Всероссийская олимпиада школьников по литературе
2017-2018 учебный год
школьный этап
8 класс
продолжительность олимпиады – 120 мин
Анализ прозаического текста |
Номера критериев | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | итого |
Макс. балл | 4 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 21 | 2 | 3 | 2 | 5 | 1 | 50 |
Балл жюри | | | | | | | | | | | | | |
Подпись члена жюри | | | | | | | | | | | | | |
| Анализ поэтического текста |
Номера критериев | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | итого |
Макс. балл | 4 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 21 | 2 | 3 | 2 | 5 | 1 | 50 |
Балл жюри | | | | | | | | | | | | | | |
Подпись члена жюри | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 1.
Выполните целостный анализ ОДНОГО из предложенных текстов.
Андрей Степанов
Руководство по наблюдению кучевых облаков
Жизнь имеет смысл, только если человек лежит в траве и смотрит в
небо. Желательно, чтобы это было на берегу реки. Также желательно иметь в
зубах травинку.
В одном городе был белый собор. Он стоял на самом берегу, высоко на
холме, в окружении приземистых старинных построек жёлтого цвета.
Разговаривать с этими классическими старцами собору было не о чем: они
только и делали, что вспоминали те времена, когда выше них в городе никого
не было, да ругали собак и машины, от которых становились всё желтее и
желтее. Поэтому собор беседовал с облаками. А облака в этом городе были
особенные — мощно-кучевые, белые и огромные. Они громоздились до
самого неба, а их слои и струи слоились и струились, принимая
удивительные формы. Правда, формы эти быстро менялись — а вместе с
ними и характеры облаков.
— Доброе утро! — обращался только что проснувшийся собор к
добродушному носатому фламандцу, наплывавшему на него со стороны
восхода.
— Добрейшее! — хохотал фламандец, распахивая толстенькие ручки
для объятий. — Душ, душ, душ, и никакие протесты не принимаются!
— Конечно, конечно, самое время, — охотно соглашался собор.
— Как славно жить в мире и помогать друг другу! — радовался
фламандец, пуская первую струю.
— Да чем же я-то вам помогаю?
— А вы думаете, легко таскать по небу такое брюхо? А теперь оно
меньше, меньше, меньше…
Собор еле успевал отфыркнуться всеми водосточными трубами, а
никакого фламандца уже и в помине не было. На его месте болтался тощий
джинн с узкой головой, словно только что выпущенный из бутылки кока-колы.
— Так. Выполняю желания в течение трёх секунд! — объявлял джинн.
— Думать некогда, быстренько решайте, что вам нужно от жизни! Время
пошло. Раз…
Вопрос был серьёзный, и собор всё-таки морщил купол в
задумчивости, а тем временем джинн, закинув бороду за плечо, превращался
в небольшого ангела в хитоне.
— Тяжело вам, наверное, всё на одном месте стоять? — сочувствовал
ангел.
— Да уж, не весело, — вздыхал собор. — Но зато есть, знаете ли,
некоторая стабильность…
Кому это он говорит о стабильности? Ангел давно исчез, и на его месте
чистое небо.
«И вот так, — думал собор, — будет всю жизнь. Ни одного друга,
только случайные знакомые. Сколько их уже было! Мне и половины не
упомнить. А как бы мне хотелось иметь постоянного собеседника… Вот
взять фабричные трубы: у них есть свой постоянный дым. Грязный,
удушливый, безусловно вредный, но свой. Почти семья. А у меня никого нет
и никогда не будет, один только звон».
И собор вздыхал так тяжело, что его колокола вздрагивали и начинали
гудеть, а люди, слыша это, принимались сочувственно втекать ему внутрь.
«Ну что ж, пора за дело», — думал собор. Он любил свою несложную
работу: открывать и закрывать двери, запускать гулкое эхо при песнопениях
и осторожно подпевать органу. Слух у него был абсолютный, но голос
тяжеловатый.
В пять вечера над ним пролетал самолёт.
— Ну, как там в Бомбее? — интересовался собор.
— Забомбеить бы его, — каламбурил старый боинг. — Жарко, душно и
ни одной родной души.
— Устал?
— Устал. В ангар бы поскорее. И маслица мне, маслица…
— Слушай, а это трудно — летать?
— Летать не трудно, а скучно. Особенно если внизу ни черта не видно.
Но ты, браток, извини, спешу я, завтра поболтаем, ладно?
— Ну, пока, пока.
Поздно вечером его закрывали и оставляли наедине с грустными
мыслями. Он никак не мог заснуть и считал в небе молчаливых слонов почти
до самого утра. А зимой и вовсе было не с кем поговорить, потому что
облачность становилось тяжёлой, густой и бесформенной, как на Юпитере.
