ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2016–2017 учебный год
(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
(7 класс)
1. Выпишите слово (слова), в котором (в которых) количество букв не равно количеству звуков. Обоснуйте ответ.
Рабочий, подобрать, косматый, ваятель, поездка, огород, нежности, размер.
2. Прочитайте отрывок.
Хочешь ли судьею стать — ВЗДЕНЬ ПЕРУК с узлами,
Брани того, кто просит с пустыми руками,
Твердо сердце бедных пусть слезы презирает,
Спи на стуле, когда ДЬЯК выписку читает.
Если ж кто вспомнит тебе граждански УСТАВЫ,
Иль естественный закон, иль народны нравы −
Плюнь ему в рожу, скажи, что ВРЁТ ОКОЛЁСНУ,
Налагая на судей ту тягость несносну,
Что ПОДЬЯЧИМ должно лезть на бумажны горы,
А судье довольно знать КРЕПИТЬ приговоры.
(А. Кантемир)
Замените устаревшие выделенные слова и выражения современными синонимами. Если это невозможно, дайте истолкование лексического значения выделенного слова.
3. На уроке для разбора по составу были даны следующие глаголы: сапожничать, жадничать, нервничать, скрытничать, садовничать. Первый учащийся выделил во всех глаголах суффикс -нича-, второй выделил во всех глаголах суффикс -нич- и суффикс -а-, а третий выделил во всех глаголах суффикс -н- и суффикс -ича-. Объясните с точки зрения словообразования, кто из учащихся прав.
4. Даны фразеологизмы на иностранных языках. Значение всех этих фразеологизмов – «важный, значительный, занимающий видное положение в обществе человек»:
а top (big) dog («верхняя (большая) собака», анг.);
un pezzo grosso («толстый/крупный кусок», итал.);
крупна (велика) риба («крупная (большая) рыба», сербскохорв.);
ein hohes Tier («высокий зверь», нем.).
-Укажите, какой из приведённых фразеологизмов возник не совсем по той же схеме образного переосмысления ситуации и в чём отличие этой смысловой схемы от схемы, по которой образованы другие фразеологизмы.
-Напишите русский фразеологизм с таким же значением и таким же образом, как у трёх иностранных фразеологизмов.
5. Раскройте скобки в приведённых ниже словах, вставьте пропущенные буквы. Объясните в каждом случае выбор слитного, дефисного или раздельного написания.
(северо)восточный | (ракет..)носитель |
Ростов(на)Дону | (ави..)почта |
(пол)Москвы | (южно)африканский |
6. Дано предложение: Пока для вас новое новое – оно и для меня новое.
Сколько в этом предложении существительных и прилагательных? Ответ обоснуйте.
7. Какую синтаксическую роль в предложении может играть имя существительное СТОРОНА? Составьте предложения с примерами употребления этого существительного (по одному предложению для демонстрации каждой синтаксической роли).
8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.
Пример: Кекс Али (ответ: лексика).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Я, эмо и Иглот.
9. Прочитайте фрагмент стихотворения.
За облаком до половины скрыта,
Луна светить ещё не смеет днём.
Вот жук взлетел и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.
(А. Фет)
-Дайте общее наименование лексическому средству выразительности (в данном случае тропу), которое реализовано в этом отрывке в разных своих формах.
-Выпишите из текста фрагменты, в которых реализуется это средство выразительности.
-Назовите формы реализации этого средства выразительности, использованные в тексте.
10. Прочитайте высказывание Ф.И. Буслаева и вставьте пропущенные слова (части слов).
«Уже в древнейшую эпоху русские произносили буквы ъ и ь как о и е: потому писец Остромирова евангелия, по русскому выговору, пишет: сотьникъ вместо ……; пришедъи (пришедший) вместо ……; пишет творительный падеж единственного числа мужского и среднего родов на -омъ вместо на -……, например, глас……, род……, слов……. В Изборнике Святослава 1073 г. кото вместо ……; в Добриловом евангелии 1164 г. писець, перьсты, весь вместо ……, ……, ……».