СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Загадки Периодической системы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована для проведения предметной недели или занятий химического кружка. Все вопросы связаны с названиями химических элементов и доступны для учащихся с 8 по 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Загадки Периодической системы»

Интеллектуальная игра по теме:  «Загадки периодической системы»

Интеллектуальная игра по теме: «Загадки периодической системы»

Условия игры. В игре принимают участие 12 пар. Игра включает 3 тура. 1 тур – разминочный. задаются 10 вопросов и предлагают 4 варианта ответов, из которых необходимо выбрать один правильный.  за каждый правильный ответ – 1 балл, время обсуждения 30 с. 2 тур – полуфинал «Заморочки из таблицы».  представлено игровое табло. - команде из двух человек, набравшей наибольшее количество баллов, даётся право выбора категории вопроса. Обсуждение в течение 1 мин, затем команда дает ответ на вопрос устно. - остальные команды могут дать ответ на вопрос в письменной форме или отказаться. - если ответ правильный – команде присуждаются баллы, в соответствии с категорией вопроса. - если ответ неверный – у команды отнимаются баллы в соответствии с категорией вопроса. - если команда не давала ответ на вопрос, то она остаётся при своих баллах. - три пары, набравшие наибольшее количество баллов по результатам двух туров, выходят в финал.  3 тур – финал «Самый умный». - победитель игры определяется по итогам финала. Ознакомить учащихся с правилами игры.

Условия игры.

  • В игре принимают участие 12 пар.
  • Игра включает 3 тура.
  • 1 тур – разминочный.
  • задаются 10 вопросов и предлагают 4 варианта ответов, из которых необходимо выбрать один правильный.
  • за каждый правильный ответ – 1 балл, время обсуждения 30 с.
  • 2 тур – полуфинал «Заморочки из таблицы».
  • представлено игровое табло.
  • - команде из двух человек, набравшей наибольшее количество баллов, даётся право выбора категории вопроса. Обсуждение в течение 1 мин, затем команда дает ответ на вопрос устно.
  • - остальные команды могут дать ответ на вопрос в письменной форме или отказаться.
  • - если ответ правильный – команде присуждаются баллы, в соответствии с категорией вопроса.
  • - если ответ неверный – у команды отнимаются баллы в соответствии с категорией вопроса.
  • - если команда не давала ответ на вопрос, то она остаётся при своих баллах.
  • - три пары, набравшие наибольшее количество баллов по результатам двух туров, выходят в финал.
  • 3 тур – финал «Самый умный».
  • - победитель игры определяется по итогам финала.

Ознакомить учащихся с правилами игры.

1.Самый распространённый в космосе элемент? 1) кислород, 2) водород, 3) сера, 4) фосфор. 2. Элемент, названный в честь планеты Земля. Кликом мышки вызывается первый вопрос с вариантами ответов.  В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри. После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ. Кликом мышки вызывается второй вопрос с вариантами ответов.  В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри. После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ.   теллур, 2) селен, 3) осмий, 4) германий.

1.Самый распространённый в космосе элемент?

1) кислород, 2) водород, 3) сера, 4) фосфор.

2. Элемент, названный в честь планеты Земля.

  • Кликом мышки вызывается первый вопрос с вариантами ответов.
  • В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри.
  • После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ.
  • Кликом мышки вызывается второй вопрос с вариантами ответов.
  • В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри.
  • После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ.
  • теллур, 2) селен, 3) осмий,

4) германий.

3. Элемент, названный элементом мысли и жизни. кальций, 2) фосфор,  3) магний, 4) фтор. 4. Элемент, который алхимики называли «желчью бога Вулкана». Кликом мышки вызывается третий вопрос с вариантами ответов.  В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри. После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ. Кликом мышки вызывается четвёртый вопрос с вариантами ответов.  В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри. После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ.   1)кремний, 2) сера, 3) кислород, 4) углерод.

3. Элемент, названный элементом мысли и жизни.

  • кальций, 2) фосфор,

3) магний, 4) фтор.

