СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для 7 класса (повторение)

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для профильных классов(7 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания для 7 класса (повторение)»

1

Повторение материала 5-6 класса

6


Десятичные и обыкновенные дроби, действия с дробями.

Проценты.

Числовая прямая. Координатная плоскость.

Модуль числа.

Контрольная работа на повторение.




Десятичные и обыкновенные дроби, действия с дробями.

  1. Вычислить.

а) ; б) ; в) 3,5-4,8+(-21,7)-(-13,5); г) 0,3036:(-0,23);

д)

е) ;

ж) ;

з) ;

Решение. а) = ;

б) = ;

в) 3,5-4,8+(-21,7)-(-13,5) = 3,5-4,8-21,7+13,5=-9,5 ;

г) 0,3036:(-0,23)= -30,36:23=-1,32 ;

д) = ;

е) 1;

ж) 0,5 ;

з) 1.


2) Решите уравнения.

а) х+0,7=0,53; б) 0,83-у=1 ; в) 0,083 х=83; г) ; д) (х-3):2=11;

е) .

Решение. а) х+0,7=0,53; х=0,53-0,7; х=-0,17.

б) 0,83-у=1; у=0,83-1 ; у=-0,17 ;

в) 0,083 х=83 ; х=83:0,083 ; х=1000 ;

г) ; ; у=-5.


д) (х-3):2=11; х-3=22 ; х=25;

е) .

16-у=8; у=8.


3) Турист проехал расстояние между двумя городами за три дня. В первый день он проехал всего пути и ещё 60 км, во второй всего пути и ещё 20 км, а в третий день всего пути и оставшиеся 25 км. Найти расстояние между городами?


Решение. Пусть х км расстояние между двумя городами. В первый день турист проехал км, во второй км и в третий км. За 3 дня турист проехал весь путь, то составим и решим уравнение ,

х=400.

Ответ: 400 км.

4) Решите пропорцию .


5) Одна бригада может убрать всё поле за 12 дней. Другой бригаде для выполнения той же работы нужно 75 % этого времени. После того как в течение 5 дней работала одна первая бригада, к ней присоединилась вторая, и обе вместе закончили работу. Сколько дней работали бригады вместе?


Решение. Примем всю работу по уборке поля за 1. Тогда первая бригада работает со скоростью . Второй бригаде для уборки поля понадобится дней , значит её скорость работы .За 5 дней первая бригада выполнит часть работы, за оставшиеся х дней две бригады выполнят работы. В результате работа будет выполнена, значит , х=3.

Ответ:3 дня.

Задачи для самостоятельного решения.


1) Выполнить действия.

а) ,

б) .

2) От пристани в город отправилась лодка со скоростью 12 км/ч, а через полчаса после неё в том же направлении вышел пароход со скоростью 20 км/ч. Каково расстояние от пристани до города, если пароход пришел туда на 1,5 ч раньше лодки?

3) Один насос может выкачать всю воду из котлована за 36 ч, а другой -в 2 раза быстрее. После того как они, работая вместе, выкачали всей воды, второй насос сломался, и остальную воду выкачал один первый насос. За сколько времени была выкачана вся вода из этого котлована?

4) Решите пропорцию 21:у=14:4.

5)Среднее арифметическое двух чисел равно 10,01. Найти эти числа, если одно больше другого в 5,5 раза.

6)Окрашенный куб с ребром , равным 10 см, распилили на кубики с ребром, равным 1 см. Сколько среди них окажется кубиков с одной окрашенной гранью? С двумя? С тремя?

7) Некоторое трехзначное число после зачеркивания одной цифры уменьшилось в 71 раз. Какое это было число?

8) Одно число больше другого на 16. Найти эти числа, если 5/ 32 этого числа равны 3/16 другого.

9) ху=3232. Чему равно НОК(х,у), если х и у взаимно простые числа? Найти эти числа.

10) Белка тратит на путь от гнезда до орешника и обратно 20 мин. Далеко ли от орешника до гнезда, если путь до орешника белка бежит со скоростью 5 км/ ч, а обратно ( с орехами) – 3км/ ч?

11) Вычислить рационально: .

12) Вася изучает 12 предметов. Сейчас у него средний балл 3,5. Чтобы попасть в математический класс, нужно иметь средний балл 4. По скольким предметам ему нужно повысить оценку на 1 балл?

12 х и у – целые числа. Решите уравнение: (х+1)(у-2)=2.

13)Решить уравнение :а) ,

б) ,

в) .

