СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

по экологии

 

 

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии»

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

по экологии для 5-6 классов

2018-2019 учебный год


Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить три вида заданий, которые отличаются по уровню сложности. Перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы.

Задание № 1 предполагает выбор двух верных ответов из шести предложенных;

Задание № 2 предполагает выбор верного утверждения ("да" - "нет") с его последующим обоснованием;

После выполнения всех заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.

На выполнение олимпиадной работы Вам предоставляется 45 минут. Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

Задание 1.

Выберите два правильных ответ из шести возможных

(правильный ответ – 1балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов).

Максимальное количество баллов за задание №1 - 8 баллов


1. Совокупность всех растительных организмов:

а) экосистема;

б) биоценоз;

в) ботанический сад;

г) фауна;

д) флора;

е) растительный мир территории.


2. Найдите ответы, где перечислены ткани растений:

а) основная, эпителиальная;

б) проводящая, покровная;

в) образовательная, соединительная;

г) механическая, основная;

д) мышечная, нервная;

е) мышечная, покровная.


3. Воздушная среда обитания характеризуется:

а) большим количеством света;

б) резкими колебаниями температуры;

в) небольшим количеством света;

г) высокой плотностью;

д) постепенным изменением температурного режима;

е) небольшим количеством кислорода.


4. К водным растениям относятся:

а) элодея и кубышка;

б) ковыль и тюльпан;

в) дуб и сосна;

г) баобаб и саксаул;

д) типчак и мятлик;

е) стрелолист и ряска.

5. Республика Татарстан располагается:

а) на Восточно-Европейской равнине;

б) в центральной части Российской Федерации;

в) на Дальнем Востоке;

г) в Западной Сибири;

д) на Северном Кавказе;

е) в Средней Азии.


6. Какие животные занесены в Красную книгу Республики Татарстан:

а) бурый медведь;

б) рыжий таракан;

в) обыкновенная летяга;

г) лисица обыкновенная;

д) лось;

е) сорока.


7. В заповедниках запрещено:

а) исследовать животных;

б) собирать грибы;

в) коллекционировать насекомых для научных целей;

г) отлавливать животных для их кольцевания;

д) косить траву;

е) измерять температуру воздуха.


8. Опираясь на определение экологии, установите, какие утверждения являются правильными:

а) «В нашем районе плохая экология»;

б) «Экология в наших местах испорчена»;

в) «Экологию необходимо охранять»;

г) «Экология – основа природопользования»;

д) «Экология – здоровье людей»;

е) «Экология – это наука».


Задание 2.

Выберите правильный ответ («да» - «нет») с его последующим кратким обоснованием (ответ и обоснование – от 0 до 3 баллов).

Максимальное количество баллов за задание №2 - 12 баллов


1. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой, так как в это время много корма, которым питаются взрослые птицы и птенцы.

Да – Нет


2. Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, можно получить почву.

Да – Нет


3. Люди, экономно расходующие воду, электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, охраняют природу

Да – Нет


4. Весной в лесу снег тает дольше, чем на поле.

Да – Нет

Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 20 баллов.

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

по экологии для 7-8 классов

2018-2019 учебный год


Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить три вида заданий, которые отличаются по уровню сложности. Перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы.

Задание № 1 предполагает выбор двух верных ответов из шести предложенных;

Задание № 2 предполагает выбор верного утверждения ("да" - "нет") с его последующим обоснованием;

После выполнения всех заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.

На выполнение олимпиадной работы Вам предоставляется 45 мин. Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!


Задание 1.

Выберите два правильных ответ из шести возможных

(правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов).

Максимальное количество баллов за задание №1 - 8 баллов


1. К абиотическим факторам относят:

а) направление ветра

б) количество кислорода в атмосфере

в) симбиоз

г) паразитизм

д) конкуренция

е) численность популяции


2. Из перечисленных организмов к теплокровным относятся:

а) окунь речной;

б) лягушка озерная;

в) дельфин-белобочка;

г) гидра пресноводная;

д) сосна обыкновенная;

е) ласточка городская.