4. Элемент, который алхимики называли «желчью бога Вулкана».

  • Кликом мышки вызывается третий вопрос с вариантами ответов.
  • В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри.
  • После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ.
  • Кликом мышки вызывается четвёртый вопрос с вариантами ответов.
  • В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри.
  • После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ.

1)кремний, 2) сера, 3) кислород, 4) углерод.

5. Самый распространённый элемент на земле. кремний, 2) кислород, 3) железо, 4) кальций. 6.Какой химический элемент назван в честь России? Кликом мышки вызывается пятый вопрос с вариантами ответов.  В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри. После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ. Кликом мышки вызывается шестой вопрос с вариантами ответов.  В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри. После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ. 1) рений, 2) рутений, 3) радий, 4) селен.

5. Самый распространённый элемент на земле.

  • кремний, 2) кислород,

3) железо, 4) кальций.

6.Какой химический элемент назван в честь России?

  • Кликом мышки вызывается пятый вопрос с вариантами ответов.
  • В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри.
  • После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ.
  • Кликом мышки вызывается шестой вопрос с вариантами ответов.
  • В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри.
  • После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ.

1) рений, 2) рутений, 3) радий, 4) селен.

7. Какой элемент изображали в 18 веке в виде воина? магний, 2) железо,  3) натрий, 4) кальций. 8. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в Периодической системе? Кликом мышки вызывается седьмой вопрос с вариантами ответов.  В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри. После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ. Кликом мышки вызывается восьмой вопрос с вариантами ответов.  В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри. После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ. Жюри подводит итоги и по результатам шесть пар переходят во второй тур. Если не удаётся определить шесть пар, то можно задать дополнительный вопрос. 1) гелий, 2) хлор, 3) водород, 4) натрий.

7. Какой элемент изображали в 18 веке в виде воина?

  • магний, 2) железо,

3) натрий, 4) кальций.

8. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в Периодической системе?

  • Кликом мышки вызывается седьмой вопрос с вариантами ответов.
  • В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри.
  • После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ.
  • Кликом мышки вызывается восьмой вопрос с вариантами ответов.
  • В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри.
  • После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ.
  • Жюри подводит итоги и по результатам шесть пар переходят во второй тур.
  • Если не удаётся определить шесть пар, то можно задать дополнительный вопрос.

1) гелий, 2) хлор, 3) водород, 4) натрий.

9. Какой элемент имеет более трех миллионов соединений магний, 2) углерод,  3) натрий, 4) кальций. 10. Какой элемент дал название целой стране Кликом мышки вызывается седьмой вопрос с вариантами ответов.  В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри. После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ. Кликом мышки вызывается восьмой вопрос с вариантами ответов.  В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри. После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ. Жюри подводит итоги и по результатам шесть пар переходят во второй тур. Если не удаётся определить шесть пар, то можно задать дополнительный вопрос. германий, 2) серебро,  3) медь, 4) франций.

9. Какой элемент имеет более трех миллионов соединений

  • магний, 2) углерод,

3) натрий, 4) кальций.

10. Какой элемент дал название целой стране

  • Кликом мышки вызывается седьмой вопрос с вариантами ответов.
  • В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри.
  • После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ.
  • Кликом мышки вызывается восьмой вопрос с вариантами ответов.
  • В течении 30с пары должны дать письменный ответ членам жюри.
  • После сданных ответов по щелчку мышки показать правильный ответ.
  • Жюри подводит итоги и по результатам шесть пар переходят во второй тур.
  • Если не удаётся определить шесть пар, то можно задать дополнительный вопрос.
  • германий, 2) серебро,

3) медь, 4) франций.

2 тур «Заморочки из таблицы» Понятие 10 Химичес-кие элементы Общие знания 20 10 Законо-мерности 10 20 30 30 20 10 30 20 30 Право первого хода предоставляется команде, набравшей наибольшее количество баллов. На слайде «игровое поле» пара выбирает тему. Щелкните для получения слайда с информацией к выбранной теме. Разыгранные темы на «игровом поле» будут высвечиваться. Три команды, набравшие по итогам двух туров наибольшее количество очков, переходят в третий тур. Для перехода к вопросу третьего тура кликнете мышкой на стрелку в правом нижнем углу.

