Задания, способствующие формированию у обучающихся
УУД на уроках технологии
Одна из задач освоения обучающимися содержания учебного предмета «Технология» — формирование технологического и проектного мышления. Это обусловливает необходимость разработки заданий, способствующих развитию умений «определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать…, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключение… и делать выводы» [2].
Для создания таких заданий можно использовать конструктор заданий, разработанный А. В. Яшуковой [3] (табл. 1).
Таблица 1
Классификация заданий по способу решения
Тип заданий | Виды заданий |
Задания на анализ и синтез | Воссоздание целостного объекта; нахождение объекта по указанным характеристикам; конструирование объекта на основе предложенного объектов; изменение объекта для использования в новых условиях |
Задания на сравнение | Заполнение таблиц полного и неполного сравнения; исключение «лишнего» объекта из перечня; нахождение аналогов и противоположных объектов; выполнение умозаключений по аналогии; определение закономерностей |
Задания на обобщение | Нахождение обобщающего понятия или конкретизация понятия; деление объектов на группы по разным основаниям |
Задания на классификацию | Конкретизация классификационных схем; проведение классификации объектов по разным основаниям; составление классификационных схем |
Приведём примеры заданий.
Задание 1. Окружающий мир многообразен (рис. 1).
| | |
а | б | в |
| | |
г | д | е |
Рис. 1. Иллюстрации к заданию 1 |
Разделите рисунки на две равные группы по существенному признаку. Назовите каждую группу. Укажите тот признак, по которому проведено обобщение.
Многие задания, которые обучающиеся выполняют в школе, имеют один правильный ответ. Содержание учебного предмета «Технология» позволяет составлять задания, в которых требуется проанализировать возможные технологические решения, учесть их достоинства и недостатки, а затем выбрать и предложить различные варианты решения.
Задание 2. Предложите не менее трёх вариантов материалов для изготовления кормушки для птиц для конкурса «Покормите птиц зимой!» Объясните, достоинства и недостатки изделий, изготовленных из указанных вами вариантов.
Формированию у обучающихся умения визуального представления информации способствуют задания, в которых необходимо «создавать, применять и преобразовывать рисунки, чертежи, знаки и символы, модели и схемы» [2, с. 19]. К этой группе заданий также относятся задания, связанные с изготовлением коллажей, созданием интеллект-карт и облаков слов.
Задание 3. Выберите на рисунке 2 изображение, которое верное показывает соотношение понятий «биосфера» («природа») и «техносфера». Объясните свой выбор. Примечание. Для выполнения задания найдите сведения о массе биосферы и техносферы, используя дополнительные источники информации. Укажите источники информации.
| |
а | в |
| |
б | г |
Рис. 2. Иллюстрации к заданию 3 |
Для включения в словарный запас обучающихся понятий, изучаемые на уроках технологии, применяются задания на составление (разгадывание) обучающимися различных кроссвордов.
Дидактические возможности кроссвордов повышаются при применении двух вариантов вопросов для одной сетки кроссворда. Например, в кроссворде «Русская кухня в пословицах и поговорках» 1-й вариант задания — это пословицы и поговорки, в которых пропущены названия продуктов питания, а 2-й вариант — объяснение для каждого пропущенного слова [1]. Использование ссылок на иллюстрации к словам, загаданным в кроссворде, в виде qr-кодов способствует развитию информационно-коммуникативных умений обучающихся.
Задания, направленные на развитие регулятивных УУД, играют в процессе обучения ключевую роль, так как они являются основой для постановки цели деятельности, планирования достижения целей, осуществления контроля и коррекции, само- и взаимооценке.
Задание 4. Оцените свою работу по теме «Что такое техносфера», используя таблицу 2.
Таблица 2
Критерии оценивания изучения темы «Что такое техносфера»
№ п/п | Критерии оценивания | Баллы* |
0 | 1 | 2 |
1 | Характеризую роль человека в изменении окружающего мира, используя понятие «техносфера» | | | |
2 | Привожу различные примеры объектов техносферы | | | |
3 | Нахожу информацию для выполнения заданий с неполными данными | | | |
4 | Показываю взаимосвязь между объектами биосферы и техносферы | | | |
5 | Самостоятельно составляю задания («крестики-нолики») по теме | | | |
6 | Нахожу и использую источники информации, заслуживающие доверия | | | |
СУММА БАЛЛОВ | |
* Баллы: 0 — задание не соответствует критерию; 1 — задание не полностью удовлетворяет критерию; 2 — задание полностью удовлетворяет критерию.