Собор принимался перебирать прошлое, но и оно было туманным. С трудом
вспоминалось, как его строили, как освящали. А потом потянулась долгая
череда дней, заполненных службой и беседами с мимолётными облаками. За
всю свою жизнь он мог припомнить не больше десятка особенных дней:
редкие северные сияния, несколько рок-концертов на площади да ещё
жемчужно-голубые светящиеся облака, которые за сто лет жизни ему
довелось видеть всего три раза.
Жёлтые старцы его ругали:
— Ты, брат, витаешь в облаках. Ты, брат, предаёшься несбыточным
мечтам, не замечая окружающие тебя культурные ценности. Не соборное это
дело, несерьёзное, не тем у тебя купол занят. Все к тебе с уважением
относятся, иностранцы приезжают на нас с тобой посмотреть.
— Беседовать с облаками — самое серьёзное дело, — возражал собор.
— Это ещё почему?
— Да потому, что мы с вами вечные, а у них каждая минута последняя.
Им тоже поговорить хочется.
— Он совсем свихнулся, — вздыхали старцы. — С мёрзлым паром
разговаривает.
— Да пошли вы все! — сердился, наконец, собор. — Наплевать мне на
вас с четырёх колоколен!
— Эх, ты! А еще кафедральный. Ты бы о Боге подумал!
На это собор ничего не отвечал. Отношения с Богом у него были
сложные. С одной стороны, кафедральное положение, конечно, обязывало
верить. А с другой — в небе всё так быстро менялось, что собор чувствовал:
никакому Богу там всё равно не удержаться. Поэтому, чтобы не запутаться,
он предпочитал совсем не думать о вечном. Его купол был заполнен только
воздухом и светом, и лишь изредка туда залетала какая-нибудь шальная
ласточка и проносилась быстро, как мысль, от окна к окну.
Но однажды осенью случилось нечто необычайное.
Накануне вечером он простудился. День был холодный, с самого утра
дул пронзительный ветер, потом небо обложило, и стал накрапывать дождь.
Собору нездоровилось, у него поднялась температура, запотели стекла,
заныли старые трещины, и ближе к ночи он стал бредить. Вся облачная
жизнь пошла кувырком. То ему чудился профиль дамы в шляпке, и он
кричал: «Мадам, подождите секундочку!» — но вместо мадам в небе,
раскинув руки, падал безголовый актер. То усатый лопоухий дьявол с
длинной шеей тащил за собой огромное туловище цвета гангрены. Пролетал
самолёт с отрывающимся хвостом, кричал: «Всех забомбею!» — но тут же
исчезал, и на его месте ещё долго тянулся хвост без самолёта.
Ночь прошла без сна, а перед самым рассветом собор вдруг увидел, что
с запада тяжело наползает гигантская чёрная туча — такая высокая, что,
казалось, по ней можно было забраться на самую вершину неба. Что-то в
этой туче казалось очень знакомым, хотя собор и понимал краем купола, что
знакомых туч не бывает.
Туча подползала всё ближе и ближе и, наконец, остановилась прямо
над ним. Рта у неё не было, но где-то посередине было прорезано два
длинных недобрых глаза. Сквозь прорези выглянула пара солнечных лучей,
но, увидев, как внизу всё серо, лучи переглянулись и спрятались обратно.
И тут собор вздрогнул. Он понял: туча в точности повторяла форму
его, собора. Только он был белый, а она — совершенно чёрная. Он вспомнил,
как одно облачко рассказывало ему, что над озёрами в жаркий день иногда
висят облака точнехонько по форме озера.
«Наверное, я всё ещё брежу», — подумал собор, а потом спросил
вслух:
— Ты кто?
В ответ туча громыхнула так, что у собора заложило трубы. С диким
ором рванули вверх вороны, чернившие купол. Они неслись к туче, но на
полпути вдруг чего-то испугались и так же внезапно всей стаей ринулись в
сторону.
И тут полыхнуло огнём. Небо превратилось в собственный негатив, а
озарённый собор почувствовал, что сейчас случится что-то непоправимое.
И действительно, в следующее мгновение он содрогнулся от страха
всеми колоннами: прямо в его купол впилась молния. Она ударила и замерла:
разряд длился и длился, а собор жадно впитывал его до тех пор, пока внутри
у него не стал разгораться ответный пожар.
Одна за другой, как свечи, вспыхнули все четыре колокольни. От
главного купола винтом уходил вверх густой чёрный дым, сливаясь с тучей.
