СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2017 г. (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2017 г. (8 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по литературе, 2017 г. (8 класс)»

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

2017-2018 учебный год

школьный этап

8 класс

продолжительность олимпиады – 120 мин


Анализ прозаического текста

Номера критериев

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

итого

Макс. балл

4

1

3

3

3

2

21

2

3

2

5

1

50

Балл жюри














Подпись члена жюри

















Анализ поэтического текста

Номера критериев

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

итого

Макс. балл

4

1

1

3

3

2

2

21

2

3

2

5

1

50

Балл жюри















Подпись члена жюри
















Задание 1.

Выполните целостный анализ ОДНОГО из предложенных текстов.


Андрей Степанов


Руководство по наблюдению кучевых облаков


Жизнь имеет смысл, только если человек лежит в траве и смотрит в

небо. Желательно, чтобы это было на берегу реки. Также желательно иметь в

зубах травинку.

В одном городе был белый собор. Он стоял на самом берегу, высоко на

холме, в окружении приземистых старинных построек жёлтого цвета.

Разговаривать с этими классическими старцами собору было не о чем: они

только и делали, что вспоминали те времена, когда выше них в городе никого

не было, да ругали собак и машины, от которых становились всё желтее и

желтее. Поэтому собор беседовал с облаками. А облака в этом городе были

особенные — мощно-кучевые, белые и огромные. Они громоздились до

самого неба, а их слои и струи слоились и струились, принимая

удивительные формы. Правда, формы эти быстро менялись — а вместе с

ними и характеры облаков.

— Доброе утро! — обращался только что проснувшийся собор к

добродушному носатому фламандцу, наплывавшему на него со стороны

восхода.

— Добрейшее! — хохотал фламандец, распахивая толстенькие ручки

для объятий. — Душ, душ, душ, и никакие протесты не принимаются!

— Конечно, конечно, самое время, — охотно соглашался собор.

— Как славно жить в мире и помогать друг другу! — радовался

фламандец, пуская первую струю.

— Да чем же я-то вам помогаю?

— А вы думаете, легко таскать по небу такое брюхо? А теперь оно

меньше, меньше, меньше…

Собор еле успевал отфыркнуться всеми водосточными трубами, а

никакого фламандца уже и в помине не было. На его месте болтался тощий

джинн с узкой головой, словно только что выпущенный из бутылки кока-колы.

— Так. Выполняю желания в течение трёх секунд! — объявлял джинн.

— Думать некогда, быстренько решайте, что вам нужно от жизни! Время

пошло. Раз…

Вопрос был серьёзный, и собор всё-таки морщил купол в

задумчивости, а тем временем джинн, закинув бороду за плечо, превращался

в небольшого ангела в хитоне.

— Тяжело вам, наверное, всё на одном месте стоять? — сочувствовал

ангел.

— Да уж, не весело, — вздыхал собор. — Но зато есть, знаете ли,

некоторая стабильность…

Кому это он говорит о стабильности? Ангел давно исчез, и на его месте

чистое небо.

«И вот так, — думал собор, — будет всю жизнь. Ни одного друга,

только случайные знакомые. Сколько их уже было! Мне и половины не

упомнить. А как бы мне хотелось иметь постоянного собеседника… Вот

взять фабричные трубы: у них есть свой постоянный дым. Грязный,

удушливый, безусловно вредный, но свой. Почти семья. А у меня никого нет

и никогда не будет, один только звон».

И собор вздыхал так тяжело, что его колокола вздрагивали и начинали

гудеть, а люди, слыша это, принимались сочувственно втекать ему внутрь.

«Ну что ж, пора за дело», — думал собор. Он любил свою несложную

работу: открывать и закрывать двери, запускать гулкое эхо при песнопениях

и осторожно подпевать органу. Слух у него был абсолютный, но голос

тяжеловатый.

В пять вечера над ним пролетал самолёт.

— Ну, как там в Бомбее? — интересовался собор.

— Забомбеить бы его, — каламбурил старый боинг. — Жарко, душно и

ни одной родной души.

— Устал?

— Устал. В ангар бы поскорее. И маслица мне, маслица…

— Слушай, а это трудно — летать?

— Летать не трудно, а скучно. Особенно если внизу ни черта не видно.

Но ты, браток, извини, спешу я, завтра поболтаем, ладно?

— Ну, пока, пока.

Поздно вечером его закрывали и оставляли наедине с грустными

мыслями. Он никак не мог заснуть и считал в небе молчаливых слонов почти

до самого утра. А зимой и вовсе было не с кем поговорить, потому что

облачность становилось тяжёлой, густой и бесформенной, как на Юпитере.

