СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для олимпиады по русскому языку. 9 класс. Муниципальный этап

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания для олимпиады по русскому языку. 9 класс. Муниципальный этап»

Задания для проведения муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе



1.

Расставьте ударения в словах:


Щавель, газопровод, кремень, кухонный, бюрократия, госпитальный, баловать, ободрить, ополоснутый (стакан), углубить.


2.

Запишите, как произносятся выделенные сочетания звуков в словах:


1) скворéчник — [______]

2) яúчница — [______]

3) изжúть — [______]

4) счастье — [______]

5) городскóй — [______]

6) улыбáться — [______]

7) нарóчно (нареч.) — [______]

8) скýчно (нареч.) — [______]


3.

Восстановите форму фразеологических единиц и укажите их значение:


На не проведёшь (не обманешь); пули (обманывать);

дать берёзовой (выпороть); на скрижалях (быть в памяти народа); всяк своего счастья (человек сам распоряжается своей судьбой); тайны двора (всем хорошо известный факт, несмотря на попытки его сокрытия).


4.

Укажите, в чем заключаются смысловые различия в парных примерах.


1) Смотреть в поле — смотреть на поле.

2) Этот проезд слишком узкий — этот проезд слишком узок.

3) Для этих пирожков необходимо вишнёвое варенье — для этих пирожков необходимо варенье из вишни.



5.

Определите значения, в которых выделенные слова употреблены в предложениях. Укажите их значения в современном русском литературном языке.


1. Вчера видели, — принес в мешке… кости и корешки, зажег три свечи, — шептал прелестные слова и на свече жег чьи-то волосы (А.Н. Толстой. Петр Первый).

2. Таков уж русский человек: страсть сильная зазнаться с тем, который бы хотя одним чином был его повыше (Н.В. Гоголь. Мертвые души).

3. Стоят глубокие леса! / Где в роскоши прохладных теней, / На пастве скачущих елéней / Ловящих крик не устрашал (М.В. Ломоносов. Ода на…).

4. Не потому ль, что мой позор / Теперь бы всеми был замечен, / И мог бы в обществе принесть / Вам соблазнительную честь? (А.С. Пушкин. Евгений Онегин).


6.

Прочитайте приведённые ниже заголовки статей. Объясните общий принцип их создания и восстановите оригинал, легший в основу заголовка.

1.

«Читать всегда, читать везде!» (Аргументы и факты, № 39, 2012 г.)

2.

«Зовём всех в гости к нам? Зачем?» (Аргументы и факты, № 39, 2012 г.)

3.

«Война или мир?» (Аргументы и факты, № 39, 2012 г.)


7.

Заполните таблицу, соотнеся понятия с их определениями:


1) Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком.

2) Система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.

3) Учение о значимых частях слова.

4) Раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

5) Раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили и т.д.).

6) Теория выразительной речи, теория красноречия, ораторского искусства.



Понятие

Определение

Риторика


Стилистика


Культура речи


Язык


Грамматика


Морфемика



8.

Приведённые ниже слова объедините в словообразовательные цепочки или составьте одно словообразовательное гнездо.

Методика, методистка, метод, методично, методист, методичный, методический, методичность, методически.


9.

В чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок.


10.

Переведите текст. Определите в нем значение выделенного слова, укажите его родовую принадлежность.

Мънога же лhтъ дарqи Бгъ ст#жавъшqмq Еуглие се на оутhшение мъногамъ дшамъ крсти"ньскамъ. Даи емоу Гь Бъ блние стыхъ еванглистъ Иiоана, Матfеа, Лqкы, Марка и стыхъ праоць Авраама, Исаака и И"кова, самомq ему и подрqжию его Fеоôанh и ч#домъ ею и подрqжиемь ч#дъ ею, съдравствqите же мънога лhтъ

(Остромирово Евангелие. Послесловие)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!