г) ,

д) ,

е) ,

ж) .

з) .

и) ,

к) ,

л) .

м) .

н) ,

о)






Проценты.

Материалы этих уроков напомнят о понятии процента и методах решений

основных типов задач на проценты.

 Понятие процента. Основные типы задач на проценты

Проценты используются в экономических и статистических расчетах, а

также во многих отраслях науки: химии, физики, социологии и т. д.

В процентах измеряют доходы, налоги,

потери, инфляцию, рост преступности,

концентрацию вещества в растворе, надежность, прирост населения и

многое другое. Изменение какой-либо величины на доли

процента может привести к катастрофическим последствиям. Например,

увеличение процентного содержания строфантина (препарата для лечения

сердца) с 0,0025% до 0,005%, то есть всего на 0,0025% может привести к

смерти больного. Поэтому очень важно современному человеку знать, что

скрывается за понятием «процент», уметь сопоставлять различные

величины в процентах и находить проценты от различных величин.

Процентом (от латинского «pro centum» – за сто) называется сотая часть

какого-либо числа. Процент обозначается знаком %.

Выражение числа процентов в виде дроби

Чтобы число процентов выразить в виде дроби, достаточно число процентов

разделить на сто.

Например





20% составляют числа; 125% составляют числа;

0,3% составляют числа.





Нахождение процента данного числа

Чтобы найти р% от числа а надо число а умножить на р и разделить на сто.

Например





25% от числа 80 составляют .





 

Нахождение числа по его процентам

Если известно, что р% числа х равно а, то число х находится по

формуле .

Например






Если 8% вклада в банк составляют 200 рублей, то

величина всего вклада равна рублей.





Нахождение процентного отношения чисел

Чтобы найти процентное отношение двух чисел а и b, надо

отношение этих чисел умножить на 100%

Например

 

 

 

 

Процентное отношение чисел 120 и 100 равно , а

процентное отношение чисел

100 и 120 равно .

Рассмотрим еще один пример. Пусть при плановом задании 80 гектар

комбайнер убрал зерновые с площади

в 60 гектар. Тогда он выполнил план на .

Если же комбайнер убрал зерновые с площади в 120 гектар при том

же плановом задании, то он выполнил

план на 150% или перевыполнил план на 50%.

 

 

 

 

 

Нахождение процентной разности чисел

Чтобы найти, насколько процентов одно число больше (меньше) другого,

надо за сто процентов принять то число, с которым сравнивается второе число,

затем определить, сколько процентов второе (сравниваемое)

число составляет от  первого и, наконец, из большего процента вычесть

меньший процент.

Например

 

 

 

 

Например, определим, на сколько процентов число 120 больше числа 80.

Здесь с числом 80 сравнивается число 120. Поэтому примем число 80 за

100%, тогда второе число Составит . Следовательно, число 120

больше числа 80 на 50%.

Теперь, определим на сколько процентов число 80 меньше числа 120.

Здесь с числом 120 сравнивается число 80.

Примем первое число за 100%, тогда второе число составит .

Следовательно, число 80 меньше числа 120 на . Обратите внимание

на то, что в обоих примерах фигурировали одни и те же числа. Однако

процентная разность у них не совпала. Это объясняется тем, что в качестве

числа, которое принимается за сто процентов, в примерах фигурировали разные

числа.

 

 

 

 

 



Об учениках школы в дробях и процентах

В школе учится 600 человек. 41% из них уже исполнилось 14 лет. В школе учится

282 девочки. Год назад в школе училось 500 человек.

Ответьте на вопросы:

  1. Сколько в школе учеников, которым уже исполнилось 14 лет?

  2. Какой процент учеников в школе составляют девочки?

  3. Выразите эту долю в виде дроби.

  4. На сколько процентов увеличилось количество учеников за год?



 

Измениться ли значение дроби?

Числитель и знаменатель дроби увеличили а) на 50%, б) на 50. Изменилось ли

значение дроби? Объясните.

Начало формы


«Полшага»

По дороге идут два туриста. Первый из них делает шаги на 5% короче и в то

же время на 5% чаще, чем второй.

Кто из туристов идет быстрее и почему?

Решите задачи.

  1. Петя взял 20% конфет, лежавших на столе. Таня взяла 20% оставшихся

конфет, После этого конфет на столе осталось 160 штук. Сколько конфет было

вначале?

Ответ: 250 конфет.

  1. На полке стояли книги. Сначала с полки сняли 25% всех книг, а потом 70%

оставшихся книг. После этого на полке осталось 27 книг. Сколько книг было

на полке первоначально?

