1 | Повторение материала 5-6 класса | 6 |
| Десятичные и обыкновенные дроби, действия с дробями. Проценты. Числовая прямая. Координатная плоскость. Модуль числа. Контрольная работа на повторение. | |
Десятичные и обыкновенные дроби, действия с дробями.
Вычислить.
а)
; б)
; в) 3,5-4,8+(-21,7)-(-13,5); г) 0,3036:(-0,23);
д)
е)
;
ж)
;
з)
;
Решение. а)
=
;
б)
=
;
в) 3,5-4,8+(-21,7)-(-13,5) = 3,5-4,8-21,7+13,5=-9,5 ;
г) 0,3036:(-0,23)= -30,36:23=-1,32 ;
д)
=
;
е) 1;
ж) 0,5 ;
з) 1.
2) Решите уравнения.
а) х+0,7=0,53; б) 0,83-у=1 ; в) 0,083 х=83; г)
; д) (х-3):2=11;
е)
.
Решение. а) х+0,7=0,53; х=0,53-0,7; х=-0,17.
б) 0,83-у=1; у=0,83-1 ; у=-0,17 ;
в) 0,083 х=83 ; х=83:0,083 ; х=1000 ;
г)
;
; у=-5.
д) (х-3):2=11; х-3=22 ; х=25;
е)
.
16-у=8; у=8.
3) Турист проехал расстояние между двумя городами за три дня. В первый день он проехал
всего пути и ещё 60 км, во второй
всего пути и ещё 20 км, а в третий день
всего пути и оставшиеся 25 км. Найти расстояние между городами?
Решение. Пусть х км расстояние между двумя городами. В первый день турист проехал
км, во второй
км и в третий
км. За 3 дня турист проехал весь путь, то составим и решим уравнение
,
х=400.
Ответ: 400 км.
4) Решите пропорцию
.
5) Одна бригада может убрать всё поле за 12 дней. Другой бригаде для выполнения той же работы нужно 75 % этого времени. После того как в течение 5 дней работала одна первая бригада, к ней присоединилась вторая, и обе вместе закончили работу. Сколько дней работали бригады вместе?
Решение. Примем всю работу по уборке поля за 1. Тогда первая бригада работает со скоростью
. Второй бригаде для уборки поля понадобится
дней , значит её скорость работы
.За 5 дней первая бригада выполнит
часть работы, за оставшиеся х дней две бригады выполнят
работы. В результате работа будет выполнена, значит
, х=3.
Ответ:3 дня.
Задачи для самостоятельного решения.
1) Выполнить действия.
а)
,
б)
.
2) От пристани в город отправилась лодка со скоростью 12 км/ч, а через полчаса после неё в том же направлении вышел пароход со скоростью 20 км/ч. Каково расстояние от пристани до города, если пароход пришел туда на 1,5 ч раньше лодки?
3) Один насос может выкачать всю воду из котлована за 36 ч, а другой -в 2 раза быстрее. После того как они, работая вместе, выкачали
всей воды, второй насос сломался, и остальную воду выкачал один первый насос. За сколько времени была выкачана вся вода из этого котлована?
4) Решите пропорцию 21:у=14:4.
5)Среднее арифметическое двух чисел равно 10,01. Найти эти числа, если одно больше другого в 5,5 раза.
6)Окрашенный куб с ребром , равным 10 см, распилили на кубики с ребром, равным 1 см. Сколько среди них окажется кубиков с одной окрашенной гранью? С двумя? С тремя?
7) Некоторое трехзначное число после зачеркивания одной цифры уменьшилось в 71 раз. Какое это было число?
8) Одно число больше другого на 16. Найти эти числа, если 5/ 32 этого числа равны 3/16 другого.
9) ху=3232. Чему равно НОК(х,у), если х и у взаимно простые числа? Найти эти числа.
10) Белка тратит на путь от гнезда до орешника и обратно 20 мин. Далеко ли от орешника до гнезда, если путь до орешника белка бежит со скоростью 5 км/ ч, а обратно ( с орехами) – 3км/ ч?
11) Вычислить рационально:
.
12) Вася изучает 12 предметов. Сейчас у него средний балл 3,5. Чтобы попасть в математический класс, нужно иметь средний балл 4. По скольким предметам ему нужно повысить оценку на 1 балл?
12 х и у – целые числа. Решите уравнение: (х+1)(у-2)=2.
13)Решить уравнение :а)
,
б)
,
в)
.
