Практикум по теме «Лексика. Фразеология. Орфография»
Использованы задания по теме из «Открытого банка оценочных средств по русскому языку (I-XI классы)» ФИПИ для 6 класса. К каждому вопросу варианта даны ответы и критерии оценивания, приведенные на сайте ФИПИ в разделе по адресу https://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=4E6E85915DEB88A248272DB7D0E0FFF7&proj_guid=BD98FF424631BFE24D6010A4B1266CA8
Вариант 2
Вам дано краткое описание жизненной ситуации. Ваша задача –– назвать подходящую пословицу или поговорку.
Юные геологи собирали в горах образцы полезных ископаемых. Каждый из них принёс что-то ценное. А один притащил полную сумку обыкновенных камней с блестящими вкраплениями слюды. Ребята посмеялись и вспомнили пословицу. Какую?
Напишите, к какой группе лексики относятся подчёркнутые слова и сочетания слов.
Изучение психологии детской дружбы –– важное направление современных научных исследований. (2) Объясняется это тем, что дружеские отношения –– важнейшая потребность детей подросткового возраста.
(3) Именно в это время происходит осознание собственной индивидуальности и постепенное осмысление понятий «друг», «товарищ», «приятель». (4) Впрочем, эти выводы учёных не являются новыми. (5) Наука подтверждает те наблюдения, которые описаны в классических произведениях художественной литературы. (6) Выдающиеся писатели разных эпох, национальностей и литературных направлений давно уже рассказали миру о первой детской дружбе. (7) Она возникает между сверстниками и во многом определяет развитие их характеров и особенностей поведения человека в будущем. (8) Именно об этом в предельно лаконичной форме говорит одна из пословиц: «Какую дружбу заведёшь –– такую и жизнь проведёшь».
Как называются слова, имеющие несколько значений? Составьте с данными словами по два словосочетания так, чтобы эти слова были употреблены в прямом и переносном значениях.
Зерно, ветер, чёрный, рассвет, море.
Прочитайте фрагмент из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Найдите антонимы. Подберите синонимы к словам антонимической пары.
Вот, вот она! вот русская граница!
Святая Русь! отечество! я твой!
Чужбины прах с презреньем отряхая
С моих одежд, пью жадно воздух новый:
Он мне родной!
Прочитайте текст. Выполните задание: в одном из толковых словарей об этом слове Вы найдёте следующую информацию: «Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи». Из прочитанного текста выберите слово, значение которого приведено в данном словаре.
К дрозду у меня особенное отношение. Появилось оно ещё в далёком детстве, когда я только открывал для себя лес.
Хорошо вечером у костра! Тишина и сумерки заволокут весь лес.
А между землёй и небом на самую маковку ели взлетит голосистый дрозд и начнёт высвистывать свои песни. Неторопливые высвисты эти завершают всякий суматошный день, настраивают на ночной покой.
Какое слово необходимо вставить на место пропуска в сочетание «во что бы то ни…», чтобы получился фразеологизм? Запишите это слово.
Подберите русские аналоги к пословицам.
Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.
Индонезийская: Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Тихий летний вечер повис над землёй. За окном тёмной стеной стоял лес. На веранде было светло и уютно. Возле лампы весело толкалась мошкара, бабушкины спицы тихонько2 позвякивали. Даша, поджав ноги, уселась поудобнее. Петька, занятый склеиванием модели яхты, тоже прислушался. Хотя сказок2 он давно не читал и говорил, что они его не интересуют, бабушку послушать любил. Бабушка перевернула вязание, поправила клубок2 и начала рассказ. (По Т.Ш. Крюковой)
Среди приведённых ниже словосочетаний есть такое, в котором одно из слов имеет приставку со значением «очень». Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Пр…милый ребёнок, пр…ступить закон, пр…усадебное хозяйство.
Найдите в предложениях лексическую ошибку. Запишите исправленный вариант предложения.
Сегодня прошёл первый весенний дождь. Ребята выбежали на улицу и радостно подставляли лица тёплым каплям. Вскоре дождь кончился, а вечером пошёл обратно.
Установите соответствие между орфограммами и их названием.
Орфограмма | Название орфограммы |
1) ж...лоб | А) сомнительная согласная в корне |
2) про...ьба | Б) чередующаяся гласная в корне |
3) г…лерея | В) буквы О-Ё после шипящих в корне слова |
4) разж...гать | Г) безударная непроверяемая гласная в корне |
12. Узнайте слово по лексическому значению, запишите его.
1) Научный опыт, исследование
2) Поездка с научно-исследовательскими целями, а также её участники
Критерии оценивания
Вариант 2
1 | За каждую верно обозначенную пословицу –– по 1 баллу. |
2 | Ответ: бок о бок �� совсем рядом, близко друг к другу; несолоно хлебавши �� не добившись желаемого, ни с чем За верный ответ –– 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие –– 0 баллов. |
3 | Ответы: Зерно пшеницы –– зерно истины Тёплый ветер –– ветер перемен Чёрный цвет –– чёрный день Ранний рассвет –– рассвет жизни Чёрное море –– море народа Рубить дрова –– (не) рубить с плеча Первый этаж –– первый ученик в классе Бронзовый подсвечник –– бронзовый загар Вспыхнуть в печи –– вспыхнуть от стыда Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. Правильно составлены словосочетания –– до 3 баллов. Дан правильный ответ на вопрос –– 1 балл. |
4 | Ответ: антонимы: отечество –– чужбина; синонимы: отечество –– родина –– отчизна чужбина –– заграница –– чужая сторона Найдены антонимы –– 1 балл. Подобраны синонимы к слову «отечество» –– 1 балл. Подобраны синонимы к слову «чужбина» –– 1 балл. Итого: 3 балла. |
5 | Сумерки |
6 | Ответ: стало Оценивание: За верный ответ –– 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие –– 0 баллов. |
7 | Ответ: Тише едешь –– дальше будешь. Конь о четырех ногах, и тот спотыкается. 1 балл –– задание выполнено верно. 0 баллов –– задание выполнено неверно или не выполнено. |
8 | Критерии оценивания | Баллы | Орфографических и пунктуационных ошибок нет | 2 | Орфографических ошибок нет, но допущены пунктуационные ошибки (одна и более) или пунктуационных ошибок нет, но допущены орфографические ошибки (одна и более) | 1 | Допущены орфографические ошибки (одна и более) и допущены пунктуационные ошибки (одна и более) | 0 | |
9 | Ответ: премилый Оценивание: За верный ответ –– 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие –– 0 баллов |
10 | Ответ: дождь пошёл обратно. Правильный вариант: пошёл снова. Оценка: 1 балл |
11 | Ответ: ВАГБ За верный ответ – 1 балл За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов |
12 | Ответ: эксперимент, экспедиция, прогресс, полемика (дискуссия) За безошибочное выполнение –– 4 балла; допущена одна ошибка –– 3 балла; допущено две ошибки –– 2 балла; допущено три ошибки –– 1 балл; допущено более трёх ошибок –– 0 баллов |