Метапредметная олимпиада «Нерпёнок -2018»:
«60 лет сказке «Незнайка в Солнечном городе» Николая Николаевича Носова.
Ф.И. участника_________________________________________________
Класс__________________________________________________________
№ школы ______________________________________________________
ФИО учителя____________________________________________________
Уважаемый участник олимпиады!
Известному персонажу исполняется 60 лет. Кто бы мог подумать? Незнайке – 60 лет! А он все такой же юный, озорной и веселый, каким полюбили его когда-то еще ваши бабушки и дедушки. И друзья Незнайки все так же шалят, увлекая всех в круговорот своих фантазий и открытий.
Нерпёнок спешит поздравить Незнайку с Днём Рождения. Сегодня они вместе предлагают вам много увлекательных и творческих заданий. Будь внимателен и ты победишь!
Внимание! Тебе предложены задания, с которыми ты должен справиться за 60 минут. Задания представлены по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Же лаем успеха!
Задание № 1.
Как мы знаем, Незнайка – герой весёлый, смелый, всегда придумывает что-то интересное, хочет всегда чему-нибудь научиться, у него не получается, но он не расстраивается. У него есть отрицательные черты – невежество, хвастовство, но без Незнайки скучно было бы в Цветочном городе. Найди и сосчитай все вымыслы Незнайки о путешествии на воздушном шаре и впиши их количество в квадратик.
«Меня давно просили наши малыши что-нибудь придумать, я говорю: «Мне надоело придумывать. Сами придумайте». Они: «Где уж нам, мы ведь глупенькие, а ты умный». Три дня думал и придумал воздушный шар. Про меня поэт Цветик стихи сочинил. Про меня много, знаете, стихов сочиняют! Все малыши работают, а я каждому указываю, что делать. Залезли мы в корзину. Я сказал речь. Прилетели наверх, смотрим – а земля внизу не больше пирога. Вдруг – бум! Наскочили на облако. Взяли топор, прорубили в облаке дырку, полетели вверх. Вдруг смотрим – летим вверх ногами: небо внизу, а земля вверху. Закон природы: выше облаков всегда ногами вверх летают. Прилетели на самый верх, а там мороз 1000 одна десятая градусов. Шар стал падать, мы стали мешки с песком бросать, все выбросили. Все равно падаем, тогда трусишка Знайка заплакал и прыгнул с парашютом вниз».
Задание № 2.
Приключения Незнайки
Знают все на свете знайки.
- Я эти стихи сам придумал. Я очень способный. Больше всего я люблю небылицы. Говорят, я все делаю шиворот-навыворот. Но если я ошибусь, ребята меня поправят-говорит Незнайка.
Помоги сочинить Незнайке стих о себе по заданной рифме и запиши, выбирая слова из слов для справок.
В этом славном городишке,
Наш Незнайка видным был.
В жёлтых ……
__________________________________
__________________________________
Слова для справок: (штанишках, шляпу, любил, он, ходил, синюю)
Задание № 3.
Николай Носов знакомит нас с профессиями или родом занятий своих героев, сводя их характеристику к единственной черте, давая им говорящие фамилии, которые и определяют поведение героев в различных ситуациях. Соедините имя коротышки из Цветочного города и его профессию:
Знайка | сапожник |
Пончик | охотник |
Молчун | поэт |
Винтик | астроном |
Пилюлькин | музыкант |
Авоська | доктор |
Цветик | врач |
Гусля | механик |
Тюбик | повар |
Пулька | художник |
Стекляшкин | почтальон |
Смекайло | ученый |
Медуница | писатель |
Задание № 4.
Незнайка выучил грамоту и научился читать и писать. И теперь он приготовил задание для вас. «Выстрой» строчки, которые перепутались, в правильном порядке и восстанови первоначальный вид стихотворения:
мо кнут в море корабли.
Мо кнут листья и цветы,
Це лый месяц под дождём
мо кнут лужи и зонты.
Мо кнут парки и поля,
мокнет крыша, мокнет дом.
И далёко от земли
мокнет мокрая земля.
Задание № 5. Незнайка писал записку и допустил ошибки, помоги ему найди и исправь их.
Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мне решыть задачю. буду ждать всваей комнате. Низнайка.
Задание № 6. Незнайка и его друзья записали предложение, но затруднились с написанием некоторых букв. Помоги им вставить пропущенные буквы. Сколько вариантов у тебя получилось?
