СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заглавие текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок основы смыслового чтения, с приложение и презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Заглавие текста»

Технологическая карта урока

Тема

Заглавие текста

Тип урока

урок «открытия» новых знаний

Цель

– учим отличать текст от набора предложений;

– определять тему текста;

– знакомим с заголовком, отражающим тему текста.

Задачи

Образовательные:

- выработать у учащихся умение выделять тему тексте;

- уметь на основе прочитанного текста давать заглавие;

- совершенствовать навыки устной речи.
Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;

-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;

-привитие навыков театральной игры.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе.

УУД

Личностные УУД:  проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь задавать вопросы, владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД:

- уметь по теме текста определять заглавие текста.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать, что такое текст, основная мысль текста, заглавие текста.

Уметь определять заглавие текста.

Личностные: интерес к смысловому чтению как предмету.

Основные понятия

Текст, тема текста, название текста, основная мысль текста, заглавие текста.

Межпредметные связи

 Русский язык, литературное чтение

Ресурсы:

Основные


- электронные физкультминутки

- интернет ресурсы


Ход урока

Этапы урока

Интерактивное сопровождение

Содержание, деятельность

учителя

Деятельность

учеников

  1. Орг. момент










Слайд 2








Слайд 3











Слайд 4

Учитель:

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Речевая разминка:

1. «Трубочист»

Прочитайте стихи: а) на одном вдохе, делая только заборы воздуха; б) увеличивая темп к концу каждой строки; в) увеличивая громкость к концу каждой строки.

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!


2. Зарядка для языка и губ

  • «Грустно-весело»

  • «Футбол»

  • «Вальс»

  • «Лошадка»

-А сейчас послушайте отрывки из произведений и попробуйте отгадать, из каких произведений эти отрывки.

  • (Телефон, Муха-Цокотуха, Мойдодыр)

  • Молодцы! А кто автор этих произведений?

  • Ребята, а как вы думаете в каком жанре написаны эти произведения? Это рассказы, сказки, стихотворения? В какой форме написаны: проза или стихотворения?

Молодцы! А теперь давайте вспомним сказку-стихотворение, которое мы учим на каждом уроке. Это «Муха- Цокотуха».

Сегодня мы с вами разучим новую часть этой сказки.

-Ну вот и новая часть стихотворения

Муху за руку берёт 
И к окошечку ведёт:
 

«Я злодея зарубил, 
Я тебя освободил
 
И теперь, душа-девица,
 
На тебе хочу жениться!»

Предложить рассказать по одному у доски.

- Спасибо!

Дети:

Повторяют вместе со мной.


Выполняют упражнения













Слушают аудиозаписи, отгадывают.

Корней Иванович Чуковский.

Сказки.

Стихотворная.









Заучивают наизусть




(несколько человек по очереди выходят к доске и рассказывают отрывок наизусть)

  1. Актуализация знаний





Слайд 5


Слайд 6



Слайд 7



Слайд 8






Слайд 9













Слайд10

– На уроках мы постоянно говорим о текстах – текст рассказа, задачи и сообщения в учебнике... А что такое текст? Чем он отличается от набора предложений? (Текст состоит из предложений. В тексте говорится о чём-то. В тексте всё связано. Есть одна тема и главная мысль.)


- Посмотрите: на слайде у нас наборы предложений. Под номером один и под номером два. Какой из них является текстом? (2) Почему?

- Молодцы!

- Сегодня мы поработаем над одним из отрывков рассказа Георгия Скребицкого. Он очень любил писать рассказы для детей. А вот о ком он писал, вам сейчас предстоит узнать из загадок:

В птичник повадится — жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

 

Во дворе поставлен дом,

На цепи хозяин в нем. (Собака)


Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в серой шубке — летом. (Заяц)


Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)


- Хорошо вы справились! Молодцы!

- Что можем с вами предположить, о ком сегодня будет наш рассказ?

- А вот о каком животном мы с вами будем читать, вам предстоит узнать выполнив работу в паре. У вас на партах лежат конверты с пазлами. Соберите их и узнаете ответ.

-Так о ком пойдёт речь в рассказе?



Отвечают на вопросы



Ответы детей.






Отгадывают загадки















Ответы детей (рассказ о животных)


Собирают пазлы. (парами)

О белке.

