Документ содержит задания для самостоятельного изучения темы "Становление и перспективы развития методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой" по учебной дисциплине "Методика экологического образования ". Предназначен для учащихся II курса, специальность 2-010101 Дошкольное образование.
Просмотр содержимого документа
«Задания для изучения темы «Становление и перспективы развитие методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой»»
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМА 1 «СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ»
Задание № 1. Изучите материал по проблеме развития и становления методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой (Приложение 1).
Задание № 2. Составьте каталог по теме (наличие не мене 5 источников)
Задание № 3. Разработайте аннотацию на статью (по выбору):
ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ ДЛЯ АННОТИРОВАНИЯ:
Саморуковой П.Г. Ознакомление детей с природой по методу Е.И. Тихеевой // Дошкольное воспитание.- 1970 . - № 1.
Саморукова П.Г. К.Д. Ушинский о природе в первоначальном воспитании.-1968. - № 2
Саморукова П.Г. Е.Н. Водовозова о природе в воспитании маленьких детей //Дошкольное воспитание. - 1969. - № 6.
Задание № 4. Изучите современные исследования в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА:
Комарова, И.А.,. Прокофьева, О.О «Основы экологии и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста»: Учебно-метод. комплекс. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 100 с. (стр.54-55)
Приложение 1
ТЕМА 1 «СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ПРИРОДОЙ»
План
1. Зарубежные педагоги прошлого о роли природы в воспитании детей.
2. Ознакомление детей с природой в педагогическом наследии К.Д. Ушинского.
3. Белорусские просветители, педагоги и писатели об использовании знаний о природе в воспитании и развитии
4. Научная разработка проблем методики ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания
1. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО О РОЛИ ПРИРОДЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Я.А. Коменский (1592‐1670 гг.) определил: |
характер обучения согласно принципу природосообразности; принцип наглядности обучения; содержание знаний о природе для детей дошкольного возраста. | Методы: наблюдение (о необходимости начинать учение не со словесных толкований о вещах, а с предметного наблюдения над ними); труд в природе; игры с природными материалами; чтение басен, использование энцик-лопедии |
Жан‐Жак Руссо (1712‐1778 гг.) |
В основе педагогических взглядов («Эмиль, или о воспитании»): теория естественного воспитания; принцип природосообразности; развитие обеспечивает совокупность факторов: природа (развивает способности и чувства), люди (учат, как ими пользоваться), вещи (обогащают опыт) | Основные пути познания природы (по Ж.‐Ж. Руссо): наблюдение за предметами и явлениями в окружающей природе; исследование состоит в самостоятельной деятельности ребѐнка, личный опыт выступает основным источником знаний; труд (земледелие). В труде развивается любознательность, сообразительность, дух изобретательства, формируется ум). |
Фридрих Фрёбель (1782‐1852 гг.) |
разработаны рекомендации по организации сада для детей; предложены подвижные игры, построенные на подражании явлениям природы, животным (Например, Улитка», «Ручеек», «Кошки и мышки»). Игры в цветы, бабочки, звезды | Фребель предлагал сопровождать действия исполнением хоровых песенок; Наблюдения, труд, игры в процессе ознаком-ления с природой. |
Полина Кергомар (1838‐1925 гг.) |
работы материнских школ («Дошкольное воспитание и детские сады во Франции»). • Отмечала, что общение с природой способствует развитию внешних органов чувств, развитию речи; •Необходимость знакомства с природой родного края (о животных и растениях, которые дети видят каждый день, должны иметь точное представление); | Формы организации работы: предметные уроки, предметные беседы, игры |
Мария Монтессори (1870‐1952 гг.) |
В книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» глава «Природа и воспитание») отмечала, что природа является фактором содействующим: • самовоспитанию и самообучению ребенка; • физическому развитию ребенка; •нравственному развитию ребенка (общение с природой способствует развитию таких нравственных чувств и качеств, как усердие и заботливость); • предусмотрительности; • терпению и «чувству природы». | •предложила создать соответствующие условия на участке возле «Дома ребенка» и в его помещении. •основными средствами приобщения к миру природы М. Монтессори считала: наблюдение; труд по уходу за животными и растениями; эмоционально окрашенное взаимодействие ребенка с природой. |
|
2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Д. УШИНСКОГО И ДР. ПЕДАГОГОВ
К.Д. Ушинский (1823‐1871 гг.) |
Считал природу важным средством воспитания дошкольников. Взгляды на место и роль природы в воспитании детей отражены в работах «Родное слово» и «Детский мир» В книге «Родное слово» знакомит детей с растениями, животными, неживой природой, сезонами | Основные методы ознакомления с приро-дой: • наблюдение • труд в природе • чтение художественной литературы («Четыре желания», «Пчелка на разведке», «Утренние лучи», «Петушок с семьей», и др.). |
Е.Н. Водовозова (1844‐1923 гг.) |
«Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста». | Определено значение природы в разви-тии детей; Дана характеристика содержания природоведческих знаний, доступных детям дошкольного возраста определены условия, необходимые для ознакомления дошкольников с природой; круг представлений о растениях и жи-вотных определяется местными природными условиями; рекомендации по обустройству для де-тей 6-7 лет «маленького естественно- исторического кабинета». |