г)
,
д)
,
е)
,
ж)
.
з)
.
и)
,
к)
,
л)
.
м)
.
н)
,
о)
Проценты.
Материалы этих уроков напомнят о понятии процента и методах решений основных типов задач на проценты. Понятие процента. Основные типы задач на проценты Проценты используются в экономических и статистических расчетах, а также во многих отраслях науки: химии, физики, социологии и т. д. В процентах измеряют доходы, налоги, потери, инфляцию, рост преступности, концентрацию вещества в растворе, надежность, прирост населения и многое другое. Изменение какой-либо величины на доли процента может привести к катастрофическим последствиям. Например, увеличение процентного содержания строфантина (препарата для лечения сердца) с 0,0025% до 0,005%, то есть всего на 0,0025% может привести к смерти больного. Поэтому очень важно современному человеку знать, что скрывается за понятием «процент», уметь сопоставлять различные величины в процентах и находить проценты от различных величин. Процентом (от латинского «pro centum» – за сто) называется сотая часть какого-либо числа. Процент обозначается знаком %. Выражение числа процентов в виде дроби Чтобы число процентов выразить в виде дроби, достаточно число процентов разделить на сто. Например | 20% составляют числа; 125% составляют числа; 0,3% составляют числа. | | | | | | Нахождение процента данного числа Чтобы найти р% от числа а надо число а умножить на р и разделить на сто. Например | | | | 25% от числа 80 составляют . | | | | | | Нахождение числа по его процентам Если известно, что р% числа х равно а, то число х находится по формуле . Например | | | | Если 8% вклада в банк составляют 200 рублей, то величина всего вклада равна рублей. | | | | | | Нахождение процентного отношения чисел Чтобы найти процентное отношение двух чисел а и b, надо отношение этих чисел умножить на 100%. Например | | | | Процентное отношение чисел 120 и 100 равно , а процентное отношение чисел 100 и 120 равно . Рассмотрим еще один пример. Пусть при плановом задании 80 гектар комбайнер убрал зерновые с площади в 60 гектар. Тогда он выполнил план на . Если же комбайнер убрал зерновые с площади в 120 гектар при том же плановом задании, то он выполнил план на 150% или перевыполнил план на 50%. | | | | | Нахождение процентной разности чисел Чтобы найти, насколько процентов одно число больше (меньше) другого, надо за сто процентов принять то число, с которым сравнивается второе число, затем определить, сколько процентов второе (сравниваемое) число составляет от первого и, наконец, из большего процента вычесть меньший процент. Например | | | | Например, определим, на сколько процентов число 120 больше числа 80. Здесь с числом 80 сравнивается число 120. Поэтому примем число 80 за 100%, тогда второе число Составит . Следовательно, число 120 больше числа 80 на 50%. Теперь, определим на сколько процентов число 80 меньше числа 120. Здесь с числом 120 сравнивается число 80. Примем первое число за 100%, тогда второе число составит . Следовательно, число 80 меньше числа 120 на . Обратите внимание на то, что в обоих примерах фигурировали одни и те же числа. Однако процентная разность у них не совпала. Это объясняется тем, что в качестве числа, которое принимается за сто процентов, в примерах фигурировали разные числа. | | | | | Об учениках школы в дробях и процентах В школе учится 600 человек. 41% из них уже исполнилось 14 лет. В школе учится 282 девочки. Год назад в школе училось 500 человек. Ответьте на вопросы: Сколько в школе учеников, которым уже исполнилось 14 лет? Какой процент учеников в школе составляют девочки? Выразите эту долю в виде дроби. На сколько процентов увеличилось количество учеников за год? Измениться ли значение дроби? Числитель и знаменатель дроби увеличили а) на 50%, б) на 50. Изменилось ли значение дроби? Объясните. Начало формы «Полшага» По дороге идут два туриста. Первый из них делает шаги на 5% короче и в то же время на 5% чаще, чем второй. Кто из туристов идет быстрее и почему? Решите задачи. Петя взял 20% конфет, лежавших на столе. Таня взяла 20% оставшихся конфет, После этого конфет на столе осталось 160 штук. Сколько конфет было вначале? Ответ: 250 конфет. На полке стояли книги. Сначала с полки сняли 25% всех книг, а потом 70% оставшихся книг. После этого на полке осталось 27 книг. Сколько книг было на полке первоначально? Число 1500 разделили на две части так, что 4% первой части в сумме с 12% второй части составили 10,4% всего числа. Найдите меньшую часть числа. Решение. Пусть первая часть числа равна х . Тогда вторая часть числа ( 1500-х). 4% от первой части составит 0,04х, а 12% от второй 0,12(1500-х). Составим уравнение с учетом того, что 4% первой части в сумме с 12% второй части составили 10,4% всего числа 0,04х+0,12(1500-х)=0,104*1500. Х=300. Это меньшая часть числа 1500 а большая равна 1200. Начало формы | | | | | | | |
Рассмотрим задачи, в которых, казалось бы, очевидный ответ чаще всего
бывает ошибочным.