Мы ед_м и ед_м.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7. Знайка составил для жителей Солнечного города несколько разных заданий. Одно из этих заданий досталось Незнайке, но он не может справиться с ним. И просит помощи у вас, помоги решить это задание:
Путём перестановки букв из каждой пары слов составь третье. Должны быть использованы все буквы. Образец: Боб+уста= суббота
1.Ров + поза =
2.Парк+ива=
3.Кожа+ворон=
4.Кит+рана=
Задание № 8. Незнайка записал пословицы по памяти и кое-что перепутал. Запиши пословицы правильно.
1)У семи нянек кулаками не машут.
2)Чем хвалищься, от того и наберёшься.
3)Скучен день до вечера, если хвост – тёлкин.
4)После драки дитя без глазу.
5)С кем поведёшься, на том и провалишься.
6)Не суйся в волки, коль делать нечего.
1)_____________________________________________________________
2)_____________________________________________________________
3)_____________________________________________________________
4)_____________________________________________________________
5)_____________________________________________________________
6)____________________________________________________________
Задание № 9. Коротышки выращивали клубнику, помидоры и огурцы. Грядок с клубникой в 2 раза больше, чем с огурцами, а грядок с помидорами столько же, сколько с огурцами. Сколько грядок каждого вида в огороде коротышек, если общее число грядок равно 12?
Задание № 10. К Незнайке попала волшебная палочка. Он совершал только хорошие поступки! В понедельник Незнайка совершил один хороший поступок, во вторник – три, в среду – пять и т.д. в каждый последующий день он совершал на два хороших поступка больше, чем в предыдущий. Сколько хороших поступков Незнайка совершил за неделю?
Задача№ 11. Однажды Незнайка решил отправиться из Цветочного города в Солнечный город. Путь лежал через земляничную поляну. На рисунке изображены дороги, которые соединяют эти города. Сколько есть способов попасть из Цветочного города в Солнечный город?
∙ЗП
∙ Ц ∙С
Ответ: ____________________________
Задание № 12. Квадрат содержит 16 клеток. Разделите квадрат на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. Эта задача имеет 6 решений. Постарайся найти все решения.
Задание № 13.
Земля – удивительная планета. Её естественный спутник – Луна. На Луне нет ни воздуха, ни воды, а значит, и нет жизни. Надо спешить! Лучший друг Незнайки в опасности.
Вставьте в текст пропущенные слова.
Луна – самое близкое к Земле космическое ____________ (тело, свет, созвездие). Она имеет форму ______________ (квадрата, полушара, шара). Луна – естественный ______________ (спутник, звезда, планета) Земли. Второе название Луны - _______________ (год, неделя, месяц). Луна движется по орбите вокруг _______________ (планет, Солнца, Земли).
Задание № 14.
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты? Вода в ответ:
– Издалека – из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь, и я из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот: «Знай, малыш,
И я пришла из океана!»
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
Объясните смысл этого стихотворения, каким образом в твоем стакане с обычной водой могут собраться капельки со всего мира?
Ответ________________________________________________________________
Задание № 15.
7б???
Незнайка и его друзья ушли из города в северо-восточном направлении. Компас потеряли. Напиши как можно больше вариантов, по каким ориентирам можно определить направление, в котором надо вернуться в город.
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 16. Однажды к Нерпёнку в гости приехал Незнайка. Нерпёнок рассказал ему о том, что Байкал со всех сторон окружён горными хребтами, которые оказывают большое влияние на погоду и климат. Особенно сильно это влияние сказывается на образовании и направлении ветров. Горные массивы вокруг Байкала имеют сложную форму, различную высоту, большое количество межгорных котловин и глубоких ущелий, которые в одних местах удерживают потоки воздуха, а в других – разгоняют до огромных скоростей.
Култук – ветер, дующий с южной оконечности Байкала.
Баргузин – ровный и сильный северо-восточный ветер, воздушный поток вырывается из Баргузинской долины.
Сарма. Сильный шквалистый ветер, вырывающийся из горной долины реки Сарма
На диаграмме найди и закрась:
Синим цветом- самый сильный ветер
Серым - теплый ветер
3 класс Метапредметная олимпиада «Нерпёнок - 2017»: «2017 год – год экологии»
У важаемый участник олимпиады! Символ нашей олимпиады Нерпёнок приготовил для тебя много увлекательных и творческих заданий. Будь внимателен и ты победишь!
Ф.И. участника_________________________________________________
Класс__________________________________________________________
№ школы ______________________________________________________
ФИО учителя____________________________________________________
Внимание! Тебе предложены задания, с которыми ты должен справиться за 60 минут.