3. Консументами в озере являются:

а) кубышка

б) раки

в) стрелолист

г) рыбы

д) ряска

е) бактерии


4. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов:

а) щука и карась;

б) лев и зебра;

в) пресноводная амеба и бактерия;

г) муравьиный лев и муравей;

д) шакал и гриф;

е) береза и подберезовик.

5. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания:

а) леопард – газель – трава;

б) клевер – заяц – орел – лягушка;

в) перегной – дождевой червь – землеройка – горностай;

г) трава – зеленый кузнечик – лягушка – уж;

д) водоросли – прудовик обыкновенный – выхухоль;

е) ил – трубочник – аквариумные рыбы.


6. На суше наименее продуктивные экосистемы расположены в:

а) тропических лесах;

б) умеренных лесах;

в) степях и саваннах;

г) арктических пустынях;

д) субтропических лесах;

е) горах выше 3000 м.


7. Энергия Солнца на Земле тем или иным способом не расходуется на:

а) накопление в виде энергии химических связей в органических веществах;

б) нагревание и испарение водных масс;

в) движение камней с гор вниз;

г) падение созревшего яблока с ветки;

д) передвижение автомобилей;

е) преодоление силы тяжести при взлете космического корабля.


8. Выберите из перечисленных организмов те группы, которые участвуют в формировании карбонатных осадочных пород:

а) диатомовые водоросли;

б) рыбы;

в) фораминиферы;

г) птицы;

д) звери;

е) моллюски.


Задание 2.

Выберите правильный ответ («да» - «нет») с его последующим кратким обоснованием (ответ и обоснование – от 0 до 3 баллов)

Максимальное количество баллов за задание №2 - 15 баллов


1. В холодных частях ареала можно встретить темноокрашенных змей чаще, чем в теплых.

Да – Нет


2. Птицы и млекопитающие легче переносят низкую внешнюю температуру, чем высокую.

Да – Нет


3. Весной надо жечь пожухлую прошлогоднюю траву, так как свежая трава будет расти лучше.

Да – Нет


4. Существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов.

Да – Нет


5. Использование более продуктивных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных решает не только экономические, но и природоохранные проблемы.

Да – Нет

Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 23 балла.


Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

по экологии для 9 классов

2018-2019 учебный год


Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить три вида заданий, которые отличаются по уровню сложности. Перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы.

Задание № 1 предполагает выбор двух верных ответов из шести предложенных;

Задание № 2 предполагает выбор верного утверждения ("да" - "нет") с его последующим обоснованием;

Задание № 3 предполагает выбор верного утверждения из 4-х возможных с его обоснованием.

Для решения задачи используйте такой алгоритм: внимательно прочитайте задачу, включая все варианты ответа; проанализируйте все ответы и выберите правильный и самый полный; обдумайте и набросайте план ответа, используя бумагу для черновых записей; отметьте букву, соответствующую выбранному Вами правильному ответу; аккуратно и разборчиво перепишите из черновика отредактированный Вами текст.

После выполнения всех заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.

На выполнение олимпиадной работы Вам предоставляется 45 минут. Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

Задание 1

Выберите два правильных ответ из шести возможных:

(правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов)

Максимальное количество баллов за задание №1 - 8 баллов


1. Главные отличия заповедника от заказника заключаются в том, что в заповедниках:

а) разрешаются определенные виды хозяйственной деятельности

б) разрешаются рубки ухода

в) создаются условия для охраны целых экосистем

г) охраняются только виды из Красной Книги

д) обязательно проводится экологический мониторинг

е) разрешен сбор лекарственных трав


2. Повышение средней глобальной температуры на 2-3 градуса по общепринятым прогнозам:

