СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2017 г. (5 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2017 г. (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2017 г. (5 класс)»

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

2017-2018 учебный год

школьный этап

5 класс

продолжительность олимпиады – 90 мин


Номер задания

1

2

Итого

Номера критериев

1

2

3

4

5

1

2


Макс. балл

5

8

8

6

10

8

10

55

Балл жюри









Подпись члена жюри










Задание 1.

Прочитайте фрагмент главы «Музыка» из романа В.И. Катаева «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» и объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста вопросы. Старайтесь выражать свои мысли максимально конкретно (рекомендуемый объем ответов на каждый вопрос – 3-5 предложений).


В.И. Катаев

Музыка

Мама держала меня за пухлую ручку, и таким образом мы дошли до ближайшего от нашего дома угла, где помещалась почтовая контора. Я еще никогда не заходил так далеко. (…)

(…) вдруг мой слух привлекли какие-то совсем слабые, но настойчивые слитные музыкальные звуки, долетавшие издалека, оттуда, где, раскинувшись, лежало пространство города, его каменное тело, его центр.

Я остановился, очарованный этим странным звуковым явлением, и долго прислушивался, напрягая слух, так как без его напряжения эти слитные звуки пропадали.

— Музыка, — сказал я, дергая маму за юбку.

Она с удивлением посмотрела на меня сверху вниз своими удлиненными глазами сквозь мутную вуаль и сквозь пенсне.

— Музыка, музыка, — повторил я. — Слышишь?

Где музыка? Какая музыка? — спросила она.

— Там! — ответил я, протягивая руку в перспективу улицы. — В городе.

— Мы тоже в городе, — сказала мама.

— Да, но там настоящий город, там музыка. Мама засмеялась.

— Не слышу никакой музыки. Все тихо.

— Нет, музыка, — упрямо повторил я.

— Ты ужасный фантазер, — сказала она и, взяв меня за ручку, повела по нашей Базарной улице обратно домой, но все равно по дороге, стуча новыми башмаками по плиткам лавы, которой были замощены многие улицы нашего города, я слышал за своей спиной странную, ни на что не похожую музыку, то как бы отливавшую, то приливавшую, то смолкавшую, то усиливающуюся.

Что же это было?

Долго я не мог этого понять, но однажды совершенно неожиданно понял: это было нечто составленное из еле слышного дребезжания извозчичьих пролеток, цоканья копыт, шагов людей, звонкого погромыхивания конок и трамкарет (…) военной музыки, стрекотанья оконных стекол, шороха велосипедов, гудков поездов и пароходов, рожков железнодорожных стрелочников, хлопанья голубиных крыльев, звона сталкивающихся буферов товарных вагонов, шелеста акаций, шуршания гравия в Александровском парке, треска воды, вылетающей из шланга садовника, поливающего где-то розы, набегающего шороха морских волн, шума базара, пения нищих слепцов, посвистыванья итальянских шарманок…

Уносимые куда-то морским ветром, все эти звуки составили как бы музыку нашего города, недоступную взрослым, но понятную маленьким детям.


Вопросы

1. Объясните смысл названия главы «Музыка». Постарайтесь предложить свои варианты заглавия, раскрывающие содержание текста. При выполнении этого задания вы можете ориентироваться на текст фрагмента, на музыкальную лексику (но не только на нее).

2. Как вы полагаете, сколько (примерно) лет герою? Постарайтесь, анализируя образы и детали текста, аргументировать свой ответ. Как вы думаете, почему городская «музыка», описанная в тексте, недоступна взрослым и слышна, понятна детям? Согласны ли вы с определением героя как «фантазера»?

3. Какие художественные средства использует автор для описания разнообразных звуков, из которых складывается городской «оркестр»?

4. Какова «музыка» вашего города (или вашей улицы, двора, дома, квартиры, школьного коридора и т.п.)? Попробуйте ее описать, применяя различные художественные приемы и средства речевой выразительности (сравнения, метафоры, эпитеты и пр.). Используя тот или иной троп, указывайте в скобках его название (сравнение, метафора, эпитет и пр.). Включите в ваш текст описания не только самих звуков, но и ваших ощущений (и не только слуховых, но и зрительных, осязательных и пр.), вызванных ими.


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание 1 оценивается по системе критериев:


Критерии

Баллы

1

Глубина и самостоятельность понимания смысла фрагмента, использование при толковании содержания текста тематической лексики

0-5

2

Анализ образной системы, художественных деталей

0-8

3

Четкое формулирование своего мнения и убедительность аргументации

0-8

4

Выявление художественно-выразительных средств, определение их роли в тексте

0-6

5

Язык и стиль работы (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

0-10


Максимальное количество баллов

37


Задание 2.

Перечитайте два стихотворения Агнии Барто, наверняка, знакомые вам с раннего детства, и выполните задания после.


1. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.


2. Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.


Как можно полнее ответьте на вопросы: Чем похожи эти стихотворения? В чём основные различия между ними? (обратите внимание и на содержание, и на то, как эти стихотворения написаны)


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2 оценивается по системе критериев:


Критерии

Баллы

1

Владение навыком сопоставительного анализа (выделение общих и отличительных черт в содержании и форме текстов)

0-8

2

Язык и стиль работы (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

0-10


Максимальное количество баллов

18


Итого: 55 баллов

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!