Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
2017-2018 учебный год
школьный этап
6 класс
продолжительность олимпиады – 60 мин
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
Макс. балл | 5 | 6 | 2 | 3 | 3 | 5 | 6 | 7 | 5 | 3 | 45 |
Балл жюри | | | | | | | | | | | |
Подпись члена жюри | | | | | | | | | | | |
Задание 1
Расставь ударение в словах:
Торты, позвонят, щавель, красивее, корысть.
Задание 2
Подберите фразеологические синонимы к словам:
Баловать, обидеться, медлить, молчать, запомнить, болтать.
слова | фразеологические синонимы |
Баловать | |
обидеться | |
медлить | |
молчать | |
запомнить | |
болтать | |
Задание 3
Какая пара слов является словосочетанием? Подчеркните ее. Докажите свое мнение.
а) обогнал соперника
б) около стола
в) гром и молния
г) туча черна
Задание 4
Определите, какому слову в современном русском языке соответствуют славянские слова: батькiвщина (украинское), бацькаушчына (белорусское), отацбина (сербское), domovina (словенское). Докажите свое мнение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Эти четыре слова оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Подчеркните его. Разберите по составу все слова, чтобы доказать свое мнение.
а) стройка; б) двойка; в) мойка; г) койка.
Задание 6
Прочитайте фразу:
"Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!"- прокричала мачеха.
В каких же это грехах обвиняют пасынка? Какое языковое явление прослеживается во фразе?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7
Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова: перст, длань, десница, вежды, выя, рамена.
Устаревшие слова | Современные слова |
перст | |
длань | |
десница | |
вежды | |
выя | |
рамена | |
Задание 8
С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.
Сочи, шимпанзе, пенальти, мадам, МКАД, тюль, кашпо.
Исходные слова | Словосочетания с исходными словами |
Сочи | |
шимпанзе | |
пенальти | |
мадам | |
МКАД | |
тюль | |
кашпо | |
Задание 9
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Образуйте новые слова от предложенных:
ТЬМА, БАНКА, КОЧАН, МОШКАРА, ШЛЮПКА
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10
Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.
Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5