ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2016–2017 учебный год
(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
(9 класс)
1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.
Юлить, детский, гордыня, возиться, заявить, утомлён, ветошь, приют.
2. Прочитайте два фрагмента из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Я ДУМАЛ: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
И вновь задумчивый, унылый
Пред милой Ольгою своей,
Владимир не имеет силы
Вчерашний день напомнить ей;
Он МЫСЛИТ: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнём и вздохов и похвал
Младое сердце искушал»…
-Можно ли считать выделенные в текстах глаголы полными синонимами?
-Можно ли вообще говорить в данном случае о синонимии? Дайте развёрнутый ответ, аргументируя свою точку зрения.
3. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: парусник (парусное судно), ценник, законник, вечерник, сонник. Первый учащийся выделил во всех этих словах суффикс -ник-, а второй выделил во всех этих словах суффикс -н- и суффикс -ик. Объясните с точки зрения словообразования, кто из учащихся прав. Во всех ли случаях мы можем получить однозначный ответ?
4. Даны фразеологизмы на иностранных языках с одним значением:
to live in clover («жить в клевере», англ.);
живети као бубрег у лоjу («жить как почка в масле», сербскохорв.);
vivre comme un coq en pâte («жить как петух в мармеладе», франц.);
wie die Made im Speck leben («жить как червяк в сале», нем.).
-Сформулируйте значение всех данных фразеологизмов.
-Укажите, какой из приведённых фразеологизмов отличается от других и в чём его отличие.
-Напишите русский фразеологизм с тем же значением и с похожим на приведённые фразеологизмы образом. Объясните, в чём отличие образа, положенного в основу русского фразеологизма, от внутренней формы приведённых выше примеров.
5. Раскройте скобки в приведённых ниже сочетаниях и напишите их без ошибок. Объясните в каждом случае выбор слитного или раздельного написания.
абсолютно (не)переводимая игра слов
(не)переводимый ни на один язык
(не)заменимый в походе предмет
(не)любимое с детства блюдо
(не)любимая мачехой девочка
6. Дано предложение: Вчера было тепло, а сегодня одевайся тепло, потому что тепло ушло.
Сколько в этом предложении знаменательных слов? К каким частям речи они принадлежат? Ответ обоснуйте.
7. Какую синтаксическую роль в предложении может играть инфинитив ЗНАТЬ? Составьте предложения с примерами употребления этого инфинитива (по одному предложению для демонстрации каждой синтаксической роли).
8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.
Пример: Кекс Али (ответ: лексика).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Эфиоп Яро.
9. Прочитайте фрагмент басни И.А. Крылова.
В ВЕРШИНЕ дерева, за ветку уцепясь,
Червяк на ней качался.
Над Червяком Сокол, по воздуху носясь,
Так с высоты шутил и издевался:
«Каких ты, бедненький, трудов не перенёс!
Что ж прибыли, что ты высоко так заполз?
Какая у тебя и воля и свобода?
И с веткой гнёшься ты, куда велит погода».
«Тебе шутить легко, –
Червяк ответствует, – летая высоко,
Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;
Но мне судьба дала достоинства не те:
Я здесь на высоте
Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»
-Соответствует ли выделенный в тексте фрагмент современной языковой норме?
-Прокомментируйте свой ответ.
10. Догадайтесь о значении подчёркнутого слова по контексту.
Мьстислав же не повѣда има зависти рад(д҇). бѣ бо котора велика межю има. съразившимсѧ полкомъ на мѣсто. Данилъ же выѣха на передъ. [Галицкая летопись].