


Школа:
МОУ «Торосовская ООШ»
Предмет: физика
Класс: 7
Учитель: Мак Н.В.
Цели урока:
Выяснить от чего зависит выталкивающая сила, действующая на тело помещенное в жидкость или газ; научить рассчитывать эту силу.
Формировать умение наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки, активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных задач.
Для повышения интереса к уроку раскрыть роль Архимеда в развитии физики; прививать интерес к предмету, способствовать чтению дополнительной литературы.
Оборудование: ведерко Архимеда, корона (из пластилина), кусок пластилина по весу равный короне, весы, сосуды с водой, лабораторный стакан с водой, динамометр, ванночка, рычаг, грузы разного объема; портрет Архимеда.
Д/з: §51, упр. 26(3)
Урок 1
Актуализация опорных знаний
Заполнить таблицу на доске (1-ый ученик)
Физическая величина | Обозначение | Формула | Единица измерения | Прибор |
Объем | V | V=sh, V=m/ρ | м3 | Мензурка, линейка |
Масса | m | m=Vρ | кг | Весы |
Вес тела | P | P=mg | Н | Динамометр |
Гидростатическое давление | p | p=ρgh | Па | Жидкостный манометр |
Задача (у доски) (2-ой ученик)
На доске изображен параллелепипед с площадью основания 0,5 м2, погруженный в сосуд с водой, глубина указана.
Ч
то можно сказать о моделях сил, действующих на боковые грани параллелепипеда.
Вычислить силу, действующую на верхнее основание параллелепипеда.
Вычислить силу, действующую на нижнее основание параллелепипеда.
С какой силой параллелепипед выталкивается из воды.
Дано: | СИ: | Решение: |
g≈10 Н/кг S=0,5 м2 h1=80 см h2=120 см ρв=1000 кг/м3 | 0,8 м 1,2 м | F1=pS= ρвgh1S F2=pS= ρвgh2S F1=1000 кг/м3*10 Н/кг*0,8 м*0,5 м2=4000 H F2=1000 кг/м3*10 Н/кг*1,2 м*0,5 м2=6000 H Fвыт= F2 – F1; Fвыт=6000 H – 4000 H=2000 Н=2 кН |
F1-? F2-? Fвыт-? | | Ответ: F1=4 кH; F2=6 кH; Fвыт=2 кН |
Решение качественных задач (фронтальная работа с классом)
Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу, она не может сдвинуть его с места. Почему?
Ходить по берегу, усеянному галькой босыми ногами больно. А в воде, погрузившись ниже пояса, ходить по мелким камням не больно. Почему?
Для подводных лодок устанавливается предельная глубина погружения. Чем объяснить существование такого предела?
Генерал нырнул в воду «солдатиком» и подвергся действию выталкивающей силы. Можно ли сказать, что вода выталкивала генерала в шею? (Нет. В подметки сапог)
«Егорушка … разбежался и полетел с полуторасаженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул … Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх».
О какой силе идет речь в этом отрывке?
А.П. Чехов «Степь»
(С.А. Тихомирова «Дидактический материал 7-11 кл.»)
Фронтальный ученический эксперимент (3-й ученик)
Показать на опыте, что на тело находящееся в жидкости, действует выталкивающая сила.
Оборудование: динамометр, стакан с водой, груз.
Объяснение нового материала
Каждый в своей жизни наблюдал явления, которые указывают на существование выталкивающей силы. Посмотрим еще раз.
Демонстрационное оборудование: сосуды с водой, ведерко Архимеда, весы, ванночка, рычаг, грузы разного объема.
Читая стихи, бросаем мячик в воду:
«Наша Таня громко плачет:
«Уронила в речку мячик».
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч».
? Почему мячик всплыл на поверхность?
Опыт1. На равноплечем рычаге уравновесили в воздухе 2 груза (алюминиевый и латунный). Объем грузов разный. Подставим один из сосудов, заполненный водой, под алюминиевый груз и поднимем сосуд так, чтобы груз опустился в воду. Почему нарушается равновесие системы? (потому что на груз, погруженный в воду, действует выталкивающая сила).
Опыт2. То же самое проделать со вторым грузом. Равновесие снова нарушилось. Почему? (потому что и на другой груз, погруженный в воду, действует выталкивающая сила).
Опыт3. К обоим грузам поднести сосуды с водой и поднять их так, чтобы началось погружение тел. Равновесие системы опять нарушается.
Проблема:
Почему нарушается равновесие
уравновешенного в воздухе рычага с грузами одинакового веса,
но различного объема, помещенными в жидкость?
(Ответ: на тела действуют различные выталкивающие силы)
Итак, на тела действуют различные выталкивающие силы. Почему? Выясним, от чего они зависят? (Запись в тетради темы урока).
