СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закон Архимеда и лабораторная работа (2 урока)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Выяснить от чего зависит выталкивающая сила, действующая на тело помещенное в жидкость или газ; научить рассчитывать эту силу.
  2. Формировать умение наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки, активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных задач.
  3. Для повышения интереса к уроку раскрыть роль Архимеда в развитии физики; прививать интерес к предмету, способствовать чтению дополнительной литературы.

Оборудование: ведерко Архимеда, корона (из пластилина), кусок пластилина по весу равный короне, весы, сосуды с водой, лабораторный стакан с водой, динамометр, ванночка, рычаг, грузы разного объема; портрет Архимеда.

Просмотр содержимого документа
«Закон Архимеда и лабораторная работа (2 урока)»


































Школа:

МОУ «Торосовская ООШ»

Предмет: физика

Класс: 7

Учитель: Мак Н.В.







Цели урока:

  1. Выяснить от чего зависит выталкивающая сила, действующая на тело помещенное в жидкость или газ; научить рассчитывать эту силу.

  2. Формировать умение наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки, активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных задач.

  3. Для повышения интереса к уроку раскрыть роль Архимеда в развитии физики; прививать интерес к предмету, способствовать чтению дополнительной литературы.

Оборудование: ведерко Архимеда, корона (из пластилина), кусок пластилина по весу равный короне, весы, сосуды с водой, лабораторный стакан с водой, динамометр, ванночка, рычаг, грузы разного объема; портрет Архимеда.

Д/з: §51, упр. 26(3)

Урок 1

  1. Актуализация опорных знаний

        1. Заполнить таблицу на доске (1-ый ученик)

Физическая величина

Обозначение

Формула

Единица измерения

Прибор

Объем

V

V=sh, V=m/ρ

м3

Мензурка, линейка

Масса

m

m=Vρ

кг

Весы

Вес тела

P

P=mg

Н

Динамометр

Гидростатическое давление

p

p=ρgh

Па

Жидкостный манометр

  1. Задача (у доски) (2-ой ученик)

На доске изображен параллелепипед с площадью основания 0,5 м2, погруженный в сосуд с водой, глубина указана.

  • Что можно сказать о моделях сил, действующих на боковые грани параллелепипеда.

  • Вычислить силу, действующую на верхнее основание параллелепипеда.

  • Вычислить силу, действующую на нижнее основание параллелепипеда.

  • С какой силой параллелепипед выталкивается из воды.

Дано:

СИ:

Решение:

g≈10 Н/кг

S=0,5 м2

h1=80 см

h2=120 см

ρв=1000 кг/м3



0,8 м

1,2 м

F1=pS= ρвgh1S

F2=pS= ρвgh2S

F1=1000 кг/м3*10 Н/кг*0,8 м*0,5 м2=4000 H

F2=1000 кг/м3*10 Н/кг*1,2 м*0,5 м2=6000 H

Fвыт= F2 – F1; Fвыт=6000 H – 4000 H=2000 Н=2 кН

F1-? F2-? Fвыт-?


Ответ: F1=4 кH; F2=6 кH; Fвыт=2 кН

  1. Решение качественных задач (фронтальная работа с классом)

    • Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу, она не может сдвинуть его с места. Почему?

    • Ходить по берегу, усеянному галькой босыми ногами больно. А в воде, погрузившись ниже пояса, ходить по мелким камням не больно. Почему?

    • Для подводных лодок устанавливается предельная глубина погружения. Чем объяснить существование такого предела?

    • Генерал нырнул в воду «солдатиком» и подвергся действию выталкивающей силы. Можно ли сказать, что вода выталкивала генерала в шею? (Нет. В подметки сапог)

    • «Егорушка … разбежался и полетел с полуторасаженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул … Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх».
      О какой силе идет речь в этом отрывке?

А.П. Чехов «Степь»

(С.А. Тихомирова «Дидактический материал 7-11 кл.»)

  1. Фронтальный ученический эксперимент (3-й ученик)

Показать на опыте, что на тело находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила.

Оборудование: динамометр, стакан с водой, груз.

  • Проверка таблицы и задачи на доске.

