Задания, направленные на формирование естественнонаучной грамотности.
«Биология. Человек. 8 класс.
Модель №1.
Задание №1.
Определите, истинно или ложно данные утверждения:
Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет 1100 – 2000 грамм.
Головной мозг человека состоит из ствола и полушарий большого мозга.
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга.
В головном мозге полушария и кору имеют мозжечок и промежуточный мозг.
Полушария большого мозга впервые появляются у земноводных.
Кора большого мозга образована белым веществом.
Увеличение поверхности головного мозга достигается наличием борозд и извилин.
Задание №2.
Найдите в тексте ключевые слова: «Внутреннюю среду организма человека составляют кровь, лимфа, тканевая жидкость. Непосредственно с клетками контактирует тканевая жидкость. Кровь состоит из эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и плазмы крови. Кровь связывает все части тела организма, разносит питательные вещества, кислород, гормоны, выносит из тканей продукты обмена веществ».
Разбейте текст на смысловые части и дайте каждой из них заголовок.
Найдите дополнительный материал к данному тексту в популярной литературе.
Модель №2.
Задание №1
Приведите аргументы и контраргументы к понятию «иммунитет».
Задание №2.
Перекодируйте известную схему в словесную информацию. Дайте определения всем понятиям. Каким образом вырабатывается активный иммунитет? Что такое «вакцина»?
Задание №3.
Общее количество гемоглобина в крови человека 750 грамм. 1 грамм гемоглобина может связать 0,00134 л. кислорода. Один полный оборот кровь совершает за 0,5 мин. Вычислите, сколько кислорода требуется для кислородной подушки на одного человека на 1 час. Составьте свою задачу по данной теме.
Модель №3.
Задание №1.
Вспомните кровообращение у млекопитающих. Представьте себе, что меченый эритроцит в этот момент находится в легочной артерии и двинулся вперед, причем он в пути не разрушится и негде не задержится. Определите: возвратится ли этот эритроцит в то же место, в легочную артерию; если возвратится, то сколько раз этот эритроцит пройдет через сердце, прежде чем возвратится в исходную точку.
Какие знания вам необходимо использовать для решения данной задачи.
Задание №2
Найдите ошибку в данной схеме:
В организме человека происходят превращения одних органических веществ в другие:
В белки
А минокислоты
Ж
В белки
иры и углеводы
Ж
В углеводы
иры
У
В жиры
глеводы
Б
В жиры и углеводы
елки
Каким образом происходят возможные превращения?
Модель №4.
Задание №1.
Найдите ошибку в определении:
«Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца, в которых течет артериальная кровь»
«Вены – сосуды, в которых идет газообмен»
«Артериальная кровь – кровь бедная кислородом».
Задание №2.
Представьте: вы озябли. Чтобы согреется, вы начали делать гимнастику. Сердце стало работать сильнее, вам стало теплее. Составьте вопросы, которые помогли бы вам научно обосновать те процессы, которые происходят в вашем организме.
Задание №3.
Дан перечень понятий. Расположите их в определенном порядке:
Гортань;
Носовая полость;
Бронхи;
Легкие;
Трахея.
Модель №5.
Задание №1.
Великий русский ученый М.В. Ломоносов утверждал, что «умеренное потребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение? Ответ обоснуйте.
Задание №2.
Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Докажите или опровергните это утверждение.
Задание №3
Обоснуйте с научной точки зрения:
Почему опасна примесь угарного газа в воздухе?
Почему вредно находиться в прокуренной комнате?
У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда потеря сознания – наступает «горная болезнь». Почему?
Почему при появлении насморка изменяется голос?
При травме от электрошока или молнии у пострадавшего прекратилось дыхание и работа сердца. Что и как нужно сделать до прибытия «скорой помощи».