СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для олимпиад по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаются задания для олимпиад по русскому языку. Рекомендуются учителям русской филологии.

Просмотр содержимого документа
«Задания для олимпиад по русскому языку»

Задания для подготовки к олимпиадам



7 КЛАСС

Фонетика. Графика. Орфоэпия

  1. Какой из приводимых вариантов постановки ударения яв­ляется правильным?

Дефис - дефис, начать - начать, начала - начала - начала, красивей­ший - красивейший, грустна - грустна, подняв - подняв, приняв - при­няв, принята - принята - принята.

  1. Какой из приводимых вариантов произношения является верным? Объясните свой выбор.

Ску[ш]но - ску[ч']но, фо[н]етика - фо[н']етика, [т]ермин - [т']ермин, м[ъ]лако - м[а]лако, б[и]жать - [б'э]жать - б[иэ]жать, п[иэ]ределать - п[ь]ределать, моро[з] - моро[с], бере[г] - бере[х] - бере[к], по[с']ле - по[с]ле, [і'а]зьік - []'иэ]зык - [и]зык, Бо[г] - Бо[к] - Бо[х].

  1. Найдите «лишние» слова. Обоснуйте свой выбор.

    1. Стог, сапог, берег, Бог, порог, продрог;

    2. вздох, миг, друг, вдруг, побег, круг.

  2. Найдите «лишние» слова. Обоснуйте свой выбор.

    1. Экстренный, электрик, эмблема, эскиз;

    2. эскалатор, экскаватор, эшелон, этика.

  3. Распределите слова по группам в зависимости от произно­шения звука, обозначаемого буквой г.

Грибок, погоди, сапог, порог, итого, погода, сегодня, где, когда, его, столичного, стог, Бога, эге, бухгалтер.

  1. Какие слова рифмуются со словом друг, если соблюдать пра­вила произношения? Почему другие слова не рифмуются?

Стук, подруг, протух, двух, плуг.

7. Расставьте ударения в кратких страдательных причастиях. Объясните свой выбор.


1) Заперт, заперто, заперта, заперты;


2) начат, начато, начата, начаты;


3) поднят, поднято, поднята, подняты;


4) принят, принято, принята, приняты;


5) согнут, согнуто, согнута, согнуты;


6) налит, налито, налита, налиты.


8. Объясните постановку ударения в причастиях.


1) Привлечен, привлечена, привлечено, привлечены;


2) включен, включена, включено, включены;


3) повторен, повторена, повторено, повторены;


4) завезен, завезена, завезено, завезены.


9. Прочитайте стихотворение В. Громова «Шутка». Как вс-таки произносится слово творог? Какую ошибку в произношении допустила кассир? А как правильно сказать?


Мой дядя выяснял лет сорок И все же выяснить не мог, Как говорить вернее: творог?! А может, правильней - творог?! И как-то он в молочной лавке Его увидел на прилавке, -Лицо, как роза, расцвело, Решил купить он полкило. Но тотчас, на прилавок глядя, Опять задумался мой дядя: «Ведь, вероятно, он не дорог, Пойдет в ватрушку и в пирог... А как спросить: "Почем творог? А может, правильнее - творог?"» А в это время у прилавка И шум, и очередь, и давка, Но дядя дольше всех стоит И сам с собою говорит: «Н-да... Я к произношенью строг, Не допускаю оговорок... Но как же все-таки - творог, А может, правильнее - творог?!» Задачу эту смог решить Мой дядя, лишь дойдя до кассы, Сказав: «Прошу вас получить За полкило ... творожной массы». Кассирша мало разбиралась В местоименьях, в падеже И так сказала: «Не осталось, Она распродата уже!»


10. Прочитайте стихотворения. Определите, на какой слот падает ударение в слове издалека. Какой из этих вариантов устарел, а какой является правильным в наше время?


И что за диво?., издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока...


М.Ю. Лермонтов


Вот поднялись издалека Грядою длинной облака.


И.Н. Никитин


11. Могут ли ошибки в произношении и ударении влиять на грамотность письменной речи? Покажите это на примерах.


12. Расставьте ударения в причастиях.


