Тип задания | Цель задания | Формулировка задания | Методические комментарии (в том числе оценивание) | Предполагаемые ответы детей | Примечание (при необходимости) |
Узнавание |
Лёгкий уровень | Применение полученных теоретических знаний при выполнении заданий с изученной орфограммой | Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву. | Дети списывают слова, вставляют пропущенную букву. козочка – к…за лес – л…сник гриб – гр…бок горы – г…ра холм – х…лмы росы – р…са мяч – м…чи чижик – ч…жи Критерии оценивания (да, нет) | Коза, лесник, грибок, гора, холмы, роса, мячи, чижи. | |
Средний уровень | Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву. | Дети списывают слова, выбирая проверочное и вставляют пропущенную букву. следом, следы – насл…дить ледяной, лёд – л…док снег, снеговик – сн…жинка звонкий, звонок – позв…нить котята, котик – к…тёночек говорил, говор – разг…вор пляска, расплясался – пл…сать заварка, заварить – св…рить Критерии оценивания (верно, неверно) | Следом – наследить; Лёд – ледок; Снег – снежинка; Звонкий – позвонить; Котик – котёночек; Говор – разговор; Пляска – расплясался; Заварка – сварить. | |
Сложный уровень | Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву. | Дети записывают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы и ставят ударение. … - с…довник … - в…дяной … - цв…тут … - зв…зда … - т…нистый … - м…стерить … - др…жит … - з…мля Критерии оценивания: 0 баллов – задание выполнено со множеством ошибок; 1 балл – задание выполнено при наличии 2-3 ошибок; 2 балла – задание выполнено полностью и без ошибок | Сад – садовник; Воды – водяной; Цвет – цветут; Звёздный – звезда; Тень – тенистый; Мастер – мастерить; Дрожь – дрожит; Земли – земля. | |
Воспроизведение |
Лёгкий уровень | Применение теоретических знаний при выполнении практических заданий, направленных на воспроизведение правила по написанию безударной гласной в слове | Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. | Дети записывают слова, вставляя пропущенные буквы и записывают проверочные слова. П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота Критерии оценивания (да, нет). | Пастух – пастбище; молотьба – молотит; запах – пахнет; полоса – полосы; далеко – даль; звезда – звёздный; столбы – столб; новизна – новый; дожди – дождь; зонты – зонт; доброта – добрый. | |
Средний уровень | Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание. Объясните написание безударной гласной. | Дети записывают слова, объясняют написание безударной гласной (устно). Образец. Заниматься лепкой – лепить. Наносить вред – Сделать подарок – Издавать крики – Испытывать жалость – Излучать свет – Произвести выстрел – Критерии оценивания (верно, неверно) | Навредить (вредить), подарить, кричать, жалеть, светить, выстрелить. | |
Сложный уровень | Прочитай и спиши пословицы. Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне. | Дети читают и списывают пословицы, обозначая проверочные слова. 1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец. 2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. 3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает. 4) Видит око далеко, а ум ещё дальше. 5) В камень стрелять – только стрелы терять. Критерии оценивания: 0 баллов – задание выполнено со множеством ошибок; 1 балл – задание выполнено при наличии 2-3 ошибок; 2 балла – задание выполнено полностью и без ошибок | 1) кончил; 2) лень; 3) добрая; 4) дальше; 5) стрелы. | |
Понимание |
Лёгкий уровень | закреплять представления о том, что среди однокоренных слов одни являются проверяемыми, а другие проверочными | Спишите слова, поставьте ударение, вставьте пропущенную букву. Какие слова будут являться проверочными? | Дети списывают слова, ставят ударение и вставляют пропущенную букву, подчёркивают проверочные слова. Шаг, шаговый – ш…ги. Мостик, мост – м…сты. Глаз, глазик – гл…за. Дом, домик – д…ма. Нос, носик – н…совой. Поле, полюшко – п…ля. Цвет, цветик – цв…ток. Критерии оценивания (да, нет) | В первой строке проверочное слово «шаг», в слове «шаги» необходимо ставить букву «а». Во второй строке проверочное слово «мост», в слове «мосты» необходимо писать букву «о». В третьей строке проверочное слово «глаз», в слове «глаза» необходимо писать букву «а». В четвёртой строке проверочное слово «дом», в слове «дома» пишется буква «о». В пятой строке проверочное слово «нос», в слове «носовой» пишется буква «о». В шестой строке проверочное слово «поле», в слове поля пишется буква «о». В седьмой строке проверочное слово «цвет», в слове «цветок» пишется буква «е». | |