Как показывает опыт, обучающиеся часто затрудняются в определении и использовании критериев оценки деятельности. Решению этой проблемы способствует использование в процессе преподавания технологии таблиц, которые содержат эти критерии и помогающих обучающимся с помощью учителя, одноклассников или самостоятельно определять: цель и задачи познавательной деятельности; действия, которые необходимо осуществить в соответствии с поставленной целью; возможные затруднения при выполнении задания и пути их устранения; результаты, которые достигнуты при выполнении деятельности.
Задания, в которых обучающиеся сами придумывают вопросы, составляют тестовые задания или игры в соответствии с заданными условиями, способствуют формированию умений «соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности…, определять способы действий…, корректировать свои действия…» [2, с. 20]. Обучающиеся могут сравнивать свои задания с теми, которые придумали одноклассники. Это помогает школьникам найти и исправить возможные неточности, а также совершенствовать коммуникативные умения: формулировать и отстаивать свою точку зрения, признавать свои ошибки (если они имеются) и корректировать свой ответ.
Задание 5. Поиграйте в крестики-нолики. Впишите названия объектов природы и техносферы так, чтобы получился выигрышный путь1:
а) из объектов природы
б) из объектов техносферы
Задания, предусматривающие самопроверку и при необходимости принятие решения о корректировке ответа, также развивают регулятивные УУД. В тексте заданий можно как предлагать обучающимся: 1) вписывать пропущенные буквы и символы в определённое число клеточек; 2) выбирать варианты ответа или устанавливать соответствие между предлагаемыми множествами и находить определённые буквы, из которых складывается ключевое слово.
Задание 6. Выберите и подчеркните названия твёрдых при комнатной температуре материалов, используемых для производства материальных благ.
а) бензин ……………………………………….………………….… Р
б) пластмасса ….………………………………………………….. А
в) древесина ……………………………………….……………… Л
г) вода ......………………….……………………………...……… Т
д) золото ...………………………………………………................ Ю
е) ртуть ..…………………….……………………………………... У
ж) глина ………………..………………………......……………… М
з) железо .......……………………………………………....……… И
и) кислород …..…….…………………………………………….... Т
к) шерсть ….……………………………………………………… Н
л) нефть …….....……………………………………………………. Ь
м) стекло ………………………………..………………………….. И
о) алмаз ............................................................................................... Й
Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название твёрдого материала, используемого для изготовления посуды, самолётов, бенгальских огней: .
Задания, направленные на развитие «компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий» [2, с. 27], позволяют организовать применение обучающимися информационных ресурсов в их познавательной деятельности. Такие задания могут описывать проблемную ситуацию, возникающую в повседневной жизни, и задавать направление поиска информации.
Задание 7. Объясните, что такое «техноископаемые», используя дополнительные источники информации. Какую опасность они представляют для нашей планеты? Укажите источники информации.
Для формирования у обучающихся умения работать с мобильными устройствами, можно составлять интерактивные задания с помощью различных сервисов (Online Test Pad, Мультиурок, LearningApps.org и др.), а ссылку на задание давать в виде qr-кодов.
Задание 8. С помощью специального приложения сканируйте qr-код (рис. 3), перейдите по ссылке и выполните тестовые задания в интерактивной форме (правильность решения заданий проверяется автоматически). | Рис. 3. Qr-код к заданию 8 |
Знакомство обучающихся с различными профессиями, связанными с рассматриваемыми технологиями, можно проводить с помощью заданий, в которых требуется изготовить интеллект-карту, облако слов или коллаж. При этом у обучающихся формируются умения находить и структурировать информацию, представлять её, используя схемы и наглядные образы.
Разработка заданий, которые целенаправленно формируют у обучающихся универсальные учебные действия — это одна из интересных и перспективных областей методике обучения технологии.
Список литературы
Купцова А.В. Кроссворд «Русская кухня в пословицах и поговорках» [Электронный ресурс]. Мультиурок: [сайт]. URL: https://multiurok.ru/files/krossvord-russkaia-kukhnia-v-poslovitsakh-i-poghov.html (дата обращения 15.02.2021).
Российская Федерация. Министерство просвещения. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию: Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15 : редакция от 04.02.2020. — Текст : электронный // Реестр примерных основных образовательных программ. — URL: https://fgosreestr.ru/ — (дата обращения: 11.11.2021).
Яшукова А. В. Разработка и использование системы частично-поисковых заданий как средства формирования у учащихся приёмов умственной деятельности. Автореф. на соиск. степ. канд. пед. наук — М., — 2002. — 21 с.
1 Выигрышный путь – это горизонтальный или вертикальный ряд, или диагональ, в которой все названия соответствуют условию задания.