а) приведет к вымиранию пресмыкающихся

б) вызовет подъем уровня океана

в) улучшит климат для всех обитателей Земли

г) сместит границы природных зон, что приведет к дополнительному вымиранию видов

д) погубит жизнь на Земле

е) не отразится на жизни планеты


3. К пойкилотермным относят следующие виды организмов:

а) горностай

б) паук-крестовик

в) пеночка-весничка

г) косуля европейская

д) тритон альпийский

е) северный опоссум


4. К наиболее ярким проявлениям эвтрофикации относят:

а) засорение водоема строительным мусором

б) попадание в водоем нефти или ее производных

в)летнее цветение воды

г) заморы рыб

д) образование избыточного количества воды

е) уменьшение видового состава водоема и концентрации биогенных элементов


5. Растения, произрастающие в жарких сухих местообитаниях, избегают перегрева благодаря:

а) развитий корневой системе

б) плодоношению в прохладный сезон

в) плодам, защищенным толстым покровом

г) глянцеватой поверхности листьев

д) интенсивной транспирации

е) фотометрическому листорасположению


6. К числу теневыносливых древесных растений относится:

а) лиственница русская, б) сосна сибирская

в) дуб черечатый, г) липа мелколистная

д) береза повислая, е) сосна обыкновенная

7. Виды животных, использующие в пищу широкий набор кормов, относятся к группам:

а) олигофагов

б) полифагов

в) монофагов

г) стенофагов

д) эврифагов

е) ихтиофагов


8. Укажите те источники энергии для биосферы Земли, происхождение которых не связано с трансформацией солнечной энергии:

а) энергия ветра

б) энергия нефти

в) геотермальная энергия

г) энергия биомассы

д) энергия угля

е) гидроэнергия рек


Задание 2

Выберите правильный ответ («да» - «нет») с его последующим кратким обоснованием е (ответ и обоснование – от 0 до 3 баллов)

Максимальное количество баллов за задание №2 - 9 баллов


1. Северные популяции у млекопитающих характеризуются более крупными размерами по сравнению с южными популяциями.

Да — Нет


2. Бурый медведь в Республике Татарстан является охотничье-промысловым видом.

Да - Нет


3. Для сохранения и увеличения рыбных запасов правилами рыболовства запрещено использование мелкоячеистых сетей.

Да - Нет



Задание 3

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным (ответ и обоснование – от 0 до 3 баллов)

Максимальное количество баллов за задание №3 - 6 баллов



1. Овражная эрозия наиболее характерна для:

а) зоны широколиственных лесов;

б) зоны смешанных лесов;

в) зоны лесостепей;

г) тундры.



2. У млекопитающих, обитающих в тундровой зоне, относительно небольшие размеры выступающих частей тела. С чем связано данное приспособление?

а) уменьшение поверхности тела снижает теплоотдачу;

б) позволяет животным стать незаметными в условиях открытых пространств;

в) является следствием недостатка пищевых ресурсов;

г) позволяет уменьшить влияние сильных ветров при передвижении.


Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 23 баллов.


Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

по экологии для 10-11 классов

2018-2019 учебный год


Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить три вида заданий, которые отличаются по уровню сложности. Перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы.

Задание № 1 предполагает выбор двух верных ответов из шести предложенных;

Задание № 2 предполагает выбор верного утверждения ("да" - "нет") с его последующим обоснованием;

Задание № 3 предполагает выбор верного утверждения из 4-х возможных с его обоснованием, одна задача предполагает обоснование верного и неверных утверждений.

Для решения задачи используйте такой алгоритм: внимательно прочитайте задачу, включая все варианты ответа; проанализируйте все ответы и выберите правильный и самый полный; обдумайте и набросайте план ответа, используя бумагу для черновых записей; отметьте букву, соответствующую выбранному Вами правильному ответу; аккуратно и разборчиво перепишите из черновика отредактированный Вами текст.

После выполнения всех заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.

На выполнение олимпиадной работы Вам предоставляется 45 минут. Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.


ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!