1.Пусть число сначала увеличили на а процентов, а затем уменьшили на
столько же процентов. На сколько процентов увеличится или уменьшится это число или не изменится.
Наиболее распространенная ошибка при ответе на этот вопрос- утверждение, что число не изменится. Каким же будет правильный ответ? Пусть исходное число равно x. тогда после увеличения его на Р % новое число будет равно x (1+ 0,01Р). Уменьшая новое число на Р%, мы вычисляем проценты от этого числа, а не от исходного, как некоторые ошибочно действуют, Тогда окончательно после двух изменений число будет равно x(1+0,01Р)(1-0,01Р).
Из последней формулы следует, что поле двух изменений число уменьшится
на (1+0,01Р)(1-0,01Р) 100%.
Например, если число сначала увеличить на 10%, а затем уменьшить на 10%,
то в итоге число уменьшится на 1 %.
Решим еще одну задачу, из которой узнаем, что уменьшение на 1 % не так уж и мало.
Пусть доля воды в грибах первоначально составила 99%. Грибы усохли настолько, что доля воды в них составила 98 %. Во сколько раз уменьшилось масса грибов?
Решим задачу, составим таблицу , в которой через М1 обозначим первоначальную массу грибов, а через М2 массу усохших грибов.
| Масса грибов | вода | Сухое вещество |
было | М1 | 99% - 0,99 М1 | 0,01 М1 |
стало | М2 | 98% - 0,98 М2 | 0,02 М2 |
Но масса сухого вещества в процессе усушки не меняется. Тогда 0,01 М1= 0,02 М2 или М1=2М2, то есть масса грибов уменьшилась в два раза . Вот вам и 1 %.
Задачи для самостоятельного решения.
1) Найдите: а) 23% от числа 15; б) число, 45% которого равны 50,25; в) какой процент составляет 25 от 400.
2) В бассейн проведена труба. Вследствие засорения её приток воды уменьшился на 60%. На сколько процентов вследствие этого увеличится время, необходимое для заполнения бассейна?
3) Ширину прямоугольника увеличили на 3,6 см, а длину уменьшили на 16%. В результате площадь нового прямоугольника оказалась больше прежнего на 5%.Найти ширину нового прямоугольника.
4) Две противоположные стороны прямоугольника удлинили на 10%, а две другие укоротили на10%. Как изменилась площадь прямоугольника?
5) Древесина только что срубленного дерева содержит 64% воды. Через неделю количество воды стало уже 48% от веса дерева. На сколько уменьшился при этом вес дерева, если только что срубленное оно весило 7,5 ц.(Ответ дать с точностью до 0,1 ц)
6)Найти возраст брата и возраст сестры, если 62,5% возраста брата больше 75% возраста сестры на 2 года, а 50% возраста брата больше 37,5% возраста сестры на 7
лет.
7) Длину прямоугольника увеличили на 10%, а ширину – уменьшили на 10%. На сколько процентов изменилась площадь?
8) Девочки составляют 54% всех учащихся школы. Сколько учащихся в школе, если в ней всего 552 мальчика?
9)Какую сумму нужно положить в банк, дающий доход из расчета 16% годовых, чтобы через 3 месяца получить 1924 рубля?
10) В 1 день МЗКМ ( маленький зелёный крокодильчик по имени Макдональд) съел 3/8 своих ананасов, во 2- 49% остатка, после чего у него осталось на 5 ананасов больше, чем он съел во 2 день. Сколько ананасов запас МЗКМ?
11)Подарочный набор состоит из трех сортов конфет. Массы конфет первого, второго и третьего сортов в этом наборе относятся как 2:7:15. Массу конфет первого сорта увеличили на 9%, а второго –на6%. На сколько процентов надо уменьшить массу конфет третьего сорта, чтобы масса всего набора не изменилась.
Числовая прямая. Координатная плоскость.
В классе.