  1. Объяснение нового материала

Каждый в своей жизни наблюдал явления, которые указывают на существование выталкивающей силы. Посмотрим еще раз.

Демонстрационное оборудование: сосуды с водой, ведерко Архимеда, весы, ванночка, рычаг, грузы разного объема.

Читая стихи, бросаем мячик в воду:

«Наша Таня громко плачет:

«Уронила в речку мячик».

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч».

? Почему мячик всплыл на поверхность?

Опыт1. На равноплечем рычаге уравновесили в воздухе 2 груза (алюминиевый и латунный). Объем грузов разный. Подставим один из сосудов, заполненный водой, под алюминиевый груз и поднимем сосуд так, чтобы груз опустился в воду. Почему нарушается равновесие системы? (потому что на груз, погруженный в воду, действует выталкивающая сила).

Опыт2. То же самое проделать со вторым грузом. Равновесие снова нарушилось. Почему? (потому что и на другой груз, погруженный в воду, действует выталкивающая сила).

Опыт3. К обоим грузам поднести сосуды с водой и поднять их так, чтобы началось погружение тел. Равновесие системы опять нарушается.

Проблема:

Почему нарушается равновесие

уравновешенного в воздухе рычага с грузами одинакового веса,

но различного объема, помещенными в жидкость?

(Ответ: на тела действуют различные выталкивающие силы)

Итак, на тела действуют различные выталкивающие силы. Почему? Выясним, от чего они зависят? (Запись в тетради темы урока).

Выталкивающую силу называют еще и Архимедовой силой. В честь древнегреческого ученого Архимеда. Предание донесло до нас курьезный случай из жизни Архимеда, связанный с открытием закона о погружении тел в жидкость.

о.Сицилия, Сиракузы III век до н.э. …

(три ученика показывают сценку с демонстрацией опыта проведенного Архимедом, приложение стр. 8)

Оборудование: корона (из пластилина), кусок пластилина по весу равный короне, весы, сосуды с водой.

Два обстоятельства важны в этой легенде:

  1. Архимед нашел способ измерить объем твердого тела сложной формы.

  2. Он сопоставил вес различных веществ не друг с другом, а с весом воды, т.е. впервые обратил внимание на свойство физических тел, которое мы называем плотностью, открыл гидростатический способ взвешивания.

Следовательно, архимедова сила равна весу жидкости в объеме погруженного тела: FАж=mg. Нельзя ли полученный вывод проверить на опыте?

Опыт4. Демонстрация опыта с ведерком Архимеда (Vц=емкости жидкости в ведерке)

? Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду? Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение? Как это можно сделать?

Опыт5. Повторить опыт с другой жидкостью (насыщенный раствор соли).

Опыт6. Погрузить цилиндр частично.

Запишем закон Архимеда в тетрадь (работа с учебником):

Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости, вытесненной этим телом

Определим вес тела, погруженного в жидкость (или газ). Т.к. две силы, действующие на тело, в этом случае направлены в противоположные стороны (Fт↓ FА↑), то вес тела в жидкости Р1, будет меньше веса тела в вакууме Р0=mg. Можно записать: Р1= Р0 – FА, где FА=mжg – сила Архимеда, или выталкивающая сила. Таким образом, если тело погружено в жидкость (или газ), оно теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость (или газ).

  1. Выполнение лабораторной работы по группам (2-ой урок).
    (группам выдаются задания на заранее приготовленных бланках отчета).

  2. Обобщение

Представитель каждой группы дает отчет о проделанной работе с демонстрацией опыта перед всем классом. По ходу отчета учащиеся делают следующие записи в тетрадях:

  1. FА зависит от Vт (FА ~ Vт)

  2. FА не зависит от ρтела

  3. FА зависит от ρж (FА ~ ρж)

  4. FА не зависит от hстолба жид

  5. FА не зависит от формы тела

FА=mжg= Рж, mж= ρжVж,
Vт погруженного в жидкость = Vж вытесненной телом

FА=ρжVжg
или
FА=ρжVтg


V. Итоги уроков

  1. Какая сила действует на тело находящееся в жидкости или газе? Куда она направлена?

  2. От каких величин зависит сила Архимеда?

