СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для метапредметной олимпиады

Нажмите, чтобы узнать подробности

задания для отборочного тура метапредметной олимпиады

Просмотр содержимого документа
«Задания для метапредметной олимпиады»



Метапредметная олимпиада «Нерпёнок -2018»:

«60 лет сказке «Незнайка в Солнечном городе» Николая Николаевича Носова.



Ф.И. участника_________________________________________________

Класс__________________________________________________________

№ школы ______________________________________________________

ФИО учителя____________________________________________________

Уважаемый участник олимпиады!

Известному персонажу исполняется 60 летКто бы мог подумать? Незнайке – 60 лет! А он все такой же юный, озорной и веселый, каким полюбили его когда-то еще ваши бабушки и дедушки. И друзья Незнайки все так же шалят, увлекая всех в круговорот своих фантазий и открытий.

Нерпёнок спешит поздравить Незнайку с Днём Рождения. Сегодня они вместе предлагают вам много увлекательных и творческих заданий. Будь внимателен и ты победишь!

Внимание! Тебе предложены задания, с которыми ты должен справиться за 60 минут. Задания представлены по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Же лаем успеха!

Задание № 1.

Как мы знаем, Незнайка – герой весёлый, смелый, всегда придумывает что-то интересное, хочет всегда чему-нибудь научиться, у него не получается, но он не расстраивается. У него есть отрицательные черты – невежество, хвастовство, но без Незнайки скучно было бы в Цветочном городе. Найди и сосчитай все вымыслы Незнайки о путешествии на воздушном шаре и впиши их количество в квадратик.

«Меня давно просили наши малыши что-нибудь придумать, я говорю: «Мне надоело придумывать. Сами придумайте». Они: «Где уж нам, мы ведь глупенькие, а ты умный». Три дня думал и придумал воздушный шар. Про меня поэт Цветик стихи сочинил. Про меня много, знаете, стихов сочиняют! Все малыши работают, а я каждому указываю, что делать. Залезли мы в корзину. Я сказал речь. Прилетели наверх, смотрим – а земля внизу не больше пирога. Вдруг – бум! Наскочили на облако. Взяли топор, прорубили в облаке дырку, полетели вверх. Вдруг смотрим – летим вверх ногами: небо внизу, а земля вверху. Закон природы: выше облаков всегда ногами вверх летают. Прилетели на самый верх, а там мороз 1000 одна десятая градусов. Шар стал падать, мы стали мешки с песком бросать, все выбросили. Все равно падаем, тогда трусишка Знайка заплакал и прыгнул с парашютом вниз».

Задание № 2.

Приключения Незнайки

Знают все на свете знайки.

- Я эти стихи сам придумал. Я очень способный. Больше всего я люблю небылицы. Говорят, я все делаю шиворот-навыворот. Но если я ошибусь, ребята меня поправят-говорит Незнайка.

Помоги сочинить Незнайке стих о себе по заданной рифме и запиши, выбирая слова из слов для справок.

В этом славном городишке, 
Наш Незнайка видным был.
В жёлтых ……

__________________________________

__________________________________



Слова для справок: (штанишках, шляпу, любил, он, ходил, синюю)



Задание № 3.

Николай Носов знакомит нас с профессиями или родом занятий своих героев, сводя их характеристику к единственной черте, давая им говорящие фамилии, которые и определяют поведение героев в различных ситуациях. Соедините имя коротышки из Цветочного города и его профессию:

Знайка

сапожник

Пончик

охотник

Молчун

поэт

Винтик

астроном

Пилюлькин

музыкант

Авоська

доктор

Цветик

врач

Гусля

механик

Тюбик

повар

Пулька

художник

Стекляшкин

почтальон

Смекайло

ученый

Медуница

писатель


Задание № 4.

Незнайка выучил грамоту и научился читать и писать. И теперь он приготовил задание для вас. «Выстрой» строчки, которые перепутались, в правильном порядке и восстанови первоначальный вид стихотворения:

мо кнут в море корабли.

Мо кнут листья и цветы,

Це лый месяц под дождём

мо кнут лужи и зонты.

Мо кнут парки и поля,

мокнет крыша, мокнет дом.

И  далёко от земли

мокнет мокрая земля.

Задание № 5. Незнайка писал записку и допустил ошибки, помоги ему найди и исправь их. 
Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мне решыть задачю. буду ждать всваей комнате. Низнайка.



