СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (8 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (8 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (8 класс)»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2016–2017 учебный год

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

(8 класс)

1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) количество букв не равно количеству звуков. Обоснуйте ответ.

Карандаш, верный, подъезд, сдаёшь, летишь, раскраска, ястреб, бородатый.


2. Замените в отрывке из стихотворения выделенные слова современными общеупотребительными синонимами.


О вы, которых быстрый ЗРАК

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

ЯВЛЯЕТ ЕСТЕСТВА УСТАВ,

Вам путь известен всех планет, –

Скажите, что нас так МЯТЕТ?

.В. Ломоносов)


3. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: вешалка, кобылка, пересылка, грелка, тарелка. Один учащийся сделал это так:


корень, суффикс глагола, суффикс -лк-, окончание

приставка, корень, суффикс -лк-, окончание

корень, суффикс -к-, окончание

корень, окончание

веш-а-лк-а

гр-е-лк-а

пере-сы-лк-а

кобыл-к-а

тарелк-а


Найдите ошибки учащегося и объясните их.


4. Даны четыре фразеологизма на иностранных языках со значением «вести бесцельный, бесполезный разговор; заниматься бесполезным, ненужным делом»:


млатити празну сламу («обмолачивать пустую солому», сербскохорв.);

to beat the air («бить воздух», англ.);

donner un coup d’épée dans l’eau («бить шпагой по воде», франц.);

dar vueltas a la noria («ходить кругами вокруг колодца», исп.).


-Укажите, какой из приведённых фразеологизмов возник по схеме образного переосмысления ситуации, отличающейся от той, на основе которой построены другие фразеологизмы; объясните, в чём заключается различие в схемах.

-Напишите русский фразеологизм с тем же значением. Объясните, на основе какой образной схемы построено его значение.


5. Раскройте скобки в приведённых ниже наречиях и наречных выражениях и напишите их без ошибок.


стоять (на)вытяжку

(на)диво умна

идти (по)двое

говорили (на)перебой

мечтать (в)тайне

денег (в)обрез

забежать (на)днях

ударил (на)отмашь

рубить (с)плеча

взять (на)прокат


6. Дано предложение: Новое хорошо забытое старое. Сколько в этом предложении прилагательных? Ответ обоснуйте.


7. В предложениях на месте пропусков поставьте, где нужно, запятые. Объясните свой выбор.


1) Будучи в Вятке проездом_ мой приятель-художник успел сделать несколько выразительных набросков городских улиц.

2) В молодости дед мой слыл силачом: он _ играючи_ подымал угол хаты, чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень.

3) Что, сударь, плачете? Живите-ка _ смеясь!

4) Смеясь_ он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.


8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.

Пример: Кекс Али (ответ: лексика).


Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Тити и Скалс.


9. Прочитайте отрывок из стихотворения.


Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

.С. Пушкин)

-Укажите все явления в тексте, которые выходят за пределы современных грамматических норм, как они представлены в школьном курсе русского языка.

-Объясните, в чём заключается несоответствие отмеченных вами языковых явлений современным грамматическим нормам; выскажите предположение о причинах употребления этих грамматических форм в тексте А.С. Пушкина.

-Ответ оформите в виде таблицы:


Явления, выходящие за пределы современной грамматической нормы

Современная норма. Причины употребления формы в тексте




10. В древнерусском языке [ě] (ѣ) произносился как звук, близкий к дифтонгу [ие]. Дальнейшая история звука [ě] (ѣ) в восточнославянских языках была различна: в говорах, лёгших в основу украинского языка, усилилась первая часть дифтонга [и] (i), а в говорах, лёгших в основу русского и белорусского языков, усилилась вторая часть дифтонга [е] (е).

Напишите данные древнерусские слова на русском, украинском и белорусском языках:


Свѣтъ – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).

Лѣсъ – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).

Вѣра – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!