СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для школьного тура Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации выложены задания для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии с учётом методических рекомендаций Министерства образования.

Просмотр содержимого документа
«Задания для школьного тура Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии 7 класс»

Олимпиадные задания для 7 класса

по предмету биология (школьный тур)

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


1. Ботаника изучает:

А) млекопитающих; Б) растения; В) животные; Г) губки.

2. Назовите науку, изучающую вещества, их строение и свойства

А) биология; Б) физика; В)химия; Г) география.

3. Кишечная палочка является представителем Царства

А) растения; Б) животные; В) грибы; Г) бактерии.

4. Какое свойство может быть характерно для объектов живой и неживой природы?

А) развитие; Б) движение; В) размножение; Г) обмен веществ.

5. Элементарной единицей строения живого называют

А) клетку; Б) популяцию; В) организм; Г) орган.

6. Фотосинтез в растениях не проходит без поступления в организм

А) энергии солнечного света; Б) кислорода; В) белков; Г) сахаров.

7. Ядро клетки кожицы лука можно рассмотреть

А) невооружённым глазом; Б) с помощью лупы;

В) с помощью светового микроскопа;

Г) с помощью электронного микроскопа.

8. Какую ткань можно обнаружить в организме растения?

А) нервную; Б) мышечную; В) эпителиальную; Г) основную.

9. Часть тела, выполняющая определённую работу и имеющая определённую форму, строение и месторасположение в организме, называется

А) органеллой; Б) органоидом; В) органом; Г) системой органов.

10. Органом воздушного питания растения можно назвать

А) плодовое тело шампиньона; Б)хвою сосны; В) зерновку пшеницы;

Г) клубень картофеля.

11. Симбиотические отношения характерны для:

А) гриба и водоросли в лишайнике; Б) гриба – трутовика и берёзы;

В) повилики и крапивы; Г) фитофторы и картофеля.

12. Назовите растение - хищника

А) раффлезия; Б) росянка; В) ряска; Г) рдест.

13. К покровным тканям растения относится

А) дерма; Б) пробка; В) эпидермис; Г) кора.

14. Побег состоит из

А) главного и боковых корней; Б) стебля, цветка и плода;

В) корневой системы и листьев; Г) стебля, листьев, почек.

15. К сухим плодам относится

А) коробочка; Б) ягода; В) яблоко; Г) тыквина.

16. Выберите односемянной плод

А) яблоко; Б) боб; В) померанец; Г) орех.

17. Из какой ткани растений образуются все остальные ткани? Из

А) покровной; Б) образовательной; В) механической; Г) основной.

18. Дрожжи – это представители Царства

А) грибы; Б) животные; В) растения; Г) бактерии.

19. В процессе дыхания семена выделяют

А) углекислый газ, воду и тепло; Б) кислород, воду и тепло;

В) сероводород и кислород; Г) кислород, сахар, воду.

20. Какую функцию выполняет корень?

А)фотосинтез; Б) воздушное питание; В) почвенное питание;

Г) хемосинтез.

21. Процесс исторического развития живого мира - это

А) экология; Б) эволюция; В) эмбриогенез; Г) филогенез

22. Первые наземные растения

А) риниофиты; Б) папоротники; В) хвощи; Г) плауны.

23. Растение древности, дошедшее до наших времён

А) эндемик; Б) суккулент; В) реликт; Г) эпифит

24. Вид, имеющий узкий ареал распространения

А) суккулент; Б)эндемик; В) фанерофит; Г) гидрофит

25. Наука, изучающая древние, давно вымершие растения

А) палеобиология; Б) палеозоология; В) палеоботаника;

Г) палеоэкология


Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Верно, что

1) водоросли – низшие растения;

2) шишка сосны – это плод;

3) архегонии и антеридии образуются на заростке папоротника;

4) при слиянии сперматозоида и яйцеклетки формируется зародыш семени;

5) гинкго в переводе на русский язык с японского «серебряный плод».