Задания представлены по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Формы ответов разные: ты или выбираешь ответ из представленных, или даёшь обоснование выбранному ответу.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Задание 1.
Привет! Я герой олимпиады! Как говорит моя мама, я - маленький нерпёнок - родилась в конце зимы, 21 февраля. Воспользуйся, календариком и подскажи, сколько мне на сегодняшний день.
Запиши свой ответ_______________________________________________
Задание 2.
У меня очень большие блестящие черные глаза, и одета я в хорошенькую белую шубку. Ровно месяц назад – я начала лысеть! Я заметила, что мои белокурые замечательные локоны как-то потускнели и начали выпадать! И теперь - представляешь?! – все мои снежные ходы и лежанка усыпаны волосами. Я так расстроилась! Но мама успокоила меня. Она объяснила, что такое бывает со всеми маленькими нерпятами, и в этом нет ничего страшного. Это называется линькой. Когда я вылиняю, то стану носить взрослую строгую чёрно-серую шубку как мама. Нет, даже ещё лучше, потому что у молодых нерпят шубка имеет очень красивый серебристо-серый отлив.
Разбери слово ЛИНЬКА по составу. И подбери ещё 2-3 однокоренных слова.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
А вот рыба ЛЕНОК совсем не родственник слову ЛИНЬКА. Это рыба, которая обитает в Байкале. Нас, Нерп, часто обвиняют во всех несчастиях наших соседей рыб… Кстати, Ленок – очень прожорливый хищник. Пожирает всех подряд. Начав в молодости, уничножать безобидный планктон. Затем личинок поденок, ручейников, веснянок, комаров-хирономид, разных мошек, водяных клещей, моллюсков, червей, рачков… А вскоре Ленок начинает охотиться и на свою родню – различную мелкую рыбу. Крупные Ленки, могут и поедать лягушек и мышей, если те вздумают переплыть речку.
Составь и запиши цепь питания Ленка.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Кстати, о Байкале. Оказывается, мы, тюлени, не всегда жили в Байкале. Очень давно наши предки обитали на каком-то севере. Там было очень холодно, много воды, покрытой толстенным льдом. Началось оледенение. Это когда огромные массы воды замерзают и превращаются в вечные ледники. До самого Байкала ледник не успел добраться, потому что, в конце концов, наступило потепление и ледники стали таять. Огромные массы воды скапливались в низких местах, образовывая пресноводные озёра.
По дскажи, какое явление началось в природе__________________________
_______________________________
Процесс испарения
Передвижение водяного пара в воздушной среде
Выпадение осадков и стока
Заверши схему, т.е. укажи стрелочками нужное направление.
Задание 5.
Однажды моя мама обнаружила интересное письмо, вернее тетрадный листочек на котором было написано:
В 1991 году канада, дания, финляндия, исландия, норвегия, россия и швеция подписали декларацию о защите окружающей среды арктики.
Есть ли в этом написанном предложении ошибки? Если да, исправь их.
Задание 6.
Мне уже 2 месяца от роду. Я выросла. Особенно увеличился мой вес: теперь я вешу 25 кг! Это очень много: ведь два месяца назад во мне едва было 4кг. А вес моей мамы – 130 кг. Дай ответ, это примерно во сколько раз вес мамы превышает мой изначальный.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
Я живу на улице «Мелкого Ребровика», так названа улица по имени льдинок, которые образуют её. Это тонкие льдинки (толщиной до 5 см), впаянные в лёд под некоторым углом; они стоят как бы на ребре. Есть ещё средний и крупный ребровики, отличающиеся только по толщине образующих льдин. Есть ещё улица «Битого льда». А некоторые живут на улицах – торосах, а кому-то из наших сородичей приходится строить дом-логово почти на гладком льду.
Подумай и подскажи, а какие бы ты дал названия улицам, связанным с Байкалом. Запиши их.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Ты, наверное, слышал, что в последнее время на Байкале поверхность воды покрывается водорослями. Кстати, многие говорят, что это по вине человека. А ведь Байкал - это мировой запасник пресной воды. От загрязненной воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду, наше главное богатство, надо беречь! Рассмотри диаграмму и узнай, на что человек больше всего тратит воды в сутки.
Пользуясь данными этой диаграммы, выбери верные утверждения на твой взгляд и обозначь их.
Количество воды, расходуемое на приготовление пищи, обозначено зелёным цветом.
