СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2017 г. (10 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2017 г. (10 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2017 г. (10 класс)»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2017-2018 учебный год

школьный этап

10класс

продолжительность олимпиады – 120 мин


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Макс. балл

10

10

10

4

4

2

8

5

15

12

80

Балл жюри












Подпись члена жюри













Задание 1

Расставьте ударение в приведенных словах:


Премированный, кладовая, сосредоточение, оптовый, ободрить, закупорить, иконопись, дремота, щавель, госпитальный.


Задание 2

Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чём состояла ошибка.



А. И Мери, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина.



Б. Ему хотелось каких-то новых впечатлений, а не то, от чего он устал и видит из года в год.



В. Вожеватов и Кнуров ощущают своё превосходство перед ничтожным, на их взгляд, Карандышевым.



Г. Характеристике персонажа у Гоголя не только служат портрет и речь героя, но и малейшие детали обстановки его дома.



Д. Татьяна говорит Онегину, что «как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3

Какие части речи могут образовываться от местоимений? Приведите примеры.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4

Восстановите первоначальный вид фразеологизма. С какой целью автор изменил его?


В этой теме,

и личной

и мелкой,

перепетой не раз

и не пять,

я кружил поэтической белкой

и хочу кружиться опять.

(В. Маяковский "Про это")


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5

Существует ли родственная связь между словами вакса и воск? Докажите.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6

М.В.Ломоносов в трудах по филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в значении «буква». Однако одна из форм этого слова в современном русском языке сохранилась. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого слова, оно принадлежало бы определенному типу склонения существительных. Какому? Что это за форма? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 7

Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.


1. Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.

2. Скажи, который час?

3. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.

4. Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 8

Напишите, какие фразеологизмы и поговорки используют в русской речи в ситуациях, когда англичане говорят:

Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

Когда море вернёт всех погибших в нём.

У него ещё за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит её день.

Чёрная овца в семье.



_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9

В Лаврентьевской летописи, в рассказе о нападении печенегов на Белгород, есть такая фраза:


удолжися* остоя в городѣ и бѣ гладъ великъ.


* грамматически это форма одного из древнерусских прошедших времен.


-Переведите подчёркнутую часть предложения на современный русский язык.

-К словам УДОЛЖИСЯ и ОСТОЯ подберите однокоренные слова современного русского языка, которые важны для понимания смысла фразы. -Какие значения имеют приставки У- и О- в словах из летописи?

-Какие значения имеют приставки У- и О- в приведённых ниже глаголах и существительных? Есть ли среди них те, в которых присутствуют те же самые значения приставок, что и в словах из летописи? Аргументируйте свой ответ.

Усмирить, ушить, упихнуть, удлинить.

Окоп, оговориться, озеленить, осколок.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 10

У имён прилагательных усердный, изощрённый, изящный, щепетильный есть этимологические родственники в современном русском языке. Назовите эти слова, дайте толкование приведённым в задании прилагательным и объясните, как связаны их исходные и современные значения. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!