Задания для проведения муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе
1.
Расставьте ударения в словах:
Щавель, газопровод, кремень, кухонный, бюрократия, госпитальный, баловать, ободрить, ополоснутый (стакан), углубить.
2.
Запишите, как произносятся выделенные сочетания звуков в словах:
1) скворéчник — [______]
2) яúчница — [______]
3) изжúть — [______]
4) счастье — [______]
5) городскóй — [______]
6) улыбáться — [______]
7) нарóчно (нареч.) — [______]
8) скýчно (нареч.) — [______]
3.
Восстановите форму фразеологических единиц и укажите их значение:
На не проведёшь (не обманешь); пули (обманывать);
дать берёзовой (выпороть); на скрижалях (быть в памяти народа); всяк своего счастья (человек сам распоряжается своей судьбой); тайны двора (всем хорошо известный факт, несмотря на попытки его сокрытия).
4.
Укажите, в чем заключаются смысловые различия в парных примерах.
1) Смотреть в поле — смотреть на поле.
2) Этот проезд слишком узкий — этот проезд слишком узок.
3) Для этих пирожков необходимо вишнёвое варенье — для этих пирожков необходимо варенье из вишни.
5.
Определите значения, в которых выделенные слова употреблены в предложениях. Укажите их значения в современном русском литературном языке.
1. Вчера видели, — принес в мешке… кости и корешки, зажег три свечи, — шептал прелестные слова и на свече жег чьи-то волосы (А.Н. Толстой. Петр Первый).
2. Таков уж русский человек: страсть сильная зазнаться с тем, который бы хотя одним чином был его повыше (Н.В. Гоголь. Мертвые души).
3. Стоят глубокие леса! / Где в роскоши прохладных теней, / На пастве скачущих елéней / Ловящих крик не устрашал (М.В. Ломоносов. Ода на…).
4. Не потому ль, что мой позор / Теперь бы всеми был замечен, / И мог бы в обществе принесть / Вам соблазнительную честь? (А.С. Пушкин. Евгений Онегин).
6.
Прочитайте приведённые ниже заголовки статей. Объясните общий принцип их создания и восстановите оригинал, легший в основу заголовка.
1.
«Читать всегда, читать везде!» (Аргументы и факты, № 39, 2012 г.)
2.
«Зовём всех в гости к нам? Зачем?» (Аргументы и факты, № 39, 2012 г.)
3.
«Война или мир?» (Аргументы и факты, № 39, 2012 г.)
7.
Заполните таблицу, соотнеся понятия с их определениями:
1) Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком.
2) Система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.
3) Учение о значимых частях слова.
4) Раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.
5) Раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили и т.д.).
6) Теория выразительной речи, теория красноречия, ораторского искусства.
Понятие | Определение |
Риторика | |
Стилистика | |
Культура речи | |
Язык | |
Грамматика | |
Морфемика | |
8.
Приведённые ниже слова объедините в словообразовательные цепочки или составьте одно словообразовательное гнездо.
Методика, методистка, метод, методично, методист, методичный, методический, методичность, методически.
9.
В чешском языке есть слово pahorek. Определите значение этого слова, исходя из сопоставления с русскими словами аналогичной морфемной структуры: паводок, пасынок, патрубок.
10.
Переведите текст. Определите в нем значение выделенного слова, укажите его родовую принадлежность.
Мънога же лhтъ дарqи Бгъ ст#жавъшqмq Еуглие се на оутhшение мъногамъ дшамъ крсти"ньскамъ. Даи емоу Гь Бъ блние стыхъ еванглистъ Иiоана, Матfеа, Лqкы, Марка и стыхъ праоць Авраама, Исаака и И"кова, самомq ему и подрqжию его Fеоôанh и ч#домъ ею и подрqжиемь ч#дъ ею, съдравствqите же мънога лhтъ
(Остромирово Евангелие. Послесловие)