  1. Число 1500 разделили на две части так, что 4% первой части в сумме с 12%

второй части составили 10,4% всего числа. Найдите меньшую часть числа.



Решение.

Пусть первая часть числа равна х . Тогда вторая часть числа

( 1500-х). 4% от первой части составит 0,04х, а 12% от второй

0,12(1500-х). Составим уравнение с учетом того, что 4% первой части в

сумме с 12% второй части составили 10,4% всего числа

0,04х+0,12(1500-х)=0,104*1500.

Х=300. Это меньшая часть числа 1500 а большая равна 1200.





Начало формы









Рассмотрим задачи, в которых, казалось бы, очевидный ответ чаще всего

бывает ошибочным.


1.Пусть число сначала увеличили на а процентов, а затем уменьшили на

столько же процентов. На сколько процентов увеличится или уменьшится это число или не изменится.


Наиболее распространенная ошибка при ответе на этот вопрос- утверждение, что число не изменится. Каким же будет правильный ответ? Пусть исходное число равно x. тогда после увеличения его на Р % новое число будет равно x (1+ 0,01Р). Уменьшая новое число на Р%, мы вычисляем проценты от этого числа, а не от исходного, как некоторые ошибочно действуют, Тогда окончательно после двух изменений число будет равно x(1+0,01Р)(1-0,01Р).

Из последней формулы следует, что поле двух изменений число уменьшится

на (1+0,01Р)(1-0,01Р) 100%.



Например, если число сначала увеличить на 10%, а затем уменьшить на 10%,

то в итоге число уменьшится на 1 %.



  1. Решим еще одну задачу, из которой узнаем, что уменьшение на 1 % не так уж и мало.


Пусть доля воды в грибах первоначально составила 99%. Грибы усохли настолько, что доля воды в них составила 98 %. Во сколько раз уменьшилось масса грибов?


Решим задачу, составим таблицу , в которой через М1 обозначим первоначальную массу грибов, а через М2 массу усохших грибов.



Масса грибов

вода

Сухое вещество

было

М1

99% - 0,99 М1

0,01 М1

стало

М2

98% - 0,98 М2

0,02 М2


Но масса сухого вещества в процессе усушки не меняется. Тогда 0,01 М1= 0,02 М2 или М1=2М2, то есть масса грибов уменьшилась в два раза . Вот вам и 1 %.



Задачи для самостоятельного решения.

1) Найдите: а) 23% от числа 15; б) число, 45% которого равны 50,25; в) какой процент составляет 25 от 400.

2) В бассейн проведена труба. Вследствие засорения её приток воды уменьшился на 60%. На сколько процентов вследствие этого увеличится время, необходимое для заполнения бассейна?

3) Ширину прямоугольника увеличили на 3,6 см, а длину уменьшили на 16%. В результате площадь нового прямоугольника оказалась больше прежнего на 5%.Найти ширину нового прямоугольника.

4) Две противоположные стороны прямоугольника удлинили на 10%, а две другие укоротили на10%. Как изменилась площадь прямоугольника?

5) Древесина только что срубленного дерева содержит 64% воды. Через неделю количество воды стало уже 48% от веса дерева. На сколько уменьшился при этом вес дерева, если только что срубленное оно весило 7,5 ц.(Ответ дать с точностью до 0,1 ц)

6)Найти возраст брата и возраст сестры, если 62,5% возраста брата больше 75% возраста сестры на 2 года, а 50% возраста брата больше 37,5% возраста сестры на 7

лет.

7) Длину прямоугольника увеличили на 10%, а ширину – уменьшили на 10%. На сколько процентов изменилась площадь?

8) Девочки составляют 54% всех учащихся школы. Сколько учащихся в школе, если в ней всего 552 мальчика?

9)Какую сумму нужно положить в банк, дающий доход из расчета 16% годовых, чтобы через 3 месяца получить 1924 рубля?

10) В 1 день МЗКМ ( маленький зелёный крокодильчик по имени Макдональд) съел 3/8 своих ананасов, во 2- 49% остатка, после чего у него осталось на 5 ананасов больше, чем он съел во 2 день. Сколько ананасов запас МЗКМ?

11)Подарочный набор состоит из трех сортов конфет. Массы конфет первого, второго и третьего сортов в этом наборе относятся как 2:7:15. Массу конфет первого сорта увеличили на 9%, а второго –на6%. На сколько процентов надо уменьшить массу конфет третьего сорта, чтобы масса всего набора не изменилась.



