в 6:30. Утром чувствовала себя неважно, хотелось спать. На уроках была невнимательна. Время сна 8 часов.

2 день.

Легла спать в 23:00. Гуляла на улице около часа. Перед сном доделывала уроки. Попила чай с печеньем. Комнату проветрила. Очень хотелось спать, уснула быстро. Проснулась в 6:40 и долго не хотела вставать. В школе была раздражительна, на уроках допускала ошибки. Время сна 7 часов 40 минут.

3 день.

Легла спать в 21:30. Перед сном играла с младшим братом, почитали книжку. Проветрила комнату, выпила стакан молока. Уснула не сразу. Проснулась в 6:30. Время сна 9 часов. Утром чувствовала себя бодро. Настроение хорошее.

4 день.

Легла спать в 22:00. Гуляла на улице около часа. Комнату не проветривала, перед сном покушала. Хотелось спать, но решила посмотреть телевизор и поэтому уснула не сразу. Проснулась в 6:30. Время сна 8 часов 30 минут. Утром не хотелось вставать. В школе была рассеянной и все время хотелось спать.

5 день.

Легла спать в 22:00. Перед почитала книгу, комнату проветривала, выпила стакан теплого молока. Уснула быстро и проснулась в 6:00 сама. Время сна 9 часов. Я выспалась и проснулась легко и с хорошим настроением.

Во время своего наблюдения сны я видела в третий и пятый день .

Исследование показало, что:

Если ложиться спать поздно (после 22:00), перед сном посмотреть телевизор или погулять по интернету, то утром плохое самочувствие, хочется спать, и в школе невнимательна.

Если ложиться спать в 22:00, то засыпаешь быстро, а утром просыпаешься с хорошим настроением.

На своем опыте я поняла, что важно правильно спланировать вечернее время отхода ко сну. Для учащихся начальной школы я приготовила памятки хорошего сна.(Приложение 4)

































Заключение

Современные психологи выделяют два периодических состояния психики, присущим всем людям: бодрствование - состояние, характеризующиеся активным взаимодействие человека с внешним миром, и сон - состояние, рассматриваемое, прежде всего, как период отдыха.
Поэтому мне хочется в завершении своей работы предложить примерный вариант режима дня, соблюдая который вы будете активны и жизнеспособны в течение всего дня, после полноценного сна. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день.

Сон – это процесс, в течение которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя бодро, мыслим ясно.
Cон - отнюдь не пассивное тормозное состояние, способствующее лишь восстановлению сил и энергии, сон это специфическое, активное состояние мозга, способствующее полноценному использованию имеющегося опыта и приобретенной информации в интересах более совершенной адаптации организма в период бодрствования. 
В этом заключается жизненно важная функция сна и его неотъемлемого компонента - сновидений. 
Человек и весь мир созданы таким образом, что всё находится во взаимосвязи. Наш сон связан с физическим состоянием, физическое состояние связано с умственной деятельностью и эмоциональным состоянием, а это в свою очередь влияет на отношения с людьми, которые влияют на всё остальное.

В науке о сновидении еще не сказано последнее слово. Совершенно ясно только одно, что сон - неотъемлемая часть жизни человека. Сон имеет физиологические основы, но на его протекание оказывают влияние множество факторов, в том числе и психических.
Многие механизмы сновидений до сих пор не понятны. Сновидения - отражение физической и психической реальности человека. Анализируя их можно открыть неизвестные тайны человеческого бессознательного. Сновидение - прекрасный инструмент для познания скрытых проблем человека. Главное - научиться пользоваться этим инструментом. 

















































Список литературы

    1. Алексей Ксендзюк. Физиологическая природа сна. М.: София, 2005

    2. Воронцов-Вильяминов Б.А., Опарин А.И., Никольский В.К.. Беседы о природе человека. М.: Молодая гвардия, 1947

    3. Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики . М.: Прогресс, 1984

    4. Карлос Кастанеда. Искусство сновидения. М.:Говорящая книга,2008.

    5. Н. Клейтман. Сон и сновидения. Самара.: РазСвят. 1912.

    6. Ковальзон И. В мире сна и сновидений.

7. Мир детства: юность : Книга 4 / Ред. А.Г. Хрипкова, Г.Н. Филонов ; Сост.

8. Мольц Максуэлл “Я это я или как стать счастливым” 1994 г.

9. Популярная медицинская энциклопедия под редакцией А. Н. Бакулева и

Ф. Н. Петрова. Пурвциемс. - Москва,1963.

10. Роберт Джонсон. Сновидения и фантазии. М.:Ваклер, Рефл-бук, 1996

11. Рохлин Л. Л. “Сон, гипноз, сновидения” Москва,2004

12. Стивен Лаберж Наши сны. М.: София ,1996.

 http://snobdenie.ucoz.ru/forum/4-8-1

 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BD%D1%8B

 http://www.sunhome.ru/journal/13350

 http://www.sleepnet.ru/break/article_5.html

 http://doctor54.ru/wiki/item/6-71-394.html

 http://www.medical-center.ru/index/smompl.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!