СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для школьного тура Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации выложены задания для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии с учётом методических рекомендаций Министерства образования.

Просмотр содержимого документа
«Задания для школьного тура Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии 9 класс»

Олимпиадные задания для 9 класса

по предмету биология (школьный тур)

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


1. Вид Homo sapiens является представителем Царства:

А) человек; Б) Растения; В) Животные; Г) Грибы.

2. Какой признак характерен для человека как представителя типа хордовых

А) диафрагма;

Б) развитая речь;

В) Внутренний скелет, основа которого позвоночник;

Г) Развитие хорды на ранних стадиях эмбрионального развития.

3. Для млекопитающих, в том числе и человека, характерно (-ы):

А) замкнутая кровеносная система; Б) трёхкамерное сердце

В) постоянная температура тела Г) внутриутробное развитие.

4. Для приматов НЕ характерны:

А) 46 хромосом; Б) диафрагма; В) забота о потомстве;

Г) внутриутробное развитие.

5. Какая обезьяна входит в семейство гоминид?

А) павиан; Б) гиббон; В) горилла Г) бабуин.

6. Объём мозга древнейших людей составлял:

А) 500-600 см3; Б) 700-800 см3; В) 1000-1200 см3; Г) 1300-1500 см3.

7. Останки неандертальцев впервые были найдены в

А) Африке; Б) Азии; В) Европе; Г) Центральной Америке.

8. Какой признак свойственен неандертальцам?

А) Объём мозга неандертальца приблизился к объёму мозга современных людей (500-700 см3);

Б) неандертальцы изготовляли одежду из вытканного полотна;

В) неандертальцы использовали огонь;

Г) неандертальцы жили в выстроенных домах из брёвен.

9. Какая общая особенность сохранилась у разных рас как представителей одного вида?

А) цвет кожи; Б) строение головного мозга; В) форма глаз и губ;

Г) цвет волос.

10. Какое значение имеют расовые признаки для человека?

А) глобальное; Б) адаптивное; В) репродуктивное;

Г) развлекательное.

11. Согласованную работу всех органов и систем обеспечивает:

А) выделительная система; Б) эндокринная система;

В) пищеварительная система; Г) нервная система.

12. Брюшная и грудная полости разделены:

А) диафрагмой; Б) костным скелетом; В) воздушным мешком;

Г) внутренними органами.

13. По мочеточникам моча поступает в

А) почки; Б) мочевой пузырь; В) мочеиспускательный канал;

Г) брюшную полость.

14. К органам женской репродуктивной системы относятся

А) яички; Б) предстательная железа; В) яичники; Г) семенники.

15. Каждая клетка в теле человека обособлена от других клеток

А) клеточной мембраной; Б) ядром; В) цитоплазмой; Г) ЭПС.

16. В клетках человека энергия высвобождается за счёт

А) фотосинтеза; Б) реакции горения; В) дыхания;

Г) биологического окисления.

17. Информацию от генов к рибосомам передают

А) иРНК; Б) рРНК; В) тРНК; Г) мРНК.

18. Соматические клетки человека делятся:

А) митозом; Б) мейозом; В) бинарным делением; Г) амитозом.

19. Эритроциты крови вырабатываются в:

А) печени; Б) селезенке; В) лимфатических узлах;

Г) красном костном мозге.

20. Синтез и распад веществ в клетках человека происходит благодаря действию:

А)ферментов; Б) витаминов; В) микроэлементов; Г) макроэлементов.

21. Общим признаком для клеток растений и животных является:

А) сходный химический состав; Б) наличие хлоропластов;

В) 46 хромосом в клетке; Г) наличие пластид.

22. Железистая ткань образуется из

А) мышечной; Б) соединительной; В) эпителиальной; Г) нервной.

23. На рисунке изображена ткань:

А) нервная;

Б) мышечная;

В) эпителиальная;

Г) соединительная.

24. Центры слюноотделения находятся в:

А) мозжечке;

Б) среднем мозге;

В) продолговатом мозге; Г) промежуточном мозге.

25. Светочувствительность у палочек, рецепторов сетчатки глаза:

А) такая же, как у колбочек; Б) выше, чем у колбочек;

В) ниже, чем у колбочек; Г) зависит от вида светочувствительного пигмента.


Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Эритроциты крови выполняют следующие функции:

1. перенос газов (О2 и СО2);

2. перенос О2 и питательных веществ к мышцам;

3. перенос питательных веществ и выделение СО2 из организма;

4. перенос глюкозы из печени и желудочно-кишечного тракта ко всем органам;

5. выделение молочной кислоты и СО2 из мышц и перенос их к лёгким и почкам.

