СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (9 класс)»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2016–2017 учебный год

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

(9 класс)

1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.

Юлить, детский, гордыня, возиться, заявить, утомлён, ветошь, приют.

2. Прочитайте два фрагмента из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.


Я ДУМАЛ: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

И вновь задумчивый, унылый

Пред милой Ольгою своей,

Владимир не имеет силы

Вчерашний день напомнить ей;

Он МЫСЛИТ: «Буду ей спаситель.

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнём и вздохов и похвал

Младое сердце искушал»…


-Можно ли считать выделенные в текстах глаголы полными синонимами?

-Можно ли вообще говорить в данном случае о синонимии? Дайте развёрнутый ответ, аргументируя свою точку зрения.


3. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: парусник (парусное судно), ценник, законник, вечерник, сонник. Первый учащийся выделил во всех этих словах суффикс -ник-, а второй выделил во всех этих словах суффикс -н- и суффикс -ик. Объясните с точки зрения словообразования, кто из учащихся прав. Во всех ли случаях мы можем получить однозначный ответ?


4. Даны фразеологизмы на иностранных языках с одним значением:


to live in clover («жить в клевере», англ.);

живети као бубрег у лоjу («жить как почка в масле», сербскохорв.);

vivre comme un coq en pâte («жить как петух в мармеладе», франц.);

wie die Made im Speck leben («жить как червяк в сале», нем.).


-Сформулируйте значение всех данных фразеологизмов.

-Укажите, какой из приведённых фразеологизмов отличается от других и в чём его отличие.

-Напишите русский фразеологизм с тем же значением и с похожим на приведённые фразеологизмы образом. Объясните, в чём отличие образа, положенного в основу русского фразеологизма, от внутренней формы приведённых выше примеров.


5. Раскройте скобки в приведённых ниже сочетаниях и напишите их без ошибок. Объясните в каждом случае выбор слитного или раздельного написания.


абсолютно (не)переводимая игра слов

(не)переводимый ни на один язык

(не)заменимый в походе предмет

(не)любимое с детства блюдо

(не)любимая мачехой девочка


6. Дано предложение: Вчера было тепло, а сегодня одевайся тепло, потому что тепло ушло.

Сколько в этом предложении знаменательных слов? К каким частям речи они принадлежат? Ответ обоснуйте.


7. Какую синтаксическую роль в предложении может играть инфинитив ЗНАТЬ? Составьте предложения с примерами употребления этого инфинитива (по одному предложению для демонстрации каждой синтаксической роли).


8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.


Пример: Кекс Али (ответ: лексика).


Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Эфиоп Яро.


9. Прочитайте фрагмент басни И.А. Крылова.


В ВЕРШИНЕ дерева, за ветку уцепясь,

Червяк на ней качался.

Над Червяком Сокол, по воздуху носясь,

Так с высоты шутил и издевался:

«Каких ты, бедненький, трудов не перенёс!

Что ж прибыли, что ты высоко так заполз?

Какая у тебя и воля и свобода?

И с веткой гнёшься ты, куда велит погода».

«Тебе шутить легко, –

Червяк ответствует, – летая высоко,

Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;

Но мне судьба дала достоинства не те:

Я здесь на высоте

Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»


-Соответствует ли выделенный в тексте фрагмент современной языковой норме?

-Прокомментируйте свой ответ.


10. Догадайтесь о значении подчёркнутого слова по контексту.


Мьстислав же не повѣда има зависти рад(д҇). бѣ бо котора велика межю има. съразившимсѧ полкомъ на мѣсто. Данилъ же выѣха на передъ. [Галицкая летопись].


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!