Олимпиадные задания для 7 класса
по предмету биология (школьный тур)
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Ботаника изучает:
А) млекопитающих; Б) растения; В) животные; Г) губки.
2. Назовите науку, изучающую вещества, их строение и свойства
А) биология; Б) физика; В)химия; Г) география.
3. Кишечная палочка является представителем Царства
А) растения; Б) животные; В) грибы; Г) бактерии.
4. Какое свойство может быть характерно для объектов живой и неживой природы?
А) развитие; Б) движение; В) размножение; Г) обмен веществ.
5. Элементарной единицей строения живого называют
А) клетку; Б) популяцию; В) организм; Г) орган.
6. Фотосинтез в растениях не проходит без поступления в организм
А) энергии солнечного света; Б) кислорода; В) белков; Г) сахаров.
7. Ядро клетки кожицы лука можно рассмотреть
А) невооружённым глазом; Б) с помощью лупы;
В) с помощью светового микроскопа;
Г) с помощью электронного микроскопа.
8. Какую ткань можно обнаружить в организме растения?
А) нервную; Б) мышечную; В) эпителиальную; Г) основную.
9. Часть тела, выполняющая определённую работу и имеющая определённую форму, строение и месторасположение в организме, называется
А) органеллой; Б) органоидом; В) органом; Г) системой органов.
10. Органом воздушного питания растения можно назвать
А) плодовое тело шампиньона; Б)хвою сосны; В) зерновку пшеницы;
Г) клубень картофеля.
11. Симбиотические отношения характерны для:
А) гриба и водоросли в лишайнике; Б) гриба – трутовика и берёзы;
В) повилики и крапивы; Г) фитофторы и картофеля.
12. Назовите растение - хищника
А) раффлезия; Б) росянка; В) ряска; Г) рдест.
13. К покровным тканям растения относится
А) дерма; Б) пробка; В) эпидермис; Г) кора.
14. Побег состоит из
А) главного и боковых корней; Б) стебля, цветка и плода;
В) корневой системы и листьев; Г) стебля, листьев, почек.
15. К сухим плодам относится
А) коробочка; Б) ягода; В) яблоко; Г) тыквина.
16. Выберите односемянной плод
А) яблоко; Б) боб; В) померанец; Г) орех.
17. Из какой ткани растений образуются все остальные ткани? Из
А) покровной; Б) образовательной; В) механической; Г) основной.
18. Дрожжи – это представители Царства
А) грибы; Б) животные; В) растения; Г) бактерии.
19. В процессе дыхания семена выделяют
А) углекислый газ, воду и тепло; Б) кислород, воду и тепло;
В) сероводород и кислород; Г) кислород, сахар, воду.
20. Какую функцию выполняет корень?
А)фотосинтез; Б) воздушное питание; В) почвенное питание;
Г) хемосинтез.
21. Процесс исторического развития живого мира - это
А) экология; Б) эволюция; В) эмбриогенез; Г) филогенез
22. Первые наземные растения
А) риниофиты; Б) папоротники; В) хвощи; Г) плауны.
23. Растение древности, дошедшее до наших времён
А) эндемик; Б) суккулент; В) реликт; Г) эпифит
24. Вид, имеющий узкий ареал распространения
А) суккулент; Б)эндемик; В) фанерофит; Г) гидрофит
25. Наука, изучающая древние, давно вымершие растения
А) палеобиология; Б) палеозоология; В) палеоботаника;
Г) палеоэкология
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Верно, что
1) водоросли – низшие растения;
2) шишка сосны – это плод;
3) архегонии и антеридии образуются на заростке папоротника;
4) при слиянии сперматозоида и яйцеклетки формируется зародыш семени;
5) гинкго в переводе на русский язык с японского «серебряный плод».
А) 2,3; Б) 1,2,4; В) 3,5; Г) 4,5; Д) 1,3
2. Верно, что плод яблоко у
1) яблоня; 2) фундук; 3) вишня; 4) груша; 5) айва.