2 тур «Заморочки из таблицы»

Понятие

10

Химичес-кие элементы

Общие знания

20

10

Законо-мерности

10

20

30

30

20

10

30

20

30

  • Право первого хода предоставляется команде, набравшей наибольшее количество баллов.
  • На слайде «игровое поле» пара выбирает тему. Щелкните для получения слайда с информацией к выбранной теме. Разыгранные темы на «игровом поле» будут высвечиваться.
  • Три команды, набравшие по итогам двух туров наибольшее количество очков, переходят в третий тур. Для перехода к вопросу третьего тура кликнете мышкой на стрелку в правом нижнем углу.

С Ответ:углерод

С

Ответ:углерод

Са

Са

Al

Al

Эти частицы входят в состав ядра атома и определяют положение его в периодической системе. В каждом атоме их столько же, сколько и электронов Для появления вопроса кликнете мышкой. Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: электроотрицательность). Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу). Назовите их?

Эти частицы входят в состав ядра атома и определяют положение его в периодической системе. В каждом атоме их столько же, сколько и электронов

  • Для появления вопроса кликнете мышкой.
  • Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: электроотрицательность).
  • Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу).

Назовите их?

Между ними существуют промежутки. При физических явлениях они сохраняются, а при химических разрушаются. Находятся в постоянном движении     Для появления вопроса кликнете мышкой. Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: молекулы). 3.Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу).  Что это за частицы?

Между ними существуют промежутки. При физических явлениях они сохраняются, а при химических разрушаются. Находятся в постоянном движении

  • Для появления вопроса кликнете мышкой.
  • Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: молекулы).

3.Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу).

Что это за частицы?

  Состоят из двух греческих  слов. Могут быть стабильными и радиоактивными, естественными и искусственными. Их имеют многие элементы. У водорода их три.    Для появления вопроса кликнете мышкой. Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: изотопы). Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу).   О каких частицах идёт речь?

Состоят из двух греческих слов. Могут быть стабильными и радиоактивными, естественными и искусственными. Их имеют многие элементы. У водорода их три.

  • Для появления вопроса кликнете мышкой.
  • Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: изотопы).
  • Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу).

О каких частицах идёт речь?

    Связан с изменением числа энергетических уровней в атоме. В периодах с ростом заряда ядра атома он уменьшается  а в группах сверху вниз увеличивается      Для появления вопроса кликнете мышкой. Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: радиус атома в главных подгруппах с ростом заряда ядра атома увеличивается, а в периоде уменьшается с ростом порядкового номера элемента.) 3. Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу). Это…

Связан с изменением числа энергетических уровней в атоме. В периодах с ростом заряда ядра атома он уменьшается а в группах сверху вниз увеличивается

  • Для появления вопроса кликнете мышкой.
  • Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: радиус атома в главных подгруппах с ростом заряда ядра атома увеличивается, а в периоде уменьшается с ростом порядкового номера элемента.)

3. Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу).

Это…

Он показывает число электронов атоме и заряд его ядра, равен числу протонов в ядре и помогает вычислить число нейтронов Для появления вопроса кликнете мышкой. Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: порядковый номер элемента). 3. Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу). Что это?

Он показывает число электронов атоме и заряд его ядра, равен числу протонов в ядре и помогает вычислить число нейтронов

  • Для появления вопроса кликнете мышкой.
  • Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: порядковый номер элемента).

3. Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу).

Что это?

В периоде она увеличивается, а в главной подгруппе с ростом зарядов ядер не изменяется. Максимальное значение почти всегда совпадает с номером группы, хотя бывают исключения. Например, у фтора она равна -1 .     Для появления вопроса кликнете мышкой. Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: максимальное значение степени окисления атомов элементов в периоде с ростом заряда ядра атома увеличивается, а в главных подгруппах не изменяется). 3. Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу). Что это?