Задание № 6. Незнайка и его друзья записали предложение, но затруднились с написанием некоторых букв. Помоги им вставить пропущенные буквы. Сколько вариантов у тебя получилось?

Мы ед_м и ед_м.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7. Знайка составил для жителей Солнечного города несколько разных заданий. Одно из этих заданий досталось Незнайке, но он не может справиться с ним. И просит помощи у вас, помоги решить это задание:

Путём перестановки букв из каждой пары слов составь третье. Должны быть использованы все буквы. Образец: Боб+уста= суббота

1.Ров + поза =

2.Парк+ива=

3.Кожа+ворон=

4.Кит+рана=




Задание № 8. Незнайка записал пословицы по памяти и кое-что перепутал. Запиши пословицы правильно.

1)У семи нянек кулаками не машут.

2)Чем хвалищься, от того и наберёшься.

3)Скучен день до вечера, если хвост – тёлкин.

4)После драки дитя без глазу.

5)С кем поведёшься, на том и провалишься.

6)Не суйся в волки, коль делать нечего.







1)_____________________________________________________________

2)_____________________________________________________________

3)_____________________________________________________________

4)_____________________________________________________________

5)_____________________________________________________________

6)____________________________________________________________

Задание № 9Коротышки выращивали клубнику, помидоры и огурцы. Грядок с клубникой в 2 раза больше, чем с огурцами, а грядок с помидорами столько же, сколько с огурцами. Сколько грядок каждого вида в огороде коротышек, если общее число грядок равно 12?

































































































































































Задание № 10. К Незнайке попала волшебная палочка. Он совершал только хорошие поступки! В понедельник Незнайка совершил один хороший поступок, во вторник – три, в среду – пять и т.д. в каждый последующий день он совершал на два хороших поступка больше, чем в предыдущий. Сколько хороших поступков Незнайка совершил за неделю?


































































Задача№ 11. Однажды Незнайка решил отправиться из Цветочного города в Солнечный город. Путь лежал через земляничную поляну. На рисунке изображены дороги, которые соединяют эти города. Сколько есть способов попасть из Цветочного города в Солнечный город?

ЗП

∙ Ц ∙С




Ответ: ____________________________

Задание № 12. Квадрат содержит 16 клеток. Разделите квадрат на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. Эта задача имеет 6 решений. Постарайся найти все решения.















Задание № 13.

Земля – удивительная планета. Её естественный спутник – Луна. На Луне нет ни воздуха, ни воды, а значит, и нет жизни. Надо спешить! Лучший друг Незнайки в опасности.

Вставьте в текст пропущенные слова.

Луна – самое близкое к Земле космическое ____________ (тело, свет, созвездие). Она имеет форму ______________ (квадрата, полушара, шара). Луна – естественный ______________ (спутник, звезда, планета) Земли. Второе название Луны - _______________ (год, неделя, месяц). Луна движется по орбите вокруг _______________ (планет, Солнца, Земли).

Задание № 14.

Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

– Откуда ты? Вода в ответ:

– Издалека – из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилась поляна.

– Откуда ты? – спросил росу.

– Поверь, и я из океана!

– Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донесся шепот: «Знай, малыш,

И я пришла из океана!»

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

– Откуда ты? Ты кто такой?

– И я, дружок, из океана!

Объясните смысл этого стихотворения, каким образом в твоем стакане с обычной водой могут собраться капельки со всего мира?



Ответ________________________________________________________________





Задание № 15.

7б???

Незнайка и его друзья ушли из города в северо-восточном направлении. Компас потеряли. Напиши как можно больше вариантов, по каким ориентирам можно определить направление, в котором надо вернуться в город.



1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________



2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________



3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 16. Однажды к Нерпёнку в гости приехал Незнайка. Нерпёнок рассказал ему о том, что Байкал со всех сторон окружён горными хребтами, которые оказывают большое влияние на погоду и климат. Особенно сильно это влияние сказывается на образовании и направлении ветров. Горные массивы вокруг Байкала имеют сложную форму, различную высоту, большое количество межгорных котловин и глубоких ущелий, которые в одних местах удерживают потоки воздуха, а в других – разгоняют до огромных скоростей.

Култук  – ветер, дующий с южной оконечности Байкала.

Баргузин – ровный и сильный северо-восточный ветер, воздушный поток вырывается из Баргузинской долины. 

