СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные задания помогут учителям в проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Они достаточно интересные.

Просмотр содержимого документа
«╨▀ 8 (чрфрэш )»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку


Задания для 8 классов

Время выполнения – 90 минут


  1. Обозначьте ударный слог в словах.


Завсегдатай, зубчатый, оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный, верба, коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.


2. Буква Ё впервые была предложена к употреблению в 1783 году, а активно употребляться стала только с 1795. Кто же впервые предложил Ё к использованию?

А) Е.Дашкова В)ЕкатеринаII

Б)Н.Карамзин Г) В.Тредиаковский



3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:


Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.


Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:

А) [чн ];

Б) [шн];

В) возможны два варианта произношения [чн - шн].


4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?


Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество,

кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.


  1. Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.


Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.

Итого 3 балла


6. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько. Даны слова:


горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.


Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.



7. Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению:

захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?



8. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.


Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.



9.Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами?


10. Я глядел (во)все стороны ож..дая увид..ть грозные б..ст..оны башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением 4.Да вот она отвечал ..мщик указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. 5.Я велел ехать к к..м..нданту и через минуту к..битка ост..новилась перед деревя(н,нн)ым дом..ком выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же) церкви.

6. …Я вошел в чистеньк..ю комнатку убра(н,нн)..ю (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене в..сел диплом оф..церский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки предст..вляющие взятие Кистрина и Очакова так(же) выбор невесты и погр..бение кота.


1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.


2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.


3.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.


4.Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому, разберите его по составу.

Просмотр содержимого документа
«╨▀ 8 ╟рфрэш +ъы■ўш»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку


Задания для 8 классов

Время выполнения – 90 минут

Общее количество баллов – 56


  1. Обозначьте ударный слог в словах.

Завсегдатай, зубчатый, оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный, верба, коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.


Ответ. ЗавсегдАтай, зубчАтый, оптОвый, обеспЕчение, христианИн, хозЯева, тОрты, пулОвер, красИвее, каталОг, экспЕрт, квартАл, чЕрпать, цемЕнт, фОрзац, жалюзИ, втрИдорога, балОванный, вЕрба, коклЮш, феЕрия, углубИть, тУфля, арАхис.

За одно слова 0,25 балла.

Максимальное количество баллов - 6


2. Буква Ё впервые была предложена к употреблению в 1783 году, а активно употребляться стала только с 1795. Кто же впервые предложил Ё к использованию?

А) Е.Дашкова В)ЕкатеринаII

Б)Н.Карамзин Г) В.Тредиаковский


Ответ. А) Е. Дашкова

Максимальное количество баллов - 1


3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница, копеечный.

Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:

А) [чн ];

Б) [шн];

В) возможны два варианта произношения [чн - шн].


Ответ. А) Слова, где произносится [ЧН ] - античный, библиотечный.

Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.

В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа.


По 0,5 балла за каждый верный пример.

Максимальное количество баллов - 5


4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество,

кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.


Ответ. Артиллерия, интеллект, дрожжи.

По 1 баллу за каждый верный ответ

Максимальное количество баллов - 3


  1. Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.

Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.


Ответ. Обезболивать, укорачивать,

сосредоточивать, задабривать,

подытоживать, оспаривать,

обусловливать, осваивать,

узаконивать, усваивать,

уполномочивать, удостаивать,

По 0,5 балла за каждый верный ответ

Максимальное количество баллов - 6


6. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько.

Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.

Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.


Ответ: 1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);

2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);

3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);

4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).

По 1 баллу за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.

Максимальное количество баллов – 8

  1. Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению:

захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?


Ответ. К первому спряжению относятся глаголы прочитать и грести. Глаголы вертеть и подержать – второго спряжения (так называемые глаголы исключения). Глаголы захотеть и выбежать - разноспрягаемые.


По 0,5 баллов за каждый правильный ответ

Максимальное количество баллов – 3


8. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.


Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.


Ответ. Неприятный ветер – согласование;

не шло сверху – примыкание;

не шло снега – управление;

темно не очень – примыкание;

вставала за облаками – управление.


По 1 баллу за верно выписанное словосочетание; по 1 баллу за определение вида связи.

Максимальное количество баллов – 10


9. Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами?

Ответ. 1. В основу номинации слова Родина положен признак рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является англ. motherland.

2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland, исп. patria, франц. patrie.


По 1баллу – за значение, по 1баллу- за объяснение.

Максимальное количество баллов – 4


10. Я глядел (во)все стороны ож..дая увид..ть грозные б..ст..оны башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением 4.Да вот она отвечал ..мщик указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. 5.Я велел ехать к к..м..нданту и через минуту к..битка ост..новилась перед деревя(н,нн)ым дом..ком выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же) церкви.

6. …Я вошел в чистеньк..ю комнатку убра(н,нн)..ю (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене в..сел диплом оф..церский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки предст..вляющие взятие Кистрина и Очакова так(же) выбор невесты и погр..бение кота.


