СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для изучения темы «Становление и перспективы развитие методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит задания для самостоятельного изучения темы "Становление и перспективы развития методики  ознакомления детей дошкольного возраста с природой" по учебной дисциплине "Методика экологического образования ". Предназначен для учащихся   II курса,  специальность 2-010101 Дошкольное образование. 

Просмотр содержимого документа
«Задания для изучения темы «Становление и перспективы развитие методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой»»

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА 1 «СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  ПРИРОДОЙ»



Задание № 1. Изучите материал по проблеме развития и становления методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой (Приложение 1).

Задание № 2. Составьте каталог по теме (наличие не мене 5 источников)

Задание № 3. Разработайте аннотацию на статью (по выбору):

ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ ДЛЯ АННОТИРОВАНИЯ:

  • Саморуковой П.Г. Ознакомление детей с природой по методу Е.И. Тихеевой // Дошкольное воспитание.- 1970 . - № 1.

  • Саморукова П.Г. К.Д. Ушинский о природе в первоначальном воспитании.-1968. - № 2

  • Саморукова П.Г. Е.Н. Водовозова о природе в воспитании маленьких детей //Дошкольное воспитание. - 1969. - № 6.

Задание № 4. Изучите современные исследования в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Комарова, И.А.,. Прокофьева, О.О «Основы экологии и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста»: Учебно-метод. комплекс. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 100 с. (стр.54-55)























Приложение 1

ТЕМА 1 «СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 С  ПРИРОДОЙ»


План

1. Зарубежные педагоги прошлого о роли природы в  воспитании детей.

2. Ознакомление детей с природой в педагогическом наследии  К.Д. Ушинского.

3. Белорусские  просветители,  педагоги и  писатели  об  использовании знаний о  природе  в  воспитании и развитии 

4. Научная  разработка  проблем  методики  ознакомления детей с природой  в теории и практике советского  дошкольного воспитания 


1. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО О РОЛИ ПРИРОДЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Я.А. Коменский (1592‐1670 гг.) определил:

  1. характер обучения согласно  принципу  природосообразности;

  2. принцип  наглядности обучения;

  3. содержание знаний  о природе  для  детей дошкольного  возраста. 

Методы: 

  1. наблюдение  (о необходимости начинать учение  не  со словесных  толкований о  вещах,  а  с предметного   наблюдения  над  ними);

  2. труд в природе;

  3. игры с природными материалами;

  4. чтение  басен,  использование  энцик-лопедии


Жан‐Жак Руссо  (1712‐1778 гг.)

В  основе  педагогических взглядов 

(«Эмиль,  или  о воспитании»): 

  1. теория  естественного  воспитания;

  2. принцип  природосообразности;

  3. развитие  обеспечивает  совокупность факторов:  природа  (развивает  способности  и  чувства),  люди  (учат, как  ими  пользоваться),  вещи  (обогащают  опыт)



Основные пути познания природы 

(по Ж.‐Ж. Руссо): 

  1. наблюдение за предметами и явлениями в окружающей  природе;

  2. исследование состоит в самостоятельной  деятельности  ребѐнка,  личный  опыт  выступает основным источником  знаний;

  3. труд (земледелие). 

В труде развивается любознательность,  сообразительность,  дух  изобретательства,

 формируется ум).



Фридрих Фрёбель (1782‐1852 гг.)

  1. разработаны  рекомендации  по организации  сада  для  детей;

  2. предложены  подвижные игры,  построенные  на  подражании  явлениям  природы, животным  (Например,  Улитка», «Ручеек»,  «Кошки и мышки»). Игры в цветы, бабочки,  звезды 


Фребель предлагал сопровождать действия  исполнением хоровых песенок;

Наблюдения, труд, игры в процессе ознаком-ления с  природой. 


Полина Кергомар (1838‐1925 гг.)

  • Обосновала содержание  и методику

 работы  материнских  школ  («Дошкольное  воспитание  и детские  сады  во  Франции»). 

• Отмечала, что общение с природой 

способствует  развитию внешних  органов  чувств,  развитию  речи;

•Необходимость  знакомства  с природой  родного  края 

(о животных и растениях, которые  дети

 видят каждый  день,   должны  иметь точное  представление); 

Формы  организации работы: предметные 

уроки,  предметные беседы, игры



Мария Монтессори (1870‐1952 гг.)

В книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики»  глава  «Природа  и воспитание») 

отмечала,  что природа  является  фактором содействующим: 

• самовоспитанию  и самообучению  ребенка;

• физическому развитию ребенка; 

•нравственному развитию ребенка 

(общение  с  природой  способствует  развитию  таких  нравственных  чувств  и   качеств,  как  усердие

 и заботливость); 

• предусмотрительности; 

• терпению и «чувству природы». 


•предложила создать соответствующие  условия на участке возле «Дома ребенка» и в его  помещении. 

•основными средствами приобщения к  миру природы  М. Монтессори считала: 

наблюдение; 

труд по уходу за животными и растениями; 

эмоционально окрашенное  взаимодействие  ребенка с природой. 






2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ  ДЕТЕЙ  С  ПРИРОДОЙ  В  ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  НАСЛЕДИИ  К.Д. УШИНСКОГО И ДР. ПЕДАГОГОВ

К.Д. Ушинский (1823‐1871 гг.)

Считал природу  важным  средством воспитания дошкольников. 


Взгляды  на  место  и роль  природы  в воспитании детей  отражены в  работах  «Родное  слово» и  «Детский  мир»


В книге  «Родное слово»  знакомит  детей  с растениями,  животными,  неживой  природой,  сезонами 


Основные методы ознакомления с приро-дой: 

• наблюдение 

• труд в природе 

• чтение художественной литературы 

(«Четыре  желания»,  «Пчелка на  разведке»,  «Утренние лучи»,  «Петушок  с семьей», и др.). 

Е.Н. Водовозова (1844‐1923 гг.)

«Умственное и нравственное развитие 

детей  от первого  проявления  сознания до школьного возраста».


  1. Определено значение природы в разви-тии детей;

  2. Дана характеристика содержания 

природоведческих  знаний,  доступных детям дошкольного возраста

  1. определены условия, необходимые для ознакомления  дошкольников с природой;

  2. круг представлений о растениях и жи-вотных  определяется  местными природными условиями;

  3. рекомендации по обустройству для де-тей  6-7 лет  «маленького естественно- исторического кабинета».

Е.И. Тихеева (1867‐1943 гг.)

  1. Рассматривает природу,  как одно  из 

условий   или   как  элемент среды, в  которой  дети  живут  своей  «естественной  детской  жизнью»;

  1. Отмечает,  в  детском  саду следует 

создать  обстановку,  возмещающую  удаленность детей 

от   естественной  природы  (озеленение  участка; 

уголки 

природы;

 условия  для  игр с  природными материалами);

Методы ознакомления с природой

  1. наблюдение; 

  2. труд  в природе; 

  3. игры с природными материалами;  беседы; 

  4. чтение художественной литературы. 

Разработана  Программу  знаний  о природе,  которая представлена в  «Плане  педагогической 

Работы  на  1928/29 гг.»  (книга «Детский сад»). План предусматривает:

•постепенное усложнение материала от  одного возраста  к другому;

•определено содержание работы при  ознакомлении с  природой  (разделы) вне  детского сада и в самом  детском саду;

•в основе работы  краеведческий принцип

• во всех возрастных группах ‐ знакомство с сезонными  явлениями. 


  1. БЕЛОРУССКИЕ  ПРОСВЕТИТЕЛИ,  ПЕДАГОГИ  И  ПИСАТЕЛИ ОБ  ИСПОЛЬЗОВАНИИ  ЗНАНИЙ   О  ПРИРОДЕ  В  ВОСПИТАНИИ  И  РАЗВИТИИ 

 Николай Гусовский (1470‐1533 гг.) – белорусский поэт‐гуманист и просветитель эпохи  возрождения

В своем произведении  «Песня о внешности, дикости зубра  и  охоте  на  него»  пропагандировал: 

необходимость стремиться к  гармоническим взаимоотношениям  человека ‐ общества ‐природы; 

важность  в  воспитании детей отводить  большую роль  общению  с природой; 

Франциск Скорина (до 1490 – ок. 1541 гг.)

Стремился  осмыслить  явления  природы, проникнуть в сущность самого человека,  объяснить  отношения  между человеком и природой. 

В «Малой  подорожной  книжице»  ‐ календарные  и  астрономические сведения:  белорусские названия месяцев, знаков зодиака, описаны прогноз затмений  и других астрономических явлений.

Заслуга ‐ зарождение у белорусов таких отраслей  науки, как ботаника, медицина. 

Симон Будный (ок. 1530‐1593 гг.) ‐ деятель  белорусской культуры, талантливый ученый,  переводчик, педагог

В области  образования  и  воспитания  большую  роль  сыграл  «Катехизис для детей… », где автор  через  библейские  мотивы  знакомит  с  окружающим  миром  и  в том числе  и с  красотой  родной природы. 

