Задача 1. На завтрак в школьной столовой любой ученик может выбрать булочку, ватрушку, кекс или сочник, а запить их он может соком, чаем или компотом. Сколько вариантов завтрака предлагается в школьной столовой?
Решение. Собираем все варианты в таблицу.
| Булочка (Б) | Ватрушка (В) | Пирожок (П) |
В таблице 2 строки и 3 столбца, которые образуют 6 клеток. Так как выбор еды и напитка происходит независимо, то в каждой клетке будет стоит один из возможных вариантов завтрака. Значит, всего вариантов столько, сколько клеток в таблице, то есть 6. Напиток можно выбрать двумя способами (сок или чай), а еду тремя способам.
Ответ: 2 ∙ 3 = 6 столовая предлагает 6 вариантов завтрака.
Задача 2. У Тани есть розовая, желтая, красная кофта и черная, зеленая, синяя юбки. Сколько различных нарядов можно составить из них?
Решение: Составим дерево возможных вариантов.
При этом возможные варианты, объекты в нем записываются
кодом. При записи объектов кодом используются буквы или
цифры. Сколько ветвей у дерева в схеме, столько решений
у задачи.
РЧ, РЗ, РС; ЖЧ, ЖЗ, ЖС; КЧ, КЗ, КС.
Кофту можно выбрать тремя способами и юбку тремя способам.
3 · 3 = 9 (нарядов)
Учитель: Что вы заметили при решении этих задач?
(Задачи разные, но решения совершенно одинаковые).
- Совершенно верно. А основаны они на общем правиле умножения
Задача 3. Государственные флаги некоторых стран состоят из трех горизонтальных полос разного цвета. Сколько существует различных вариантов флагов с белой, синей и красной полосой?
Правило умножения:
Если объект a можно выбрать m способами, а объект b можно выбрать k
способами, то выбор пары (a, b) можно осуществить m · k способами.
Примеры задач:
1. Мастер должен обшить 12 стульев обшивкой красного, коричневого и зеленого цвета. Сколькими способами он может это сделать? (12 стульев и 3 цвета, значит 12 ∙ 3 = 36)
2. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «правило»?
(3 гласных и 4 согласных, значит 3 ∙ 4 = 12)
3. На первой полке стоит 5 книг, а на второй 10. Сколькими способами можно выбрать одну книгу с первой полки и одну со второй? (5 ∙ 10 = 50)
4. Сколько существует пятизначных чисел, которые одинаково читаются слева направо и справа налево?
Решение: В таких числах последняя цифра будет такая же, как и первая, а предпоследняя – как и вторая. Третья цифра будет любой. Это можно представить в виде XYZYX, где Y и Z любые цифры, а X – не ноль. Значит по правилу произведения количество цифр одинаково читающихся как слева направо, так и справа налево равно 9 ∙ 10 ∙ 10 = 900 вариантов.
Самостоятельная работа.
Задача 1. На завтрак в школьной столовой любой ученик может выбрать булочку, ватрушку, кекс или сочник, а запить их он может соком, чаем или компотом. Сколько вариантов завтрака предлагается в школьной столовой?
Задача 2. У Тани есть розовая, желтая, красная кофта и черная, зеленая, синяя юбки. Сколько различных нарядов можно составить из них?
Правило умножения:
Если объект a можно выбрать m способами, а объект b можно выбрать k способами, то выбор пары (a, b) можно осуществить m · k способами.
Примеры задач:
1. Мастер должен обшить 12 стульев обшивкой красного, коричневого и зеленого цвета. Сколькими способами он может это сделать?
2. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «правило»?
3. На первой полке стоит 5 книг, а на второй 10. Сколькими способами можно выбрать одну книгу с первой полки и одну со второй?