СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для практикума по теме "Лексика. Фразеология. Орфография" в 6 классе. Вариант 2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для практикума по теме "Лексика. Фразеология. Орфография" составлены из заданий открытого банка заданий ФИПИ для 6 класса. Вариант 2. С ответами и системой оценивания ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Задания для практикума по теме "Лексика. Фразеология. Орфография" в 6 классе. Вариант 2»

Практикум по теме «Лексика. Фразеология. Орфография»


Использованы задания по теме из «Открытого банка оценочных средств по русскому языку (I-XI классы)» ФИПИ для 6 класса. К каждому вопросу варианта даны ответы и критерии оценивания, приведенные на сайте ФИПИ в разделе по адресу https://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=4E6E85915DEB88A248272DB7D0E0FFF7&proj_guid=BD98FF424631BFE24D6010A4B1266CA8

Вариант 2


  1. Вам дано краткое описание жизненной ситуации. Ваша задача –– назвать подходящую пословицу или поговорку.

Юные геологи собирали в горах образцы полезных ископаемых. Каждый из них принёс что-то ценное. А один притащил полную сумку обыкновенных камней с блестящими вкраплениями слюды. Ребята посмеялись и вспомнили пословицу. Какую?



  1. Напишите, к какой группе лексики относятся подчёркнутые слова и сочетания слов.

  1. Изучение психологии детской дружбы –– важное направление современных научных исследований. (2) Объясняется это тем, что дружеские отношения –– важнейшая потребность детей подросткового возраста.
    (3) Именно в это время происходит осознание собственной индивидуальности и постепенное осмысление понятий «друг», «товарищ», «приятель». (4) Впрочем, эти выводы учёных не являются новыми. (5) Наука подтверждает те наблюдения, которые описаны в классических произведениях художественной литературы. (6) Выдающиеся писатели разных эпох, национальностей и литературных направлений давно уже рассказали миру о первой детской дружбе. (7) Она возникает между сверстниками и во многом определяет развитие их характеров и особенностей поведения человека в будущем. (8) Именно об этом в предельно лаконичной форме говорит одна из пословиц: «Какую дружбу заведёшь –– такую и жизнь проведёшь».


  1. Как называются слова, имеющие несколько значений? Составьте с данными словами по два словосочетания так, чтобы эти слова были употреблены в прямом и переносном значениях.

 

Зерно, ветер, чёрный, рассвет, море.

 

  1. Прочитайте фрагмент из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Найдите антонимы. Подберите  синонимы к словам антонимической пары.

 

Вот, вот она! вот русская граница!

Святая Русь! отечество! я твой!

Чужбины прах с презреньем отряхая

С моих одежд, пью жадно воздух новый:

Он мне родной!


  1. Прочитайте текст. Выполните задание: в одном из толковых словарей об этом слове Вы найдёте следующую информацию: «Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи». Из прочитанного текста выберите слово, значение которого приведено в данном словаре.

 

К дрозду у меня особенное отношение. Появилось оно ещё в далёком детстве, когда я только открывал для себя лес.

Хорошо вечером у костра! Тишина и сумерки заволокут весь лес.
А между землёй и небом на самую маковку ели взлетит голосистый дрозд и начнёт высвистывать свои песни. Неторопливые высвисты эти завершают всякий суматошный день, настраивают на ночной покой.


  1. Какое слово необходимо вставить на место пропуска в сочетание «во что бы то ни…», чтобы получился фразеологизм? Запишите это слово.


  1. Подберите русские аналоги к пословицам.

Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

Индонезийская: Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.


  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Тихий летний вечер повис над землёй. За окном тёмной стеной стоял лес. На веранде было светло и уютно. Возле лампы весело толкалась мошкара, бабушкины спицы тихонько2 позвякивали. Даша, поджав ноги, уселась поудобнее. Петька, занятый склеиванием модели яхты, тоже прислушался. Хотя сказок2 он давно не читал и говорил, что они его не интересуют, бабушку послушать любил. Бабушка перевернула вязание, поправила клубок2 и начала рассказ. (По Т.Ш. Крюковой)


  1. Среди приведённых ниже словосочетаний есть такое, в котором одно из слов имеет приставку со значением «очень». Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

Пр…милый ребёнок, пр…ступить закон, пр…усадебное хозяйство.


  1.  Найдите в предложениях лексическую ошибку. Запишите исправленный вариант предложения.


Сегодня прошёл первый весенний дождь. Ребята выбежали на улицу и радостно подставляли лица тёплым каплям. Вскоре дождь кончился, а вечером пошёл обратно.


  1. Установите соответствие между орфограммами и их названием.


Орфограмма

Название орфограммы

1) ж...лоб

А) сомнительная согласная в корне

2) про...ьба

Б) чередующаяся гласная в корне

3) г…лерея

В) буквы О-Ё после шипящих в корне слова

4) разж...гать

Г) безударная непроверяемая гласная в корне



12. Узнайте слово по лексическому значению, запишите его.

1) Научный опыт, исследование

2) Поездка с научно-исследовательскими целями, а также её участники





















Критерии оценивания

Вариант 2

1

За каждую верно обозначенную пословицу –– по 1 баллу.

2

Ответ: бок о бок � совсем рядом, близко друг к другу;

несолоно хлебавши � не добившись желаемого, ни с чем

 

За верный ответ –– 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие –– 0 баллов.


3

Ответы:

Зерно пшеницы –– зерно истины

Тёплый ветер –– ветер перемен

Чёрный цвет –– чёрный день

Ранний рассвет –– рассвет жизни

Чёрное море –– море народа

Рубить дрова –– (не) рубить с плеча

Первый этаж –– первый ученик в классе

Бронзовый подсвечник –– бронзовый загар

Вспыхнуть в печи –– вспыхнуть от стыда

 

Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.

 

Правильно составлены словосочетания –– до 3 баллов.

Дан правильный ответ на вопрос –– 1 балл.

4

Ответ: антонимы: отечество –– чужбина;

синонимы: отечество –– родина –– отчизна

чужбина –– заграница –– чужая сторона

 

Найдены антонимы –– 1 балл.

Подобраны синонимы к слову «отечество» –– 1 балл.

Подобраны синонимы к слову «чужбина» –– 1 балл.

Итого: 3 балла.

5

Сумерки

6

Ответ: стало

Оценивание:

За верный ответ –– 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие –– 0 баллов.

7

Ответ:

Тише едешь –– дальше будешь.

Конь о четырех ногах, и тот спотыкается.

 

1 балл –– задание выполнено верно.

0 баллов –– задание выполнено неверно или не выполнено.

8

Критерии оценивания

Баллы

Орфографических и пунктуационных ошибок нет

2

Орфографических ошибок нет, но допущены пунктуационные ошибки (одна и более)

или

пунктуационных ошибок нет, но допущены орфографические ошибки (одна и более)

1

Допущены орфографические ошибки (одна и более)

и

допущены пунктуационные ошибки (одна и более)

0


9

Ответ: премилый

Оценивание:

За верный ответ –– 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие –– 0 баллов

10

Ответ: дождь пошёл обратно. Правильный вариант: пошёл снова.

 

Оценка: 1 балл

11

Ответ: ВАГБ

За верный ответ – 1 балл

За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов

12

Ответ: эксперимент, экспедиция, прогресс, полемика (дискуссия)

 

За безошибочное выполнение –– 4 балла; допущена одна ошибка –– 3 балла; допущено две ошибки –– 2 балла; допущено три ошибки –– 1 балл; допущено более трёх ошибок –– 0 баллов