Урок 9
Тема: прописная буква в начале предложения
Цели: способствовать целенаправленному использованию учащимися полученных знаний о предложении для решения практических речевых задач; продолжать обогащать содержание и словарный состав речевой деятельности детей; развивать логическое мышление.
планируемые результаты: учащиеся научатся работать с предложением, распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; писать предложение с заглавной буквы, применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий. Актуализация способности к использованию изученного правила на письме.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Ход урока:
Орг. Момент. (1 мин.)
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, что нам нужно, чтобы урок прошел успешно?
Пальчиковая гимнастика. (1 мин.)
-Прежде чем мы приступим к работе, давайте разбудим пальчики наши.
Минутка чистописания. (4 мин)
-Какие буквы спрятались на рисунке? (б, п, г, к, ю)
-Какая буква лишняя?
- А что мы знаем об этой букве? (буква ю обозначает гласный звук в начале слова, после гласной и после ь знака имеет два звука, а после гласной 1 звук)
-Давайте вспомним как она пишется. Я продемонстрирую на доске, после чего вы по счету в воздухе.
Напоминаю, что буква ю состоит из трех элементов. Начинаем с верхней рабочей линии, опускаем наклонную вниз, с середины наклонной проводим прямую и полуовал.
Ваша задача записать три раза эту букву. (кто закончил, ручку на локоток)
-Могу ли я используя строчную букву написать имя Юра ?А почему?
II. Объявление темы и цели урока.
– О какой букве идет речь?
Буква обычная
Выросла вдруг,
Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтением
На букву подруги.
Но почему?
За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важно дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Е. Измайлов
– Предположите, какова тема урока?
– Над чем будем работать на уроке?
III. Актуализация опорных знаний.
– Рассмотрите рисунок на с. 29. Что изображено?
– Вспомните, как называется эта сказка. («Аленький цветочек».)
– Назовите главную героиню этой сказки. (Настя.)
– Какой эпизод сказки изображен на иллюстрации?
– Составьте предложение. Докажите, что вы составили предложение.
– Что вы можете рассказать о составленном предложении?
– Что вы можете сказать о написании этого предложения?
– Запишите его в тетрадь.
физкультминутка
IV. Работа над основной целью урока.
1. Слово учителя.
– Вспомните, как обычно начинаются сказки. Эти слова называются присказкой. Как вы думаете, почему?
А вот что нам говорит ученая Сова: «Присказка – это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки». (С. И. Ожегов.)
Или
Вот вам присказка, не сказка.
Сказка будет впереди…
2. Работа над упражнением 43, с. 30.
– Вспомните продолжение присказки.
Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается.
– Объясните ее.
– Какие еще присказки вы знаете?
– Является ли эта присказка предложением? Почему?
– Что вы можете сказать об этом предложении?
– Как записывается это предложение?
– Запишите присказку в тетрадь. (Работа выполняется на доске. Обратите внимание на оформление работы в стихотворной форме.)
3. Выполнение упражнения 44, с. 30.
– Послушайте присказки.
– В каких сказках вы с ними встречались?
– Что означают эти присказки?
– Спишите одну присказку. Проверьте написанное.
– Переверните страницу учебника, рассмотрите рисунок. Что изображено?
– А как в сказке называется праздник, гуляние? (Пир.)
4. Выполнение упражнения 46, с. 31.
– Прочитайте окончание сказки А. С. Пушкина.
– Кто догадался, как называется эта сказка? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
– Найдите в тексте слово, близкое по смыслу слову устроили. (Учинили.)
– Какие строчки можно считать присказкой?
(Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.)
– Спишите только присказку.
V. Мини-тест.
– Запишите номера предложений, в которых допущены ошибки.
1. Девочка любит мороженое.
2. Бабушка испекла вкусный пирог.
3. Мальчик купил собаку
4. Машагуляет.
5. Дети нарядили ёлку.
Рефлексия.
Мы сегодня говорили о предложении.
-Что такое предложение?
Что мы должны знать, чтобы мы его записали правильно?
Итак, какой вывод мы можем сделать в каких случаях мы пишем заглавную букву?
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что вам удалось? Над чем нужно еще поработать?