Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
Задания для 8 классов
Время выполнения – 90 минут
Общее количество баллов – 56
Обозначьте ударный слог в словах.
Завсегдатай, зубчатый, оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный, верба, коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.
Ответ. ЗавсегдАтай, зубчАтый, оптОвый, обеспЕчение, христианИн, хозЯева, тОрты, пулОвер, красИвее, каталОг, экспЕрт, квартАл, чЕрпать, цемЕнт, фОрзац, жалюзИ, втрИдорога, балОванный, вЕрба, коклЮш, феЕрия, углубИть, тУфля, арАхис.
За одно слова 0,25 балла.
Максимальное количество баллов - 6
2. Буква Ё впервые была предложена к употреблению в 1783 году, а активно употребляться стала только с 1795. Кто же впервые предложил Ё к использованию?
А) Е.Дашкова В)ЕкатеринаII
Б)Н.Карамзин Г) В.Тредиаковский
Ответ. А) Е. Дашкова
Максимальное количество баллов - 1
3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница, копеечный.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:
А) [чн ];
Б) [шн];
В) возможны два варианта произношения [чн - шн].
Ответ. А) Слова, где произносится [ЧН ] - античный, библиотечный.
Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.
В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа.
По 0,5 балла за каждый верный пример.
Максимальное количество баллов - 5
4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество,
кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.
Ответ. Артиллерия, интеллект, дрожжи.
По 1 баллу за каждый верный ответ
Максимальное количество баллов - 3
Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.
Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.
Ответ. Обезболивать, укорачивать,
сосредоточивать, задабривать,
подытоживать, оспаривать,
обусловливать, осваивать,
узаконивать, усваивать,
уполномочивать, удостаивать,
По 0,5 балла за каждый верный ответ
Максимальное количество баллов - 6
6. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько.
Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.
Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.
Ответ: 1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);
2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);
3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);
4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).
По 1 баллу за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.
Максимальное количество баллов – 8
Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению:
захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?
Ответ. К первому спряжению относятся глаголы прочитать и грести. Глаголы вертеть и подержать – второго спряжения (так называемые глаголы исключения). Глаголы захотеть и выбежать - разноспрягаемые.
По 0,5 баллов за каждый правильный ответ
Максимальное количество баллов – 3
8. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.
Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.
Ответ. Неприятный ветер – согласование;
не шло сверху – примыкание;
не шло снега – управление;
темно не очень – примыкание;
вставала за облаками – управление.
По 1 баллу за верно выписанное словосочетание; по 1 баллу за определение вида связи.
Максимальное количество баллов – 10
9. Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами?
Ответ. 1. В основу номинации слова Родина положен признак рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является англ. motherland.
2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland, исп. patria, франц. patrie.
По 1баллу – за значение, по 1баллу- за объяснение.
Максимальное количество баллов – 4
10. Я глядел (во)все стороны ож..дая увид..ть грозные б..ст..оны башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением 4.Да вот она отвечал ..мщик указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. 5.Я велел ехать к к..м..нданту и через минуту к..битка ост..новилась перед деревя(н,нн)ым дом..ком выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же) церкви.
6. …Я вошел в чистеньк..ю комнатку убра(н,нн)..ю (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене в..сел диплом оф..церский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки предст..вляющие взятие Кистрина и Очакова так(же) выбор невесты и погр..бение кота.
1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.
2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
3.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
4.Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому, разберите его по составу.
Ответ. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» - спросил я с удивлением. «Да вот она», - отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
...Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.
1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - 2 б.
2. До 5 баллов – по нормам оценки.
3. [стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.
4. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.
Максимальное количество баллов – 10
Итого: 56 баллов