1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.

2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

3.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

4.Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому, разберите его по составу.

Ответ. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» - спросил я с удивлением. «Да вот она», - отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

...Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.


1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - 2 б.

2. До 5 баллов – по нормам оценки.

3. [стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.

4. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.


Максимальное количество баллов – 10





Итого: 56 баллов


Просмотр содержимого документа
«╦ 8 чрфрэш +юЄтхЄ√»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по литературе

Задания для 8 классов

Время выполнения – 90 минут

1.С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Тарханы – М.Ю. Лермонтов;

б) Спасское - Лутовиново – И.С. Тургенев;

в) Ясная Поляна – Л.Н. Толстой;
г) Таганрог – А.П. Чехов;
д) Константиново – С.А. Есенин;
е) Михайловское – А.С. Пушкин;
ж) Грешнево – Н.А. Некрасов;
з) Васильевка - Н.В. Гоголь .

За каждый правильный ответ – 1 балл

Максимальное количество баллов – 8


2. а) дактиль, ямб, анапест, хорей – размеры стиха; б) рассказ, пословица, басня, роман, поэма - жанры;

в) гипербола, метафора, эпитет, олицетворение, антитеза, сравнение – изобразительно- выразительные средства.



За каждую правильно сформированную группу– 2 балла

За каждую правильную характеристику группы – 2 балла

Максимальное количество баллов – 12



3.


б

а

л

л

а

д

а



г

и

п

е

р

б

о

л

а



п

о

р

т

р

е

т


э

п

и

т

е

т




л

и

р

и

к

а



а

н

а

ф

о

р

а



м

е

т

а

ф

о

р

а



к

у

л

ь

м

и

н

а

ц

и

я

и

н

в

е

р

с

и

я



а

н

а

п

е

с

т



За каждый правильный ответ – 1 балл

Максимальное количество баллов – 10



4. Императрица Елизавета Петровна из «Оды на день восшествия…» Ломоносова, крестьянская девушка из повести Карамзина «Бедная Лиза», воспитанница графини из повести Пушкина «Пиковая дама», дворянская дочь из повести Пушкина «Барышня-крестьянка».

За каждый правильный ответ – 1 балл

Максимальное количество баллов –4


5. Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; (нет) 2) панночка была ведьмой; (да) 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; (нет) 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; (нет) 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; (нет) 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; (да) 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; (нет) 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; (да) 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; (да) 10) Ася гуляла по Бежину лугу (нет)?

За каждый правильный ответ – 1 балл

Максимальное количество баллов – 10



6. «Отрочество» (Л. Толстой), «В людях» (М. Горький), «Кортик» (А. Рыбаков), «Бирюк» (И.С. Тургенев), «Два капитана» (В. Каверин), «Уроки французского» (В. Распутин), «Дубровский» (А.С. Пушкин), «Повесть временных лет» (монах Киево-Печерского монастыря Нестор), «Портрет» (Н.В. Гоголь). «Путешествия Синдбада-морехода» - цикл сказок Шахерезады, вымышленного персонажа восточных сказок и легенд «Тысяча и одна ночь».


За каждый правильный ответ – 1 балл

За аргументацию ответа – 3 балла

Максимальное количество баллов – 13



7. Определите стихотворный размер:

а)  ямб;

б) дактиль.

             

За каждый правильный ответ – 2 балл

Максимальное количество баллов – 4



Общее количество баллов - 61





Просмотр содержимого документа
«╦ 8 чрфрэш »

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по литературе

Задания для 8 классов

Время выполнения – 90 минут

1. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Тарханы;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Ясная Поляна;
г) Таганрог;
д) Константиново;
е) Михайловское;
ж) Грешнево;
з) Васильевка.

2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) пословица;

б) рассказ б) ямб б) басня;

в) роман в) анапест в) гипербола;

г) хорей г) метафора г) поэма;

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза.



3. Разгадайте кроссворд:




л








и













т









е







р








а









т









у














р








а















1)Лиро- эпическое произведение, т.е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.

2) Назовите средство художественной выразительности: « У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н.В. Гоголь)

3) Одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев.

4) В фольклорных произведениях этот троп постоянный.

5) Название одного из родов литературы.

6) Назовите фигуру речи:

Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.

С.А. Есенин

7)Троп, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства.

8) Один из элементов сюжета. Момент наивысшего напряжения в развитии действия.

9) Назовите фигуру речи, использованную в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

10) Один из трёхсложных размеров стихосложения.

4. Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

5. Верите ли вы, что 

1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой;  3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе;  6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин;7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом;  8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу? 

6. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. У какого произведения нет автора? Аргументируйте свой ответ.

 «Отрочество», «В людях», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».


7. Определите стихотворный размер:

а)               В надежде славы и добра

                   Гляжу вперед я без боязни:

                    Начало славных дней Петра

                    Мрачили мятежи и казни.

                                                      ( А.С.Пушкин)

 б)              Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнёт благодать.

(С.А.Есенин)