Ленящийся (от лениться)', принявший, принятый (от принять)-, проживший, прожитый (от прожить)', понятый, понявший (от понять).


13. Сравните пары слов. Чем отличается их произношение? Варенный (прич.) - вареный (прил.), груженный (прич.) - груженый


(прил.), занятый (прич.) - занятой (прил.).


14. Расставьте ударения в выделенных словах.


1) Поляна, окруженная вековыми елями, казалась островком в зеленом море.


2) Вареная свекла была мелко нарезана.


3) Вагоны, груженные лесом, отправлены с опозданием.


4) Груженые вагоны вот уже месяц простаивали на путях.


5) Занятый интересной работой, он даже не заметил появления гостей.


6) «Вы, я вижу, человек занятой», - произнес проводник.


7) Принятое решение должно быть выполнено.


15. Прочитайте отрывок из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Какое слово подсказывает правильное произношение наречия скучно?


Но говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне, все вам скучно, А мы... ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно.


16. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Заболоцкого. Какое слово поэт записал не так, как оно обычно пишется? Для чего он это сделал?


Уступи мне, скворец, уголок, Посели меня в старом скворешнике. Отдаю тебе душу в залог За твои голубые подснежники. И так сказала: «Не осталось, Она распродата уже!»


17. Расставьте ударения в глаголах и деепричастиях.


Начать - начав, передать - передав, поднять - подняв, принять -


приняв, понять - поняв, продать - продав, прожить - прожив.


18. Расшифруйте записанные в виде задачи орфоэпические правила. Приведите примеры на данные правила.


1)3чисч = [щ'];


2) чн = [шн] в некоторых словах и [ч'н] - во многих;


3) а и о без ударения = [а];


4) я в безударном слоге = [иэ].


19. Прочитайте загадку К.И. Чуковского. Найдите слово, в котором допущена ошибка в произношении. Произнесите его правильно.


Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей.


20. Ученик допустил ошибки в произношении данных слов. Какие это ошибки? Как правильно читать слова? В каком слове встретились две ошибки?


Коне[ч'н]о, д[о]рога, [т'а]нуть, идё[т'], мя[кш]е, мусоропровод, ля[ш], восе[м], лош[а]дёй, облё[к]чить.


21. Какой из двух приводимых вариантов произношения я&ая-ется правильным? Где это возможно, объясните, почему возникает та или иная орфоэпическая ошибка.


Коне[ч'н]о-коне[шн]о, [ч'т]о - [шт]о, бере[к]-бере[х], [фанэ]тика-[фонэ]тика - [фон'э]тика - [фан'э]тика, ску[ч'н]о - ску[шн]о, сне[к] -сне[х], [т'э]кст- [тэ]кст, начинаема] - начинае[тс']я.


22. Расшифруйте предложения, записанные с помощью знаков фонетической транскрипции.


1) [шэс'т' д'н'эй' прав'ол й'а в ък'иэан'ь].


2) [с'иэв6д'н'ь пр'ишлос' над'эт' с'в'йтър].


3) [й'иэзык й'эс'т' ср'эцтвъ апщ'эн'ий'ь].


23. Расшифруйте фонетическую запись.


[издъл'иэка в'йднъ как в'эс'ьлъ м'иэл'кай'ут пь кустам й'аркий'ь флашк'й. ан'й зацэпл'ьны зай'олъч'к'и б'иэр'оск'и ас'йнк'и нъ высат'э рость ч'ьлав'экъ штобы з'в'эр' зам'эт'ил их йздъл'и].


24. Какое изобразительное средство, основанное на подборе определенных звуков, использует В.Я. Брюсов в стихотворении «Сухие листья»? Как называется это средство? Какое значение оно имеет в данных стихах?


Сухие листья, сухие листья, Сухие листья, сухие листья, Под тусклым ветром кружат, шуршат.

25. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Русалка». Какую роль играет звукопись в этом стихотворении? Какой звук чаше всего повторяется?


Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ

7 КЛАСС

Фонетика. Графика. Орфоэпия

  1. Дефис, начать, начала, красивейший, грустна, подняв, при­няв, принята.