Ко личество воды, расходуемое на мытьё посуды, обозначено синим цветом.
Ра сход воды представлен в литрах.
Самое большое количество воды человек тратит на личную гигиену.
На мытьё посуды и стирку расходуется одинаковое количество воды.
Задание 9.
Рассмотри диаграмму «Утечка воды из крана за год».
Как ты думаешь, в каких единицах измерения представлены данные на диаграмме «Утечка воды из крана за год»? Оказывается, данные на ней представлены в кубических метрах, а 1 куб. метр воды равен 1000 литрам. Ты удивлен? Да-да, это действительно так: за год по капельке может «убежать» от 7000 до 30000 литров воды (10000 трехлитровых банок!!!)
На основе данных диаграммы посчитай, какое количество воды будет потеряно, и заполни таблицу.
| Утечка воды за год |
| Медленно капающий кран | Быстро капающий кран |
1 квартира с 2 кранами | | |
2 квартиры с 3 кранами | | |
Задание 10.
Вчера я так заслушалась маму, что даже вздрогнула, когда на меня вдруг упала чья-то тень. Я не успела ничего сообразить, как мама мгновенно согнала меня в воду, и я почему-то сразу нырнула. Оказывается, у нас есть нырятельный рефлекс. Но вернусь к загадочной тени. Вынырнув, я увидела удаляющуюся чёрную птицу. Вот уж никак не думала, что эта летающая штука будет нападать на меня. Мама объяснила мне, что это была за птица.
А ты сможешь догадаться или ты уже знаешь?
Для этого дам тебе подсказку, восстанови пословицу и ты узнаешь какая птица – угроза для нерпят. Путём перестановки букв в каждом слове и изменения порядка слов в строке расшифруй и запиши её.
ТЕН ЫНОБООР – КЮЗАЛТЮ И НЫРОВО.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.
Все слова, используемые ниже, относятся к Байкалу. Соотнеси словосочетания с их значениями. Укажи стрелочками.
Уникальные организмы чистая без примесей.
Дистиллированная вода очень гладкая.
Зеркальная поверхность редко встречающиеся.
Задание 12.
Мы многое говорим об охране природы и о том, что важно беречь леса, воду, убирать за собой отходы. Слышал ли ты, что означает слово макулатура? Макулатура – отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, а также бумажные отходы. Знаешь ли ты, что:
У чащиеся одной из школ г. Улан-Удэ участвовали в акции по сбору макулатуры «Спасём дерево».
Рассмотри таблицу, которая показывает, сколько макулатуры собрали ученики третьих классов.
Собранная макулатура |
3а класс | 8ц 50 кг |
3б класс | 92 ц |
3в класс | 1т 10 кг |
3г класс | 11ц 20 кг |
Сколько кг макулатуры собрал каждый класс? Запиши ответ на этот вопрос
3а класс_______________________________________________________
3б класс________________________________________________________
3в класс________________________________________________________
3г класс________________________________________________________
Сосчитай всю собранную макулатуру вместе и напиши, сколько всего деревьев спасут ребята, если в 1 тонне – 10 спасенных деревьев.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13.
Я уже рассказывала тебе о такой рыбе как ЛЕНОК, а ведь ты знаешь, что в Байкале водится огромное количество видов рыб. Мудрые люди пытаются защитить и сохранить этих замечательных рыб. Некоторых из них они записали в «Красную книгу». Впрочем, запрет не смущает многих людей, в том числе и браконьеров.
Ну, и слово бра-КОНЬ-ер! «Конь» что ли? Пришлось поинтересоваться. Оказалось, что слово в переводе с французского языка первоначально означало «псовый охотник». Владимир Даль определил значение этого слова просто: это тот кто «занимается воровскою охотою». Теперь браконьерами называют всех, кто ловит рыбу, добывает зверей, рубит деревья, нарушая Законы охраны природы (т.е. делает это в неположенных местах, в огромных количествах, истребляя «краснокнижных животных»).
А вот теперь сам, попробуй отгадать, от каких слов произошли такие рыбы как
ЖЕЛТОКРЫЛКА________________________________________________
ШИРОКОЛОБКА_________________________________________________
ШИПОВКА_____________________________________________________
ПЕСЧАНКА_____________________________________________________
КАМЕНКА_____________________________________________________
К
стати, это все виды такой рыбы как БАЙКАЛЬСКИЕ БЫЧКИ, так их называют в народе.
Задание 14.