Сарма. Сильный шквалистый ветер, вырывающийся из горной долины реки Сарма

На диаграмме найди и закрась:

Синим цветом- самый сильный ветер

Серым - теплый ветер



























3 класс Метапредметная олимпиада «Нерпёнок - 2017»: «2017 год – год экологии»





У важаемый участник олимпиады! Символ нашей олимпиады Нерпёнок приготовил для тебя много увлекательных и творческих заданий. Будь внимателен и ты победишь!

Ф.И. участника_________________________________________________

Класс__________________________________________________________

№ школы ______________________________________________________

ФИО учителя____________________________________________________



Внимание! Тебе предложены задания, с которыми ты должен справиться за 60 минут.

Задания представлены по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Формы ответов разные: ты или выбираешь ответ из представленных, или даёшь обоснование выбранному ответу.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Задание 1.

Привет! Я герой олимпиады! Как говорит моя мама, я - маленький нерпёнок - родилась в конце зимы, 21 февраля. Воспользуйся, календариком и подскажи, сколько мне на сегодняшний день.





Запиши свой ответ_______________________________________________

Задание 2.

У меня очень большие блестящие черные глаза, и одета я в хорошенькую белую шубку. Ровно месяц назад – я начала лысеть! Я заметила, что мои белокурые замечательные локоны как-то потускнели и начали выпадать! И теперь - представляешь?! – все мои снежные ходы и лежанка усыпаны волосами. Я так расстроилась! Но мама успокоила меня. Она объяснила, что такое бывает со всеми маленькими нерпятами, и в этом нет ничего страшного. Это называется линькой. Когда я вылиняю, то стану носить взрослую строгую чёрно-серую шубку как мама. Нет, даже ещё лучше, потому что у молодых нерпят шубка имеет очень красивый серебристо-серый отлив.

Разбери слово ЛИНЬКА по составу. И подбери ещё 2-3 однокоренных слова.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

А вот рыба ЛЕНОК совсем не родственник слову ЛИНЬКА. Это рыба, которая обитает в Байкале. Нас, Нерп, часто обвиняют во всех несчастиях наших соседей рыб… Кстати, Ленок – очень прожорливый хищник. Пожирает всех подряд. Начав в молодости, уничножать безобидный планктон. Затем личинок поденок, ручейников, веснянок, комаров-хирономид, разных мошек, водяных клещей, моллюсков, червей, рачков… А вскоре Ленок начинает охотиться и на свою родню – различную мелкую рыбу. Крупные Ленки, могут и поедать лягушек и мышей, если те вздумают переплыть речку.

Составь и запиши цепь питания Ленка.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Кстати, о Байкале. Оказывается, мы, тюлени, не всегда жили в Байкале. Очень давно наши предки обитали на каком-то севере. Там было очень холодно, много воды, покрытой толстенным льдом. Началось оледенение. Это когда огромные массы воды замерзают и превращаются в вечные ледники. До самого Байкала ледник не успел добраться, потому что, в конце концов, наступило потепление и ледники стали таять. Огромные массы воды скапливались в низких местах, образовывая пресноводные озёра.



По дскажи, какое явление началось в природе__________________________

_______________________________













Процесс испарения





Передвижение водяного пара в воздушной среде







Выпадение осадков и стока



Заверши схему, т.е. укажи стрелочками нужное направление.



Задание 5.

Однажды моя мама обнаружила интересное письмо, вернее тетрадный листочек на котором было написано:



В 1991 году канада, дания, финляндия, исландия, норвегия, россия и швеция подписали декларацию о защите окружающей среды арктики.



Есть ли в этом написанном предложении ошибки? Если да, исправь их.



Задание 6.

Мне уже 2 месяца от роду. Я выросла. Особенно увеличился мой вес: теперь я вешу 25 кг! Это очень много: ведь два месяца назад во мне едва было 4кг. А вес моей мамы – 130 кг. Дай ответ, это примерно во сколько раз вес мамы превышает мой изначальный.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Я живу на улице «Мелкого Ребровика», так названа улица по имени льдинок, которые образуют её. Это тонкие льдинки (толщиной до 5 см), впаянные в лёд под некоторым углом; они стоят как бы на ребре. Есть ещё средний и крупный ребровики, отличающиеся только по толщине образующих льдин. Есть ещё улица «Битого льда». А некоторые живут на улицах – торосах, а кому-то из наших сородичей приходится строить дом-логово почти на гладком льду.

Подумай и подскажи, а какие бы ты дал названия улицам, связанным с Байкалом. Запиши их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 8.

