Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
2017-2018 учебный год
школьный этап
10класс
продолжительность олимпиады – 120 мин
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
Макс. балл | 10 | 10 | 10 | 4 | 4 | 2 | 8 | 5 | 15 | 12 | 80 |
Балл жюри | | | | | | | | | | | |
Подпись члена жюри | | | | | | | | | | | |
Задание 1
Расставьте ударение в приведенных словах:
Премированный, кладовая, сосредоточение, оптовый, ободрить, закупорить, иконопись, дремота, щавель, госпитальный.
Задание 2
Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чём состояла ошибка.
А. И Мери, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина.
Б. Ему хотелось каких-то новых впечатлений, а не то, от чего он устал и видит из года в год.
В. Вожеватов и Кнуров ощущают своё превосходство перед ничтожным, на их взгляд, Карандышевым.
Г. Характеристике персонажа у Гоголя не только служат портрет и речь героя, но и малейшие детали обстановки его дома.
Д. Татьяна говорит Онегину, что «как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Какие части речи могут образовываться от местоимений? Приведите примеры.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Восстановите первоначальный вид фразеологизма. С какой целью автор изменил его?
В этой теме,
и личной
и мелкой,
перепетой не раз
и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.
(В. Маяковский "Про это")
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Существует ли родственная связь между словами вакса и воск? Докажите.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6
М.В.Ломоносов в трудах по филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в значении «буква». Однако одна из форм этого слова в современном русском языке сохранилась. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого слова, оно принадлежало бы определенному типу склонения существительных. Какому? Что это за форма? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7
Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.
1. Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.
2. Скажи, который час?
3. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.
4. Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8
Напишите, какие фразеологизмы и поговорки используют в русской речи в ситуациях, когда англичане говорят:
Птицы одинакового оперенья держатся вместе.
Когда море вернёт всех погибших в нём.
У него ещё за ушами не просохло.
Для каждой собаки наступит её день.
Чёрная овца в семье.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9
В Лаврентьевской летописи, в рассказе о нападении печенегов на Белгород, есть такая фраза:
удолжися* остоя в городѣ и бѣ гладъ великъ.
* грамматически это форма одного из древнерусских прошедших времен.
-Переведите подчёркнутую часть предложения на современный русский язык.
-К словам УДОЛЖИСЯ и ОСТОЯ подберите однокоренные слова современного русского языка, которые важны для понимания смысла фразы. -Какие значения имеют приставки У- и О- в словах из летописи?
-Какие значения имеют приставки У- и О- в приведённых ниже глаголах и существительных? Есть ли среди них те, в которых присутствуют те же самые значения приставок, что и в словах из летописи? Аргументируйте свой ответ.
Усмирить, ушить, упихнуть, удлинить.
Окоп, оговориться, озеленить, осколок.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10
У имён прилагательных усердный, изощрённый, изящный, щепетильный есть этимологические родственники в современном русском языке. Назовите эти слова, дайте толкование приведённым в задании прилагательным и объясните, как связаны их исходные и современные значения. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5