Задания школьного этапа олимпиады школьников по русскому языку
Класс: 6
Год: 2017-2018 г
ФИО учителя (составителя олимпиадных заданий): Петренко С.И.
Дата составления заданий: 22.11.2017 г
Максимальный балл за работу: 45 баллов
Время выполнения работы: 60 минут.
1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) мать
б) беречь
в) вернёшься
г) ясли
д) боюсь
2. Выберите варианты слов, в которых ударение падает на последний слог:
а) стройна
б) правдивее
в) суровее
г) далека
д) ленивее
3. В какой паре слов нет рифмы?
а) документ – инструмент
б) обидно – завидно
в) алфавит – позвонит
г) торты – мосты
4. Укажите пример с нарушением речевой нормы:
а) прилягте
б) ехайте
в) повторим
г) хотите
5. В каком ряду во всех словах нужно вставить букву е?
а) Как постел…шься, так и высп…шься.
б) Где стро…шь, там и ро…шь.
в) Розы ко…тся, а пчёлы жал…тся.
г) Человек всё уме…т: он и паш…т, он и се…т.
д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.
6. К каждому слову найдите свой синоним:
Невежда | Странно, несуразно |
Невежа | Буйство |
Неистовство | Грубиян |
Незыблемо | Несокрушимый |
Нелепо | Неуч |
7. Анаграмма – это перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма).
Образуйте от предложенных слов новые:
Тьма –
Банка –
Кочан –
Мошкара –
Шлюпка –
8. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих –
Печь –
Жаркое –
9. Выполните морфемный разбор слов:
Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка,
приморский.
10. Объясните значение выделенных слов. Назовите произведение и автора этих строк.
… Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
11. Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
Не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом.
12. Завершите сказку.
Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительных: Небо, Дорога, Песня, Сказка и Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на писателей, учителей, школьников, что дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово ровная, да ещё как стрела. А какая я ровная? – чуть не плакала Дорога.
Ключи.
1. д – 1 б
2. а, г – 2 б (1 б за каждый правильный)
3. г – 1б
4. б -1 б
5. г – 1 б
6. 5 б (1б за каждый правильный)
Невежда | Неуч |
Невежа | Грубиян |
Неистовство | Буйство |
Незыблемый | Несокрушимый |
нелепо | Странно, несуразно |
7. Мать, кабан, ночка, ромашка, плюшка – 5 б (1 б за каждый правильный)
8. Стих- сущ, гл.
Печь – сущ, гл.
Жаркое – сущ, прил - 6 б (0,5 б за каждый правильный ответ, 0,5 б – за предложение)
9. Осн-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а, рос-инк-а, при-мор-ск-ий – 4 б (0,5 б за каждый правильный разбор)
10. Витязи – воины, четами – парами, сединами – седыми волосами, ко граду – к городу – 4 б (1 б за каждый правильный ответ)
11. Не разлей вода – как кошка с собакой
Повесить нос – воспрянуть духом;
До седьмого пота – спустя рукава;
Денежный мешок – ни гроша за душой;
Угасшее светило – восходящая звезда – 5 б (1б за каждый правильный ответ)
12. Всего – 10 б (от 1 до 5 – за грамотность, от 1 до 5 – за содержание)
Всего – 45 баллов.
Задания школьного этапа олимпиады школьников по русскому языку
6 класс
1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) мать
б) беречь
в) вернёшься
г) ясли
д) боюсь
2. Выберите варианты слов, в которых ударение падает на последний слог:
а) стройна
б) правдивее
в) суровее
г) далека
д) ленивее
3. В какой паре слов нет рифмы?
а) документ – инструмент
б) обидно – завидно
в) алфавит – позвонит
г) торты – мосты
4. Укажите пример с нарушением речевой нормы:
а) прилягте
б) ехайте
в) повторим
г) хотите
5. В каком ряду во всех словах нужно вставить букву е?
а) Как постел…шься, так и высп…шься.
б) Где стро…шь, там и ро…шь.
в) Розы ко…тся, а пчёлы жал…тся.
г) Человек всё уме…т: он и паш…т, он и се…т.
д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.
6. К каждому слову найдите свой синоним:
Невежда | Странно, несуразно |
Невежа | Буйство |
Неистовство | Грубиян |
Незыблемо | Несокрушимый |
Нелепо | Неуч |
7. Анаграмма – это перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма).
Образуйте от предложенных слов новые:
Тьма –
Банка –
Кочан –
Мошкара –
Шлюпка –
8. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих –
Печь –
Жаркое –
9. Выполните морфемный разбор слов:
Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка,
приморский.
10. Объясните значение выделенных слов. Назовите произведение и автора этих строк.
… Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
11. Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
Не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом.
12. Завершите сказку.
Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительных: Небо, Дорога, Песня, Сказка и Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на писателей, учителей, школьников, что дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово ровная, да ещё как стрела. А какая я ровная? – чуть не плакала Дорога.