Собор принимался перебирать прошлое, но и оно было туманным. С трудом

вспоминалось, как его строили, как освящали. А потом потянулась долгая

череда дней, заполненных службой и беседами с мимолётными облаками. За

всю свою жизнь он мог припомнить не больше десятка особенных дней:

редкие северные сияния, несколько рок-концертов на площади да ещё

жемчужно-голубые светящиеся облака, которые за сто лет жизни ему

довелось видеть всего три раза.

Жёлтые старцы его ругали:

— Ты, брат, витаешь в облаках. Ты, брат, предаёшься несбыточным

мечтам, не замечая окружающие тебя культурные ценности. Не соборное это

дело, несерьёзное, не тем у тебя купол занят. Все к тебе с уважением

относятся, иностранцы приезжают на нас с тобой посмотреть.

— Беседовать с облаками — самое серьёзное дело, — возражал собор.

— Это ещё почему?

— Да потому, что мы с вами вечные, а у них каждая минута последняя.

Им тоже поговорить хочется.

— Он совсем свихнулся, — вздыхали старцы. — С мёрзлым паром

разговаривает.

— Да пошли вы все! — сердился, наконец, собор. — Наплевать мне на

вас с четырёх колоколен!

— Эх, ты! А еще кафедральный. Ты бы о Боге подумал!

На это собор ничего не отвечал. Отношения с Богом у него были

сложные. С одной стороны, кафедральное положение, конечно, обязывало

верить. А с другой — в небе всё так быстро менялось, что собор чувствовал:

никакому Богу там всё равно не удержаться. Поэтому, чтобы не запутаться,

он предпочитал совсем не думать о вечном. Его купол был заполнен только

воздухом и светом, и лишь изредка туда залетала какая-нибудь шальная

ласточка и проносилась быстро, как мысль, от окна к окну.

Но однажды осенью случилось нечто необычайное.

Накануне вечером он простудился. День был холодный, с самого утра

дул пронзительный ветер, потом небо обложило, и стал накрапывать дождь.

Собору нездоровилось, у него поднялась температура, запотели стекла,

заныли старые трещины, и ближе к ночи он стал бредить. Вся облачная

жизнь пошла кувырком. То ему чудился профиль дамы в шляпке, и он

кричал: «Мадам, подождите секундочку!» — но вместо мадам в небе,

раскинув руки, падал безголовый актер. То усатый лопоухий дьявол с

длинной шеей тащил за собой огромное туловище цвета гангрены. Пролетал

самолёт с отрывающимся хвостом, кричал: «Всех забомбею!» — но тут же

исчезал, и на его месте ещё долго тянулся хвост без самолёта.

Ночь прошла без сна, а перед самым рассветом собор вдруг увидел, что

с запада тяжело наползает гигантская чёрная туча — такая высокая, что,

казалось, по ней можно было забраться на самую вершину неба. Что-то в

этой туче казалось очень знакомым, хотя собор и понимал краем купола, что

знакомых туч не бывает.

Туча подползала всё ближе и ближе и, наконец, остановилась прямо

над ним. Рта у неё не было, но где-то посередине было прорезано два

длинных недобрых глаза. Сквозь прорези выглянула пара солнечных лучей,

но, увидев, как внизу всё серо, лучи переглянулись и спрятались обратно.

И тут собор вздрогнул. Он понял: туча в точности повторяла форму

его, собора. Только он был белый, а она — совершенно чёрная. Он вспомнил,

как одно облачко рассказывало ему, что над озёрами в жаркий день иногда

висят облака точнехонько по форме озера.

«Наверное, я всё ещё брежу», — подумал собор, а потом спросил

вслух:

— Ты кто?

В ответ туча громыхнула так, что у собора заложило трубы. С диким

ором рванули вверх вороны, чернившие купол. Они неслись к туче, но на

полпути вдруг чего-то испугались и так же внезапно всей стаей ринулись в

сторону.

И тут полыхнуло огнём. Небо превратилось в собственный негатив, а

озарённый собор почувствовал, что сейчас случится что-то непоправимое.

И действительно, в следующее мгновение он содрогнулся от страха

всеми колоннами: прямо в его купол впилась молния. Она ударила и замерла:

разряд длился и длился, а собор жадно впитывал его до тех пор, пока внутри

у него не стал разгораться ответный пожар.

Одна за другой, как свечи, вспыхнули все четыре колокольни. От

главного купола винтом уходил вверх густой чёрный дым, сливаясь с тучей.