В периоде она увеличивается, а в главной подгруппе с ростом зарядов ядер не изменяется. Максимальное значение почти всегда совпадает с номером группы, хотя бывают исключения. Например, у фтора она равна -1 .

  • Для появления вопроса кликнете мышкой.
  • Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: максимальное значение степени окисления атомов элементов в периоде с ростом заряда ядра атома увеличивается, а в главных подгруппах не изменяется).

3. Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу).

Что это?

 В человеческом организме разные химические элементы накапливаются в разных частях : олово – в языке, калий и медь –в сердце, цинк –в зубах. Для появления вопроса кликнете мышкой. Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: в волосах). Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу). Где накапливается мышьяк?

В человеческом организме разные химические элементы накапливаются в разных частях : олово – в языке, калий и медь –в сердце, цинк –в зубах.

  • Для появления вопроса кликнете мышкой.
  • Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: в волосах).
  • Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу).

Где накапливается мышьяк?

  В 1875 году французский химик Лекок де Буабондан в образце цинковой обманки обнаружил новый химический элемент. Существование его предсказал Д.И.Менделеев. Он назвал его экаалюминий и оставил вакантное место в ПС. Этот металл плавится от тепла человеческой руки, а название получил в честь Франции.       Для появления вопроса кликнете мышкой. Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: галлий Латинское название Фрацции - Галлия). Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу). Назовите элемент?

В 1875 году французский химик Лекок де Буабондан в образце цинковой обманки обнаружил новый химический элемент. Существование его предсказал Д.И.Менделеев. Он назвал его экаалюминий и оставил вакантное место в ПС. Этот металл плавится от тепла человеческой руки, а название получил в честь Франции.

  • Для появления вопроса кликнете мышкой.
  • Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: галлий Латинское название Фрацции - Галлия).
  • Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу).

Назовите элемент?

Кошка химика Б. Куртуа забралась как- то в его лабораторию и разбила склянки со спиртовым экстрактом морских водорослей и серной кислотой. Для появления вопроса кликнете мышкой. Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: йод). Три команды, набравшие по итогам двух туров наибольшее количество очков, переходят в третий тур. Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу). Что помогла открыть хозяину его кошка?

Кошка химика Б. Куртуа забралась как- то в его лабораторию и разбила склянки со спиртовым экстрактом морских водорослей и серной кислотой.

  • Для появления вопроса кликнете мышкой.
  • Ответ на вопрос озвучивается устно (ответ: йод).
  • Три команды, набравшие по итогам двух туров наибольшее количество очков, переходят в третий тур.
  • Для возврата к слайду «игровое поле» щелкните на стрелку « возврат» ( в правом нижнем углу).

Что помогла открыть хозяину его кошка?

3 тур «Самый умный»   Семь металлов создал свет  По числу семи планет.  Дал нам космос на добро  Медь, железо, серебро,  Злато, олово, свинец.  Сын мой! Сера их отец!  И спеши, мой сын, узнать,  Всем ли ртуть родная мать?   Для появления вопроса кликнете мышкой. Время для ответа три минуты. Ответ предоставляется в письменном виде членам жюри. Правильный ответ дан на следующем слайде. Кликом мышки откройте его. С какими планетами отождествляли эти металлы?

3 тур «Самый умный» Семь металлов создал свет По числу семи планет. Дал нам космос на добро Медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец. Сын мой! Сера их отец! И спеши, мой сын, узнать, Всем ли ртуть родная мать?

  • Для появления вопроса кликнете мышкой. Время для ответа три минуты. Ответ предоставляется в письменном виде членам жюри.
  • Правильный ответ дан на следующем слайде. Кликом мышки откройте его.

С какими планетами отождествляли эти металлы?

Победила пара, набравшая наибольшее количество баллов в третьем туре. Максимальное количество баллов в третьем туре – семь.
  • Победила пара, набравшая наибольшее количество баллов в третьем туре. Максимальное количество баллов в третьем туре – семь.