Надеюсь, ты многое узнал о моей жизни, о Байкале и что задача человека стоит в том, чтобы сберечь и сохранить природу. А теперь ты с легкостью ответишь на вопросы, представленные ниже, и расшифруешь полученное слово.
1. Глубина Байкала составляет:
б-1639м;
о-1575м;
м-1637м;
2. Байкал это:
а – река;
о – озеро;
б- море;
3. Нерпа это:
б - рыба;
в - птица;
л - млекопитающее;
4. Какая из рыб не мечет икру, а производит живых личинок:
д - омуль;
о - голомянка;
г - осетр;
5. Сколько рек впадает в озеро Байкал:
д - 336;
е - 350;
у - 380;
6. Какая река вытекает из Байкала:
и - Селенга;
е - Ангара;
7. Выбери правильный ответ:
а – экология - наука об озерах;
ц – лимнология - наука об озерах.
Ну, вот и закончилось наше с тобой знакомство, ещё какой-то месяц и расстанусь с мамой, возможно навсегда. А тебе мой друг я хочу пожелать, чтобы ты любил природу, узнавал о её обитателях много нового интересного. А когда станешь взрослым, сделай все, чтобы сохранить её обитателей. Ведь недаром говорят: мы в ответе за тех, кого приручили.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ:
№ задания | УУД 0 баллов –не приступал к заданию; 1 балл –выполнил не до конца или наполовину; 2 балла – задание выполнено | Количество баллов | Предметная область | Количество баллов | Итого за задание (max. возможные баллы за это задание) |
1. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую | 0-2 | 67 дней или 2месяца и неделя | 1 | 3 |
2. | Представлять информацию в виде схемы. | 0-2 | Если только разбор -1 балл; Если однокоренные слова – 1 слово-1б; 2-3 – 2б; | 3 | 5 |
3. | Характеризовать объекты окружающего мира; | 0-2 | Водяные растения - (планктон) рачки – мелкая рыба - Ленок | 2 | 4 |
4. | Выявлять сущность и особенности объектов | 0-2 | Круговорот воды в природе; Показать направление; | 1 1 | 4 |
5. | На основе анализа объектов делать выводы. | 0-2 | В 1991 году Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия и Швеция подписали декларацию о защите окружающей среды Арктики. За каждый правильный ответ 0,5б | 4 | 6 |
6. | Переходить от текста к условно-схематической модели. | 0-2 | 130 : 4=32 (ост. 2) | 1 | 3 |
7. | Преобразовывать исходный материал: импровизировать, изменять, творчески переделывать. | 0-2 | За каждый правильный ответ 0,5 б Примечание: «связанных с Байкалом» | 3 | 5 |
8. | Формулировать несложные выводы, основываясь на схеме. | 0-2 | Верные ответы: 3,4 Если 1- 1б; Если 2- 2б; Если неверно-0б или -1б; | 2 | 4 |
9. | Понимать информацию, представленную в виде диаграммы. Анализ и синтез. | 0-2 | 7х2=14 | 30х2=60 | 2х3х7=42 | 2х30х60=180 | За каждое действие 1б. | 4 | 6 |
10. | Составлять на основе графического изображения, небольшой текст, отвечая на поставленный вопрос. | 0-2 | Нет обороны – заклюют и вороны. 0 баллов - не приступил 1балл - попытался восстановить выражение или отдельные слова 2балла - полностью восстановил значение пословицы | 2 | 4 |
11. | Обобщать и классифицировать по признакам. | 0-2 | 1-3; 2-1; 3-2; За каждый0,5 б | 1,5 | 3,5 |
12. | 1. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | 0-2 | 3а- 850 кг 3б-9200 кг 3в- 1110 кг 3г-1120 кг За каждый правильный ответ 1б | 4 | 6 |
| 2. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | 0-2 | 9200+1120+1110+850=12280 (кг) 13180 кг = 12 тонн 12х10=120 (д) 120 деревьев Решение не до конца- 1б Решил, но не сравнил - 2б Решил полностью – 3б | 3 | 5 |
13. | Находить в тексте и использовать информацию, заданную в неявном виде. | 0-2 | За каждое угаданное слово 0,5б (желтое крыло, широкий лоб, песок, шипы, камень) | 2,5 | 4,5 |
14. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | 0-2 | За каждую правильно угаданную букву 0,5б Найдены все 7 букв - Расшифровано слово -1б | 3,5 + 1б | 6,5 |
Победители: 65-70 баллов.
Призёры: 55-64 баллов