Задание 1

Выберите два правильных ответ из шести возможных:

(правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов)

Максимальное количество баллов за задание №1 - 8 баллов


1. Главные отличия заповедника от заказника заключаются в том, что в заповедниках:

а) разрешаются определенные виды хозяйственной деятельности

б) разрешаются рубки ухода

в) создаются условия для охраны целых экосистем

г) охраняются только виды из Красной Книги

д) обязательно проводится экологический мониторинг

е) разрешен сбор лекарственных трав



2. Одной из особенностей Мирового океана как водной среды обитания является постоянная циркуляция водных масс, которая обусловлена:

а) постоянно дующими ветрами

б) разницей температур слоев воды

в) испарением с поверхности

г) тропическими ливнями

д) глубинными течениями

е) перемещением гидробионтов






3. Из перечисленных (экологических, зоогеографических) правил и законов связаны с адаптациями животных к температурному фактору:

а) Правило Уоллеса

б) Правило Аллена

в) Правило Гаузе

г) Правило Бергмана

д) Правило Глогера

е) Закон, или эффект Ремане


4. Цикличность факторов внешней среды обусловлена в первую очередь:

а) вращением Земли вокруг Солнца

б) направлением океанических течений

в) количеством атмосферной влаги

г) приливно-отливными течениями

д) вращением Луны вокруг Земли

е) передвижением воздушных масс.


5. Витамины по растворимости делятся на группы:

а) спирторастворимых

б) водорастворимых

в) кислоторастворимых

г) жирорастворимых

д) бензинорастворимых

е) щелочнорастримых.



6. Для животных ресурсами являются:

а) энергия ветра

б) органические вещества

в) солнечная энергия

г) углекислый газ

д) кислород

е) угарный газ.



7. К группе одомашненных животных относят:

а) блоху

б) тутового шелкопряда

в) божью коровку

г) медоносную пчелу

д) муравья

е) осу.


8. К числу видов, встречающихся в экосистемах северной степи, не относятся:

а) шалфей луговой

б) сныть обыкновенная

в) таволга двулистная

г) пион тонколистный

д) майник двулистный

е) прострел раскрытый.





Задание 2

Выберите правильный ответ («да» - «нет») с его последующим кратким обоснованием е (ответ и обоснование – от 0 до 3 баллов)

Максимальное количество баллов за задание №2 - 9 баллов


1. Наблюдаемое в настоящее время возрастание потребления, сопровождающееся образованием огромного количества отходов, получило название «кризис редуцентов».

да – нет


2. Реинтродукция – это преднамеренное переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала в новые для них места обитания.

Да - нет


3. Для территории средней полосы Европейской части России инвазивным видом растений является борщевик Сосновского.

Да - нет


Задание 3

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете верным (ответ и обоснование – от 0 до 3 баллов)

Максимальное количество баллов за задание №3 - 9 баллов


1. В природе широко распространены взаимовыгодные отношения видов - мутуализм. Пример — отношения между сибирской кедровой сосной и гнездящимися в кедровниках птицами — кедровкой и кукшей. Польза таких отношений для сосны заключается в том, что эти птицы:

а) уничтожают пядениц и коконопрядов, повреждающих хвою сосны;

б) распространяют семена сосны вместе с помётом, ускоряя прорастание;

в) прячут мелкие порции семян сосны под слой мха и лесного опада;

г) расклёвывают шишки, способствуя тем самым расселению сосны.


2. Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с природой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:

а) меньшей густотой подроста и подлеска;

б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;

в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;

г) большей влажностью воздуха.



Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте верные и неверные ответы (ответ и обоснование – от 0 до 3 баллов)


3. Климатические условия Арктики и Антарктики характеризуются чрезвычайно низкой среднегодовой температурой, продолжительной зимой и коротким летом. Однако даже в этих экстремальных условиях наблюдается относительно высокое разнообразие оседлых птиц. Какие физиологические адаптации птиц этому способствуют?