  2. Ску[ш]но, фо|н]етика, [т']ермин, м[ъ|лако, б[и3]жать, п[ь] ределать, моро[с], бере[к], по[с']ле, и'иэ]зык, Бо[х].

Современные нормы литературного произношения преду­сматривают, что на месте буквенного сочетания чн в некоторых словах звучит [шн]: ску[шн]о, коне[шн]о и др.

В большинстве слов иноязычного происхождения согласный перед е произносится мягко: [т']ермин. Однако в ряде слов, как новых, так и достаточно освоенных русским языком, согласные произносятся твердо: а[т]елье, фо[н]етика.

Нормы современного русского литературного произношения предусматривают, что на месте букв а и о в первом предударном слоге после твердых согласных звучит звук [а], который отличает­ся от ударного [а] краткостью и менее широким раскрытием рта: кар[а]ндаш. В остальных безударных слогах на месте а и о про­износится краткий нелабиализованный гласный среднего ряда и среднего подъема, обозначаемый [ъ]: м[ъ]лако.

На месте букв ей я после мягких согласных в первом пред­ударном слоге произноситсяу\: [б'иэ/жать. В других неударяе­мых слогах звучит редуцированный [ь|: [п'ь]ределать.

На конце слов на месте звонких согласных произносятся со­ответствующие глухие: ду[п], моро[с].

На месте согласного г в литературном языке произносится [к]. Однако в отдельных словах произносится фрикативный [h]: бо[И]а, бу[И]алтер, а на конце слова - [х]: Бо/х/.Твердые согласные В ПОЗИЦИИ перед МЯГКИМИ .......


гут смягчаться. Как правило, смягчаются зубные согласные [д], [т], [с], [з], |н] перед мягкими: е[с'л']и, по[с'л']е.


3. 1) Бог — на конце слова произносится [х], в других словах -[к]; 2) вздох — на конце слова произносится [х], в остальных словах - [к].


4. 1) экстренный, 2) этика — в них начальный звук [э] ударный, произносится отчетливо. В других словах [э] безударный, он произносится менее отчетливо.


5. Получились четыре группы: 1) грибок, погоди, погода, где, когда — произносится взрывной [г]; 2) сапог, порог, стог - произносится [к]; 3) Бога, эге, бухгалтер — произносится фрикативный [h]; 4) итого, сегодня, его, столичного — произносится [в].


6. Со словом друг рифмуются при соблюдении норм произношения слова стук, подруг, плуг, так как на конце слова происходит оглушение звука [г] и он произносится как [к]. Слова протух и двух не могут рифмоваться, так как произношение [друх] неверное.


7. 1) Заперт, заперто, заперта, заперты; 2) начат, начато, начата, начаты; 3) поднят, поднято, поднята, подняты; 4) принят, прйнято, принята, приняты; 5) согнут, согнуто, согнута, согнуты; 6) налит и налйт, налита, напито, налиты и налиты.


Многие краткие страдательные причастия прошедшего времени в мужском и среднем роде и во множественном числе сохраняют место ударения на том же слоге, что и в полной форме, а в женском роде ударение переходит на окончание -а.


Если причастие образовано от глагола с ударным суффиксом инфинитива -о- или -ну-, то ударение переходит на один слог вперед: полоть — полотый — полота; согнуть — согнутый — согнута.


Страдательные причастия, образованные от слов пить и лить, отличаются нестабильным ударением. Можно говорить пролит и пролит, но пролита; налит и налйт, но налита.


8. 1) Привлечён, привлечена, привлечено, привлечены; 2) включён, включена, включено, включены; 3) повторён, повторена, повторено, повторены; 4) завезён, завезена, завезено, завезены.


Если ударение в полной форме падает на суффикс -ённ-, то оно сохраняется только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание.


9. Допустимо произносить и творог, и творог. Продавец неправильно произнесла причастие, образованное от глагола распродать. Нужно говорить распродана или распродана.

10. Нормы современного литературного произношения предусматривают ударение издалека. Но в словарях есть помета: допускается издалёка.