Числовая прямая. Координатная плоскость.


В классе.

  1. На координатной плоскости отметьте точки М(0;8), N(-3;0), К(3;2) и найдите длину отрезка оси ординат внутри треугольника MNK.

  2. а) Отметь в координатной плоскости точки А(0;2), В(9;11), С(9;5), D(6;2) и построй четырёхугольник ABCD. Как называется такой четырехугольник?

б) Построй четырёхугольник KLMN , если К(1;?), L(4;10), М(11;3), N(8;0). Определи его вид.

в)Раскрась цветным карандашом пересечение четырехугольников АBCD и KLMN. Какая фигура получилась?

3. Начерти координатную прямую, приняв за единичный отрезок 10 клеток. Отметь на ней точки: А(0,4), В(0,8), С(1,3), D(1,7),Е(2,1), F(2,5).

4. Построй график изменения роста Оли в течение первых шести лет жизни, пользуясь таблицей:

Х лет

0

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

У см

51

60

66

72

77

81

85

88

91

94

96

98

100

  1. Чем характеризуются координаты точек, принадлежащих осям координат? Выпиши отдельно точки, принадлежащие оси абсцисс, и точки, принадлежащие оси ординат. Составь из них соответственно название страны и название её столицы. Р(0;4), Н(5;0), И(12;0), Е(0;11), Л(3;0), У(0;1), К(8;4), Т(0,5), В(6;0), Й(0;9), Д(2;2), А(3;0), Б(0;7).

  2. Найдите расстояние d между точками: а)Р(5) и Q(7), б) В(17) и С(150), в) С(150) и D(350).

  3. Начертите координатную прямую, отметьте на ней точку С- середину отрезка, концами которого служат точки А и В, и найдите координаты точки С, если:

а) А(0) и В(8); б) А(3) и В(7), в) А(5) и В(3).

8. Нарисовать по координатам «ТОПОР». (-1;5), (-1;-2), (0;-5), (2;-5),

(1;-2),(1;3), (2;3), (2;5), (-2;5), (-4;6), (-5;5), (-5;3), (-4;2), (-2;3), (1;3).


Понятие модуля числа

Модулем (абсолютной величиной) действительного числа а называется само это число, если а неотрицательное и противоположное число –а, если а отрицательное. Модуль числа а обозначается |a|.

Тогда

.

Например, |-3|=3; |5|=5; |0|=0; |3-5|=|-2|=2. Из определения модуля следует, что |а|≥0 и |а|= |-а| при любом а.

Геометрически |a| означает расстояние на числовой прямой от точки, изображающей число а, до начала отсчета. Если а≠0, то на числовой прямой существуют две точки а и –а, равноудаленные от нуля (см. рис.1).


 рис.1



 рис .2


Геометрически |a-b| означает расстояние на числовой прямой от точки, изображающей число а, до точки, изображающей число b (см. рис.2). Это геометрическое представление удобно использовать при решении простейших уравнений и неравенств с модулем. Например, решения уравнения |x-3|=4 - множество точек на числовой прямой, отстоящих от точки 3 на расстояние 4. Это точки х=7, х=-1.


Основные свойства модуля числа.

1.

2.

3.

4.

5. ,это свойство является следствием свойства 1 при в=а.

6.

7.

8. тогда и только тогда, когда

9. тогда и только тогда, когда и ,

10. тогда и только тогда, когда .


Решим несколько примеров на модуль числа.

Пример 1

Запишите выражение |x-|x|| без знака модуля.

Решение




Используя определение модуля, имеем




Ответ

Пример 2

Исходя из определения модуля и его геометрического смысла, укажите на числовой оси множество точек, определяемое соотношением |2x-3|≤1.

Решение.


Используя свойство модуля и геометрическое представление модуля числа имеем

2|x-1,5|≤1;

|x-1,5|≤0,5.

Геометрически выражение |x-1,5| означает расстояние на числовой прямой от точки, изображающей число 1,5, до точки, изображающей число x. Это расстояние не должно превышать 0,5. Тогда множество точек, удовлетворяющее соотношению

|x-1,5|≤0,5, представляет собой отрезок [1;2].

Таким образом, используя свойство модуля числа и его геометрический смысл, мы решили неравенство с модулем.




Ответ

Пример 3

При каких значениях х выполняется равенство 1-x=|x-1|?

Решение.



Запишем исходное равенство в виде -(x-1)=|x-1|. Используя определение модуля, имеем .

