Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
2017-2018 учебный год
школьный этап
11 класс
продолжительность олимпиады – 120 мин
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
Макс. балл | 2 | 12 | 10 | 3 | 4 | 2 | 12 | 11 | 15 | 12 | 83 |
Балл жюри | | | | | | | | | | | |
Подпись члена жюри | | | | | | | | | | | |
Задание 1
Найдите примеры, где нормативно твердое произношение согласного перед Е. Обведи в кружок верный (ые) ответ (ы).
а) фанера;
б) сессия;
в) компетенция;
г) реквием;
д) отель;
е) бассейн
Задание 2
Проанализируйте, как изменяются слова очутиться, победить, петь, мечта. Что их объединяет и как в реальной речи решаются проблемы с их употреблением? Приведите примеры.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Даны фразы:
1 На нас возложена ответственность: мы личности, человеки! (Л. Соломянская)
2. Толстый молодой деятель, пуча глаза, уверял меня, что главная проблема уже вовсе не в этом, а в том, что «молодые человеки» хотят смотреть телевизор и не желают читать. (В. Арро)
3. Все мы люди, а многие из нас еще и человеки, а потому в каждом сидит червоточинка, этакая гнильца. (Н. Дежнев)
4. И тяга без тракторов ― есть! И умные человеки ― есть! Они из тех, кто без «многозначительных мин», но зато с мозолями на руках и добросердечием в груди! (Е. Весник)
Используя этот материал, объясните смысловые и стилистические особенности употребления формы человеки. В чем вы видите ее отличие от формы люди?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Определите, что лежит в основе языковой игры в данном ниже одном из «Неначатых рассказов» Феликса Кривина:
ИЗ ЖИЗНИ ТРАВ
…было бы кому кланяться, а кому кланяться найдется.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов: арпином, фоном, закусемое, еполдонине.
Задание 6
В русском языке есть слова ПОВЕСТЬ и ИЗВЕСТЬ. Одно из них славянского происхождения, другое – заимствовано из греческого. Можно ли без словарей и справочников определить, какое из этих слов является заимствованным? Объясните, на каком основании сделан вывод.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7
Даны следующие предложения со словом как:
1. Как ты себя чувствуешь?
2. Мы не знаем, как решать задачу.
3. Катя видела, как Володя перепрыгнул через канаву и скрылся в чаще.
4. Ему как биологу будет интересно послушать доклад химиков.
5. Как хорошо в лесу весной!
6. Ему уже десять лет, а он ведёт себя, как младенец.
Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8
Найдите в данном тексте все исторически однокоренные слова и распределите их на 3 группы в зависимости от значения корня.
Однажды утром вежливые и совестливые жители города N как обычно открыли свежий выпуск «Ведомостей», поведавший им о важности ведения учёта торговцев снедью у местного заводика. Кроме того, сообщалось: воевода, без ведома которого ничего не происходило в городе N, организует общий сбор. Поводом оказалось появление на окраине вожака волчьей стаи. На последних страницах газеты было напечатано продолжение повести о медведях, ведьмах и вещих снах, которое жители города с наслаждением «проглотили» до обеда.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9
В Лаврентьевской летописи, в рассказе о нападении печенегов на Белгород, есть такая фраза:
удолжися* остоя в городѣ и бѣ гладъ великъ.
* грамматически это форма одного из древнерусских прошедших времен.
-Переведите подчёркнутую часть предложения на современный русский язык.
-К словам УДОЛЖИСЯ и ОСТОЯ подберите однокоренные слова современного русского языка, которые важны для понимания смысла фразы. -Какие значения имеют приставки У- и О- в словах из летописи?
-Какие значения имеют приставки У- и О- в приведённых ниже глаголах и существительных? Есть ли среди них те, в которых присутствуют те же самые значения приставок, что и в словах из летописи? Аргументируйте свой ответ.
Усмирить, ушить, упихнуть, удлинить.
Окоп, оговориться, озеленить, осколок.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10
Объясните, чем различаются значения прилагательных земной, земельный, земляной и землистый. Свой ответ постройте в виде кратких словарных статей.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4