Есть имена, как солнце! Имена -
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
(Игорь Северянин)
ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ
ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
Общероссийская акция
«ПУШКИНСКИЙ ДИКТАНТ»
Тема 2019 г. – «Пушкин и театр»
Задания для 1-2 классов
Задание 1. Представьте, что в школьном театре планируется постановка спектакля по сказкам Александра Сергеевича Пушкина. Режиссер распределил роли, костюмеры шьют костюмы, готовятся декорации, но актеры не могут приступить к репетициям: из текста их ролей исчезли некоторые слова. Помогите актерам, восстановив пропущенные слова и определив персонажа, которому они принадлежат.
1. «Грусть -__________ меня съедает; Чудо чудное завесть Мне б хотелось. Где-то есть Ель в лесу, под елью белка; Диво, право, не безделка — Белка песенки поет, Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все ______________ золотые, Ядра - ____________ изумруд; Но, быть может, люди __________». | 2. «Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по __________, сводишь Зиму с теплою ___________, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты ___________ молодой? Я _______________ей». |
1. Персонаж: _________ | 2. Персонаж: _________ |
3. «Нужен мне работник: Повар, __________ и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком __________?» | 4. «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять __________с рыбки! Хоть бы взял ты с нее __________, Наше-то совсем раскололось». |
3. Персонаж: _________ | 4. Персонаж: _________ |
Задание 2. Из первых букв в названиях предметов составьте слово. Напишите слово, его лексическое значение и полное название сказки, из которой взято это слово.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 3. Представьте, что вы являетесь режиссером-постановщиком школьного театра. Спектакли по каким сказкам Александра Сергеевича Пушкина вы хотели бы подготовить? Заполните таблицу, указав в соответствующих ячейках названия двух сказок великого русского поэта, их главного героя (главных героев) (1-3), а также элементы декораций (изображения и предметы обстановки, которые необходимы для обозначения места действия) (1-3), реквизита (предметы, которые необходимы для театральной постановки) (1-3), которые вам обязательно понадобятся в спектакле.
Название сказки | Главный герой (герои) | Реквизит, декорации |
1. | | |
2. | | |
Задание 1. «Редакторы». Наборщик в типографии пропустил некоторые буквы в тексте. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Вставьте пропущенные буквы.
Унылая пора! очей оч…рованье!
Приятна мне тв…я прощальная краса —
Люблю я пышное природы ув…данье,
В б…грец и в золото одетые л…са,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой в…лнистою покрыты н…беса,
И ре…кий со…нца луч, и первые м…розы,
И отд…ленные седой зимы угрозы.
Задание 2. «Исследователи». Назовите титулы сказочных героев
_____________________ Салтан; _____________________ Гвидон
_____________________ Елисей; _____________________ Дадон
Слова для справок: королевич, царевич, граф, князь, царь, король, принц
Задание 3. «Литературоведы». Произведения Александра Сергеевича Пушкина, завоевавшие по-настоящему народную любовь, — это сказки.
Прочитайте короткое описание сюжетов произведений и выберите, какие из них относятся к творчеству поэта. Запишите в таблицу номера отрывков, в которых пересказываются сюжеты произведений А.С. Пушкина, и названия произведений.
А) Солдат шёл на побывку и захотел есть. С собой у него был только топор, с которым он зашёл к старухе. Они положили топор в котёл, добавили крупу, посыпали солью. Когда блюдо было готово, принялись за еду. Солдат поблагодарил старую женщину и пошёл дальше с топором.
Б) Жил был поп. Однажды он нашёл себе работника на базаре. Тот стал выполнять много обязанностей за три щёлчка по лбу попу и за еду. Поп послал работника собрать оброк с чертей в море, и он выполнил задание с помощью смекалки и хитрости. Когда же пришло время рассчитываться за работу, поп сначала подпрыгнул до потолка, затем лишился языка, а под конец – ума.
В) Тёща угостила мужика киселем. Пока шёл домой, он повторял слово «кисель», чтобы не забыть название кушанья, однако упал в канаву и позабыл это слово. В задумчивости принялся бродить он в канаве. Проходивший мимо барин помог герою вылезти, упомянув кисель. Мужик пришёл домой, и жена сварила ему киселя.
Г) Царь женится на одной из трех сестер, которая пообещала родить ему богатыря. Сын родился, когда царь был в походе. Царю принесли лживые вести, и он приказал бросить сына и жену в море. Они выжили и построили на острове своё царство. Юноша спас царевну-лебедь, и та стала ему женой. Они пригласили в гости отца, и всё прояснилось.
Ответ:
Номер описания | Название произведения |
| |
| |
Задание 4. «Театралы». Представьте, что вы являетесь режиссером-постановщиком школьного театра. Спектакли по каким сказкам Александра Сергеевича Пушкина вы хотели бы подготовить? Заполните таблицу, указав в соответствующих ячейках названия двух сказок великого русского поэта, их главного героя (главных героев), а также элементы декораций (изображения и предметы обстановки, которые необходимы для обозначения места действия), реквизита (предметы, которые необходимы для театральной постановки), которые вам обязательно понадобятся в спектакле.
Название сказки | Главный герой (герои) | Реквизит, декорации |
1. | | |
2. | | |
Спасибо за участие в Пушкинском диктанте.
Читайте и перечитывайте произведения А.С. Пушкина!