СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для развития читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию двеработы для формирования читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Задания для развития читательской грамотности»



Прочитай тексты и ответь на вопросы после каждого текста.

Текст 1. «Я вас люблю!» Многие животные объясняются друг с другом при помощи звуков и при помощи запахов. Но некоторым и этих двух языков оказывается мало! Весной ты, наверно, видел белых бабочек-капустниц. Они летают и поодиночке, а нередко по две вместе. Тогда бабочки как бы вьются друг около друга. То одна повыше взлетит, то другая. Они не просто играют – они разговаривают. Обрати внимание: обычно бабочка часто садится на растения. А эти так и улетят, ни разу не присев. Конечно, где-нибудь в конце концов присядут. Но разговор свой предпочитают вести в воздухе. Так бабочки объясняются в любви. Иногда самец ошибается: вдруг примет за бабочку летящий листок или погонится за бабочкой другого вида. Трагедии из-за этого не бывает: бабочка другого вида не примет его ухаживания и просто улетит, а самец тут же отправится на новые поиски. Для него это пустяковая ошибка. А для учёных эта ошибка превратилась в серьёзную загадку. Почему бабочка иногда отправляется в погоню даже за крошечным насекомым или листом, а иногда за птицей величиной с дрозда? Почему ей ничего не подсказывает её удивительное чутьё, ведь бабочки слышат запахи за многие километры? А глаза? Разве самец, который различает с высоты бесчисленное множество растений, не видит, что перед ним обыкновенный лист или птица? Чтобы выяснить это, учёные проделали почти 50 тысяч опытов. Самцов бабочек обманывали, показывали им макеты бабочек, других насекомых и различные фигурки. Эти фигурки и макеты были разными по размеру, по форме, по цвету. Самец пускался в погоню за кружками, квадратиками, треугольниками так же охотно, как и за настоящими бабочками. А на настоящих бабочек порой не обращал внимания. В чём же дело? Опыты дали результат, когда учёные заметили: отправится жених в погоню или нет, зависит не от того, что за предмет будет двигаться, а от того, как он будет двигаться. Оказывается, бабочке важно лишь одно: движение – танец. По танцу кавалер и узнаёт свою невесту. (По Ю. Дмитриеву)

1. О каком языке, кроме языка звуков и запахов, рассказывает автор текста 1? _____________________________________________________________________________ 2. Как узнать, что бабочки не просто играют или ищут еду, а разговаривают? _____________________________________________________________________________ 3. Что заинтересовало учёных в поведении бабочек? __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 4. В каком абзаце говорится о количестве проведённых учёными опытов? Запиши номер абзаца: _____

5. Зачем учёные использовали в опытах фигурки разного цвета, размера и формы? _____________________________________________________________________________ 6. Как ты думаешь, в каких случаях самец бабочки в опытах не обращал внимания на настоящую невесту? _______________________________________________________________ 7. Как ты думаешь, в каком случае самец бабочки вместо невесты полетит за упавшим листом? __________________________________________________________________________

8. Как ты думаешь, зачем автор использовал в тексте 1 так много вопросительных предложений? _____________________________________________________________________________ 9. Впиши все перечисленные ниже признаки в таблицу. Форма, скорость полёта, вид движения, размер. Из текста можно понять, что самцы бабочек при поиске невесты не обращают на этот признак внимания Из текста можно понять, что самцы бабочек при поиске невесты обращают внимание на этот признак В тексте ничего не сказано о том, обращают ли самцы бабочек при поиске невесты внимание на этот признак

Текст 2. Весёлые старушки На солнечной скале веселятся крапивницы. Бабочки перезимовали зиму и радуются теплу. Зима свирепой была, её ледяные когти проникли в самые потайные убежища. Не все бабочки выжили. Крылышки у них выцвели и потёрлись. Кто без усов остался, кто без ноги. А у кого от цветных крыльев одни жилки остались, как у высохшего листа. Но пережившие свой век древние бабочкины старушки всем на зависть весёлые и игривые! Старушки играют в пятнашки! Весело налетает пятна на спокойно сидящих, дремлющих на припёке. Мелькание крыльев, весёлая суматоха, стайка бабочек штопором ввинчивается в синее небо. Они кувыркаются и барахтаются на струях тёплого ветра. Потом сломя голову кидаются вниз и снова рассаживаются на гладкой нагретой скале. Они игриво поводят обтрёпанными крылышками и расправляют лапками ощипанные усы. Старики и старушки играют и веселятся. Словно и не было позади страшной зимы. (Н. Сладков)

10. В какое время года происходят события, описанные в тексте 2? _______________________ 11. Сколько лет «древним бабочкиным старушкам», о которых говорится в тексте 2? _______ 12. С чем или с кем сравнивает автор зиму? Подтверди свой ответ текстом. Автор сравнивает зиму с _________________. Это подтверждают слова из текста: _________________________________________________________________________________ 13. Какие слова в тексте 2 показывают, что бабочки могут летать очень быстро? Выпиши их. _________________________________________________________________________________ 14. Как ты думаешь, что означает слово «пятна» в последнем абзаце текста 2? ________________________________________________________________________________

15. Автор сравнивает полёты бабочек с игрой в пятнашки. Как ты представил эту игру, прочитав текст? Обведи букву, которой обозначено подходящее описание. А. Играющие ставят пятна друг на друге. Б. Играющие решают головоломку: расставляют в коробке по порядку квадратики с цифрами от 1 до 15. В. Игрок, который водит («пятнашка»), должен догнать одного из игроков и «запятнать» – задеть его. Г. Играющие вместе водят хоровод.

16. Какие виды бабочек упоминаются в тексте 1 и тексте 2? Выпиши их названия.

__________________________________________________________________________________________