СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2017 г. (9 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2017 г. (9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2017 г. (9 класс)»

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

2017-2018 учебный год

школьный этап

9 класс

продолжительность олимпиады – 120 мин


Анализ прозаического текста

Номера критериев

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

Макс. балл

4

1

3

3

3

2

21

2

3

2

5

1

50

Балл жюри














Подпись члена жюри

















Анализ поэтического текста

Номера критериев

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

итого

Макс. балл

4

1

1

3

3

2

2

21

2

3

2

5

1

50

Балл жюри















Подпись члена жюри
















Задание 1.

Выполните целостный анализ ОДНОГО из предложенных текстов.


Постный рынок

(Из произведения И.С. Шмелёва «Лето Господне»)


Велено запрягать Кривую, едем на Постный Рынок. Кривую запрягают редко, она уже на спокое, и ее очень уважают.

Мы сидим с Горкиным, как в гнезде, на сене. Отец кричит в форточку: «там его Антон на руки возьмет, встретит… а то еще задавят!» Меня, конечно. Весело провожают, кричат — «теперь, рысаки, держись!».

Кривая идет ходко, даже хвостом играет. Дорога течет, едем, как по густой ботвинье. Яркое солнце, журчат канавки, кладут переходы-доски. Ползут сияющие возки со льдом. Тихая Якиманка снежком белеет, Кривая идет ходчей.

На Москва-реке лед берут, видно лошадок, саночки и зеленые куски льда, — будто постный лимонный сахар. Сидят вороны на сахаре, ходят у полыньи, полощутся. Налево, с моста, обставленный лесами, еще бескрестный, — великий Храм: купол Христа Спасителя сумрачно золотится в щели; скоро его раскроют.

– Гляди, Кремль-то наш, нигде такого нет. Все соборы собрались, Святители-Чудотворцы… А башни-то каки, с орлами! И татары жгли, и поляки жгли, и француз жег, а наш Кремль все стоит. И довеку будет. Крестись.

На середине моста Кривая становится.

– Это прабабушка твоя Устинья все тут приказывала пристать, на Кремль глядела. Сколько годов, а Кривая все помнит! Поглядим и мы. Высота-то кака, всю оттоль Москву видать.

Весь Кремль — золотисто-розовый, над снежной Москва-рекой.

Окна розового дворца сияют. Белый собор сияет. Золотые кресты сияют — священным светом. Все — в золотистом воздухе, в дымном-голубоватом свете: будто кадят там ладаном…

Что во мне бьется так, наплывает в глазах туманом? Это — мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы… и дынные облачка за ними, и эта моя река, и черные полыньи, в воронах, и лошадки, и заречная даль посадов…— были во мне всегда. И все я знаю. Там, за стенами, церковка под бугром, — я знаю. И щели в стенах — знаю. Я глядел из-за стен… когда?.. И дым пожаров, и крики, и набат… — всё помню! Бунты, и топоры, и плахи, и молебны… — все мнится былью, моей былью… — будто во сне забытом.

Кривая трогается.

Едем под Кремлем, крепкой еще дорогой, зимней. Зубцы и щели… и выбоины стен говорят мне о давнем-давнем. Это не кирпичи, а древний камень, и на нем кровь, святая. От стен и посейчас пожаром пахнет.

Народу гуще. Несут вязки сухих грибов, баранки, мешки с горохом. Везут на салазках редьку и кислую капусту. Кремль уже позади, уже чернеет торгом. Доносит гул. Черно, — до Устьинского Моста, дальше.

Какой же великий торг!

Широкие плетушки на санях, — все клюква, клюква, все красное.

– Самопервеющая клюква! Архангельская клюкыва!..

– Клю-ква… — говорит Антон, — а по-нашему и вовсе журавиха.

И синяя морошка, и черника — на постные пироги и кисели. А вон брусника, в ней яблочки. Сколько же брусники!

– Вот он, горох, гляди… хороший горох, мытый. Розовый, желтый, в санях, мешками. Горошники — народ веселый, свои, ростовцы. У Горкина тут знакомцы. «А, наше вашим… за пуколкой?» — «Пост, надоть повеселить робят-то… Серячок почем положишь?» — «Почем почемкую — потом и потомкаешь!» — «Что больно несговорчив, боготеешь?» Горкин прикидывает в горсти, кидает в рот. — «Ссыпай три меры».