А) 1; Б) 2, 3; В) 4, 5; Г) т1, 2, 3;

2. Эндокринная регуляция характеризуется следующими особенностями:

1. ответ четко локализован;

2. передача сигнала химическая;

3. включается быстро и действует долго;

4. включается медленно и действует долго;

5. распространение сигнала осуществляется по сосудам с током крови.

А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 1, 3, 5; Г) 2, 3, 4; Д) 2, 4, 5.

3. Глотательный рефлекс может быть охарактеризован как:

1. пищевой;

2. защитный;

3. безусловный;

4. врожденный;

5. приобретенный.

А ) 1, 4; Б ) 2, 5; В ) 1, 2, 4; Г ) 1, 3, 4; Д ) 2, 4, 5.

4. Из перечисленных заболеваний вирусами вызываются:

1. корь; 2. ящур; 3. столбняк; 4. бешенство; 5. сибирская язва.

А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 1, 3, 5; Г) 2, 3, 4; Д) 2, 4, 5.

5. Ферменты – это биологические макромолекулы, которые:

1. содержатся только в ядрах клеток;

2. постоянно присутствуют в клетках;

3. катализируют биохимические реакции;

4. содержатся только в цитоплазме клеток;

5. находятся преимущественно в рибосомах.

А) 1, 4; Б) 1, 5; В) 2, 3; Г) 2, 5; Д) 3, 5.


Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Пробка относится к образовательной ткани.

2. В природе для одуванчика более характерно вегетативное размножение, чем половое.

3. Развитие из семени – общий признак голосеменных и покрытосеменных растений.

4. Как и всех червей у бабочек отсутствуют ходильные конечности.

5. У головоногих моллюсков отсутствует личиночная стадия развития.

6. По сосудам у позвоночных животных движется вода с растворенными в ней веществами.

7. Сердце крокодила четырехкамерное с отверстием в перегородке между желудочками.

8. Многообразие размеров и форм клеток организма человека можно объяснить спецификой выполняемых ими функций в многоклеточном организме.

9. Гистологическое изучение тканей млекопитающих животных позволяет утверждать, что для соединительных тканей характерно минимальное содержание межклеточного вещества.

10. При осуществлении рефлекса нервный импульс движется по цепи нейронов от тел нейронов через короткие и длинные отростки к рабочему органу.


Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


1. [мах. 2 балла] Полисахариды выполняют в живых организмах преимущественно структурные или запасные функции. Соотнесите полисахарид (1–6) с названием группы, к которой его можно отнести по выполняемой функции (А–Б).

Полисахариды: Группа:

1. Крахмал А. Запасные

2. Инсулин Б. Структурные

3. Хитин

4. Гиалуроновая кислота

5. Гликоген

6. Агароза


Полисахариды

1

2

3

4

5

6

Группы








2. [мах. 2 балла] На рисунке представлена схема строения куриного яйца. Соотнесите условные обозначения (1–6) с названиями структур яйца (А–З), которые обозначают (даны с избытком!):

Структуры:

А) Белок

Б) Желток

В) Скорлупа

Г) Канатик (халаза)

Д) Зародышевый диск

Е) Надскорлуповая оболочка

Ж) Подскорлуповая оболочка

З) Воздушная камера (пуга)


Условные обозначения

1

2

3

4

5

6

7

Структуры









3. [мах. 2 балла] Установите соответствие между заболеваниями человека (1 – 6) и животными-переносчиками (А – Е), представленными на рисунке.

1. сонная болезнь;

2. болезнь Шагаса;

3. таёжный энцефалит;

4. эпидемический сыпной тиф;

5. чума;

6. слоновая болезнь.


Болезнь

1

2

3

4

5

6

Переносчик возбудителя














































ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ


Часть 1. [25 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

в

г

г

а

б

а

в

в

б

б

11-20

г

а

б

в

а

г

б

а

г

а

21-25

а

в

а

в

б







Часть 2. [10 баллов]


1

2

3

4

5

1-5

а

д

а

б

в

Максимум: 51 балл


1 место – 41 – 51 балл

2 место – 33 - 40 баллов

3 место – 26– 32 балла





Часть 3. [10 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прав. "ДА"



Х




Х

Х



неправ "НЕТ"

Х

Х


Х

Х

Х



Х

Х


Часть 4. [6 баллов]


1. [2 балла]

Полисахариды

1

2

3

4

5

6

Группы

А

А

Б

Б

А

Б


2. [2 балла]

Условные обозначения

1

2

3

4

5

6

7

Структуры

В

Ж

З

А

Г

Б

Д


3. [2 балла]

Болезнь

1

2

3

4

5

6

Переносчик возбудителя

Е

Б

Д

В

Г

А







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!