Школьный этап олимпиады школьников по литературе
2020 уч.год 6 класс
Время выполнения заданий – 1 час
Максимальное количество баллов - 50
1.задание. (30 баллов)
Текст одного из известных русских стихотворений был переведён компьютером последовательно на несколько языков, а затем обратно на русский. Перед вами отредактированный вариант этого «перевода». Прочитайте его, выполните задания.
Стужа. Ясно. День хорош!
Что, красотка, не встаёшь?
Просыпайся поскорей
Показать себя заре!
А вчера сердилась буря,
Небо тучами нахмуря,
Лишь луна едва светила.
У окошка ты грустила.
А сегодня – посмотри!
Поскорей глаза протри!
В окна видим мы с тобою
Небо ясно-голубое,
Снег белеет и на вид
Дорогим ковром лежит.
Лес один вдали чернеет
Только ёлка зеленеет,
И ручей сквозь лёд блестит.
-
Узнайте оригинал. Напишите точный текст первых 18 строк (3 строфы) «переведённого» стихотворения. Укажите имя автора и название стихотворения. (10 баллов)
-
Отметьте формальные (строфика, размер, рифмы) и содержательные отличия «перевода» от оригинала. (10 баллов).
Можете начертить таблицу по образцу, чтобы отличия были заметнее.
-
Удачен ли оказался «перевод»? Что и почему вам нравится больше? Напишите об этом в 5–7 предложениях. Подтвердите своё мнение примерами. (10 баллов)
2.Тестовые задания (за правильный ответ по 2 балла, всего 20)
1. Найдите среди пословиц поговорку.
А) Сказывай тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.
Б) Худая та птица, которая гнездо своё марает.
В) Чужими руками жар загребать.
Г) Засыпь правду золотом, а она всплывёт
2. Не является произведением древнерусской литературы
А) «Сказание о белгородском киселе»
Б) «Песнь и вещем Олеге»
В) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Г) «Повесть и разорении Рязани Батыем»
3. «Четвёртое лишнее»
А) «Свинья под дубом»
Б) «Листы и Корни»
В) «Муха»
Г) «Осёл и Соловей»
4. Жанр произведения А. С. Пушкина «Дубровский»
А) Роман
Б) Повесть
В) Притча
Г) Рассказ
5. Не является элементом композиции
А) Эпиграф
Б) Экспозиция
В) Развязка
Г) Кульминация
6. Этот поэт не принадлежит к числу поэтов XX века.
А) А. А. Ахматова
Б) Н. М. Рубцов
В) С. А. Есенин
Г) А. А. Фет
7. Автор повести «В дурном обществе».
А) Ф. А. Искандер
Б) В. М. Шукшин
В) В.Г. Короленко
Г) В. П. Астафьев
8. Жанр произведения «Кладовая солнца»
А) Притча
Б) Повесть
В) Сказка-быль
Г) Рассказ
9. Найдите ошибку в определении понятия эпическое произведение.
А) Выражает душевное состояние, мысли автора о мире и человеке.
Б) Произведение художественной литературы
В) Рассказывает о людях, окружающем мире, событиях
Г) Жанры эпических произведений: роман, повесть, басня, сказка.
10. Автор «Приключения Тома Сойера»
А)Х.К.Андерсен
Б)Р. Стивенсон
В)Юлий Ким
Г)Марк Твен
Задание №3
О каких авторах идёт речь?
1) Автор родился в Житомире в семье уездного судьи. В семье мирно уживались две религии, две национальности и три языка. Дети знали русский, украинский и польский языки. Окончил гимназию с серебряной медалью. Современники писателя называли его «нравственным гением, праведником русской литературы».
2) Автор родился в Москве, но детство прошло в Киеве. Учился в Киевской классической гимназии. Большинство его рассказов о природе, о животных. Он был автором детских журналов «Мурзилка» и «Пионер». Он говорил: «Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек».
3) Этот автор родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. В 1922 году была издана книжка его стихов «Голубая книга». Сказки начал писать уже в конце своей жизни. Его рассказы необычны: в них есть и реальное, и фантастическое. Настоящая его фамилия Климентов.
Задание №4
Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра, называется…
-
повесть
-
сказ
-
пьеса
-
рассказ
-
Задание №5
Определите жанр произведения К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»:
-
сказ
-
сказка
-
рассказ
Задание №6
Как называется главная книга П.П. Бажова?
-
«Уральские сказки»
-
«Рассказы для детей»
-
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
-
«Малахитовая шкатулка»
Задание №7
Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
-
Г.К. Андерсен «Снежная королева»
-
В.Г. Короленко «В дурном обществе»
-
А.П. Чехов «Хирургия»
-
И.С. Тургенев «Муму»
Задание №8
В предложении: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» — автор использует:
-
сравнение
-
антитезу
-
метафору
Задание №9
Назовите настоящую фамилию Саши Чёрного.
-
Климентов
-
Гликберг
-
Пешков
Задание №10
9. Назовите автора стихотворения «Рассказ танкиста»
1. К.Симонов.
2. А.Твардовский.
3. Д. Кедрин.
Ответы:
-
Оригинал – стихотворение А.С. Пушкина [1 балл] «Зимнее утро» [2 балла]:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
За точное воспроизведение стихотворения – 7 баллов; любая неточность, кроме вариативных знаков препинания, – минус 1 балл.
2.
Оригинал | «Перевод» |
18 строк | 17 строк |
4-стопный ямб | 4-стопный хорей |
разделение на 6-стишия | сплошной текст вольной рифмовки |
присутствуют аллитерации и ассонансы | аллитераций и ассонансов нет |
стилистический контраст | неоправданная разговорность |
Возможны и другие названные отличия, по два балла за каждое, но в сумме не более 10 баллов. Не следует ожидать от участников использованной в ключах терминологии.
3.
Критерии оценивания | Баллы |
Внятно и связно указано, какой текст нравится больше и почему. Отмечены отличия «перевода» от оригинала по разным параметрам (стиховые, стилистические, образные, логические). | до 7 баллов |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного в курсе русского языка материала). | до 3 баллов |
Всего | 10баллов |
Для эксперта. «Перевод» неудачен и стилистически, и лексически, и синтаксически. Наблюдается неоправданная разговорность стиля («глаза протри», «красотка»). Лексика текста бедна. Метрика и ритмика нарушены.
Перевод демонстрирует образную беспомощность. Так, «великолепные ковры» заменены на «ковёр, дорогой на вид». Утрачена параллель между Авророй и героиней стихотворения.
Примечание. Возможен вариант работы, в которой автору больше нравится «перевод» и сделана попытка доказать его эстетическую ценность. Такие работы не стоит сразу отвергать и нельзя оценивать нулём баллов. Следует понять логику автора и оценить работу согласно критериям.
2.Ответы к тестовым заданиям.( по 2 балла за ответ)
1-В, 2-Б, 3- В, 4- А, 5-А, 6- Г, 7-В, 8- В, 9- А, 10- Г
3.(По 2 балла за ответ – всего 6 баллов)
1- В.Г.Короленко, 2- К.Г. Паустовский, 3- А.П.Платонов
4.Пьеса ( 2балла) 5.Сказка (2балла)
6.«Малахитовая шкатулка» (2балла)
7.В.Г. Короленко «В дурном обществе» (2 балла)
8. Сравнение (2балла)
9. Гликберг (2балла) 10. А.Твардовский (2 балла)