А вот капуста. Широкие кади на санях, кислый и вонький дух. Золотится от солнышка, сочнеет. Валят ее в ведерки и в ушаты, гребут горстями, похрустывают — не горчит ли?

А вот и огурцами потянуло, крепким и свежим духом, укропным, хренным. Играют золотые огурцы в рассоле, пляшут.

– Весело у нас, постом-то? а? Как ярмонка. Значит, чтобы не грустили. Так, что ль?.. — жмет он меня под ножкой.

А вот вороха морковки — на пироги с лучком, и лук, и репа, и свекла, кроваво-сахарная, как арбуз. Кадки соленого арбуза, под капусткой поблескивает зеленой плешкой.

– Редька-то, гляди, Панкратыч… чисто боровки! Хлебца с такой умнешь!

– И две умнешь, — смеется Горкин, забирая редьки. А вон — соленье; антоновка, морошка, крыжовник, румяная брусничка с белью, слива в кадках… Квас всякий — хлебный, кислощейный, солодовый, бражный, давний — с имбирем…

– Сбитню кому, горячего сбитню, угощу?..

– Постные блинки, с лучком! Грещ-щневые-ллуковые блинки!

Дымятся луком на дощечках, в стопках.

Противни киселей — ломоть копейка. Трещат баранки. Сайки, баранки, сушки… калужские, боровские, жиздринские, — сахарные, розовые, горчичные, с анисом — с тмином, с сольцой и маком… переславские бублики, витушки, подковки, жавороночки… хлеб лимонный, маковый, с шафраном, ситный весовой с изюмцем, пеклеванный…

Везде — баранка. Манит с шестов на солнце, висит подборами, гроздями. Роются голуби в баранках, выклевывают серединки, склевывают мачок.

– Ешь, Москва, не жалко!..

А вот и медовый ряд. Пахнет церковно, воском. Малиновый, золотистый, — показывает Горкин, — этот называется печатный, энтот — стеклый, спускной… а который темный — с гречишки, а то господский светлый, липнячок-подсед. Липонки, корыта, кадки. Мы пробуем от всех сортов.

А вот — варенье. А там — стопками ледяных тарелок — великопостный сахар, похожий на лед зеленый, и розовый, и красный, и лимонный. А вон, чернослив моченый, россыпи шепталы, изюмов, и мушмала, и винная ягода на вязках, и бурачки абрикоса с листиком, сахарная кунжутка, обсахаренная малинка и рябинка, синий изюм кувшинный, самонастояще постный, бруски помадки с елочками в желе, масляная халва, калужское тесто кулебякой, белевская пастила… и пряники, пряники — нет конца.

А вот и масло. На солнце бутыли — золотые: маковое, горчишное, орешное, подсолнечное… Всхлипывают насосы, сопят-бултыхают в бочках.

Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами, — солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах, — милое мое Замоскворечье.

– А вот, лесная наша говядинка, грыб пошел! Пахнет соленым, крепким. Как знамя великого торга постного, на высоких шестах подвешены вязки сушеного белого гриба. Проходим в гомоне.

Лопаснинские, белей снегу, чище хрусталю! Грыбной елараш, винегретные… Рыжики соленые-смоленые, монастырские, закусочные… Боровички можайские! Архиерейские грузди, нет сопливей!.. Лопаснинскне отборные, в медовом уксусу, дамская прихоть, с мушиную головку, на зуб неловко, мельче мелких!..

Кривая идет ходчей. Солнце плывет, к закату, снег на реке синее, холоднее.

Я слышу благовест, слабый, постный.

Слышится мне призывно — по-мни… по-мни… и жалуется как будто.

Кривая идет ровным, надежным ходом, а звоны плывут над нами.

Помню.

(1927-1948г.г.)


