СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2017 г. (11 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2017 г. (11 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2017 г. (11 класс)»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2017-2018 учебный год

школьный этап

11 класс

продолжительность олимпиады – 120 мин


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Макс. балл

2

12

10

3

4

2

12

11

15

12

83

Балл жюри












Подпись члена жюри













Задание 1

Найдите примеры, где нормативно твердое произношение согласного перед Е. Обведи в кружок верный (ые) ответ (ы).

а) фанера;

б) сессия;

в) компетенция;

г) реквием;

д) отель;

е) бассейн


Задание 2

Проанализируйте, как изменяются слова очутиться, победить, петь, мечта. Что их объединяет и как в реальной речи решаются проблемы с их употреблением? Приведите примеры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3

Даны фразы:

1 На нас возложена ответственность: мы личности, человеки! (Л. Соломянская)

2. Толстый молодой деятель, пуча глаза, уверял меня, что главная проблема уже вовсе не в этом, а в том, что «молодые человеки» хотят смотреть телевизор и не желают читать. (В. Арро)

3. Все мы люди, а многие из нас еще и человеки, а потому в каждом сидит червоточинка, этакая гнильца. (Н. Дежнев)

4. И тяга без тракторовесть! И умные человекиесть! Они из тех, кто без «многозначительных мин», но зато с мозолями на руках и добросердечием в груди! (Е. Весник)

Используя этот материал, объясните смысловые и стилистические особенности употребления формы человеки. В чем вы видите ее отличие от формы люди?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4

Определите, что лежит в основе языковой игры в данном ниже одном из «Неначатых рассказов» Феликса Кривина:


ИЗ ЖИЗНИ ТРАВ

было бы кому кланяться, а кому кланяться найдется.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5

Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов: арпином, фоном, закусемое, еполдонине.


Задание 6

В русском языке есть слова ПОВЕСТЬ и ИЗВЕСТЬ. Одно из них славянского происхождения, другое – заимствовано из греческого. Можно ли без словарей и справочников определить, какое из этих слов является заимствованным? Объясните, на каком основании сделан вывод.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 7

Даны следующие предложения со словом как:

1. Как ты себя чувствуешь?

2. Мы не знаем, как решать задачу.

3. Катя видела, как Володя перепрыгнул через канаву и скрылся в чаще.

4. Ему как биологу будет интересно послушать доклад химиков.

5. Как хорошо в лесу весной!

6. Ему уже десять лет, а он ведёт себя, как младенец.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 8

Найдите в данном тексте все исторически однокоренные слова и распределите их на 3 группы в зависимости от значения корня.

Однажды утром вежливые и совестливые жители города N как обычно открыли свежий выпуск «Ведомостей», поведавший им о важности ведения учёта торговцев снедью у местного заводика. Кроме того, сообщалось: воевода, без ведома которого ничего не происходило в городе N, организует общий сбор. Поводом оказалось появление на окраине вожака волчьей стаи. На последних страницах газеты было напечатано продолжение повести о медведях, ведьмах и вещих снах, которое жители города с наслаждением «проглотили» до обеда.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9

В Лаврентьевской летописи, в рассказе о нападении печенегов на Белгород, есть такая фраза:


удолжися* остоя в городѣ и бѣ гладъ великъ.


* грамматически это форма одного из древнерусских прошедших времен.


-Переведите подчёркнутую часть предложения на современный русский язык.

-К словам УДОЛЖИСЯ и ОСТОЯ подберите однокоренные слова современного русского языка, которые важны для понимания смысла фразы. -Какие значения имеют приставки У- и О- в словах из летописи?

-Какие значения имеют приставки У- и О- в приведённых ниже глаголах и существительных? Есть ли среди них те, в которых присутствуют те же самые значения приставок, что и в словах из летописи? Аргументируйте свой ответ.

Усмирить, ушить, упихнуть, удлинить.

Окоп, оговориться, озеленить, осколок.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 10

Объясните, чем различаются значения прилагательных земной, земельный, земляной и землистый. Свой ответ постройте в виде кратких словарных статей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!