СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (5 класс)»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2016–2017 учебный год

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

(4-5 классы)

1. Выпишите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Обоснуйте ответ.

Край, забор, видеть, ехал, первый, гость, подход, вьюн.

2. К выделенному в предложении слову подберите максимальное количество синонимов. Составьте предложения с примерами употребления каждого из этих синонимов (по одному предложению на каждый синоним).


«Бывало, мерный звук твоих могучих слов ВОСПЛАМЕНЯЛ бойца для битвы». .Ю. Лермонтов)


3. На уроке дали для разбора по составу следующие слова: сестрёнка, плетёнка, плёнка, печёнка, зелёнка. Один учащийся сделал это так:


корень, суффикс -ёнк- и окончание

корень, суффикс -к- и окончание

корень и окончание

сестр-ёнк-а

плет-ёнк-а

печён-к-а

зелён-к-а

плёнк-а



Найдите ошибки учащегося и объясните их.


4. Даны фразеологизмы на иностранных языках. Значение всех этих фразеологизмов – «бывалый, опытный человек, которого трудно провести, обмануть». Это значение возникло на основе образного переосмысления ситуации «старое или побывавшее в переделках животное – бывалый человек»;


an old bird («старая птица», англ.);

стар зец («старый заяц», сербскохорв.);

un vieux lapin («старый кролик», фр.);

un toro corrido («бык, участвовавший в корриде», исп.).


Напишите русский фразеологизм (или русские фразеологизмы) с таким же значением и похожим образом.


5. Вставьте пропущенные в словах буквы. Объясните их постановку.


обн..жённые поля

преобр..жать

принести пок..яние

ко(з/с)ьба яровых

местный обыч..й

моло(д/т)ьба хлеба

укр..щение хищников



6. Дано предложение: Грядку рыло свиное рыло.

Сколько в этом предложении слов? К каким частям речи они принадлежат?

Ответ обоснуйте.


7. Настя в шутку написала целое предложение в одно слово. Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение.


нате

напя

Вком

тажедым

мыс

лом.

томэ

коро


8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.

Пример: Кекс Али (ответ: лексика).


Разгадайте анаграмму Жиредел Пеон, напишите лингвистический термин.


9. Прочитайте стихотворение.


Весенний дождь


Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

(А. Фет)


Выпишите из текста эпитеты.


10. Прочитайте отрывок из «Жития Кирилла» о том, как Константин Философ (Кирилл) нашёл в Корсуне Евангелие и Псалтырь, написанные «русскими письменами».


Выпишите из текста основную характеристику русского письма.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!