Туча росла на глазах и уже, казалось, накрыла весь город.

«Вот, — думал собор, разгораясь, — сейчас весь мой дым поднимется к

туче, от меня ничего не останется, я сам стану тучей, я стану самой большой

в мире тучей, а потом ударю с такой же силой о землю, прольюсь дождём, и

так кончится моя жизнь».

С грохотом рушились перекрытия. Огонь перекидывался на жёлтых

старцев, в городе разгорался ночной пожар. Люди внизу в панике носились

взад-вперёд, не зная, что делать. А потом рухнул купол.

Верховой ветер, который дует среди облаков, начал уносить

гигантскую тучу в море. Не было видно ничего, кроме звёздного неба

наверху и тёмного моря внизу.

— Кто же я теперь? — думал бывший собор, ставший тучей. — На что

я похож? Похожа? Похоже? Я не знаю.

Он с каждой секундой набирался электричества и становился

грозовым. Им овладело чувство новой силы, и он жадно вбирал в себя

попадавшуюся на пути мелкую облачную россыпь. Он чувствовал, как в нём

копится заряд, зреет новая молния. И вдруг в один миг чернота вокруг стала

ослепительно белой. Это была его первая молния. За ней последовала вторая,

третья, потом ещё. Поливая огнем и водой притихшее море, чёрная туча

неслась, теряя себя, сама не зная куда.

* * *

Он очнулся над морем в ясном синем небе и, оглядев самого себя,

понял, что от него осталось только небольшое облачко тёмно-серого цвета.

Рядом маячило белое облако чуть побольше, похожее на ангела.

— Привет, заяц! — радостно приветствовал его ангел. — Нам по пути,

да?

— А… где мы? Ой, не приближайтесь, пожалуйста, а то вы со мной

сольётесь!

— Да я и не собираюсь. Больно надо! Что я, зайцем никогда не был, что

ли?..

— Почему зайцем?

— Да потому что ты сейчас заяц серый, разве ты не чувствуешь?

Бывший собор прислушался к себе и обнаружил, что внутри у него всё

ещё гнездится страх. Но он решил не подавать виду: заяц так заяц — теперь

ему было всё равно, кто он такой.

— А где мы летим? — спросил он у ангела.

— Уже залив перелетели. Видишь шпили? Значит, город совсем

близко. Я там ещё никогда не был.

— А я тем более. Слушай, а ты знаешь, ты уже не ангел!

— Ну и ладно. Я теперь, должно быть, горный орёл, — беззаботно

отвечал бывший ангел. — То есть сейчас буду. А вот ты уже совсем ни на что

не похож. Так, клякса серая. Боишься, что ли?

— Нет. То есть уже меньше боюсь, — отвечал бывший заяц, следя за

тем, как на горизонте добродушный волк превращается в добродушного

медведя.— А знаешь что? Поплыли вон к тому важному собору, поболтаем?

— Это ещё зачем?

— Ну, так. Наверно, скучно старику.

— Ну, давай, — согласился временный орёл. — Только ты форму

прими какую-нибудь, а то смотреть противно. Да не бойся, это не больно.

— А я уже не боюсь. Сейчас попробую… Вот, например, толстый

такой фламандец подойдет?

— Угу. Только тебе одному не потянуть. Тощий ты.

— А что делать?

— Сливаться надо.

— Ну так давай!

* * *

В одном городе был островерхий собор. Он стоял на берегу залива, у

самой воды, в окружении старинных построек жёлтого цвета. Разговаривать

с этими старцами собору было не о чем, и потому он беседовал с облаками.

— Доброе утро! — обращался только что проснувшийся собор к

добродушному носатому фламандцу, наплывавшему на него со стороны

восхода.

— Добрейшее! — хохотал фламандец, распахивая толстенькие ручки

для объятий. — Душ, душ, душ, и никакие протесты не принимаются!

2008



Андрей Дмитриевич Степанов (род. в 1965 г. ) — доктор

филологических наук, литературовед, писатель, переводчик. Автор книги

«Проблемы коммуникации у Чехова» (2005), сборника «Сказки не для

людей» (2009) и романа «Эликсир князя Собакина» (2011, в соавторстве с О.

Лукас). «Руководство по наблюдению кучевых облаков» — одна из десяти

сказок указанного сборника.






Белла Ахмадулина

Игры и шалости


Мне кажется, со мной играет кто-то.

Мне кажется, я догадалась — кто,

когда опять усмешливо и тонко

мороз и солнце глянули в окно.

