Задания для проверки техники чтения и понимания текста для учащихся 3 класса
1 и 2 полугодие
1 Ф.И______________________________________________________
Прочитайте текст, выполните задания к нему.
Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.
Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.
Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.
У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.
Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.
Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыркался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.
Ю. Коваль
Вопросы и задания
1.Где происходит действие? Подчеркните.
а) на реке; б) лесу; в)на заливном поле.
2.Как бы вы озаглавили текст?
_____________________________________________________________
3.Определите жанр этого произведения. Подчеркните.
а) повесть; б) рассказ; в) сказка; г) пьеса.
4.Разделите текст на три части. Озаглавьте их.
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
5.Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? Запишите.
____________________________________________________________________________
6.Сформулируй главную мысль текста.
____________________________________________________________________________
7.Объясните значение выражений.
Яростно машут — ____________________________________________
Валять дурака — ______________________________________________
Попасть в переплет — _________________________________________
2 Ф.И______________________________________________________
Прочитайте текст, выполните задания к нему.
Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется. Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.
Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».
Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит? Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.
Темно скоро будет. Пора домой.
Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.
- Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина. Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко;
Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце. Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.
Вопросы и задания
1.Где происходит действие? Подчеркните.
а)в лесу; б)в поле; в)на болоте.
2.Как бы вы озаглавили текст? _______________________________________________
3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.
а) повесть; б) рассказ; в) сказка; г) пьеса.
4.Разделите текст на части. Озаглавьте их.
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
5.Сформулируйте главную мысль текста_______________________________________
6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите.
_____________________________________________________________________________
7.Объясните значение выражений. Притаился — ___________________________________
Солнце уже зашло — ____________________________________________________________
Манька
В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в теплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зернышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замерзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.
Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонек мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней елке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу березки, а она рядом, рукой подать до веранды. — и прыг в кормушку. Голод не тетка. Мигом опустошила «скатерку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждет, наверно, не подложит ли чего еще сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками — хорошо, с осени осталась связка.
Теперь белка каждое утро — хоть сверяй по часам — поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.
Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей.
А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твердостью в голосе сказала:
— Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пишу, станет попрошайкой и может погибнуть...
Хотя мне и было жалко Маньку, но я все же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.
— Определи и запиши тему текста._________________________________________
— Где рассказчик устроил кормушку? _______________________________________
— Напиши почему закончилась дружба с Манькой? ____________________________________________________________________________
Объясни значение слов и выражений: «рукой подать»______________________________ «реагировать» ______________________________
«смородинки глаз» _________________________