Средний уровень | Раздели слова на проверочные и проверяемые. Спиши, подчеркни проверочные. | Дети записывают слова, разделяя на проверочные (подчёркивают) и проверяемые. Лес, лесистый, залесье, лесник, перелесок, лесоруб. Лисонька, лиса, лис, лисица, лисичка. Снег, снежок, подснежник, снежный, снегирь, снеговик. Синий, синеватый, синенький, синька, посинел. Критерии оценивания (верно, неверно) | Проверочные: лес, залесье, перелесок лис, лисонька, снег, подснежник, снежный, синий, синенький, синька. Проверяемые: лесистый, лесник, лиса, лисица, лисичка, снежок, снегирь, снеговик, синеватый, посинел. | |
Сложный уровень | Выберите из слов проверочные и запишите их к данному корню (слова диктует учитель) | Дети записывают проверочные слова, к представленному корню под диктовку. -мест- Местечко, местный, место, вместить, разместил, вместительный, предместье. - мер- Мерить, измерять, мерки, обмер, отмерить, пример, соизмерение, примерка, умеренный. Критерии оценивания: 0 баллов – задание выполнено со множеством ошибок; 1 балл – задание выполнено при наличии 2-3 ошибок; 2 балла – задание выполнено полностью и без ошибок | Место, предместье Мерить, мерки, отмерить | |
Применение в знакомых условиях |
Лёгкий уровень | Отработка умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные | Запишите слова в два столбика: 1 – с проверяемой гласной, 2 – с непроверяемой гласной. Поставь ударение. | Дети записывают слова в 2 столбика: с проверяемой гласной и непроверяемой. Дятел, с…сна, сн…жок, ягода, улица, з…ма, гн…здо, работа, л…тит. Критерии оценивания (да, нет) | Проверяемая гласная: сосна, снежок, зима, гнездо, летит. Непроверяемая гласная: дятел, ягода, улица, работа. | |
Средний уровень | Составьте словосочетания, заменив вопрос подходящим по смыслу словарным словом (проверь по словарю). Докажи написание пропущенных букв. | Дети составляют словосочетания, проверяют написание слов по словарю, объясняют написание пропущенных букв. Под…рили (кому?); г…рдились (чем?); в…зил (куда?); ж…лели (кого?); нах…дился (где?), к…пали (чем?), п…сали (кто?). Критерии оценивания (верно, неверно) | Подарили (проверочное слово «дар») родителям; гордились (проверочное – «гордость») успехом; возил (проверочное – «воз») в деревню; жалели (проверочное – «жалость») мальчика; находился (проверочное – «ход») дома; копали (проверочное – «раскопка») землю; писали (проверочное – «пишет») дети. | |
Сложный уровень | Запишите под диктовку слова из словаря – поставьте ударение, подчеркните безударные непроверяемые гласные. | Дети записывают слова под диктовку, подчёркивают непроверяемые гласные. Автобус, дорога, яблоня, ягоды, мебель, берёза, аллея. Критерии оценивания: 0 баллов – задание выполнено со множеством ошибок; 1 балл – задание выполнено при наличии 2-3 ошибок; 2 балла – задание выполнено полностью и без ошибок | Автобус, дорога, яблоня, ягоды, мебель, берёза, аллея. | |
Применение в новых условиях |
Лёгкий уровень | Закрепление умения проверять безударную гласную букву посредством подбора проверочного слова или подбора слов, в которых безударная гласная становится ударной | Вставьте безударные проверяемые гласные, поставьте ударение. Найдите лишние слова. | Дети списывают слова, вставляя пропущенные буквы Г…ра – горы, р…ка – реки, место, ст…на – стены, роза, дело. Критерии оценивания (да, нет) | Гора, река, стена (это проверяемые слова, под ударением стоит безударная гласная). Слова: место, роза, дело – лишние, так как не нуждаются в проверке, а являются проверочными. | |
Средний уровень | Вставьте пропущенные буквы. Через тире там, где надо напишите проверочные слова. Назовите лишние слова. | Дети списывают слова, записывая проверочные слова и выделяя лишние. В…да - ___________, г…ра - ___________, м…ре - __________, гн…здо- ____________, с…дик- ______________, гл…зок- _____________. Критерии оценивания (верно, неверно) | Вода, гора, гнездо, глазок – проверяемые слова. Проверочные слова: воды, гнёзда, глаз. Лишние слова: море, садик, так как являются проверочными, а не проверяемыми и гласная стоит под ударением. | |
Сложный уровень | Найдите слова, которые подходят к известному нам правилу. Через тире напишите проверочные слова. Назовите лишние слова. | Дети списывают слова и называют лишние. Местечко, деревья, дождик, голубка, земли, травы, теснота. Критерии оценивания: 0 баллов – задание выполнено со множеством ошибок; 1 балл – задание выполнено при наличии 2-3 ошибок; 2 балла – задание выполнено полностью и без ошибок | Местечко – место, деревья – дерево, дождик – дождь, голубка – голубь, теснота – тесно. Лишние слова: земли, травы, так как являются проверочными, гласная стоит под ударением. | |