11. Произношение слов влияет на грамотность письменной речи. Человек, допускающий ошибки в произношении каких-либо слов, обычно и пишет эти слова с ошибками. Если, например, произносят [трал'эбус], [жыс'т'], [ндрав'ицъ], [тран-вай], [спам'инат'], [възраш:'эн'ий'ь], то и пишут троллебус, жисть, ндравится, транвай, споминать, возращение (возвращение).


12. Ленящийся; принявший, принятый; прожйвший, прожитый; понятый, понявший.


13. Причастия и прилагательные отличаются в произношении ударением.


Варенный (прич.) — варёный (прил.), груженный (прич.) — гружёный (прил.), занятый (прич.) — занятой (прил.).


14. 1) Окружённая; 2) варёная свёкла; 3) груженные; 4) гружёные; 5) занятый; 6) занятой; 7) принятое.


15. В этом отрывке слово скучно рифмуется с простодушно, которое подсказывает произношение: ску[шн]о — простоду[шн]о.


16. В стихотворении Н.А. Заболоцкий намеренно написал скворешнике, а не скворечнике, чтобы при чтении стихотворения случайно не нарушилась рифма: скворешнике - подснежнике. В противном случае распадается не только рифма, но и образ, созданный поэтом.


17. Начать — начав, передать — передав, поднять - подняв, принять — приняв, понять — поняв, продать — продав, прожйть -прожив.


18. 1) Зч и сч = [щ']: на месте сочетаний зч и сч на стыке корня и суффикса и на стыке предлога и слова произносится [ш:']: об-ра[ш:']ик, доно[ш:']ик, [ш:']ёткои (с щёткой)',


2) чн = [шн] в некоторых словах и [ч'н] — во многих: современные нормы литературного произношения предусматривают, что на месте буквенного сочетания чн в некоторых словах звучит [шн]: ску[шн!о, коне[шн]о и др.; во многих словах произносится [ч'н]: кори[ч'н]евыи, ру[ч'н]ои и др.;


3) а и о без ударения = [а|: нормы современного русского литературного произношения предусматривают, что на месте букв о и о в первом предударном слоге после твердых согласных произносится звук [а]: [а]нализ, кар[а]ндаш\


4) я в безударном слоге = [и3]: на месте буквы я после мягких согласных в первом предударном слоге произносится [и3]: [м'иэ]сной.


19. Ошибка допущена в произношении слова медведей. Такое произношение, с ударением на последнем слоге, обусловлено рифмой: длиннёи — медведей. Правильно будет произносить с ударением на втором слоге: медведей. 20. Коне[шн]о, д[а]рога, [т'иэ]нуть, идё[т], мя[хч je, мусиуи-провод, ля[к], восе[м'], лош1ьР]дей, обле[х]чйть.


Две ошибки встретились в слове облегчить: одна связана с произношением звука [х] на месте буквы г, другая — с ударением.


21. Коне[шн]о, [шт}о, бере|к], [фанэ]тика, ску[шн]о, сне|к], [т'э]кст, начинае|ца].


При произношении нужно учитывать, что сочетание нт звучит как [шт] только в словах что и производных от него. Исключения составляют слова уничтожить, ничтожный, нечто. На месте буквенного сочетания чн звучит [шн] лишь в немногих словах: коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]ица, пустя[шн]ыи и некоторых других. В словах берег и снег нормы литературного произношения предусматривают произношение взрывного [к], а не їх], эта ошибка возникает под влиянием южнорусских говоров.


22. 1) Шесть дней провел я в океане.


2) Сегодня пришлось надеть свитер.


3) Язык есть средство общения.


23. Издалека видно, как весело мелькают по кустам яркие флажки. Они зацеплены за елочки, березки, осинки на высоте роста человека, чтобы зверь заметил их издали.


24. В стихотворении повторяются согласные звуки [с], [т], [х|, [ш]. Они помогают поэту образно передать звуковые впечатления от осеннего листопада. Такой прием называется звукописью, а повторение согласных звуков — аллитерацией.


25. В стихотворении повторяется звук [л], который создает образ плывущей русалки, помогает передать ее плавные движения, плеск волн.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!