Что мы добавим к солнцу и морозу?

Не то, не то! Не блеск, не лёд над ним.

Я жду! Отдай обещанную розу!

И роза дня летит к ногам моим.

Во всём ловлю таинственные знаки,

то след примечу, то заслышу речь.

А вот и лошадь запрягают в санки.

Коль ты велел — как можно не запречь?

Верней — коня. Он масти дня и снега.

Не всё ль равно! Ты знаешь сам, когда:

в чудесный день!— для усиленья бега

ту, что впрягли, ты обратил в коня.

Влетаем в синеву и полыханье.

Перед лицом — мах мощной седины.

Но где же ты, что вот — твоё дыханье?

В какой союз мы тайный сведены?

Как ты учил — так и темнеет зелень.

Как ты жалел — так и поют в избе.

Весь этот день, твоим родным издельем,

хоть отдан мне,— принадлежит Тебе.

А ночью — под угрюмо-голубою,

под собственной твоей полулуной —

как я глупа, что плачу над тобою,

настолько сущим, чтоб шалить со мной.


1 марта 1981, Таруса


Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937—2010) — поэт,

переводчик, одна из самых популярных авторов-шестидесятников.

Выпустила сборники стихов «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1970),

«Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1989) и др. В творчестве

Ахмадулиной большое место занимали поэтические и прозаические

размышления о Пушкине и Лермонтове.





Проведите целостный анализ текста (прозаического или стихотворного Задание 1 оценивается по системе критериев:


Критерии анализа ПРОЗАИЧЕСКОГО текста:


Критерии

Баллы

1

Знание историко-культурной основы сюжета произведения (2б), определение места автора (1б) и его произведения (1б) в литературе

0-4

2

Использование сведений из биографии писателя, необходимых для понимания исходного текста

0-1

3

Определение композиции произведения (1б), выявление композиционных особенности (1б), определение роли композиции в понимании идеи произведения (1б)

0-3

4

Определение темы (1б), идеи произведения (1б); выявление проблем, затронутых автором(1б)

0-3

5

Характеристика главного героя (1б), определение его психо-эмоционального состояния (1б), выявление связи между героем и автором (1б)

0-3

6

Характеристика героев, определение их места (1б) и роли (1б) в произведении

0-2

7

Выявление особенностей стиля автора, анализ текста с точки зрения фонетики (3б), лексики (3б), морфемики и словообразования (3б), морфологии (3б), синтаксиса (3б) и пунктуации (3б), изобразительно-выразительных средств языка (3б)

0-21

8

Владение литературоведческими понятиями (1б) и уместное использование терминологии (1б)

0-2

9

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью в изложении (1б), логические ошибки отсутствуют (1б), нет нарушений абзацного членения (1б)

0-3

10

Работа характеризуется композиционной стройностью (1б) и завершённостью (1б)

0-2

11

В работе отсутствуют орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки.

0-5

12

В работе нет фактических ошибок

0-1


Максимальное количество баллов

50






Критерии анализа ПОЭТИЧЕСКОГО текста:


Критерии

Баллы

1

Знание историко-культурной основы сюжета произведения (2б), определение места автора (1б) и его произведения (1б) в литературе

0-4

2

Использование сведений из биографии поэта, необходимых для понимания исходного текста

0-1

3

Выявление композиционных особенностей текста

0-1

4

Определение стихотворного размера (1б), выявление особенностей рифмы (1б) и ритма (1б)

0-3

5

Определение темы (1б), сопутствующих мотивов (1б), определение идеи произведения (1б)

0-3

6

Раскрытие образа лирического героя(1б), определение его психо-эмоционального состояние (1б)

0-2

7

Характеристика героев, определение их места (1б) и роли (1б) в произведении

0-2

8

Выявление особенностей стиля автора, анализ текста с точки зрения фонетики (3б), лексики (3б), морфемики и словообразования (3б), морфологии (3б), синтаксиса (3б) и пунктуации (3б), изобразительно-выразительных средств языка (3б)

0-21

9

Владение литературоведческими понятиями (1б) и уместное использование терминологии (1б)

0-2

10

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью в изложении (1б), логические ошибки отсутствуют(1б), нет нарушений абзацного членения(1б)

0-3

11

Работа характеризуется композиционной стройностью (1б) и завершённостью(1б)

0-2

12

В работе отсутствуют орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки

0-5

13

В работе ученика нет фактических ошибок

0-1


Максимальное количество баллов

50


Итого: 100 баллов

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!