Туча росла на глазах и уже, казалось, накрыла весь город.
«Вот, — думал собор, разгораясь, — сейчас весь мой дым поднимется к
туче, от меня ничего не останется, я сам стану тучей, я стану самой большой
в мире тучей, а потом ударю с такой же силой о землю, прольюсь дождём, и
так кончится моя жизнь».
С грохотом рушились перекрытия. Огонь перекидывался на жёлтых
старцев, в городе разгорался ночной пожар. Люди внизу в панике носились
взад-вперёд, не зная, что делать. А потом рухнул купол.
Верховой ветер, который дует среди облаков, начал уносить
гигантскую тучу в море. Не было видно ничего, кроме звёздного неба
наверху и тёмного моря внизу.
— Кто же я теперь? — думал бывший собор, ставший тучей. — На что
я похож? Похожа? Похоже? Я не знаю.
Он с каждой секундой набирался электричества и становился
грозовым. Им овладело чувство новой силы, и он жадно вбирал в себя
попадавшуюся на пути мелкую облачную россыпь. Он чувствовал, как в нём
копится заряд, зреет новая молния. И вдруг в один миг чернота вокруг стала
ослепительно белой. Это была его первая молния. За ней последовала вторая,
третья, потом ещё. Поливая огнем и водой притихшее море, чёрная туча
неслась, теряя себя, сама не зная куда.
* * *
Он очнулся над морем в ясном синем небе и, оглядев самого себя,
понял, что от него осталось только небольшое облачко тёмно-серого цвета.
Рядом маячило белое облако чуть побольше, похожее на ангела.
— Привет, заяц! — радостно приветствовал его ангел. — Нам по пути,
да?
— А… где мы? Ой, не приближайтесь, пожалуйста, а то вы со мной
сольётесь!
— Да я и не собираюсь. Больно надо! Что я, зайцем никогда не был, что
ли?..
— Почему зайцем?
— Да потому что ты сейчас заяц серый, разве ты не чувствуешь?
Бывший собор прислушался к себе и обнаружил, что внутри у него всё
ещё гнездится страх. Но он решил не подавать виду: заяц так заяц — теперь
ему было всё равно, кто он такой.
— А где мы летим? — спросил он у ангела.
— Уже залив перелетели. Видишь шпили? Значит, город совсем
близко. Я там ещё никогда не был.
— А я тем более. Слушай, а ты знаешь, ты уже не ангел!
— Ну и ладно. Я теперь, должно быть, горный орёл, — беззаботно
отвечал бывший ангел. — То есть сейчас буду. А вот ты уже совсем ни на что
не похож. Так, клякса серая. Боишься, что ли?
— Нет. То есть уже меньше боюсь, — отвечал бывший заяц, следя за
тем, как на горизонте добродушный волк превращается в добродушного
медведя.— А знаешь что? Поплыли вон к тому важному собору, поболтаем?
— Это ещё зачем?
— Ну, так. Наверно, скучно старику.
— Ну, давай, — согласился временный орёл. — Только ты форму
прими какую-нибудь, а то смотреть противно. Да не бойся, это не больно.
— А я уже не боюсь. Сейчас попробую… Вот, например, толстый
такой фламандец подойдет?
— Угу. Только тебе одному не потянуть. Тощий ты.
— А что делать?
— Сливаться надо.
— Ну так давай!
* * *
В одном городе был островерхий собор. Он стоял на берегу залива, у
самой воды, в окружении старинных построек жёлтого цвета. Разговаривать
с этими старцами собору было не о чем, и потому он беседовал с облаками.
— Доброе утро! — обращался только что проснувшийся собор к
добродушному носатому фламандцу, наплывавшему на него со стороны
восхода.
— Добрейшее! — хохотал фламандец, распахивая толстенькие ручки
для объятий. — Душ, душ, душ, и никакие протесты не принимаются!
2008
Андрей Дмитриевич Степанов (род. в 1965 г. ) — доктор
филологических наук, литературовед, писатель, переводчик. Автор книги
«Проблемы коммуникации у Чехова» (2005), сборника «Сказки не для
людей» (2009) и романа «Эликсир князя Собакина» (2011, в соавторстве с О.
Лукас). «Руководство по наблюдению кучевых облаков» — одна из десяти
сказок указанного сборника.
Белла Ахмадулина
Игры и шалости
Мне кажется, со мной играет кто-то.
Мне кажется, я догадалась — кто,
когда опять усмешливо и тонко
мороз и солнце глянули в окно.
Что мы добавим к солнцу и морозу?
Не то, не то! Не блеск, не лёд над ним.
Я жду! Отдай обещанную розу!
