Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2017 г. (7 класс)»
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
2017-2018 учебный год
школьный этап
7 класс
продолжительность олимпиады – 90 мин
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
Макс. балл | 2 | 12 | 2 | 4 | 3 | 10 | 12 | 2 | 6 | 10 | 63 |
Балл жюри | | | | | | | | | | | |
Подпись члена жюри | | | | | | | | | | | |
Задание 1
В одном мультфильме-загадке есть такие строчки:
Далеко – далеко на лугу
Пасутся ко…
Ко… Нет, не кони!
Ко… Нет, не козы!
Ко… Правильно, коровы!
Найдите и объясните фонетическое несоответствие.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Расставьте ударения в данных словах броня, видение, характерный. Укажите, как изменяется значение слова в зависимости от места ударения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
В персидском языке есть поговорка «Везти слона в Индию». Что она обозначает? Какая аналогичная поговорка (пословица) есть в русском языке?
Аналог поговорки | Значение |
| |
Задание 4
У слов костюм, халат, платье, фуражка, кофта по частоте употребления преобладают формы двух падежей. Один из них – винительный. Назовите второй и объясните, почему именно эти падежные формы для этих слов наиболее актуальны.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
В какой паре нет антонимов:
укоротить – удлинить
осилить – ослабить
расширить – сузить
понизить – повысить?
Аргументируйте своё мнение.
Пара, в которой нет антонимов | Объяснение |
| |
Задание 6
Укажите, какие из приведенных слов являются старославянскими по происхождению. Аргументируйте свой ответ.
Трава, мрак, страна, кран, брат, глава, слава, власть, сладкий, надежда, надёжный, град (город), град (осадки), город.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7
Раскройте скобки в приведённых ниже словах, вставьте пропущенные буквы. Объясните в каждом случае выбор слитного, дефисного или раздельного написания.
(северо)восточный | (ракет..)носитель |
Ростов(на)Дону | (ави..)почта |
(пол)Москвы | (южно)африканский |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8
Какой из следующих глаголов несовершенного вида может быть непереходным: задумывать, заговаривать, замалчивать. Свой ответ аргументируйте (приведите примеры).
Задание 9
Укажите части речи в следующем предложении:
Кусодка нырво подзикала, мызянаясь отпакать мылюту.
Задание 10
В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.
Ветрило – сильный ветер.
Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.
Ферт – название буквы Ф.
Кузен – двоюродный брат.
Чело – голова.
Конка – городской транспорт с конной тягой
Челобитная – наказание.
Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.
5