Рассмотрим два случая

1) ; ; х=1,

2) ; ; х

Тогда 1-x=|x-1|, если х-1≤0 или х≤1.




Ответ .

Пример 4

Запишите выражение |x|+|2x+4|-|3-x| без знака модуля.

Решение




Используя свойство модуля, преобразуем заданное выражение

|x|+|2x+4|-|3-x|= |x|+|2x+4|-|x-3|.

Нанесем на числовую прямую значения х, при которых выражения, находящиеся под знаком модуля, обращаются в ноль (см. рис.3).

Рассмотрим теперь заданное выражение на промежутках I, II,III и IV.

На промежутке I х

|x|+|2x+4|-|x-3|=-x-(2x+4)-(-(x-3))=-x-2x-4+x-3=-2x-7.

На промежутке II -2≤х

|x|+|2x+4|-|x-3|=-x+(2x+4)-(-(x-3))=-x+2x+4+x-3=2x+1

На промежутке III 0≤х0, x-3

|x|+|2x+4|-|x-3|=x+(2x+4)-(-(x-3))=x+2x+4+x-3=4x+1

На промежутке IV х≥3 и х0, 2x+40, x-3≥0. Тогда по определению модуля

|x|+|2x+4|-|x-3|=x+(2x+4)-(x-3)=x+2x+4-x+3=2x+7.Таким образом

.




Ответ


.




 


 рис.3









Решим уравнения вида , при наиболее рациональный путь-переход к совокупности

Пример 5.Решитьуравнение.

Заменим уравнение совокупностью . Это даёт , .


Применим этот прием при решении вложенных друг в друга модулей.

Пример 6 .

Решение. Заменим его совокупностью или .

Последнее уравнение не имеет решения, так как модуль не может быть равен отрицательному числу, а первое уравнение снова заменяется совокупностью: . Решениями являются числа -9 и 11.

Для самостоятельного решения.

  1. Решите уравнение: а) ; б) ; в) ; г) .

  2. Найдите корни уравнения а) б) ;

  3. Запишите в виде равенства или неравенства, используя знак модуля, утверждение, что расстояние между точками Р(х) и К(8) координатной прямой : а)равно 1; б) меньше 1; в) больше 1; г) равно3; д) меньше 3 ; е) больше 3.

  4. Решите уравнение а) ; б) ; в) ; г) .

5. Запишите в виде равенства или неравенства, используя знак модуля, утверждение, что расстояние между точками К(х) и L(6) координатной прямой: а) равно 2; б) меньше 2; в) больше 2; г) равно 5; д) меньше 5; е) больше 5.

6. Решите уравнения и неравенства: а) , 1;

б) 3.

7. Решить уравнение : .



Контрольная работа на повторение.(40мин.)

  1. Вычислить: .

  2. Решить уравнение: а) ,

б) .


  1. Разделите число 8,05 на две части так, чтобы 75% первой части были равны 40% второй.

  2. Разность двузначного числа, оканчивающегося на 3 , и числа, написанного теми же цифрами в обратном порядке, равна 54. Найдите исходное число.

  3. Упростить значение выражения и вычислить при а=-7; в=-1.

  4. Зимой огурцы становятся дороже, чем летом, на 35%, а помидоры- на 55%. Поэтому овощи для салата «Овощной» из огурцов и помидоров зимой обходятся на 50% дороже, чем летом. Сколько процентов от стоимости овощей для такого салата составляет летом стоимость входящих в него помидоров.












Административная контрольная работа на повторение.(40мин.)


  1. Найди значения выражений: а) ; б) (4,75-8,2):(-0,01);

в) .

  1. Вычислите: .

  2. Реши уравнения: а) ; б) 5(у+2)=9у-6(у-1); в) .

  3. Сумма трех чисел 80. Первое число составляет 15% от всей суммы, но 40% второго числа. Найди среднее арифметическое первого и третьего чисел.

  4. Когда велосипедист выехал из деревни на станцию, пешеход уже находился на расстоянии 2 км 400м от деревни. На станцию они прибыли одновременно через 15 мин после выезда велосипедиста. С какой скоростью ехал велосипедист, если скорость пешехода была 6 км/ч.

  5. Реши задачу с помощью уравнения.

В одном мешке в 2 раза меньше крупы, чем во втором. Если из второго мешка пересыпать в первый 5 кг крупы, а затем из первого отсыпать 2 кг, то крупы в обоих мешках станет поровну. Сколько крупы в каждом мешке?.

17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!