И роза дня летит к ногам моим.
Во всём ловлю таинственные знаки,
то след примечу, то заслышу речь.
А вот и лошадь запрягают в санки.
Коль ты велел — как можно не запречь?
Верней — коня. Он масти дня и снега.
Не всё ль равно! Ты знаешь сам, когда:
в чудесный день!— для усиленья бега
ту, что впрягли, ты обратил в коня.
Влетаем в синеву и полыханье.
Перед лицом — мах мощной седины.
Но где же ты, что вот — твоё дыханье?
В какой союз мы тайный сведены?
Как ты учил — так и темнеет зелень.
Как ты жалел — так и поют в избе.
Весь этот день, твоим родным издельем,
хоть отдан мне,— принадлежит Тебе.
А ночью — под угрюмо-голубою,
под собственной твоей полулуной —
как я глупа, что плачу над тобою,
настолько сущим, чтоб шалить со мной.
1 марта 1981, Таруса
Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937—2010) — поэт,
переводчик, одна из самых популярных авторов-шестидесятников.
Выпустила сборники стихов «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1970),
«Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1989) и др. В творчестве
Ахмадулиной большое место занимали поэтические и прозаические
размышления о Пушкине и Лермонтове.
Проведите целостный анализ текста (прозаического или стихотворного Задание 1 оценивается по системе критериев:
Критерии анализа ПРОЗАИЧЕСКОГО текста:
№ | Критерии | Баллы |
1 | Знание историко-культурной основы сюжета произведения (2б), определение места автора (1б) и его произведения (1б) в литературе | 0-4 |
2 | Использование сведений из биографии писателя, необходимых для понимания исходного текста | 0-1 |
3 | Определение композиции произведения (1б), выявление композиционных особенности (1б), определение роли композиции в понимании идеи произведения (1б) | 0-3 |
4 | Определение темы (1б), идеи произведения (1б); выявление проблем, затронутых автором(1б) | 0-3 |
5 | Характеристика главного героя (1б), определение его психо-эмоционального состояния (1б), выявление связи между героем и автором (1б) | 0-3 |
6 | Характеристика героев, определение их места (1б) и роли (1б) в произведении | 0-2 |
7 | Выявление особенностей стиля автора, анализ текста с точки зрения фонетики (3б), лексики (3б), морфемики и словообразования (3б), морфологии (3б), синтаксиса (3б) и пунктуации (3б), изобразительно-выразительных средств языка (3б) | 0-21 |
8 | Владение литературоведческими понятиями (1б) и уместное использование терминологии (1б) | 0-2 |
9 | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью в изложении (1б), логические ошибки отсутствуют (1б), нет нарушений абзацного членения (1б) | 0-3 |
10 | Работа характеризуется композиционной стройностью (1б) и завершённостью (1б) | 0-2 |
11 | В работе отсутствуют орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки. | 0-5 |
12 | В работе нет фактических ошибок | 0-1 |
| Максимальное количество баллов | 50 |
Критерии анализа ПОЭТИЧЕСКОГО текста:
№ | Критерии | Баллы |
1 | Знание историко-культурной основы сюжета произведения (2б), определение места автора (1б) и его произведения (1б) в литературе | 0-4 |
2 | Использование сведений из биографии поэта, необходимых для понимания исходного текста | 0-1 |
3 | Выявление композиционных особенностей текста | 0-1 |
4 | Определение стихотворного размера (1б), выявление особенностей рифмы (1б) и ритма (1б) | 0-3 |
5 | Определение темы (1б), сопутствующих мотивов (1б), определение идеи произведения (1б) | 0-3 |
6 | Раскрытие образа лирического героя(1б), определение его психо-эмоционального состояние (1б) | 0-2 |
7 | Характеристика героев, определение их места (1б) и роли (1б) в произведении | 0-2 |
8 | Выявление особенностей стиля автора, анализ текста с точки зрения фонетики (3б), лексики (3б), морфемики и словообразования (3б), морфологии (3б), синтаксиса (3б) и пунктуации (3б), изобразительно-выразительных средств языка (3б) | 0-21 |
9 | Владение литературоведческими понятиями (1б) и уместное использование терминологии (1б) | 0-2 |
10 | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью в изложении (1б), логические ошибки отсутствуют(1б), нет нарушений абзацного членения(1б) | 0-3 |
11 | Работа характеризуется композиционной стройностью (1б) и завершённостью(1б) | 0-2 |
12 | В работе отсутствуют орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки | 0-5 |
13 | В работе ученика нет фактических ошибок | 0-1 |
| Максимальное количество баллов | 50 |
Итого: 100 баллов
16