Выступление на тему: «Реализация ФГОС на уроках физической культуры»
Главной задачей школы современности является развитие личности ученика, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, научить применять полученные знания в жизни. Основы ФГОС: системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности учащихся через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он актуален или, проще говоря, современен.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
время-сбережение и здоровье-сбережение;
в центре внимания урока— дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, главным деятелем.
Главный смысл обучения по ФГОС – учащиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя – это направляющая сила. Сложно перестраиваться, но задача легко выполнима.
Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать главным деятелем. Уроки нового поколения должны быть построены так, чтобы учащиеся сами осознавали, додумывались о теме урока, целях и задачах, способах достижения намеченных целей. Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать.
Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», и т.п.
Представлены четыре вида УУД:
личностные
познавательные
регулятивные
коммуникативные.
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.
Есть три составляющих для оценивания результативности: метапредметным, предметным, личностным результатам. Согласно содержанию общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные— через формирование основных элементов научного знания по предмету, а метапредметные результаты— через формирование универсальных учебных действий.
УУД в широком смысле— это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.
Формирование УУД на уроках физической культуры направлено на:
самостоятельный поиск решения двигательной задачи;
анализ и оценку двигательных действий;
поиск и формулирование цели;
систематизацию полученных знаний и умений.
Для повышения познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся необходимо использование современных педагогических технологий: проблемного обучения;проектного обучения;активных методов;информационно-коммуникационных технологий и др..
Содержание УДД на уроке физической культуры зависит от:
этапа обучения;поставленных задач физического воспитания;типа урока;личности педагогов и особенности его работы.
Так, на этапе начального разучивания необходимо создать представление обучающихся об изучаемом двигательном действии, выделяя существенные признаки движения при демонстрации в различных её видах:
показ учителя или ученика;
изображения, различные схемы;
видеоматериалы.
Можно предложить учащимся выполнить действия, близкие по технике к вновь изучаемому элементу. Рекомендуется выполнение частей движения по инструкциям, рисункам; выявление грубых ошибок в выполняемом действии, выполнение движения в условиях, в которых необходимо акцентировать внимание на ведущем звене техники.
Для сравнения и классификации двигательных действий можно использовать подводящие и подготовительные упражнения, выполняемые ранее, для освоения двигательного действия из другого раздела учебной программы с выявлением цели его выполнения, основываясь на предыдущем опыте обучение другому действию.
На этапе углубленного изучения рекомендуется:
организовать работу по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам;
создать условия для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия.
Работа с обучающимися направлена на выявление ошибок на основе собственного опыта и наблюдения за другими занимающимися, выявление причин ошибок. Предлагается школьникам самостоятельно незначительно изменить условия и технику выполнения движения в связи с вновь возникшими условиями. На данном этапе необходимо самостоятельно выявлять значительные ошибки при выполнении движения самим учеником и другими занимающимися.
В работе по формированию УУД наибольшее внимание уделяется развитию способности к использованию рациональных способов выполнения того или иного задания. Предлагается выполнить двигательное действие различными способами и их сравнение.
На этапе совершенствования:
выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей;
самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
создание условий, в которых необходимо концентрировать внимание на отдельной детали техники (например, сочетание с различными действиями);
усложнение условий, выполнение движения на фоне утомления для выделения групп мышц, которые необходимо в наибольшей степени задействовать в движении при повышающих волевых и физических усилиях.
Получается, что каждый урок должен быть для ученика исследовательским или мини-проектом и учитель при этом может только предполагать по какому плану пойдет занятие.
Примеры уроков из раздела Баскетбол:
Покажите учащимся баскетбольный мяч и спросите: «Какой раздел физической культуры мы будем проходить?» Ответ последует однозначный.
Покажите руками движения на передачу или ведение мяча, и Вы услышите о детей тему урока.
Спросите детей: «Что в начале урока нужно делать: играть, сдавать зачет или разминаться?» Ответы последуют разнообразные. Постарайтесь доступно объяснить механизм разогревания и подготовки организма к основной работе. Нужно приучать детей самим анализировать.
Если учащиеся выполняют какие-то упражнения, постарайтесь связать его с жизненной ситуацией.
Этап рефлексии – это самостоятельный анализ ученика своей деятельности на уроке и своих одноклассников: выполняя упражнения, сдавая зачет или играя. Подводя итоги (закрепляя пройденный материал), каждый ученик должен осознавать свои успехи и слабые стороны, должен искать пути исправления ошибок и само реализовываться.
К вышеперечисленным способам формирования УУД на всех этапах обучения добавляются домашние задания с использованием учебников «Физическая культура».
Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Работая с учебником, обучающиеся учатся определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
В соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны чётко знать и понимать цели своего образования, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают.
ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель и его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка— вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.