Олимпиадные задания для 6 класса
по предмету биология (школьный тур)
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих одну и или несколько сходных функций называется:
а) хлоропластом; б) тканью; в) межклетником; г) хромосомой.
Вещество, придающее растению зеленый цвет и играющее решающую роль в воздушном питании растения - это:
а) клеточный сок; б) межклеточное вещество; в) хлорофилл;
г) цитоплазма.
К двудольным относятся следующие растения:
а) горох, кукуруза, овес; б) кукуруза, фасоль, бобы;
в) фасоль, бобы, горох; г) горох, овес, бобы.
Питательные вещества в семени пшеницы находятся в:
а) корешке; б) семядоле; в) покровах семени; г) эндосперме.
Растение, семена которого богаты маслами - это:
а) кукуруза; б) фасоль; в) пшеница; г) подсолнечник.
В процессе дыхания семена потребляют:
а) углекислый газ б) кислород, воду и тепло; в) кислород
г) углекислый газ и воду.
Запасные вещества находятся в семядольных листьях у:
а) дуба; б) пшеницы; в) фасоли; г) редиски.
Функция корневого чехлика –
а) непрерывное удлинение корня за счет деления клеток;
б) проведение воды и минеральных веществ;
в) защита кончика корня от повреждений;
г) всасывание воды и минеральных веществ.
Побеги, у которых функцию фотосинтеза выполняют только стебли, имеются у:
а) алоэ и сосны; б) кактуса и подорожника; в) алоэ и саксаула;
г) кактуса и саксаула.
10 .Только для животных характерен процесс:
а) образования на свету органических веществ из неорганических;
б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;
в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;
г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Плод яблоко у:
1. яблони; 2. рябины; 3. вишни; 4. груши; 5. малины.
А) 2,3; Б) 1,2,4; В) 1,3,5; Г) 1,2,4; Д) 1,5
2. Возможные функции видоизмененных подземных побегов:
1. фотосинтезирующая;
2. проводящая;
3. дыхание;
4. запасающая;
5. вегетативное размножение.
А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 1, 3, 5; Г) 2, 3, 4; Д) 2,4, 5.
3. Цветки одиночные у:
1. ландыша майского;
2. подсолнечника;
3. клевера;
4. тюльпана;
5. нарцисса.
А) 1, 2; Б) 4,5; В) 2, 4, 5; Г) 1, 3, 4, 5; Д) 1, 2, 3, 4, 5.
4. Для семян растений класса однодольных так же, как и для двудольных характерно наличие:
1. зародышевого корешка;
2. зародышевого стебелька;
3. почечки;
4. эндосперма;
5. двух семядолей.
А) 1,2,3; Б) 3, 4; В) 4, 5; Г) 1, 3, 5; Д) 1, 4, 5.
5. Функция газообмена стебля березы возможна благодаря:
1. устьицам;
2. волокнам;
3. сосудам;
4. чечевичкам;
5. ситовидным трубкам.
А ) 1, 4; Б) 1, 5; В) 2, 3; Г) 4; Д) 3, 5.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Растения и животные способны обогащать воздух кислородом.
2. Слоевище – это тело растения, не расчлененное на специальные органы.
3. Первооткрывателем растительной клетки был Роберт Гук (1665 г.).
4. Корнеплод свеклы – это видоизмененный главный корень.
5. У всех растений пыльца одинаковая.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 3. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 3 балла] «Щи да каша – пища наша» - известная русская поговорка. Установите соответствие между кашей и растением из которой её производят.
Каша: Растение:
1. Геркулесовая А. Овёс
2. Перловая Б. Просо
3. Толокняная В. Ячмень
4. Пшённая Г. Гречиха
5. Гречневая
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ
Часть 1. [10 баллов]
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | б | в | в | г | г | в | в | в | г | б |
Часть 2. [10 баллов]
Максимум: 28 баллов
1 место – 22 – 28 баллов
2 место – 18 - 21 балл
3 место – 14– 17 баллов
Часть 3. [5 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
прав. "ДА" | | Х | Х | Х | |
неправ "НЕТ" | Х | | | | Х |
Часть 4. [3 баллов]
1. [3 балла]
Каша | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Растение | а | в | а | б | в |