Всероссийская олимпиада школьников по литературе
2017-2018 учебный год
школьный этап
11 классы
продолжительность олимпиады – 120 мин
Номер задания | 1 | 2 | Итого |
Номера критериев | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Макс. балл | 10 | 7 | 10 | 8 | 10 | 5 | 7 | 10 | 5 | 8 | 5 | 10 | 5 | 100 |
Балл жюри | | | | | | | | | | | | | | |
Подпись члена жюри | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 1.
Сопоставительный анализ
Сопоставьте два текста – стихотворение А. Ахматовой и фрагмент романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Найдите как можно больше оснований для сопоставления, выявите сходства и различия.
А.А. Ахматова
Первый дальнобойный в Ленинграде
И в пестрой суете людской
Все изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат
Он, правда, был похож, как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов –
Веселых ливней весть.
А этот был, как пекло, сух,
И не хотел смятенный слух
Поверить – по тому,
Как расширялся он и рос,
Как равнодушно гибель нес
Ребенку моему.
Сентябрь 1941
Л.Н.Толстой
Отрывок из романа-эпопеи «Война и мир»
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из-за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
— То-то сила! — говорил один. — И крышку и потолок так в щепки и разбило.
— Как свинья и землю-то взрыло, — сказал другой. — Вот так важно, вот так подбодрил! — смеясь, сказал он. — Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом — ядра, то с приятным посвистыванием — гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
— Чего не видала! — крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
— Вот чуда-то, — приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что-то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что-то и застлало дымом улицу.
— Злодей, что ж ты это делаешь? — прокричал хозяин, подбегая к кухарке. В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стопы и приговоры кухарки.
— Ой-о-ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул оружий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1 оценивается по системе критериев:
№ | Критерии | Баллы |
1 | Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании (умение находить основания для сопоставления произведений; способность видеть и объяснять индивидуальность раскрытия близких тем в каждом из произведений) | 0-10 |
2 | Владение навыком сопоставительного анализа (выделение общих и отличительных черт, поиск причин и смысла данных отличий) | 0-7 |
3 | Владение основами анализа поэтического текста (жанр, образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие и т.п.) | 0-10 |
4 | Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства | 0-8 |
5 | Владение основами анализа прозаического текста (историко-биографический комментарий, проблематика, своеобразие образа/ов, особенности художественного пространства и времени, язык, стиль и т.п.) | 0-10 |
6 | Композиционная стройность, язык и стиль работы (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) | 0-5 |
| Максимальное количество баллов | 50 |
Задание 2.
Комментирование как интерпретация
Представьте, что вам предстоит стать публикатором стихотворения из цикла Марины Цветаевой «Маяковскому» в хрестоматии (или интернет-издании) для школьников. Какие комментарии и почему вы бы к нему сделали (помните, что можно не только комментировать непонятные слова и выражения, но и отмечать переклички с другими памятными вам текстами, сопоставление с которыми может помочь понять смысл стихотворения)? Выпишите и пронумеруйте слова, словосочетания, строки, которые будут прокомментированы. Напишите небольшую вступительную заметку к комментариям, где объясните и стихотворение, и то, что вы комментировали.
Любовная лодка разбилась о быт
И полушки не поставишь
На такого главаря.
Лодка-то твоя, товарищ,
Из какого словаря?
В лодке, да еще в любовной
Запрокинуться — скандал!
Разин — чем тебе не ровня? —
Лучше с бытом совладал.
Эко новшество — лекарство
Хлещущее, что твой кран!
Парень, не по-пролетарски
Действуешь — а что твой пан!
Стоило ж в богов и в матку
Нас, чтоб — кровь, а не рассвет! —
Класса белую подкладку
Выворотить напослед.
Вроде юнкера, на Тоске
Выстрелившего — с тоски!
Парень! не по-маяковски
Действуешь: по-шаховски.
