Огурцова Марина Викторовна
ГКП на ПХВ «Школа-гимназия № 32»
город Астана
Республика Казахстан
Развитие читательской грамотности на уроках истории в 5 классе.
Развитие функциональной грамотности –одно из важных направлений учебной деятельности на современном этапе. От современного школьника требуется максимально быстро максимально быстро адаптироваться к различным формам и методам работы на уроке, развитие способности читать, понимать, анализировать учебный материал, исторические источники.
Развитие читательской грамотности одно из важных направлений работы с учащимися 5-х классов на уроках истории. Необходимо научить учащихся не только читать и пересказывать научный текст, но и находить информацию, осмысливать и интерпретировать полученные сведения, самостоятельно добывать и анализировать исторические знания. Это даст старт подготовки к исследованию PIZA и ЕНТ.
На уроках истории можно давать учащимся разного характера задания для работы с текстом или письменным источником. Ниже приведу примеры заданий на развитие функциональной грамотности на факультативном курсе истории в 5 классе.
Задание. Что такое функциональная грамотность? Прочти текст и выполни задания.
Функциональная грамотность — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Отличительными чертами школьника с развитой функциональной грамотностью будет умение решать бытовые проблемы, умение находить выход из любых сложных ситуаций и конфликтов, умение оценивать события, происходящие в стране и в мире, имеет собственную точку зрения, умеет самостоятельно добывать знания.
Вопросы
Что такое функциональная грамотность?
Что значит быть функционально грамотным?
3. Опишите функционально грамотного ученика
Знает Умеет Анализирует Понимает Для чего мне необходима функциональная грамотность? |
Данное задание даст возможность учащемуся самостоятельно определить необходимость развития функциональной грамотности и ее значение для дальнейшего обучения.
Задание. Изучите сообщения пользователей блога и выполните задания
Блог любителей истории
Тимур | Наталья | Ерлан |
На прошлой неделе мне удалось приобрести очень древнюю монету в мою коллекцию. Кто может мне помочь определить к какому времени она относится? | А вы знали, что египетские иероглифы были прочитаны только в 19 веке Ф. Шампольоном? Для меня это маленькое открытие среди других открытий! | Этим летом мы с руководителем группа работали на раскопках городища Бозок в окрестностях Астаны. |
Ольга | Сергей | Айгерим |
Мне удалось выяснить, что одной из первых французских модельеров можно назвать Розу Бертен. Девушка всю жизнь занималась шитьем одежды и в 1770-м открыла в центре Парижа магазин Le Grand Mogol. | Весной 1723 года джунгары напали на казахов. Они вынуждены были бежать, бросая скот и имущество. Это страшное время для народов Казахстана осталось в их памяти как "годы великого бедствия". Акын, музыкант, батыр и полководец Кожаберген посвятил свою песню "Елим-ай!" ("Родина моя!") этому бедственному положению и мужественной борьбе с врагами... | Имя «Айгерим» имеет арабские истоки. В переводе с арабского языка «Керим» значит «прекрасная», «красивая», «благородная по происхождению». Имя прижилось в тюркском мире: «ай» - «луна», а «Керим» – «красавица», общее значение - «луноликая красавица», «лунная красавица». |
|
|
Заполни таблицу
Пользователи | Что изучают? | Какой наукой занимаются? |
Тимур | | |
Наталья | | |
Ерлан | | |
Ольга | | |
Сергей | | |
Айгерим | | |
Допишите свое сообщение в Блог любителей истории о своих открытиях.
Данное задание не только научит работать с текстом, но и даст возможность учащимся расширить кругозор, провести исследовательскую работу, сделать самостоятельно небольшое открытие.
Задание. Прослушайте песню «Елим-ай» (Халық әні Елім - ай Kazakh folk song '' Elim-ai '' https://youtu.be/snCRREiAmA8) , прочтите текст и выполните задания.
Весной 1723 года Хунтайджи Цэван Рабдан во главе многочисленного войска напал на казахов. Они вынуждены были бежать, бросая скот и имущество, теряя стариков и детей. Немало народу было перебито джунгарами, немало погибло при переходах и переправах через бушующие реки. Это страшное время для народов Казахстана и Средней Азии осталось в их памяти как "годы великого бедствия". Акын, музыкант, батыр и полководец Кожаберген посвятил свою песню "Елим-ай!" ("Родина моя!") этому бедственному положению и мужественной борьбе с врагами...
Ниже представлена ветка форума, посвященная обсуждению песни "Елим-ай!" ("Родина моя!"). Изучите сообщения пользователей форума, чтобы ответить на вопросы.
Роман | Алишер |
Очень грустная песня, она и сейчас очень актуальна, так как в мире еще много событий, к которым подошла бы эта песня. | Это было так давно, что уже никто и не помнит о чем эта песня |
Дильназ | Маргарита |
Хорошо, что есть песни, в которых сохранилась история нашего народа | Песня устарела, очень грустная и мрачная |
Кому из участников форума относятся следующие высказывания? Соотнесите мнения участников с их именами
Участник форума | Соедини стрелками | Высказывание |
Роман | | …никто и не помнит о чем эта песня |
Дильназ | … песня устарела |
Алишер | …в мире еще много событий, к которым подошла бы эта песня |
Маргарита | …есть песни, в которых сохранилась история нашего народа |
Мнение какого участника дискуссии больше всего соответствует вашему мнению о песни «Елим-ай»? Запишите имя участника и приведите два аргумента из текста, чтобы аргументировать ваш ответ.
Данное задание содержит тест на понимание текста, задание на анализ и интерпретацию сведений.
Разнообразные задания на развитие читательской грамотности дадут возможность учителю продолжить в 5 классе подготовку к исследованию PIZA, начать подготовку к сдаче ЕНТ.