ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2016–2017 учебный год
(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
(8 класс)
1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) количество букв не равно количеству звуков. Обоснуйте ответ.
Карандаш, верный, подъезд, сдаёшь, летишь, раскраска, ястреб, бородатый.
2. Замените в отрывке из стихотворения выделенные слова современными общеупотребительными синонимами.
О вы, которых быстрый ЗРАК
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
ЯВЛЯЕТ ЕСТЕСТВА УСТАВ,
Вам путь известен всех планет, –
Скажите, что нас так МЯТЕТ?
(М.В. Ломоносов)
3. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: вешалка, кобылка, пересылка, грелка, тарелка. Один учащийся сделал это так:
корень, суффикс глагола, суффикс -лк-, окончание | приставка, корень, суффикс -лк-, окончание | корень, суффикс -к-, окончание | корень, окончание |
веш-а-лк-а гр-е-лк-а | пере-сы-лк-а | кобыл-к-а | тарелк-а |
Найдите ошибки учащегося и объясните их.
4. Даны четыре фразеологизма на иностранных языках со значением «вести бесцельный, бесполезный разговор; заниматься бесполезным, ненужным делом»:
млатити празну сламу («обмолачивать пустую солому», сербскохорв.);
to beat the air («бить воздух», англ.);
donner un coup d’épée dans l’eau («бить шпагой по воде», франц.);
dar vueltas a la noria («ходить кругами вокруг колодца», исп.).
-Укажите, какой из приведённых фразеологизмов возник по схеме образного переосмысления ситуации, отличающейся от той, на основе которой построены другие фразеологизмы; объясните, в чём заключается различие в схемах.
-Напишите русский фразеологизм с тем же значением. Объясните, на основе какой образной схемы построено его значение.
5. Раскройте скобки в приведённых ниже наречиях и наречных выражениях и напишите их без ошибок.
стоять (на)вытяжку | (на)диво умна |
идти (по)двое | говорили (на)перебой |
мечтать (в)тайне | денег (в)обрез |
забежать (на)днях | ударил (на)отмашь |
рубить (с)плеча | взять (на)прокат |
6. Дано предложение: Новое – хорошо забытое старое. Сколько в этом предложении прилагательных? Ответ обоснуйте.
7. В предложениях на месте пропусков поставьте, где нужно, запятые. Объясните свой выбор.
1) Будучи в Вятке проездом_ мой приятель-художник успел сделать несколько выразительных набросков городских улиц.
2) В молодости дед мой слыл силачом: он _ играючи_ подымал угол хаты, чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень.
3) Что, сударь, плачете? Живите-ка _ смеясь!
4) Смеясь_ он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.
8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.
Пример: Кекс Али (ответ: лексика).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Тити и Скалс.
9. Прочитайте отрывок из стихотворения.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
(А.С. Пушкин)
-Укажите все явления в тексте, которые выходят за пределы современных грамматических норм, как они представлены в школьном курсе русского языка.
-Объясните, в чём заключается несоответствие отмеченных вами языковых явлений современным грамматическим нормам; выскажите предположение о причинах употребления этих грамматических форм в тексте А.С. Пушкина.
-Ответ оформите в виде таблицы:
Явления, выходящие за пределы современной грамматической нормы | Современная норма. Причины употребления формы в тексте |
| |
10. В древнерусском языке [ě] (ѣ) произносился как звук, близкий к дифтонгу [ие]. Дальнейшая история звука [ě] (ѣ) в восточнославянских языках была различна: в говорах, лёгших в основу украинского языка, усилилась первая часть дифтонга [и] (i), а в говорах, лёгших в основу русского и белорусского языков, усилилась вторая часть дифтонга [е] (е).
Напишите данные древнерусские слова на русском, украинском и белорусском языках:
Свѣтъ – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).
Лѣсъ – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).
Вѣра – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).