На координатной плоскости отметьте точки М(0;8), N(-3;0), К(3;2) и найдите длину отрезка оси ординат внутри треугольника MNK.
а) Отметь в координатной плоскости точки А(0;2), В(9;11), С(9;5), D(6;2) и построй четырёхугольник ABCD. Как называется такой четырехугольник?
б) Построй четырёхугольник KLMN , если К(1;?), L(4;10), М(11;3), N(8;0). Определи его вид.
в)Раскрась цветным карандашом пересечение четырехугольников АBCD и KLMN. Какая фигура получилась?
3. Начерти координатную прямую, приняв за единичный отрезок 10 клеток. Отметь на ней точки: А(0,4), В(0,8), С(1,3), D(1,7),Е(2,1), F(2,5).
4. Построй график изменения роста Оли в течение первых шести лет жизни, пользуясь таблицей:
Х лет | 0 | | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 |
У см | 51 | 60 | 66 | 72 | 77 | 81 | 85 | 88 | 91 | 94 | 96 | 98 | 100 |
Чем характеризуются координаты точек, принадлежащих осям координат? Выпиши отдельно точки, принадлежащие оси абсцисс, и точки, принадлежащие оси ординат. Составь из них соответственно название страны и название её столицы. Р(0;4), Н(5;0), И(12;0), Е(0;11), Л(3;0), У(0;1), К(8;4), Т(0,5), В(6;0), Й(0;9), Д(2;2), А(3;0), Б(0;7).
Найдите расстояние d между точками: а)Р(5) и Q(7), б) В(17) и С(150), в) С(150) и D(350).
Начертите координатную прямую, отметьте на ней точку С- середину отрезка, концами которого служат точки А и В, и найдите координаты точки С, если:
а) А(0) и В(8); б) А(3) и В(7), в) А(5) и В(3).
8. Нарисовать по координатам «ТОПОР». (-1;5), (-1;-2), (0;-5), (2;-5),
(1;-2),(1;3), (2;3), (2;5), (-2;5), (-4;6), (-5;5), (-5;3), (-4;2), (-2;3), (1;3).
Понятие модуля числа
| Модулем (абсолютной величиной) действительного числа а называется само это число, если а неотрицательное и противоположное число –а, если а отрицательное. Модуль числа а обозначается |a|. |
Тогда
.
Например, |-3|=3; |5|=5; |0|=0; |3-5|=|-2|=2. Из определения модуля следует, что |а|≥0 и |а|= |-а| при любом а.
Геометрически |a| означает расстояние на числовой прямой от точки, изображающей число а, до начала отсчета. Если а≠0, то на числовой прямой существуют две точки а и –а, равноудаленные от нуля (см. рис.1).
| | рис.1 | |
| | рис .2 | |
Геометрически |a-b| означает расстояние на числовой прямой от точки, изображающей число а, до точки, изображающей число b (см. рис.2). Это геометрическое представление удобно использовать при решении простейших уравнений и неравенств с модулем. Например, решения уравнения |x-3|=4 - множество точек на числовой прямой, отстоящих от точки 3 на расстояние 4. Это точки х=7, х=-1.
Основные свойства модуля числа.
1.
2.
3.
4.
5.
,это свойство является следствием свойства 1 при в=а.
6.
7.
8.
тогда и только тогда, когда
9.
тогда и только тогда, когда
и
,
10.
тогда и только тогда, когда
.
