1 класс
Русский язык
Тема: Заглавная буква в именах собственных.
Цель:
Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся;
Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков
Вид урока: комбинированный
Используемые технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология проблемного и развивающего обучения, технология групповой работы.
Формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Оборудование и ТСО: мультимедийная установка, презентация, раздаточный дополнительный материал для групповой работы.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой.
Я сижу на уроке
Мне хорошо и спокойно.
У меня хорошая память.
Я быстро все запоминаю.
Сейчас я начну работать,
Я рад этому!
У меня все получится,
Все будет хорошо!
Актуализация знаний учащихся.
- Какое сегодня число? (12 февраля, потому что вчера было 11 февраля, а завтра будет 13 февраля)
- Какой сегодня день недели? (понедельник, потому что вчера было воскресенье, а завтра будет вторник. Потому что сегодня первый день недели)
- Каллиграфическая минутка. (Образец букв прописан в тетради у каждого ученика)
- Какие буквы написаны на первой строчке. (Л, М, А; заглавные)
- Чем похожи? Чем различаются? (дописывают строчку до конца по образцу)
- Какие буквы написаны на второй строчке. (Т, П, Г; заглавные)
- Чем похожи? Чем различаются? (дописывают строчку до конца по образцу)
Постановка проблемы, её решение.
- Девочка, сотри, пожалуйста, с доски! (Ученица подходит к доске.)
- Извини, я не к тебе обратилась с просьбой…(ученица садится на своё место), а к тебе (подходит другая ученица).
- Нет, я не тебя звала. Почему не подошла та, кого я звала?
Ученики: Вы попросили, но не назвали!
- Дети, а что я должна назвать?
Ученики: Имя или фамилию.
- Имя обязательно, а если девочек с одинаковыми именами в классе несколько, то нужно и фамилию назвать. В вашем главном документе – свидетельстве о рождении – записано ваше имя. Это имя вам присвоено. Это имя – ваше собственное. А какие имена вы можете назвать? Зачем нужны имена?
Ученики: Чтобы обратиться к человеку.
- Имя нужно, чтобы написать записку, когда разговариваешь по телефону, нужно имя.
Целеполагание и мотивация.
- Посмотрите внимательно на доску. Скажите, какую букву будем писать в словах. (Большую, заглавную)
- А почему? (вспоминают правило)
- А как одним словом можно назвать слова Тишка, Бим, Волга, Саратов, Света. (имена собственные)
- Ребята, как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Какая будет тема нашего урока? (Заглавная буква в именах собственных)
- Спишите эти слова себе в тетрадь.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Если работа выполнена, верно, нарисуйте зеленый кружок, если есть ошибка, нарисуйте желтый. Если нужна помощь то красный кружок.
Самостоятельная работа с учебником.
- Прочитайте стихотворение:
И у Нади
И у Кати
Одинаковые платья,
Одинаковые шапочки,
Одинаковые тапочки,
Одинаковые волосы,
Два совсем похожих голоса.
И по лицам сестры тоже,
Как две капельки похожи:
И глазенки, и носы:
Ведь сестренки – близнецы.
Н. Лучинский)
- Найдите имена собственные. (Надя, Катя)
- Запишите эти слова себе в тетрадь. (Работа самостоятельная, но можно записать слова с комментированием)
- Самопроверка
7. Физминутка.
Маша шла, шла, шла.
И грибок нашла.
Раз грибок в кузовок,
Два грибок в кузовок,
Три грибок в кузовок.
Маша шла, шла, шла
И домой пришла.
- Какое имя собственное вам встретилось? (Маша).
- С какой буквы напишем?
8. Работа в группах.
- У вас на парте лежат карточки со словами. Прочитайте. Эти слова нужно распределить по алфавиту.
- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа)
- Уберите карточку, на которой написана кличка животного.
- Уберите карточки, на которых написаны имена людей.
- Прочитайте слова, которые у вас остались.
- Что они обозначают? (название города, в котором мы живем. Название реки)
- Запишите имена собственные себе в тетрадь
9. Итоги урока
- А сейчас подведём итог урока.
- Какие слова относят к именам собственным?
Имена собственные (схема на доске):
имена
отчества
фамилии
клички животных
названия городов, стран, улиц, рек
- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.
10. Рефлексия.
Продолжите предложения.
- Сегодня на уроке я научился…
- Своей работой на уроке я ….
- Я понял, что …
- Мне было интересно…
- Нарисуйте любимого носителя имени собственного - свою маму - и подпишите ее имя.