СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (7 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (7 класс)»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2016–2017 учебный год

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

(7 класс)

1. Выпишите слово (слова), в котором (в которых) количество букв не равно количеству звуков. Обоснуйте ответ.

Рабочий, подобрать, косматый, ваятель, поездка, огород, нежности, размер.

2. Прочитайте отрывок.


Хочешь ли судьею стать — ВЗДЕНЬ ПЕРУК с узлами,

Брани того, кто просит с пустыми руками,

Твердо сердце бедных пусть слезы презирает,

Спи на стуле, когда ДЬЯК выписку читает.

Если ж кто вспомнит тебе граждански УСТАВЫ,

Иль естественный закон, иль народны нравы −

Плюнь ему в рожу, скажи, что ВРЁТ ОКОЛЁСНУ,

Налагая на судей ту тягость несносну,

Что ПОДЬЯЧИМ должно лезть на бумажны горы,

А судье довольно знать КРЕПИТЬ приговоры.

. Кантемир)


Замените устаревшие выделенные слова и выражения современными синонимами. Если это невозможно, дайте истолкование лексического значения выделенного слова.


3. На уроке для разбора по составу были даны следующие глаголы: сапожничать, жадничать, нервничать, скрытничать, садовничать. Первый учащийся выделил во всех глаголах суффикс -нича-, второй выделил во всех глаголах суффикс -нич- и суффикс -, а третий выделил во всех глаголах суффикс -н- и суффикс -ича-. Объясните с точки зрения словообразования, кто из учащихся прав.


4. Даны фразеологизмы на иностранных языках. Значение всех этих фразеологизмов – «важный, значительный, занимающий видное положение в обществе человек»:


а top (big) dog («верхняя (большая) собака», анг.);

un pezzo grosso («толстый/крупный кусок», итал.);

крупна (велика) риба («крупная (большая) рыба», сербскохорв.);

ein hohes Tier («высокий зверь», нем.).


-Укажите, какой из приведённых фразеологизмов возник не совсем по той же схеме образного переосмысления ситуации и в чём отличие этой смысловой схемы от схемы, по которой образованы другие фразеологизмы.

-Напишите русский фразеологизм с таким же значением и таким же образом, как у трёх иностранных фразеологизмов.


5. Раскройте скобки в приведённых ниже словах, вставьте пропущенные буквы. Объясните в каждом случае выбор слитного, дефисного или раздельного написания.


(северо)восточный

(ракет..)носитель

Ростов(на)Дону

(ави..)почта

(пол)Москвы

(южно)африканский


6. Дано предложение: Пока для вас новое новое оно и для меня новое.

Сколько в этом предложении существительных и прилагательных? Ответ обоснуйте.


7. Какую синтаксическую роль в предложении может играть имя существительное СТОРОНА? Составьте предложения с примерами употребления этого существительного (по одному предложению для демонстрации каждой синтаксической роли).


8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.

Пример: Кекс Али (ответ: лексика).


Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Я, эмо и Иглот.


9. Прочитайте фрагмент стихотворения.


За облаком до половины скрыта,

Луна светить ещё не смеет днём.

Вот жук взлетел и прожужжал сердито,

Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.

. Фет)


-Дайте общее наименование лексическому средству выразительности (в данном случае тропу), которое реализовано в этом отрывке в разных своих формах.

-Выпишите из текста фрагменты, в которых реализуется это средство выразительности.

-Назовите формы реализации этого средства выразительности, использованные в тексте.


10. Прочитайте высказывание Ф.И. Буслаева и вставьте пропущенные слова (части слов).

«Уже в древнейшую эпоху русские произносили буквы ъ и ь как о и е: потому писец Остромирова евангелия, по русскому выговору, пишет: сотьникъ вместо ……; пришедъи (пришедший) вместо ……; пишет творительный падеж единственного числа мужского и среднего родов на -омъ вместо на -……, например, глас……, род……, слов……. В Изборнике Святослава 1073 г. кото вместо ……; в Добриловом евангелии 1164 г. писець, перьсты, весь вместо ……, ……, ……».