  3. От каких величин не зависит сила Архимеда?

  4. Чему равна FА, действующая на тело погруженное в жидкость или газ?

  5. Сформулировать закон Архимеда.

Подводятся итоги, выставляются оценки.

Урок 2

Лабораторная работа

Тема: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Цели работы:

  1. выяснить, от чего зависит выталкивающая сила (архимедова сила), действующая на тело, погруженное в жидкость;

  2. вывести формулу для расчета силы Архимеда.

Класс («младшие научные сотрудники») делится на 5 исследовательских лабораторий. Во главе каждой – «старшие научные сотрудники». Каждой лаборатории дается свое задание.

1 лаборатория

Оборудование: кусочки пластилина объемом 10, 20, 40 см3 на нити, динамометр, сосуд с водой.

Ход работы. Измерить вес каждого кусочка пластилина сначала в воздухе, а затем в воде. По результатам работы заполнить таблицу.

Ответить на вопросы. Зависят ли значения выталкивающих сил от объема тела? Как зависят? На какой из кусочков действует максимальная выталкивающая сила?

опыта

Объем тела V, см3

Вес тела в воздухе Р, Н

Вес тела в воде Р1, Н

Выталкивающая сила FА = Р – Р1, Н

1

10

0,15

0,05

0,1

2

20

0,3

0,1

0,2

3

40

0,5

0,13

0,4

Вывод: FА ~ Vт , значит FА зависит от Vт

2 лаборатория

Оборудование: цилиндр на нити, динамометр, сосуды с простой и соленой водой (ρв=1000 кг/м3, ρсол. в≈1150 кг/м3)

Ход работы. Измерить, с помощью динамометра, вес цилиндра в воздухе. Затем его вес в простой воде, а потом в соленой воде. Определить, на сколько уменьшится вес тела в каждой жидкости. По результатам работы заполнить таблицу.

Ответить на вопросы. Зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости? Как зависит? В какой из жидкостей на тело действует минимальная архимедова сила?

опыта

Вес тела в воздухе Р, Н

Жидкость

Вес тела в жидкости
Р
1, Н

Выталкивающая сила FА = Р – Р1, Н

1

0,4

Вода простая

0,3

0,1

2

0,4

Соленая вода

0,2

0,2

Вывод: FА ~ ρж , FА зависит от ρж

3 лаборатория

Оборудование: алюминиевый, стальной, латунный, динамометр, сосуд с водой.

Ход работы. Измерить динамометром вес каждого цилиндра в воздухе, затем, опустив поочередно в воду. Вычислите действующие на них архимедовы силы. По результатам работы заполнить таблицу.

Ответить на вопросы. Сравнить выталкивающие силы и выяснить зависит ли выталкивающая сила от плотности тела?

Цилиндр

Вес цилиндра в воздухе Р, Н

Вес цилиндра в воде Р1, Н

Выталкивающая сила FА = Р – Р1, Н

Алюминиевый

0,5

0,3

0,2

Стальной

1,5

1,3

0,2

Латунный

1,6

1,4

0,2

Вывод: FА не зависит от плотности цилиндра

4 лаборатория

Оборудование: мензурка, цилиндр на нити, динамометр, стакан с водой, линейка.

Ход работы. Налить в мензурку воду, замерить высоту столба жидкости, опустить в нее цилиндр и определить выталкивающую силу. Предварительно измерить вес цилиндра в воздухе. Затем, подливая воду в мензурку, следить за изменениями показаний динамометра. По результатам работы заполнить таблицу.

Ответить на вопросы. Сравнить выталкивающие силы и выяснить зависят ли они от высоты столба жидкости?

Высота столба жидкости h, см

Вес тела в воздухе Р, Н

Вес тела в воде Р1, Н

Выталкивающая сила FА = Р – Р1, Н

9

0,5

0,4

0,1

11

0,5

0,4

0,1

15

0,5

0,4

0,1

Вывод: FА не зависит от высоты столба жидкости (от глубины погружения h)

5 лаборатория

Оборудование: тело из пластилина на нити, динамометр, сосуд с водой.

