СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по литературе для 7-8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой примерные задания для школьного этапа олимпиады по литературе для 7 класса в соответствии с методическими рекомендациями по составлению заданий Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по литературе для 7-8 класса»

Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020 г

Школьный этап

7-8 класс


Прочитайте стихотворение Ивана Есаулкова «И.К.Айвазовский. Девятый вал». Следом за ним приведены краткая биография И.Айвазовского и репродукция его картины «Девятый вал». Каким образом в стихотворении поэта преломляется творческая манера Айвазовского, о каких чертах личности художника мы узнаем? Что в живописи Айвазовского является наиболее значимым для поэта? Что о художнике вы можете сказать, глядя на его картину, какие тайны мастера открывает вам стихотворение И. Есаулкова?


Иван Есаулков

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 

 

Как шаг последний важен:

Дойти, достичь, дожить!

Ещё часть экипажа

Поборется за жизнь!..

 

Корабль разбился. Смачно

Над ним трудился шквал,

И над обломком мачты

Навис девятый вал.

 

Приблизилась к ним грозно

Громадная волна.

Спасутся? Или поздно -

Поглотит всех она?

 

Найдут они спасенье?

На небо посмотри -

Увидишь проясненье,

Блеск утренней зари.

 

Пускай волна клокочет,

Пусть океан ворчит,

Но после бурной ночи

Ласкают всё лучи.

 

Себе художник верен:

Пускай волна летит,

Ты, зритель, будь уверен -

Она не победит!

 

Все краски колорита

Вступают в грозный бой.

Сколь оптимизма скрыто

В борьбе со злой судьбой!

 

Сколь яркого мажора

В небесной глубине!

Не избежать позора

Бушующей волне!

 

Стихии грозной сила

Прекрасна и страшна,

Но всё ж не победила

Тех храбрецов она.

 

Ещё часть экипажа

Поборется за жизнь...

Как шаг последний важен:

Дойти, достичь, дожить!


Краткая биография И.К. Айвазовского

Иван Константинович Айвазо́вский (Ованес Айвазян; 1817—1900) — всемирно известный российский художник-маринист, коллекционер. Ованес Айвазян родился 29 июля 1817 г. в Феодосии (Крым), в семье армянского купца. Детство художника проходило в бедности, однако благодаря его таланту он был зачислен в симферопольскую гимназию, а затем и в Академию художеств Санкт-Петербурга.

В дальнейшем, получая пенсию Академии художеств, жил в Крыму (1838-40) и Италии (1840—44), посетил Англию, Испанию, Германию, позже путешествовал по России, Ближнему Востоку, Африке, Америке.

В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств.

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма.

. Скончался Айвазовский 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля».


Ниже дана краткая история создания картины «Девятый вал » и ее репродукция

Эта картина была написана, когда художнику было всего 33 года, и сразу после создания ее ждал ошеломляющий успех, во время первого показа в 1850 г. Интересно то, что эту работу художник писал не с натуры, а по памяти.
Буря вызывала у художника не страх перед стихией, а упоение ее непостижимой силой. Показателен в этом отношении один эпизод из жизни Айвазовского. Однажды он плыл на корабле из Англии в Испанию и попал в сильный шторм. После этого в европейской прессе даже появились сообщения о его гибели. Позже он заявил о том, что эти новости были ошибочными и признался в том, что многие пассажиры, обезумев от страха, тогда действительно мысленно попрощались с жизнью, а он с восхищением наблюдал за разбушевавшимся морем.

















































Критерии оценки и комментарии

Задания требуют некоторых навыков аналитической работы с текстом и в то же время предполагают включение творческих умений – соотнесения визуального и словесного образного ряда.

Рекомендуемое количество баллов – 20.

Распределить их можно следующим образом:

1. Умение выделить значимые для поэта черты личности Айвазовского и особенности его художественной манеры, показать, как они связаны в стихотворении, объяснить, как / какой образ художника из них складывается – максимально 8 баллов.

2. Умение выделить характерные черты живописной манеры Айвазовского, показать, какую трактовку они получают в стихотворении И. Есаулкова – максимально 9 баллов.

3. Точность, правильность, выразительность речевого оформления ответов – максимально 3 балла.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!