а) накопление подкожных жировых запасов;

б) увеличение потребления кислорода при снижении температуры;

в) удлинение периодов активного поведения;

г) формирование стай в холодное время года.


Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 26 баллов.

Ответы на задания ШЭ ВсОШ по экологии, 2018-2019 учебный год

Ответы, 5-6 классы

Оценка ответов 5-6 классов

Виды заданий

Показатели

Балл

Задание1

Выбор двух правильных ответов из шести предложенных

Выбраны неправильные ответы

0

Выбраны правильные ответы

1

Задание 2

Выбор правильного ответа и его обоснование

Выбран неправильный ответ

0

Выбран правильный ответ, отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование

1

Выбран правильный ответ, частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, отсутствует логика в рассуждениях, при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии нет)

2

Выбран правильный ответ с полным обоснованием (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, обоснование логично)

3


ОТВЕТЫ (5-6 КЛАСС)

Задание 1.

Максимальное количество баллов за задание №1 – 8 баллов,

№ вопроса

Верный ответ

Балл


№ вопроса

Верный ответ

Балл

1

д, е

1


5

а, б

1

2

б, г

1


6

а, в

1

3

а, б

1


7

б, д

1

4

а, е

1


8

г, е

1


Задание №2.

Максимальное количество баллов за задание №2 - 12 баллов,

1. Ответ: да.

Основной корм клестов – семена хвойных пород. Они созревают в конце зимы – начале весны.

2. Ответ: нет.

Почва должна иметь определенную структуру и в ее состав должны входить живые существа.

3. Ответ: да.

При таком подходе люди сохраняют ресурсы и меньше загрязняют окружающую среду.

4. Ответ: да.

В лесу больше тени, поэтому прохладнее. Более длительное таяние весеннего снега в лесу позволяет почве накопить больше влаги. Микроклимат леса способствует меньшему испарению – в итоге в почве остается больше воды.


Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 20 баллов.







Ответы, 7-8 классы


Оценка ответов, 7-8 классы

Виды заданий

Показатели

Балл

Задание1

Выбор двух правильных ответов из шести предложенных

Выбраны неправильные ответы


0

Выбраны правильные ответы


1

Задание 2

Выбор правильного ответа и его обоснование

Выбран неправильный ответ

0

Выбран правильный ответ, отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование

1

Выбран правильный ответ, частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, отсутствует логика в рассуждениях, при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии нет)

2

Выбран правильный ответ с полным обоснованием (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, обоснование логично)

3


Задание 1.

Максимальное количество баллов за задание №1 – 8 баллов,

№ вопроса

Верный ответ

Балл


№ вопроса

Верный ответ

Балл

1

а, б

1


5

г, д

1

2

в, е

1


6

г, е

1

3

б, г

1


7

в, г

1

4

д, е

1


8

в, е

1



Задание 2.

Максимальное количество баллов за задание №2 - 15 баллов,

1.Ответ: да.

Черный цвет в большей степени, чем какой-либо, поглощает тепло. Темноокрашенные рептилии быстрее нагреваются.

2.Ответ: да.

Снизить потери тепла можно многими способами, увеличить же теплоотдачу гораздо труднее. Основной путь для этого – испарение воды из организма. Однако в местах, где часто наблюдается высокая (более 35оС) температура воздуха, обычно имеет место и дефицит влаги.

3.Ответ: нет.

В огне гибнут миллионы насекомых и других беспозвоночных, обитающих в подстилке и травянистом ярусе, уничтожаются кладки птиц, гнездящихся на земле. В норме органические вещества, составляющие пожухлую траву, разлагаются и постепенно переходят в почву. Нарушается круговорот элементов в данной экосистеме, ее естественный баланс. Кроме того, сжигание прошлогодней травы регулярно приводит к пожарам: горят леса, деревянные постройки, столбы линий энергоснабжения и связи.

4.Ответ: да.