  1. Целеполагание. Открытие новых знаний.






















Слайд 11

Мотивация учебной деятельности.

- У вас на партах лежит текст рассказа. Чего не хватает нашему тексту?

- Как вы понимаете слово заглавие?

- Какая цель нашего урока? (Узнать что такое заголовок, заглавие, научится самим давать названия тексту)

- Прочитаем наш текст и подумаем, как же он может называться.

– Текст всегда о чём-то или о ком-то рассказывает. О чём или о ком

наш текст? (тема текста) Что вы узнали о белке?.. Что хотел сказать автор о белке? (главная мысль текста)

– Итак, тема этого текста – «белка». Мы прочитали текст и определили его тему. А я могу определить темы многих текстов, не читая, буквально только взглянув на них. Кто догадался, как я это делаю?

– Конечно, нередко достаточно прочесть только заголовок текста.

– Давайте подберём заголовок к нашему тексту. У меня на доске предложены варианты заглавий текста. Подумайте, поработав в группах, и подберите свой вариант заглавия. Объясните свой выбор.

- Молодцы! А вот автор озаглавил свой рассказ «Воришка»

- Что передает нам заголовок?


-О ком же и о чем наш текст?


-Найдите предложение, в котором раскрывается главная мысль текста.


Ответы детей. (названия, заглавия)

Ответы детей.


Читают текст самостоятельно





Прочитав заголовок.



Работают в группах. Отвечают, объясняют свой выбор

Ответы детей (заголовок передает нам тему текста или главную мысль)


Находят предложение с главной мыслью текста. Зачитывают.

  1. Физминутка с белочкой.

Слайд12

- Сейчас немного отдохнём вместе с нашей героиней.

Выполняют упражнения.

  1. Развитие умений - применение знания








































Слайд 13

– Заголовок – это как бы «вывеска» текста, по которой можно узнать о содержании текста, она помогает «войти» в текст так же, как вы входите, например, в магазин, взглянув на его вывеску.

Сейчас я буду называть заголовки разных стихотворений, а вы по ним определяйте, о чём или о ком сам текст. «Про один лопух»?.. «Гололедица»?.. «Трудолюбивая старушка»?.. «Драка»?.. «Лис и мышонок»?.. «Песни бегемотов»?..


– Вы все легко справились с этим заданием, сразу представили, о ком или о чём пойдёт речь в стихотворении. Сейчас я назову заголовки посложнее, а в чём сложность, вы мне скажете сами. «Эх!»?.. «Золотое сердечко»?..

– Видите, не всё вам было понятно в заголовке. Ведь заголовок только отражает тему, какую-то её сторону, часть. Мы читаем заголовок и только предполагаем, о чём текст, а уточняем тему текста, когда прочитываем полностью. Когда строчка за строчкой прочитаем весь текст, тогда и узнаем, что «Золотое сердечко» – это название сказки Виталия Бианки про девочку Зою и кукушонка, а «Эх!» – стихотворение Андрея Усачёва о жалобах рыбаков, судаков и червяков. Чем больше человек читает, тем быстрее и точнее он определяет по заголовку, о чём текст.


Игра.

– Поиграем в такую игру: я буду называть заголовок, а вы уточняйте тему, делайте заголовок более понятным. Конечно, такой заголовок станет длиннее. Например: заголовок «Скворцы» можно переделать в «Скворцы прилетели» или «Как скворцы с воробьями воевали». Конечно, разные заголовки обещают и разные тексты.

Начинаем! «Муравьишка» – ? «Мурзик» – ? «На даче» – ?

«Зимой» – ? «Друзья» – ?





Обсуждают в парах возможные варианты ответов.






Строят речевые высказывания.






  1. Итог урока


– Что делает текст текстом?

- С каким новым понятием в тексте мы сегодня познакомились?

- Какова была цель нашего урока?

– Почему при чтении текста так важно обращать внимание на заголовок?

Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу, общей темой и главной мыслью.

Узнать что такое заголовок, научиться подбирать нужный заголовок к тексту.

6. Творческое задание



-А сейчас, для вас творческое задание, нарисуйте иллюстрацию к нашему рассказу «Воришка». (если останется время)


7.Рефлексия учебной деятельности

Слайд14

В конвертах лежат звёздочки. Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только одну. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую звёздочку. Если было трудно – синюю.