Фуражечку б на бровишки
И — прощай, моя джаным!
Правнуком своим проживши,
Кончил — прадедом своим.
То-то же, как на поверку
Выйдем — стыд тебя заест:
Совето-российский Вертер.
Дворяно-российский жест.
Только раньше — в околодок,
Нынче ж… — Враг ты мой родной!
Никаких любовных лодок
Новых — нету под луной.
1930
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания 2 оцениваются по системе критериев:
№ п/п | Критерии | Баллы |
-
| Понимание темы произведения | 0-7 |
-
| Аргументация своей точки зрения | 0-10 |
-
| Логика, последовательность рассуждения | 0-5 |
-
| Знание материала, контекста | 0-8 |
-
| Грамотность | 0-5 |
-
| Богатство и точность языка (свобода от «штампов» и «клише» в рассуждениях) | 0-10 |
-
| Единство стиля изложения, рассуждения | 0-5 |
| Максимальное количество баллов | 50 |
Итого: 100 баллов
1. Понимание темы произведения
Автор сочинения должен четко понимать поставленную темой задачу, посвящать работу именно этой теме, не отвлекаясь на посторонние рассуждения и соображения общего порядка. В то же время в работе важно не упустить ни одного из существенных аспектов заявленной темы. Не следует прибегать лишь к хрестоматийным примерам, приветствуется оригинальность постановки проблемы, выбора произведений для рассмотрения (в тех случаях, когда тема предполагает свободный выбор текстов), самостоятельность подхода, и суждений.
2. Аргументация своей точки зрения
Все тезисы работы должны быть подкреплены доказательствами, примерами, отсылками к конкретным фрагментам разбираемых литературных произведений. Необходимо избегать произвольных толкований, «вписывания» произвольных смыслов, не находящих подтверждения в тексте произведения. Следует избегать чересчур эмоциональных и оценочных суждений.
3. Знание материала, контекста
В работе надлежит продемонстрировать детальное знакомство с текстом разбираемого произведения и с необходимым для выполнения задания контекстом (это могут быть другие сочинения автора, его биография, историческая ситуация, в которой было создано произведение; его связь с сочинениями предшественников и современников автора). Приветствуются обращения к произведениям других писателей как русской, так и мировой литературы, а также к произведениям других видов искусств и смежным отраслям знания, помогающим полнее охарактеризовать разбираемый текст. 4. Логика, последовательность рассуждения
Наблюдения должны быть изложены логически стройно. Необходимо помнить о том, что у любого развернутого письменного ответа (сочинения/рассуждения) должно быть вступление (где сформулирована проблема, обоснован выбор произведений для анализа, обозначено то, на что необходимо обратить особое внимание); основная часть (где подробно и аргументировано развиваются заявленные тезисы, приведены доводы за и против, аргументирована точка зрения пишущего и подготовлен переход к выводу); заключение (где подведен итог всему сказанному, выделено главное, сделан вывод из всего рассуждения). Следует избегать скачков мысли, немотивированных переходов от одного наблюдения к другому. В финале исходный тезис должен не просто повторяться, но получать более полную и многоплановую форму. Выводы должны соответствовать всему предшествующему изложению и не носить общего характера.
5. Грамотность
Текст сочинения должен соответствовать современным орфографическим и пунктуационным нормам. В случае необходимости соответствующие особенности цитируемых произведений XVIII–XIX вв. оговариваются специально.
6. Богатство и точность языка (свобода от «штампов» и клише)
Работа должна быть написана живым языком, выявляющим индивидуальность автора. Следует избегать газетных и канцелярских клише, всегда мешающих точно передать собственно авторскую мысль. Не следует злоупотреблять терминами и увлекаться наукообразным языком. Термины и понятия должны употребляться только по делу, в своем контексте.
7. Единство стиля изложения
В работе следует избегать стилистического разнобоя, использования как «наукообразных» оборотов, так и жаргонизмов и просторечия.
7