Грибы и бактерии являются основными редуцентами в экосистемах Земли. Они разлагают мертвые органические вещества до неорганических, которые затем потребляют зеленые растения. Тем самым грибы и бактерии поддерживают круговорот элементов в природе, а следовательно, и саму жизнь.

5. Ответ: да.

В этом случае с одной и той же площади сельхозугодий человек получит больше продукции, следовательно, увеличится емкость среды. Соответственно, для увеличения количества получаемой продукции нет надобности в освоении новых территорий, поэтому часть уже имеющихся сельскохозяйственных территорий может быть освобождена и вновь занята природными сообществами


Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 23 балла.





Ответы, 9 класс

Оценка ответов, 9 кл

Виды заданий

Показатели

Балл

Задание1

Выбор двух правильных ответов из шести предложенных

Выбраны неправильные ответы


0

Выбраны правильные ответы


1

Задание 2

Выбор правильного утверждения и его обоснование

Выбран неправильный ответ

0

Выбран правильный ответ, отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование

1

Выбран правильный ответ, частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, отсутствует логика в рассуждениях, при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии нет)

2

Выбран правильный ответ с полным обоснованием (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, обоснование логично)

3

Задание 3

Выбор правильного утверждения и его обоснование

Выбран неправильный ответ

0

Выбран правильный ответ, отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование

1

Выбран правильный ответ, частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, отсутствует логика в рассуждениях, при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии нет)

2

Выбран правильный ответ с полным обоснованием (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, обоснование логично)

3


ОТВЕТЫ, 9 КЛАСС

Задание 1

Максимальное количество баллов за задание №1 - 8 баллов

№ вопроса

Верный ответ

Балл


№ вопроса

Верный ответ

Балл

1

в, д

1


5

Г,е

1

2

б, г

1


6

Б,г

1

3

б, д

1


7

Б,д

1

4

В, г

1


8

В,е

1


Задание 2

Максимальное количество баллов за задание №2 - 9 баллов

1.Ответ: Да. С увеличением размера уменьшается отношение поверхности тела организма к его объему, что уменьшает потерю телом тепла (например, связь размеров и пропорций тела животных с климатическими условиями была подмечена в правиле Бергмана).


2.Ответ: Нет. Этот вид в республике охраняется.


3. Ответ: Да. В мелкоячеистые сети попадают и вылавливаются много неподросшей рыбы, для того чтобы сохранить молодь, способную дать большое потомство использование таких сетей запрещено.

Задание 3

Максимальное количество баллов за задание №3 - 6 баллов

1. Ответ В правильный. В зоне степей наблюдается активное и давнее сельскохозяйственное освоение. Распашка земель является причиной массового появления оврагов в лесостепной и степной зоне.


2..ОтветА правильный. Согласно правилу Аллена, теплокровные животные, обитающие в областях с преобладающими низкими температурами, имеют, как правило, болеет короткие выступающие части тела (уши, лапы, хвост, нос) по сравнению с обитателями более теплых зон и областей. Теплоотдача (потеря тепла, его передача в окружающую среду) пропорциональна площади поверхности тела. Уменьшение поверхности тела снижает теплоотдачу, а это защищает организм от переохлаждения.


Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 23 балла

Ответы, 10-11 кл.

Оценка ответов

Виды заданий

Показатели

Балл

Задание1

Выбор двух правильных ответов из шести предложенных

Выбраны неправильные ответы


0

Выбраны правильные ответы


1

Задание 2

Выбор правильного утверждения и его обоснование

Выбран неправильный ответ

0

Выбран правильный ответ, отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование

1

Выбран правильный ответ, частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, отсутствует логика в рассуждениях, при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии нет)

2

Выбран правильный ответ с полным обоснованием (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, обоснование логично)

3

Задание 3

Выбор правильного утверждения и его обоснование

Выбран неправильный ответ

0

Выбран правильный ответ, отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование

1

Выбран правильный ответ, частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, отсутствует логика в рассуждениях, при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии нет)