Адам Егорович Богданович (1862‐1940 гг.) – педагог, этнограф, фольклорист, отец и воспитатель  поэта Максима Богдановича.

Считал воспитание любви к родному краю неотъемлемым качеством гармонически  развитой  личности.

Семейные традиции должны  быть  направлены на  воспитание в детях любви  к труду  на родной  земле,  среди  родной природы. В семье ребенок знакомится  с обычаями, белорусскими народными праздниками,  которые связаны с природой. 


Якуб Колас (1882 – 1956 гг.) – педагог, мастер  слова, знаменитый писатель, основоположник  дидактики начальной школы.


Составил  учебную  книгу  таким образом,  что  она  формировала  культурные  и природоведческие  представления воспитанников;

• Первые четыре раздела книги посвящены природе, а  именно временам года;

•Белорусская литература, фольклор и родная природа,  по мнению  Я. Коласа,  являются  важными факторами  средствами воспитания и обучения ребенка. 

Янка Купала (1882 – 1942 гг.) ‐ белорусский поэт,  просветитель.

Анализируя  творческое  наследие  Янки  Купалы можно увидеть,  что тема  природы затронута во многих произведениях автора:  «Мароз»,  «Дуб»,  «Вяртаюцца з выраю жоравы,  гусі» и др. В стихотворении ― «Моя наука»  автор говорит о  роли природы в развитии личности человека.  Любовь  к природе родного края  ощущается в стихах поэта.  Она  передается  читателю  и  помогает понять  красоту, изменчивость и богатство природы Беларуси



  1. НАУЧНАЯ  РАЗРАБОТКА  ПРОБЛЕМ  МЕТОДИКИ  ОЗНАКОМЛЕНИЯ  ДЕТЕЙ С  ПРИРОДОЙ  В  ТЕОРИИ  И ПРАКТИКЕ СОВЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 

В 60-70‐ЫЕ  ГГ. ХХ ВЕКА

В 60‐ых  годах ХХ в.  увеличивается  количество  проведенных диссертационных  исследований: 

Филлипюк Г.С.  «Психологические  особенности  наблюдений  детей  дошкольного  возраста»; 

Образцова О.В. «Воспитание трудолюбия у детей  старшего  дошкольного возраста  при выращивании  растений»; 

Грицова С.Н.  «Влияние  знаний о природе на  воспитание  положительного  отношения  к ней». 



В 70‐ых годах ХХ в. исследования: 

Формирование представлений о природе

 (Мищик Л.И., Николаева С. Н., Бонева Б. Н., Хайдурова И. А.); 


Развитие наблюдательности (Ветрова Н.И.,  Васильева А.И. и др.); 


Эстетическое  развитие  дошкольников  в процессе  ознакомления  с природой  (Сыч В. Д.);


Преемственность в природоведческой  работе  (Ковальчук Т.А., Лысенко В.Д.); 


Методы  и  приемы  ознакомления  дошкольников  с  природой  (Золотова Е. И.) 

80 ‐ ЫЕ ГГ. ХХ ВЕКА

  1. Формирование  представлений  о природе  (Земнова  Т.В., Игнаткина Л.С., Терентьева Е.Ф., Федотова А.М.,  Кондратьева Н.Н.); 

  2. Формирование  системы  знаний  о природе  (Ушицкене Л.Ф.); 

  3. Нравственное развитие дошкольников в процессе  ознакомления с природой (Плохий З.П.); 

  4. Трудовое  воспитание  дошкольников в процессе  ознакомления с природой  (Ждан В. Ф.)

В 90‐ЫЕ ГОДЫ  ХХ ВЕКА

В 90‐ых  годах ХХ в.  наблюдается  спад  интереса  к  исследованию проблем  ознакомления  дошкольников  с природой:  

  1. Формирование представлений о природе  (Христовская Т.В., Шукшина С.Е.), 

  2. Нравственное  развитие  дошкольников  в  процессе  ознакомления  с природой  (Ибраимова М.К.) 

  3. Экологическое образование дошкольников  (Островская Г.И., Пономарева Л. И.) 

  4. Методы и приемы ознакомления дошкольников с  природой (Комарова И.А.)

Литература:

  1. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.

  2. .Комарова, И.А.,. Прокофьева, О.О «Основы экологии и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста»: Учебно-метод. комплекс. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 100 с.