СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2017 г. (11 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2017 г. (11 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2017 г. (11 класс)»

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

2017-2018 учебный год

школьный этап

11 классы

продолжительность олимпиады – 120 мин


Номер задания

1

2

Итого

Номера критериев

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7


Макс. балл

10

7

10

8

10

5

7

10

5

8

5

10

5

100

Балл жюри















Подпись члена жюри

















Задание 1.

Сопоставительный анализ

Сопоставьте два текста – стихотворение А. Ахматовой и фрагмент романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Найдите как можно больше оснований для сопоставления, выявите сходства и различия.


А.А. Ахматова

Первый дальнобойный в Ленинграде


И в пестрой суете людской

Все изменилось вдруг.

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат

Он, правда, был похож, как брат,

Но в громе влажность есть

Высоких свежих облаков

И вожделение лугов –

Веселых ливней весть.

А этот был, как пекло, сух,

И не хотел смятенный слух

Поверить – по тому,

Как расширялся он и рос,

Как равнодушно гибель нес

Ребенку моему.

Сентябрь 1941


Л.Н.Толстой

Отрывок из романа-эпопеи «Война и мир»


Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.

Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.

Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.

Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.

К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из-за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.

— То-то сила! — говорил один. — И крышку и потолок так в щепки и разбило.

— Как свинья и землю-то взрыло, — сказал другой. — Вот так важно, вот так подбодрил! — смеясь, сказал он. — Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.

Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом — ядра, то с приятным посвистыванием — гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.

— Чего не видала! — крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.

— Вот чуда-то, — приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.

Опять, но очень близко этот раз, засвистело что-то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что-то и застлало дымом улицу.

— Злодей, что ж ты это делаешь? — прокричал хозяин, подбегая к кухарке. В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стопы и приговоры кухарки.

— Ой-о-ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..

Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул оружий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 1 оценивается по системе критериев:


Критерии

Баллы

1

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании (умение находить основания для сопоставления произведений; способность видеть и объяснять индивидуальность раскрытия близких тем в каждом из произведений)

0-10

2

Владение навыком сопоставительного анализа (выделение общих и отличительных черт, поиск причин и смысла данных отличий)

0-7

3

Владение основами анализа поэтического текста (жанр, образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие и т.п.)

0-10

4

Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства

0-8

5

Владение основами анализа прозаического текста (историко-биографический комментарий, проблематика, своеобразие образа/ов, особенности художественного пространства и времени, язык, стиль и т.п.)

0-10

6

Композиционная стройность, язык и стиль работы (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

0-5


Максимальное количество баллов

50




Задание 2.

Комментирование как интерпретация

Представьте, что вам предстоит стать публикатором стихотворения из цикла Марины Цветаевой «Маяковскому» в хрестоматии (или интернет-издании) для школьников. Какие комментарии и почему вы бы к нему сделали (помните, что можно не только комментировать непонятные слова и выражения, но и отмечать переклички с другими памятными вам текстами, сопоставление с которыми может помочь понять смысл стихотворения)? Выпишите и пронумеруйте слова, словосочетания, строки, которые будут прокомментированы. Напишите небольшую вступительную заметку к комментариям, где объясните и стихотворение, и то, что вы комментировали.



Любовная лодка разбилась о быт

И полушки не поставишь

На такого главаря.

Лодка-то твоя, товарищ,

Из какого словаря?

В лодке, да еще в любовной

Запрокинуться — скандал!

Разин — чем тебе не ровня? —

Лучше с бытом совладал.

Эко новшество — лекарство

Хлещущее, что твой кран!

Парень, не по-пролетарски

Действуешь — а что твой пан!

Стоило ж в богов и в матку

Нас, чтоб — кровь, а не рассвет! —

Класса белую подкладку

Выворотить напослед.

Вроде юнкера, на Тоске

Выстрелившего — с тоски!

Парень! не по-маяковски

Действуешь: по-шаховски.

Фуражечку б на бровишки

И — прощай, моя джаным!

Правнуком своим проживши,

Кончил — прадедом своим.

То-то же, как на поверку

Выйдем — стыд тебя заест:

Совето-российский Вертер.

Дворяно-российский жест.

Только раньше — в околодок,

Нынче ж… — Враг ты мой родной!

Никаких любовных лодок

Новых — нету под луной.

1930

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задания 2 оцениваются по системе критериев:


п/п

Критерии

Баллы

Понимание темы произведения

0-7

Аргументация своей точки зрения

0-10

Логика, последовательность рассуждения

0-5

Знание материала, контекста

0-8

Грамотность

0-5

Богатство и точность языка (свобода от «штампов» и «клише» в рассуждениях)

0-10

Единство стиля изложения, рассуждения

0-5


Максимальное количество баллов

50


Итого: 100 баллов


1. Понимание темы произведения

Автор сочинения должен четко понимать поставленную темой задачу, посвящать работу именно этой теме, не отвлекаясь на посторонние рассуждения и соображения общего порядка. В то же время в работе важно не упустить ни одного из существенных аспектов заявленной темы. Не следует прибегать лишь к хрестоматийным примерам, приветствуется оригинальность постановки проблемы, выбора произведений для рассмотрения (в тех случаях, когда тема предполагает свободный выбор текстов), самостоятельность подхода, и суждений.

2. Аргументация своей точки зрения

Все тезисы работы должны быть подкреплены доказательствами, примерами, отсылками к конкретным фрагментам разбираемых литературных произведений. Необходимо избегать произвольных толкований, «вписывания» произвольных смыслов, не находящих подтверждения в тексте произведения. Следует избегать чересчур эмоциональных и оценочных суждений.

3. Знание материала, контекста

В работе надлежит продемонстрировать детальное знакомство с текстом разбираемого произведения и с необходимым для выполнения задания контекстом (это могут быть другие сочинения автора, его биография, историческая ситуация, в которой было создано произведение; его связь с сочинениями предшественников и современников автора). Приветствуются обращения к произведениям других писателей как русской, так и мировой литературы, а также к произведениям других видов искусств и смежным отраслям знания, помогающим полнее охарактеризовать разбираемый текст. 4. Логика, последовательность рассуждения

Наблюдения должны быть изложены логически стройно. Необходимо помнить о том, что у любого развернутого письменного ответа (сочинения/рассуждения) должно быть вступление (где сформулирована проблема, обоснован выбор произведений для анализа, обозначено то, на что необходимо обратить особое внимание); основная часть (где подробно и аргументировано развиваются заявленные тезисы, приведены доводы за и против, аргументирована точка зрения пишущего и подготовлен переход к выводу); заключение (где подведен итог всему сказанному, выделено главное, сделан вывод из всего рассуждения). Следует избегать скачков мысли, немотивированных переходов от одного наблюдения к другому. В финале исходный тезис должен не просто повторяться, но получать более полную и многоплановую форму. Выводы должны соответствовать всему предшествующему изложению и не носить общего характера.

5. Грамотность

Текст сочинения должен соответствовать современным орфографическим и пунктуационным нормам. В случае необходимости соответствующие особенности цитируемых произведений XVIII–XIX вв. оговариваются специально.

6. Богатство и точность языка (свобода от «штампов» и клише)

Работа должна быть написана живым языком, выявляющим индивидуальность автора. Следует избегать газетных и канцелярских клише, всегда мешающих точно передать собственно авторскую мысль. Не следует злоупотреблять терминами и увлекаться наукообразным языком. Термины и понятия должны употребляться только по делу, в своем контексте.

7. Единство стиля изложения

В работе следует избегать стилистического разнобоя, использования как «наукообразных» оборотов, так и жаргонизмов и просторечия.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!