Ты, наверное, слышал, что в последнее время на Байкале поверхность воды покрывается водорослями. Кстати, многие говорят, что это по вине человека. А ведь Байкал - это мировой запасник пресной воды. От загрязненной воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду, наше главное богатство, надо беречь! Рассмотри диаграмму и узнай, на что человек больше всего тратит воды в сутки.





Пользуясь данными этой диаграммы, выбери верные утверждения на твой взгляд и обозначь их.



Количество воды, расходуемое на приготовление пищи, обозначено зелёным цветом.

Ко личество воды, расходуемое на мытьё посуды, обозначено синим цветом.

Ра сход воды представлен в литрах.



Самое большое количество воды человек тратит на личную гигиену.



На мытьё посуды и стирку расходуется одинаковое количество воды.



Задание 9.

Рассмотри диаграмму «Утечка воды из крана за год».



Как ты думаешь, в каких единицах измерения представлены данные на диаграмме «Утечка воды из крана за год»? Оказывается, данные на ней представлены в кубических метрах, а 1 куб. метр воды равен 1000 литрам. Ты удивлен? Да-да, это действительно так: за год по капельке может «убежать» от 7000 до 30000 литров воды (10000 трехлитровых банок!!!)

На основе данных диаграммы посчитай, какое количество воды будет потеряно, и заполни таблицу.


Утечка воды за год


Медленно капающий кран

Быстро капающий кран

1 квартира с 2 кранами



2 квартиры с 3 кранами





Задание 10.

Вчера я так заслушалась маму, что даже вздрогнула, когда на меня вдруг упала чья-то тень. Я не успела ничего сообразить, как мама мгновенно согнала меня в воду, и я почему-то сразу нырнула. Оказывается, у нас есть нырятельный рефлекс. Но вернусь к загадочной тени. Вынырнув, я увидела удаляющуюся чёрную птицу. Вот уж никак не думала, что эта летающая штука будет нападать на меня. Мама объяснила мне, что это была за птица.

А ты сможешь догадаться или ты уже знаешь?

Для этого дам тебе подсказку, восстанови пословицу и ты узнаешь какая птица – угроза для нерпят. Путём перестановки букв в каждом слове и изменения порядка слов в строке расшифруй и запиши её.



ТЕН ЫНОБООР – КЮЗАЛТЮ И НЫРОВО.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 11.

Все слова, используемые ниже, относятся к Байкалу. Соотнеси словосочетания с их значениями. Укажи стрелочками.



Уникальные организмы чистая без примесей.

Дистиллированная вода очень гладкая.

Зеркальная поверхность редко встречающиеся.



Задание 12.

Мы многое говорим об охране природы и о том, что важно беречь леса, воду, убирать за собой отходы. Слышал ли ты, что означает слово макулатура? Макулатура – отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, а также бумажные отходы. Знаешь ли ты, что:

У чащиеся одной из школ г. Улан-Удэ участвовали в акции по сбору макулатуры «Спасём дерево».

Рассмотри таблицу, которая показывает, сколько макулатуры собрали ученики третьих классов.











Собранная макулатура

3а класс

8ц 50 кг

3б класс

92 ц

3в класс

1т 10 кг

3г класс

11ц 20 кг

Сколько кг макулатуры собрал каждый класс? Запиши ответ на этот вопрос

3а класс_______________________________________________________

3б класс________________________________________________________

3в класс________________________________________________________

3г класс________________________________________________________



Сосчитай всю собранную макулатуру вместе и напиши, сколько всего деревьев спасут ребята, если в 1 тонне – 10 спасенных деревьев.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 13.

Я уже рассказывала тебе о такой рыбе как ЛЕНОК, а ведь ты знаешь, что в Байкале водится огромное количество видов рыб. Мудрые люди пытаются защитить и сохранить этих замечательных рыб. Некоторых из них они записали в «Красную книгу». Впрочем, запрет не смущает многих людей, в том числе и браконьеров.

Ну, и слово бра-КОНЬ-ер! «Конь» что ли? Пришлось поинтересоваться. Оказалось, что слово в переводе с французского языка первоначально означало «псовый охотник». Владимир Даль определил значение этого слова просто: это тот кто «занимается воровскою охотою». Теперь браконьерами называют всех, кто ловит рыбу, добывает зверей, рубит деревья, нарушая Законы охраны природы (т.е. делает это в неположенных местах, в огромных количествах, истребляя «краснокнижных животных»).

