СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для практикума по теме "Лексика. Фразеология. Орфография" в 6 классе. Вариант 1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для практикума по теме "Лексика. Фразеология. Орфография" составлены из заданий открытого банка заданий ФИПИ для 6 класса. Вариант 1. С ответами и системой оценивания ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Задания для практикума по теме "Лексика. Фразеология. Орфография" в 6 классе. Вариант 1»

Практикум по теме «Лексика. Фразеология. Орфография»


Использованы задания по теме из «Открытого банка оценочных средств по русскому языку (I-XI классы)» ФИПИ для 6 класса. К каждому вопросу варианта даны ответы и критерии оценивания, приведенные на сайте ФИПИ в разделе по адресу https://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=4E6E85915DEB88A248272DB7D0E0FFF7&proj_guid=BD98FF424631BFE24D6010A4B1266CA8


Вариант 1


  1. Вам дано краткое описание жизненной ситуации. Ваша задача –– назвать подходящую пословицу или поговорку.

 

Решала одна девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге: «Давай вместе!» Подумали и решили. Какая пословица вспомнилась им?


  1. Выпишите фразеологизмы.

В Заполярье и тундре среди «ледяной пустыни» на участках, покрытых мхами и лишайниками, пасутся небольшие стада овцебыков. Ростом овцебык с маленькую лошадку –– пони. Однако он выглядит гораздо больше пони из-за густой, длинной и тёплой шерсти. Основания крутых, острых рогов (как самца, так и самки) овцебыка смыкаются на лбу в крепкий роговой щит. Бурая, с мягким шелковистым подшёрстком, шерсть спасает зверя от лютых морозов и сильных северных ветров. Кормятся овцебыки мхами, лишайниками, побегами карликовых осин и берёз.

Если голодные тундровые волки начнут преследовать стадо, то круторогие быки-самцы становятся плотным кольцом, бок о бок, рогами наружу, образуя надёжную круговую оборонительную преграду для хищников. А посередине круга прячутся телята и их чуткие, заботливые матери. Стоит волку кинуться на быка, как тот бьёт его рогами, топчет копытами. И хищники отступают от стада, как говорится, несолоно хлебавши.

(По А. Баркову)


  1. Напишите, к какой группе лексики относятся подчёркнутые слова и сочетания слов.

(1) Изучение психологии детской дружбы –– важное направление современных научных исследований. (2) Объясняется это тем, что дружеские отношения –– важнейшая потребность детей подросткового возраста.
(3) Именно в это время происходит осознание собственной индивидуальности и постепенное осмысление понятий «друг», «товарищ», «приятель». (4) Впрочем, эти выводы учёных не являются новыми. (5) Наука подтверждает те наблюдения, которые описаны в классических произведениях художественной литературы. (6) Выдающиеся писатели разных эпох, национальностей и литературных направлений давно уже рассказали миру о первой детской дружбе. (7) Она возникает между сверстниками и во многом определяет развитие их характеров и особенностей поведения человека в будущем. (8) Именно об этом в предельно лаконичной форме говорит одна из пословиц: «Какую дружбу заведёшь –– такую и жизнь проведёшь».



  1. Как называются слова, имеющие несколько значений? Составьте с данными словами по два словосочетания так, чтобы эти слова были употреблены в прямом и переносном значениях.

 

Море, рубить, первый, бронзовый, вспыхнуть.

 


  1. Почитайте текст. Выполните задание: в одном из толковых словарей об этом слове Вы найдёте следующую информацию: «Благоустроенная или озеленённая территория внутри жилой или промышленной застройки». Из прочитанного текста выберите слово, значение которого приведено в данном словаре.

 

Дождь шёл давно. Отражения фонарей растекались по чёрному асфальту, как яичные желтки по сковороде. Деревья, дома, газетные киоски и гипсовые горнисты у входа в маленький сквер привыкли к такой погоде. Они уже вымокли как только могли, и теперь им было всё равно, и каждый продолжал заниматься своим привычным делом. Деревья качали ветками, заборы держали на себе сырые афиши о приезде Московского цирка.

А горнисты держали у губ свои фанфары и готовились затрубить, если что-нибудь случится.


  1. Какое слово необходимо вставить на место пропуска в сочетание «как с … вода», чтобы получился фразеологизм? Запишите это слово. 


  1. Подберите русские аналоги к пословицам.

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

Иранская: Где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдёт за апельсин.


  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Люди в красно-жёлтой одежде засуетились, вытащили две блестящие подставки2 и высоко натянули2 между ними стальной канат. Выбежала чернокудрая2 девочка, взобралась вверх по лестнице и заскользила по канату. В каждой руке она держала по большому розовому вееру и, когда танцевала, была похожа на красивую бабочку.

И все, кого Артёмка увидел в этот вечер на арене, навсегда остались в его памяти: и ловкие жонглёры с блестящими шарами, и клоуны, и потешные медвежата-музыканты. (По И.Д. Василенко)


  1. От каких слов получились названия приведённых профессий? Запишите производящие слова в начальной форме.

 

Разведчик, наводчик, лётчик


  1. Среди приведённых ниже словосочетаний есть такое, в котором одно из слов имеет приставку со значением «у, около». Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

Пр…милый ребёнок, пр…ступить закон, пр…усадебное хозяйство.


11. Выпишите из приведённых ниже фразеологизмов синонимичные.

 

Засучив рукава, во все лопатки, первая скрипка, хоть пруд пруди, верста коломенская, тьма тьмущая, в поте лица, нести околесицу, замести следы, потерять голову, сломя голову


12. Установите соответствие между орфограммами и их названием.

 

Орфограмма

Название орфограммы

1) к..сательная

А) непроизносимая согласная в корне

2) прил...скать

Б) чередующаяся гласная в корне

3) ус...ный

В) правописание неизменяемых приставок

4) п..дчерица

Г) безударная проверяемая гласная в корне












Критерии оценивания

Вариант 1

1

За каждую верно обозначенную пословицу –– по 1 баллу.

2

Ответ: бок о бок � совсем рядом, близко друг к другу;

несолоно хлебавши � не добившись желаемого, ни с чем

 

За верный ответ –– 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие –– 0 баллов.

3

Ответ: книжная лексика

 

За правильный ответ –– 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие –– 0 баллов.

5

Сквер

6

Ответ: гуся

Оценивание:

За верный ответ –– 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие –– 0 баллов.

7

Ответ:

Язык до Киева доведет.

На безрыбье и рак рыба.


1 балл –– задание выполнено верно.

0 баллов –– задание выполнено неверно или не выполнено.

8

Критерии оценивания

Баллы

Орфографических и пунктуационных ошибок нет

2

Орфографических ошибок нет, но допущены пунктуационные ошибки (одна и более)

или

пунктуационных ошибок нет, но допущены орфографические ошибки (одна и более)

1

Допущены орфографические ошибки (одна и более)

и

допущены пунктуационные ошибки (одна и более)

0


9

Ответ:

Разведывать, наводить, летать

 

Оценивание:

За правильно подобранные слова –– 1 балл.

За соблюдение правил правописания –– 1 балл.

         Максимальное количество баллов: 2 балла.

10

Ответ: приусадебное

Оценивание:

За верный ответ –– 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие –– 0 баллов

11

Ответ: засучив рукава –– в поте лица; во все лопатки –– сломя голову; хоть пруд пруди –– тьма тьмущая

 

За каждую верно подобранную пару синонимов –– по 1 баллу.

Итого: 3 балла

12

Ответ: БГАВ

За верный ответ – 1 балл

За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!