А) 2,3; Б) 1,2,4; В) 3,5; Г) 4,5; Д) 1,3

2. Верно, что плод яблоко у

1) яблоня; 2) фундук; 3) вишня; 4) груша; 5) айва.

А) 1,3,5; Б) 2,4,5; В) 2,3; Г) 1,4,5; Д) 2,5

3. Верно, что цветки одиночные у

1) ландыша; 2) подсолнечника; 3) клевера; 4) тюльпана; 5) нарцисса.

А) 1,2,3; Б) 2,4,5; В) 1,5; Г) 3,4,5; Д) 4,5

4. Для семян растений класса двудольные характерно наличие

1) зародыша; 2) эндосперма; 3) одной семядоли; 4) рубчика; 5) щитка

А) 1,3,4; Б) 2,3,5; В) 1,2,4; Г) 1,4,5; Д) 2,4,5

5. Функция газообмена у берёзы происходит благодаря

1) сосудам; 2) ситовидным трубкам; 3) устьицам; 4) чечевичкам; 5)порам

А) 3,4; Б) 2,3,5; В) 1,3,4; Г) 1,4,5; Д) 4,5


Часть III. Вам предлагаются десять вопросов. В матрице ответов укажите ответ в виде слова. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждый правильный ответ).


1. Какое растение называют сибирским “ананасом”?

2. В чашечке какого цветка “на зеленом стульчике сидела крошечная девочка”?

3. Какая корневая система у однодольных растений?

4. Какой плод у черемухи?

5. Из древесины какого дерева делают спички?

6. Какое растение за сутки вырастает на метр?

7. Какой необыкновенный цветок описал Аксаков?

8. Какой орган растения употребляют в пищу у картофеля?

9. Какой овощ больше всего любил Наполеон?

10. Какое растение с вершками и корешками сеяли мужик и медведь?


Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


1. [мах. 2 балла] Установите соответствие между группой вещества и содержанию веществ в клетке.

Название группы веществ: Содержание вещества в клетке:

1. Макроэлементы А. До 98% от массы клетки

2. Микроэлементы Б. Не превышает 0,000001%

3. Ультрамикроэлементы В. До 0,001%

4. Органогены Г. От 0,001% до 0,000001%


Название группы веществ:


1

2

3

4

Содержание вещества в клетке:






2. [мах. 2 балла] Установите соответствие между выполняемой функцией и органеллой клетки.

Функция: Органелла:

1. Энергетическая станция клетки А. Плазматическая мембрана

2. Отделяет клетки от межклеточного вещества Б. Ядро

3. Содержит ДНК В. Митохондрия

4. Синтезирует белок Г. Рибосома


Функция


1

2

3

4

Органелла






3. [мах. 2 балла] «Щи да каша – пища наша» - известная русская поговорка. Установите соответствие между кашей и растением из которой её производят.

Каша: Растение:

1. Геркулесовая А. Овёс

2. Перловая Б. Просо

3. Толокняная В. Ячмень

4. Пшённая Г. Гречиха

5. Гречневая


Каша


1

2

3

4

5

Растение


















ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ


Часть 1. [25 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

б

в

г

б

а

а

в

г

в

б

11-20

а

б

в

г

а

г

б

а

а

в

21-25

б

а

в

б

в







Часть 2. [10 баллов]


1

2

3

4

5

1-5

в

г

д

в

а

Максимум: 51 балл


1 место – 41 – 51 балл

2 место – 33 - 40 баллов

3 место – 26– 32 балла





Часть 3. [10 баллов]

1. Облепиха

2. Тюльпан

3. Мочковатая

4. Костянка

5. Осина

6. Бамбук

7. Аленький цветочек

8. Клубень

9. Фасоль

10. Репа


Часть 4. [6 баллов]

1. [2 балла]

Группа веществ

1

2

3

4

Содержание в клетке

в

г

б

а


2. [2 балла]

Функция

1

2

3

4

Органелла

в

а

б

г


2. [2 балла]

Каша

1

2

3

4

5

Растение

а

в

а

б

в