СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Загадка и её роль в обучении и воспитании умственно отсталого школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Загадки полны познавательного смысла.  Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих. 

Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении.

Главным условием, обеспечивающим понимание загадок, является предварительное ознакомление детей  с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадках. 

Просмотр содержимого документа
««Загадка и её роль в обучении и воспитании умственно отсталого школьника»»

«Загадка и её роль в обучении и воспитании

умственно отсталого школьника»


Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил свое отражение в загадке. И составление загадки, и её разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявление в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно помогала, совершенствовать человеческую мысль. Указывал на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представления о мире облекались в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным. В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот.

Загадка была не только «тайным» языком. С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой и саму жизнь.

С течением времени загадка становится дидактическим средством – средством обучения детей. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую загадку. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны. От способа шифровки зависит логической задачи, её сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна. И её построение, и её лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих.

Важным требованием при отборе загадок является доступность. Отбираются загадки, которые посильны детям для наблюдения и понимания, пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни.

Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о смерти и родстве (муж, жена, свекровь), о старинных обычаях и обрядах, о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода.

Наиболее просты те загадки, в которых указываются самые типичные признаки. Так, в загадках о животных наиболее типичным признаком является голос животного. Не вызывают затруднений литературные загадки, сами они представляют собой подробные рассказы о предметах:

«Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят.

По кусочку все съедят!» (пирог)


Загадки, в которых характеристика дана лаконично (название 1-2 признака предмета), дети могут отгадать лишь при условии, что им эти признаки хорошо известны. Так детям хорошо известно. что соль, сахар растворяются в воде. Поэтому такую загадку, как «Белый камень в воде тает», они отгадывают легко, хотя характеристика предмета дана далеко не полно. Другую же (о соли): «В воде родится, а воды боится», отгадать не могут, потому что им неизвестно, как добывается соль; дети дают самые нелепые ответы: «рыба», «собака», «человек».

Взрослые. загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ, как результат правильного мышления.

Если дети затрудняются найти решение, взрослые иногда, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, сами растолковывают смысл загадки, подгоняя её под ответ, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять. Привыкая к готовым ответам, ребята теряют интерес к загадке. Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому прежде всего не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Детей следует учить сознательно, отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приемами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.

Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении.

Главным условием, обеспечивающим понимание загадок, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадках.

Нужны также знания, специально подводящие ребят к отгадыванию. Помимо практических знаний, детям нужно знание языка. Вот дети вышли на прогулку. Тепло. Пригревает солнышко. Они подставляют солнцу лицо, руки, довольно улыбаются.

- Какое сегодня солнышко? – спрашиваю детей.

- Солнышко сегодня хорошее, - отвечают дети.

- «И такое чистое, ясное, лучистое», - привожу строчку из стихотворения. – Оно горячее, жгучее?

- Нет, оно теплое, - говорят дети.

Помогаю детям найти и другие слова, точно характеризующие явление.

- солнышко греет щеки, руки, пригревает нас. Вам приятно, ребята?

- Приятно!

- Как же можно еще сказать о солнышке? Какое оно?

- Солнышко ласковое, доброе! Солнышко приветливое, оно улыбается нам.


Чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности:

  • выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, то есть произвести анализ;

  • сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, то есть произвести синтез;

  • на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, то есть отгадать загадку.


Для успеха в отгадывании ничего нельзя пропускать в загадке: в ней важно всё, каждое слово.

Во время прогулки на пришкольном участке загадываю загадку:


«Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел».


Что надо искать? Цветок. Но не обычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Значит, это крылышки. И дети находят ответ: «Это бабочка».

Загадки широко используются в общей системе образовательно-воспитательной работы: на уроках, в трудовой и игровой деятельности.

Перед наблюдением вечернего неба во время прогулки можно загадать такую загадку:

«Лежит ковёр большой, большой, а не ступить на него ногой» - и спросить: «Где ковер?»

Беседу о времени года можно начать с загадки:

«Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?»


Чтобы сделать обычный процесс умывания детей более привлекательным, можно загадать загадку:

«Мойдодыру я родня,

Отверни-ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою»



«Гладко, душисто, моет чисто».


«У нее с утра дела: чистит зубы добела».


Загадки можно использовать и на экскурсии во время наблюдений:


  1. Наблюдение за действием ветра.

- Есть ли сегодня ветер? Посмотрите и послушайте. Как вы узнали, что сегодня ветер?

Что делает ветер? Прислушайтесь, какой сегодня ветер: слабый или сильный? Почему вы так решили? (затем чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч…»).

В заключении можно загадать загадку:

«Без рук, без ног, а ворота отворяет».


  1. Наблюдение за облаками.

- Что вы видите на небе? (облака). Как можно сказать, какое небо сегодня? На что похожи облака? С чем их можно сравнить. Посмотрите: облака неподвижны или движутся? Почему они движутся? Что делает ветер с облаками?

Затем предлагаю загадку:

«Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут».

Вопросами помогаю детям понять переносный смысл слов:

- Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут? Какой силы ветер, если облака плывут? А если бегут? Летят? Как сегодня движутся облака? Они бегут или плывут? Сделайте вывод, какой силы ветер сегодня?


  1. Наблюдение за инеем.

- Что вы видите на деревьях, кустах? О чём эти стихи:

«Не колючий, светло-синий

По кустам развешан… (иней)

- Что такое иней? В какую погоду бывает иней? Давайте рассмотрим. На что похож иней?

«В декабре, в декабре

Все деревья в серебре…»

- О каком серебре идет речь в стихотворении С.Я. Маршака? Отгадайте загадку: «Не снег, не лед, а серебром деревья уберет».


  1. Наблюдение за деревьями на участке.

Предлагается загадка: «Весной вырастают, осенью опадают» (листья на деревьях).

- Посмотрите, какие стоят деревья. Как можно назвать деревья без листьев? Почему деревья голые? почему листья с деревьев осенью опадают? Чем похожи деревья? Чем отличаются деревья, растущие на участке?


Далее предлагаю загадки:


«Что за дерево: и зиму, и лето зелено?»


«Что летом и зимой в рубахе одной?» (ель, сосна)


«В шубе летом, а зимой раздеты» (лиственные деревья)


«В белом сарафане встала на поляне,

Летом синицы, сели на косицы» (береза)


«Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок» (лиственница)


- Как названы в загадках листья? Почему?

- На какие «косицы» сели синицы? Похожи ли ветви березы на «косицы»?

- Как назван в загадке ствол березы? Почему?


  1. Беседа о школьных принадлежностях.

Дети рассматривают предметы, необходимые школьнику, называют их, определяют, какие они, для чего нужны, как ими пользоваться, как хранить. затем проводится игра «Посылка». В класс приходит посылка, в ней много предметов, но какие, надо отгадать: идут загадки про карандаш, ручку, книгу, тетрадь, мел. Отгадавшие достают соответствующие предметы, отмечают признаки, по которым они отгадали.


Загадываю загадку:

«В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И на много-много лет

Оставляет черный след. (карандаш)


- Что такое «снежное поле»? Конь?

- почему он «одноногий»?

- Что за «след» он оставляет и почему «на много лет»?


После этого предлагаю загадку о книге:


«Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает». (книга)


Прошу последовательно доказать отгадку.


Подобным же образом ведется работа с другими загадками:


«В белом поле синие

Протянулись линии

А по ним друзья идут,

Друг друга за руки ведут». (буквы в тетради)


Так систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное и речевое развитие ребенка.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!