2

Выбран правильный ответ с полным обоснованием (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, обоснование логично)

3



ОТВЕТЫ, 10-11 КЛАСС

Задание 1

Максимальное количество баллов за задание №1 - 8 баллов


№ вопроса

Верный ответ

Балл


№ вопроса

Верный ответ

Балл

1

в, д

1


5

б, г

1

2

а, д

1


6

б, д

1

3

б, г

1


7

б, г

1

4

а, д

1


8

б, д

1



Задание 2

Максимальное количество баллов за задание №2 - 9 баллов

1. Ответ: Да. Потому что организмы-редуценты, расщепляющие сложные вещества до простых соединений (один из биотических механизмов самоочищения) уже не успевают очищать биосферу от антропогенных отходов или потенциально не способны это делать в силу чуждого природе характера ксенобиотиков.


2. Ответ: Нет.Реинтродукция – переселение и заселение вновь диких животных и растений определенного вида на территорию, где они ранее обитали и произрастали, но откуда исчезли.


3. Ответ: Да. Родина этого растения – Кавказ. С целью хозяйственного использования был интродуцирован после чего стал неконтролируемо распространяться.




Задание 3

Максимальное количество баллов за задание №3 - 9 баллов

1. Ответ В правильный.

Всё дело в специфике условий кедровников для прорастания семян — почва закрыта толстым слоем опада и мха. Поэтому менее обязательны, но чрезвычайно существенны мутуалистические отношения между сибирской кедровой сосной и гнездящимися в кедровниках птицами — кедровкой и кукшей. Эти птицы, питаясь семенами сосны, обладают инстинктами запасания кормов. Они прячут мелкие порции «орешков» под слой мха и лесного опада. Значительную часть запасов птицы не находят и семена прорастают. Деятельность этих птиц способствует, таким образом, самовосстановлению кедровников, так как семена не могут прорастать на толстом слое лесной подстилки, преграждающей им доступ к почве.


2. Ответ Г правильный. Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. В Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.


3. Ответ А — неверен. В отличие от млекопитющих, птицы не обладают выраженной способностью откладывать жировые запасы.

Ответ Б верен. Интенсификация окислительного метаболизма способствует усилению теплопродукции и является физиологической адаптацией оседлых птиц к экстремально холодным зимам.

Ответ В неверен. Так как в условиях низких температур птицы сокращают, а не увеличивают, периоды активности для уменьшения теплопотерь.

Ответ Г неверен. Формирование стай является поведенческой, а не физиологической адаптацией.


Максимальное количество баллов за олимпиадное задание – 26 баллов.






Литература.

1. Экология. 10 (11) кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов; под ред. Н. М. Черновой. – 11-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2007. - 302, (2) с. : ил.

2. Снакин В. В. ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИИ. Энциклопедический словарь. – М.: Academia, 2008. – 816 с. + 16 с. вклейка - (Справочники. Энциклопедии. Словари).

3. Колесова Е. В., Титов Е. В., Резанов А. Г. Всероссийская олимпиада школьников по экологии/ науч. ред. Э. М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2005. – 168 с.

4. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: учеб. Для 10(11) кл. общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. 304 с.

5. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология: учеб. Для 10-11 кл. профил. шк. – 2-е. – М.: Просвещение, 2001. – 270 с.:

6. Ревелль П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Пер. с англ. – М.: Мир, 1994. – 340 с.

7. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Пер. с англ. / под ред. Ягодина Г.А. – М.: изд. группа «Прогресс», «Пангея», 1993. 256 с.

8. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: учебное пособие / под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 192 с.

9. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10(11) класс». М.: Дрофа, 2001. – 192 с.

10. Криксунов Е.А., В.В. Пасечник Экология. 10(11) класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2006. – 251 с.

11. Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 1999. – 320 с.

12. Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для учащихся 10(11) класса общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 1999. – 240 с.

13. www.rusolymp.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!