Решим несколько примеров на модуль числа. Пример 1 Запишите выражение |x-|x|| без знака модуля. Решение | | | | Используя определение модуля, имеем | | | | | | Ответ Пример 2 Исходя из определения модуля и его геометрического смысла, укажите на числовой оси множество точек, определяемое соотношением |2x-3|≤1. Решение. | Используя свойство модуля и геометрическое представление модуля числа имеем 2|x-1,5|≤1; |x-1,5|≤0,5. Геометрически выражение |x-1,5| означает расстояние на числовой прямой от точки, изображающей число 1,5, до точки, изображающей число x. Это расстояние не должно превышать 0,5. Тогда множество точек, удовлетворяющее соотношению |x-1,5|≤0,5, представляет собой отрезок [1;2]. Таким образом, используя свойство модуля числа и его геометрический смысл, мы решили неравенство с модулем. | | | | | | Ответ Пример 3 При каких значениях х выполняется равенство 1-x=|x-1|? Решение. | Запишем исходное равенство в виде -(x-1)=|x-1|. Используя определение модуля, имеем . Рассмотрим два случая 1) ; ; х=1, 2) ; ; х Тогда 1-x=|x-1|, если х-1≤0 или х≤1. | | | | | | Ответ . Пример 4 Запишите выражение |x|+|2x+4|-|3-x| без знака модуля. Решение | | | | Используя свойство модуля, преобразуем заданное выражение |x|+|2x+4|-|3-x|= |x|+|2x+4|-|x-3|. Нанесем на числовую прямую значения х, при которых выражения, находящиеся под знаком модуля, обращаются в ноль (см. рис.3). Рассмотрим теперь заданное выражение на промежутках I, II,III и IV. На промежутке I х |x|+|2x+4|-|x-3|=-x-(2x+4)-(-(x-3))=-x-2x-4+x-3=-2x-7. На промежутке II -2≤х |x|+|2x+4|-|x-3|=-x+(2x+4)-(-(x-3))=-x+2x+4+x-3=2x+1 На промежутке III 0≤х0, x-3 |x|+|2x+4|-|x-3|=x+(2x+4)-(-(x-3))=x+2x+4+x-3=4x+1 На промежутке IV х≥3 и х0, 2x+40, x-3≥0. Тогда по определению модуля |x|+|2x+4|-|x-3|=x+(2x+4)-(x-3)=x+2x+4-x+3=2x+7.Таким образом . | | | | | | Ответ | . | | | | | | | | рис.3 | | | | | | | | | |
Решим уравнения вида
, при
наиболее рациональный путь-переход к совокупности
Пример 5.Решитьуравнение.
Заменим уравнение совокупностью
. Это даёт
,
.
Применим этот прием при решении вложенных друг в друга модулей.
Пример 6
.
Решение. Заменим его совокупностью
или
.
Последнее уравнение не имеет решения, так как модуль не может быть равен отрицательному числу, а первое уравнение снова заменяется совокупностью:
. Решениями являются числа -9 и 11.
Для самостоятельного решения.
Решите уравнение: а)
; б)
; в)
; г)
.
Найдите корни уравнения а)
б)
;
Запишите в виде равенства или неравенства, используя знак модуля, утверждение, что расстояние между точками Р(х) и К(8) координатной прямой : а)равно 1; б) меньше 1; в) больше 1; г) равно3; д) меньше 3 ; е) больше 3.
Решите уравнение а)
; б)
; в)
; г)
.
5. Запишите в виде равенства или неравенства, используя знак модуля, утверждение, что расстояние между точками К(х) и L(6) координатной прямой: а) равно 2; б) меньше 2; в) больше 2; г) равно 5; д) меньше 5; е) больше 5.
6. Решите уравнения и неравенства: а)
,
1;
б)
3.
7. Решить уравнение :
.
Контрольная работа на повторение.(40мин.)
Вычислить:
.
Решить уравнение: а)
,
б)
.
Разделите число 8,05 на две части так, чтобы 75% первой части были равны 40% второй.
Разность двузначного числа, оканчивающегося на 3 , и числа, написанного теми же цифрами в обратном порядке, равна 54. Найдите исходное число.
Упростить значение выражения
и вычислить при а=-7; в=-1.
Зимой огурцы становятся дороже, чем летом, на 35%, а помидоры- на 55%. Поэтому овощи для салата «Овощной» из огурцов и помидоров зимой обходятся на 50% дороже, чем летом. Сколько процентов от стоимости овощей для такого салата составляет летом стоимость входящих в него помидоров.
Административная контрольная работа на повторение.(40мин.)
Найди значения выражений: а)
; б) (4,75-8,2):(-0,01);
в)
.
Вычислите:
.
Реши уравнения: а)
; б) 5(у+2)=9у-6(у-1); в)
.
Сумма трех чисел 80. Первое число составляет 15% от всей суммы, но 40% второго числа. Найди среднее арифметическое первого и третьего чисел.
Когда велосипедист выехал из деревни на станцию, пешеход уже находился на расстоянии 2 км 400м от деревни. На станцию они прибыли одновременно через 15 мин после выезда велосипедиста. С какой скоростью ехал велосипедист, если скорость пешехода была 6 км/ч.
Реши задачу с помощью уравнения.
В одном мешке в 2 раза меньше крупы, чем во втором. Если из второго мешка пересыпать в первый 5 кг крупы, а затем из первого отсыпать 2 кг, то крупы в обоих мешках станет поровну. Сколько крупы в каждом мешке?.
17