А вот теперь сам, попробуй отгадать, от каких слов произошли такие рыбы как

ЖЕЛТОКРЫЛКА________________________________________________

ШИРОКОЛОБКА_________________________________________________

ШИПОВКА_____________________________________________________

ПЕСЧАНКА_____________________________________________________

КАМЕНКА_____________________________________________________



К

стати, это все виды такой рыбы как БАЙКАЛЬСКИЕ БЫЧКИ, так их называют в народе.

Задание 14.

Надеюсь, ты многое узнал о моей жизни, о Байкале и что задача человека стоит в том, чтобы сберечь и сохранить природу. А теперь ты с легкостью ответишь на вопросы, представленные ниже, и расшифруешь полученное слово.

1. Глубина Байкала составляет:

б-1639м;
о-1575м;
м-1637м;

2. Байкал это:

а – река;
о – озеро;
б- море;

3. Нерпа это:

б - рыба;
в - птица;
л - млекопитающее;

4. Какая из рыб не мечет икру, а производит живых личинок:

д - омуль;
о - голомянка;
г - осетр;

5. Сколько рек впадает в озеро Байкал:

д - 336;
е - 350;
у - 380;

6. Какая река вытекает из Байкала:

и - Селенга;
е - Ангара;

7. Выбери правильный ответ:

а – экология - наука об озерах;
ц – лимнология - наука об озерах.










Ну, вот и закончилось наше с тобой знакомство, ещё какой-то месяц и расстанусь с мамой, возможно навсегда. А тебе мой друг я хочу пожелать, чтобы ты любил природу, узнавал о её обитателях много нового интересного. А когда станешь взрослым, сделай все, чтобы сохранить её обитателей. Ведь недаром говорят: мы в ответе за тех, кого приручили.



ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ:



№ задания

УУД

0 баллов –не приступал к заданию;

1 балл –выполнил не до конца или наполовину;

2 балла – задание выполнено

Количество баллов

Предметная область

Количество баллов

Итого за задание

(max. возможные баллы за это задание)

1.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую

0-2

67 дней или 2месяца и неделя


1

3

2.

Представлять информацию в виде схемы.

0-2

Если только разбор -1 балл;

Если однокоренные слова – 1 слово-1б; 2-3 – 2б;

3

5

3.

Характеризовать объекты окружающего мира;


0-2

Водяные растения - (планктон) рачки – мелкая рыба - Ленок


2

4

4.

Выявлять сущность и особенности объектов

0-2

Круговорот воды в природе;

Показать направление;

1

1

4

5.

На основе анализа объектов делать выводы.

0-2

В 1991 году Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия и Швеция подписали декларацию о защите окружающей среды Арктики.

За каждый правильный ответ 0,5б


4

6

6.

Переходить от текста к условно-схематической модели.

0-2

130 : 4=32 (ост. 2)

1

3

7.


Преобразовывать исходный материал: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

0-2

За каждый правильный ответ 0,5 б

Примечание: «связанных с Байкалом»

3

5

8.

Формулировать несложные выводы, основываясь на схеме.

0-2

Верные ответы: 3,4

Если 1- 1б;

Если 2- 2б;

Если неверно-0б или -1б;

2

4

9.

Понимать информацию, представленную в виде диаграммы. Анализ и синтез.

0-2

7х2=14

30х2=60

2х3х7=42

2х30х60=180

За каждое действие 1б.

4

6

10.

Составлять на основе графического изображения, небольшой текст, отвечая на поставленный вопрос.

0-2

Нет обороны – заклюют и вороны.

0 баллов - не приступил

1балл - попытался восстановить выражение или отдельные слова

2балла - полностью восстановил значение пословицы

2

4

11.

Обобщать и классифицировать по признакам.

0-2

1-3;

2-1;

3-2;

За каждый0,5 б

1,5

3,5

12.

1. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

0-2

3а- 850 кг

3б-9200 кг

3в- 1110 кг

3г-1120 кг

За каждый правильный ответ 1б

4

6



2. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

0-2

9200+1120+1110+850=12280 (кг)

13180 кг = 12 тонн

12х10=120 (д)

120 деревьев

Решение не до конца- 1б

Решил, но не сравнил - 2б

Решил полностью – 3б

3

5

13.

Находить в тексте и использовать информацию, заданную в неявном виде.

0-2

За каждое угаданное слово 0,5б

(желтое крыло, широкий лоб, песок, шипы, камень)

2,5

4,5

14.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

0-2

За каждую правильно угаданную букву 0,5б

Найдены все 7 букв -

Расшифровано слово -1б

3,5

+



6,5



Победители: 65-70 баллов.

Призёры: 55-64 баллов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!