Е.И. Тихеева (1867‐1943 гг.) |
Рассматривает природу, как одно из условий или как элемент среды, в которой дети живут своей «естественной детской жизнью»; Отмечает, в детском саду следует создать обстановку, возмещающую удаленность детей от естественной природы (озеленение участка; уголки природы; условия для игр с природными материалами); | Методы ознакомления с природой: наблюдение; труд в природе; игры с природными материалами; беседы; чтение художественной литературы. Разработана Программу знаний о природе, которая представлена в «Плане педагогической Работы на 1928/29 гг.» (книга «Детский сад»). План предусматривает: •постепенное усложнение материала от одного возраста к другому; •определено содержание работы при ознакомлении с природой (разделы) вне детского сада и в самом детском саду; •в основе работы краеведческий принцип • во всех возрастных группах ‐ знакомство с сезонными явлениями. |
БЕЛОРУССКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ, ПЕДАГОГИ И ПИСАТЕЛИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ
Николай Гусовский (1470‐1533 гг.) – белорусский поэт‐гуманист и просветитель эпохи возрождения |
В своем произведении «Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него» пропагандировал: необходимость стремиться к гармоническим взаимоотношениям человека ‐ общества ‐природы; важность в воспитании детей отводить большую роль общению с природой; |
Франциск Скорина (до 1490 – ок. 1541 гг.) |
Стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой. В «Малой подорожной книжице» ‐ календарные и астрономические сведения: белорусские названия месяцев, знаков зодиака, описаны прогноз затмений и других астрономических явлений. Заслуга ‐ зарождение у белорусов таких отраслей науки, как ботаника, медицина. |
Симон Будный (ок. 1530‐1593 гг.) ‐ деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик, педагог |
В области образования и воспитания большую роль сыграл «Катехизис для детей… », где автор через библейские мотивы знакомит с окружающим миром и в том числе и с красотой родной природы. |
Адам Егорович Богданович (1862‐1940 гг.) – педагог, этнограф, фольклорист, отец и воспитатель поэта Максима Богдановича. |
Считал воспитание любви к родному краю неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Семейные традиции должны быть направлены на воспитание в детях любви к труду на родной земле, среди родной природы. В семье ребенок знакомится с обычаями, белорусскими народными праздниками, которые связаны с природой. |
Якуб Колас (1882 – 1956 гг.) – педагог, мастер слова, знаменитый писатель, основоположник дидактики начальной школы. |
Составил учебную книгу таким образом, что она формировала культурные и природоведческие представления воспитанников; • Первые четыре раздела книги посвящены природе, а именно временам года; •Белорусская литература, фольклор и родная природа, по мнению Я. Коласа, являются важными факторами средствами воспитания и обучения ребенка. |
Янка Купала (1882 – 1942 гг.) ‐ белорусский поэт, просветитель. |
Анализируя творческое наследие Янки Купалы можно увидеть, что тема природы затронута во многих произведениях автора: «Мароз», «Дуб», «Вяртаюцца з выраю жоравы, гусі» и др. В стихотворении ― «Моя наука» автор говорит о роли природы в развитии личности человека. Любовь к природе родного края ощущается в стихах поэта. Она передается читателю и помогает понять красоту, изменчивость и богатство природы Беларуси |
НАУЧНАЯ РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ МЕТОДИКИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОВЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В 60-70‐ЫЕ ГГ. ХХ ВЕКА |
В 60‐ых годах ХХ в. увеличивается количество проведенных диссертационных исследований: Филлипюк Г.С. «Психологические особенности наблюдений детей дошкольного возраста»; Образцова О.В. «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста при выращивании растений»; Грицова С.Н. «Влияние знаний о природе на воспитание положительного отношения к ней». | В 70‐ых годах ХХ в. исследования: Формирование представлений о природе (Мищик Л.И., Николаева С. Н., Бонева Б. Н., Хайдурова И. А.); Развитие наблюдательности (Ветрова Н.И., Васильева А.И. и др.); Эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой (Сыч В. Д.); Преемственность в природоведческой работе (Ковальчук Т.А., Лысенко В.Д.); Методы и приемы ознакомления дошкольников с природой (Золотова Е. И.) |
80 ‐ ЫЕ ГГ. ХХ ВЕКА |
Формирование представлений о природе (Земнова Т.В., Игнаткина Л.С., Терентьева Е.Ф., Федотова А.М., Кондратьева Н.Н.); Формирование системы знаний о природе (Ушицкене Л.Ф.); Нравственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой (Плохий З.П.); Трудовое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой (Ждан В. Ф.) |
В 90‐ЫЕ ГОДЫ ХХ ВЕКА |
В 90‐ых годах ХХ в. наблюдается спад интереса к исследованию проблем ознакомления дошкольников с природой: Формирование представлений о природе (Христовская Т.В., Шукшина С.Е.), Нравственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой (Ибраимова М.К.) Экологическое образование дошкольников (Островская Г.И., Пономарева Л. И.) Методы и приемы ознакомления дошкольников с природой (Комарова И.А.) |
Литература:
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
.Комарова, И.А.,. Прокофьева, О.О «Основы экологии и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста»: Учебно-метод. комплекс. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 100 с.