Ход работы. Кусочку пластилина придать сначала форму шарика, затем цилиндра, а затем кубика. Определить вес каждого тела различной формы в воздухе, затем в воде. Найти выталкивающие силы, действующие на тела разной формы. По результатам работы заполнить таблицу.

Ответить на вопросы. Сравнить выталкивающие силы и выяснить зависят ли они от формы тела?

Форма тела

Вес тела в воздухе Р, Н

Вес тела в воде Р1, Н

Выталкивающая сила FА = Р – Р1, Н

Шарик

0,3

0,1

0,2

Цилиндр

0,3

0,1

0,2

Кубик

0,3

0,1

0,2

Вывод: FА не зависит от формы тела.

Закон Архимеда

(сценка)

Ведущий. Жил в Сиракузах мудрец Архимед,

Был другом царя Гиерона.

Какой для царя самый

важный предмет?

Вы все догадались – корона!

Захотелось Гиерону

Сделать новую корону.

Золота отмерил строго.

Взял не мало и не много,

Сколько нужно, в самый раз.

Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону

Ювелир принес корону.

Взял корону Гиерон,

Оглядел со всех сторон.

Чистым золотом сверкает…

Но ведь всякое бывает,

И добавить серебро

Можно к золоту хитро,

А того и хуже – медь

(Если совесть не иметь)…

И царю узнать охота:

Честно ль сделана работа?

Не желал терпеть урон Гиерон.

И позвал он Архимеда…

Началась у них беседа.

Гиерон. Вот корона Архимед.

Золотая или нет?

Архимед. Чистым золотом сверкает…

Гиерон. Но, ты знаешь, все бывает!

И добавить серебро

Можно к золоту хитро.

А того и хуже – медь,

Если совесть не иметь.

Сомневаться стал я что-то.

Честно ль сделана работа?

Можно ль это, ты скажи,

Определить?

Но корону не царапать, не пилить…

Ведущий. И задумался ученый:

Архимед. Что известно? Вес короны.

Ну а как найти ОБЪЕМ?

Ведущий. Думал ночью, думал днем.

И однажды, в ванне моясь,

Погрузился он по пояс.

На пол вылилась вода -

Догадался он тогда,

Как найти ОБЪЕМ короны,

И помчался к Гиерону,

Не обут и не одет…

А народ кричал вослед:

– Что случилось, Архимед?

– Может быть, землетрясенье

Или в городе пожар!

Всполошился весь базар!

Закрывали лавки даже.

Шум и крики, и смятенье!

Он промчался мимо стражи.

Архимед. Эврика! Нашел решенье!

Ведущий. Во дворец примчался он.

Архимед. Я придумал, Гиерон!

(Во дворце)

Архимед. Эврика! Раскрыл секрет!

Гиерон. Ты оденься, Архимед!

Вот сандалии, хитон.

А расскажешь все потом!

Архимед. Пусть весы сюда несут

И с водой большой сосуд…

Всё доставить Гиерону!..

На весы кладем корону

И теперь такой же ровно

Ищем слиток золотой…

(находят кусок золота, по весу равный короне)

Гиерон. Всё понятно!

Архимед. Нет, постой!

Мы теперь корону нашу

Опускаем в эту чашу.

Гиерон! Смотри сюда –

В чаше поднялась вода!

Ставлю черточку по краю…

Гиерон. А корону?

Архимед. Вынимаю.

В воду золото опустим.

Гиерон. В воду – золото? Допустим…

Архимед. Поднялась опять вода,

Метку ставлю я.

Гиерон. Куда?

Архимед. Ну, конечно же, по краю.

Гиерон. Ничего не понимаю…

Лишь две черточки я вижу.

Эта – выше, эта – ниже.

Но какой же вывод главный?

Архимед. Равный вес.

ОБЪЕМ не равный!

Понимаешь, Гиерон,

Я сейчас открыл закон.

Тот закон совсем простой.

Тело вытеснит…

Гиерон. Постой!

Говоришь, объем не равный?

Мастер мой – мошенник явный!

За фальшивую корону

Он ответит по закону!

А ты за разгадку

Получишь дары!

Ведущий. На этом прервалась беседа…

Немало воды утекло с той поры,

Но помнят закон Архимеда!

11