А) 1,3,5; Б) 2,4,5; В) 2,3; Г) 1,4,5; Д) 2,5
3. Верно, что цветки одиночные у
1) ландыша; 2) подсолнечника; 3) клевера; 4) тюльпана; 5) нарцисса.
А) 1,2,3; Б) 2,4,5; В) 1,5; Г) 3,4,5; Д) 4,5
4. Для семян растений класса двудольные характерно наличие
1) зародыша; 2) эндосперма; 3) одной семядоли; 4) рубчика; 5) щитка
А) 1,3,4; Б) 2,3,5; В) 1,2,4; Г) 1,4,5; Д) 2,4,5
5. Функция газообмена у берёзы происходит благодаря
1) сосудам; 2) ситовидным трубкам; 3) устьицам; 4) чечевичкам; 5)порам
А) 3,4; Б) 2,3,5; В) 1,3,4; Г) 1,4,5; Д) 4,5
Часть III. Вам предлагаются десять вопросов. В матрице ответов укажите ответ в виде слова. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
1. Какое растение называют сибирским “ананасом”?
2. В чашечке какого цветка “на зеленом стульчике сидела крошечная девочка”?
3. Какая корневая система у однодольных растений?
4. Какой плод у черемухи?
5. Из древесины какого дерева делают спички?
6. Какое растение за сутки вырастает на метр?
7. Какой необыкновенный цветок описал Аксаков?
8. Какой орган растения употребляют в пищу у картофеля?
9. Какой овощ больше всего любил Наполеон?
10. Какое растение с вершками и корешками сеяли мужик и медведь?
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 2 балла] Установите соответствие между группой вещества и содержанию веществ в клетке.
Название группы веществ: Содержание вещества в клетке:
1. Макроэлементы А. До 98% от массы клетки
2. Микроэлементы Б. Не превышает 0,000001%
3. Ультрамикроэлементы В. До 0,001%
4. Органогены Г. От 0,001% до 0,000001%
Название группы веществ: | 1 | 2 | 3 | 4 |
Содержание вещества в клетке: | | | | |
2. [мах. 2 балла] Установите соответствие между выполняемой функцией и органеллой клетки.
Функция: Органелла:
1. Энергетическая станция клетки А. Плазматическая мембрана
2. Отделяет клетки от межклеточного вещества Б. Ядро
3. Содержит ДНК В. Митохондрия
4. Синтезирует белок Г. Рибосома
Функция | 1 | 2 | 3 | 4 |
Органелла | | | | |
3. [мах. 2 балла] «Щи да каша – пища наша» - известная русская поговорка. Установите соответствие между кашей и растением из которой её производят.
Каша: Растение:
1. Геркулесовая А. Овёс
2. Перловая Б. Просо
3. Толокняная В. Ячмень
4. Пшённая Г. Гречиха
5. Гречневая
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ
Часть 1. [25 баллов]
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | б | в | г | б | а | а | в | г | в | б |
11-20 | а | б | в | г | а | г | б | а | а | в |
21-25 | б | а | в | б | в | | | | | |
Часть 2. [10 баллов]
Максимум: 51 балл
1 место – 41 – 51 балл
2 место – 33 - 40 баллов
3 место – 26– 32 балла
Часть 3. [10 баллов]
1. Облепиха
2. Тюльпан
3. Мочковатая
4. Костянка
5. Осина
6. Бамбук
7. Аленький цветочек
8. Клубень
9. Фасоль
10. Репа
Часть 4. [6 баллов]
1. [2 балла]
Группа веществ | 1 | 2 | 3 | 4 |
Содержание в клетке | в | г | б | а |
2. [2 балла]
Функция | 1 | 2 | 3 | 4 |
Органелла | в | а | б | г |
2. [2 балла]
Каша | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Растение | а | в | а | б | в |