Ива́н Серге́евич Шмелёв (21 сентября (3 октября) 1873, Москва – 24 июня 1950, Бюсси-ан-От близ Парижа) — русский писатель, публицист, православный мыслитель из московского купеческого рода Шмелёвых, представитель консервативно-христианского направления русской словесности. Эмигрировал в 1923 году.



Иосиф Бродский

«Я обнял эти плечи и взглянул...»


Я обнял эти плечи и взглянул

на то, что оказалось за спиною,

и увидал, что выдвинутый стул

сливался с освещенною стеною.

Был в лампочке повышенный накал,

невыгодный для мебели истертой,

и потому диван в углу сверкал

коричневою кожей, словно желтой.

Стол пустовал. Поблескивал паркет.

Темнела печка. В раме запыленной

застыл пейзаж. И лишь один буфет

казался мне тогда одушевленным.

Но мотылек по комнате кружил,

и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.

И если призрак здесь когда-то жил,

то он покинул этот дом. Покинул.

2 февраля 1962


Бродский Иосиф Александрович (24 мая 1940 – 28 января 1996) - русский поэт, прозаик, переводчик. В 1972 году эмигрировал в США. Нобелевский лауреат.


Задание 1 оценивается по системе критериев:


Критерии анализа ПРОЗАИЧЕСКОГО текста:


Критерии

Баллы

1

Знание историко-культурной основы сюжета произведения (2б), определение места автора (1б) и его произведения (1б) в литературе

0-4

2

Использование сведений из биографии писателя, необходимых для понимания исходного текста

0-1

3

Определение композиции произведения (1б), выявление композиционных особенности (1б), определение роли композиции в понимании идеи произведения (1б)

0-3

4

Определение темы (1б), идеи произведения (1б); выявление проблем, затронутых автором(1б)

0-3

5

Характеристика главного героя (1б), определение его психо-эмоционального состояния (1б), выявление связи между героем и автором (1б)

0-3

6

Характеристика героев, определение их места (1б) и роли (1б) в произведении

0-2

7

Выявление особенностей стиля автора, анализ текста с точки зрения фонетики (3б), лексики (3б), морфемики и словообразования (3б), морфологии (3б), синтаксиса (3б) и пунктуации (3б), изобразительно-выразительных средств языка (3б)

0-21

8

Владение литературоведческими понятиями (1б) и уместное использование терминологии (1б)

0-2

9

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью в изложении (1б), логические ошибки отсутствуют (1б), нет нарушений абзацного членения (1б)

0-3

10

Работа характеризуется композиционной стройностью (1б) и завершённостью (1б)

0-2

11

В работе отсутствуют орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки.

0-5

12

В работе нет фактических ошибок

0-1


Максимальное количество баллов

50


Критерии анализа ПОЭТИЧЕСКОГО текста:


Критерии

Баллы

1

Знание историко-культурной основы сюжета произведения (2б), определение места автора (1б) и его произведения (1б) в литературе

0-4

2

Использование сведений из биографии поэта, необходимых для понимания исходного текста

0-1

3

Выявление композиционных особенностей текста

0-1

4

Определение стихотворного размера (1б), выявление особенностей рифмы (1б) и ритма (1б)

0-3

5

Определение темы (1б), сопутствующих мотивов (1б), определение идеи произведения (1б)

0-3

6

Раскрытие образа лирического героя(1б), определение его психо-эмоционального состояние (1б)

0-2

7

Характеристика героев, определение их места (1б) и роли (1б) в произведении

0-2

8

Выявление особенностей стиля автора, анализ текста с точки зрения фонетики (3б), лексики (3б), морфемики и словообразования (3б), морфологии (3б), синтаксиса (3б) и пунктуации (3б), изобразительно-выразительных средств языка (3б)

0-21

9

Владение литературоведческими понятиями (1б) и уместное использование терминологии (1б)

0-2

10

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью в изложении (1б), логические ошибки отсутствуют(1б), нет нарушений абзацного членения(1б)

0-3

11

Работа характеризуется композиционной стройностью (1б) и завершённостью(1б)

0-2

12

В работе отсутствуют орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки

0-5

13

В работе ученика нет фактических ошибок

0-1


Максимальное количество баллов

50


Итого: 100 баллов

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!