Выталкивающую силу называют еще и Архимедовой силой. В честь древнегреческого ученого Архимеда. Предание донесло до нас курьезный случай из жизни Архимеда, связанный с открытием закона о погружении тел в жидкость.
о.Сицилия, Сиракузы III век до н.э. …
(три ученика показывают сценку с демонстрацией опыта проведенного Архимедом, приложение стр. 8)
Оборудование: корона (из пластилина), кусок пластилина по весу равный короне, весы, сосуды с водой.
Два обстоятельства важны в этой легенде:
Архимед нашел способ измерить объем твердого тела сложной формы.
Он сопоставил вес различных веществ не друг с другом, а с весом воды, т.е. впервые обратил внимание на свойство физических тел, которое мы называем плотностью, открыл гидростатический способ взвешивания.
Следовательно, архимедова сила равна весу жидкости в объеме погруженного тела: FА=Рж=mg. Нельзя ли полученный вывод проверить на опыте?
Опыт4. Демонстрация опыта с ведерком Архимеда (Vц=емкости жидкости в ведерке)
? Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду? Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение? Как это можно сделать?
Опыт5. Повторить опыт с другой жидкостью (насыщенный раствор соли).
Опыт6. Погрузить цилиндр частично.
Запишем закон Архимеда в тетрадь (работа с учебником):
Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости, вытесненной этим телом |
Определим вес тела, погруженного в жидкость (или газ). Т.к. две силы, действующие на тело, в этом случае направлены в противоположные стороны (Fт↓ FА↑), то вес тела в жидкости Р1, будет меньше веса тела в вакууме Р0=mg. Можно записать: Р1= Р0 – FА, где FА=mжg – сила Архимеда, или выталкивающая сила. Таким образом, если тело погружено в жидкость (или газ), оно теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость (или газ).
Выполнение лабораторной работы по группам (2-ой урок).
(группам выдаются задания на заранее приготовленных бланках отчета).
Обобщение
Представитель каждой группы дает отчет о проделанной работе с демонстрацией опыта перед всем классом. По ходу отчета учащиеся делают следующие записи в тетрадях:
FА зависит от Vт (FА ~ Vт)
FА не зависит от ρтела
FА зависит от ρж (FА ~ ρж)
FА не зависит от hстолба жид
FА не зависит от формы тела
FА=mжg= Рж, mж= ρжVж,
Vт погруженного в жидкость = Vж вытесненной телом
V. Итоги уроков
Какая сила действует на тело находящееся в жидкости или газе? Куда она направлена?
От каких величин зависит сила Архимеда?
От каких величин не зависит сила Архимеда?
Чему равна FА, действующая на тело погруженное в жидкость или газ?
Сформулировать закон Архимеда.
Подводятся итоги, выставляются оценки.
Урок 2
Лабораторная работа
Тема: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Цели работы:
выяснить, от чего зависит выталкивающая сила (архимедова сила), действующая на тело, погруженное в жидкость;
вывести формулу для расчета силы Архимеда.
Класс («младшие научные сотрудники») делится на 5 исследовательских лабораторий. Во главе каждой – «старшие научные сотрудники». Каждой лаборатории дается свое задание.
1 лаборатория
Оборудование: кусочки пластилина объемом 10, 20, 40 см3 на нити, динамометр, сосуд с водой.
Ход работы. Измерить вес каждого кусочка пластилина сначала в воздухе, а затем в воде. По результатам работы заполнить таблицу.
Ответить на вопросы. Зависят ли значения выталкивающих сил от объема тела? Как зависят? На какой из кусочков действует максимальная выталкивающая сила?
№ опыта | Объем тела V, см3 | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила FА = Р – Р1, Н |
1 | 10 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
2 | 20 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
3 | 40 | 0,5 | 0,13 | 0,4 |
Вывод: FА ~ Vт , значит FА зависит от Vт
2 лаборатория
Оборудование: цилиндр на нити, динамометр, сосуды с простой и соленой водой (ρв=1000 кг/м3, ρсол. в≈1150 кг/м3)
Ход работы. Измерить, с помощью динамометра, вес цилиндра в воздухе. Затем его вес в простой воде, а потом в соленой воде. Определить, на сколько уменьшится вес тела в каждой жидкости. По результатам работы заполнить таблицу.
Ответить на вопросы. Зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости? Как зависит? В какой из жидкостей на тело действует минимальная архимедова сила?
№ опыта | Вес тела в воздухе Р, Н | Жидкость | Вес тела в жидкости Р1, Н | Выталкивающая сила FА = Р – Р1, Н |
1 | 0,4 | Вода простая | 0,3 | 0,1 |
2 | 0,4 | Соленая вода | 0,2 | 0,2 |
Вывод: FА ~ ρж , FА зависит от ρж
3 лаборатория
Оборудование: алюминиевый, стальной, латунный, динамометр, сосуд с водой.
Ход работы. Измерить динамометром вес каждого цилиндра в воздухе, затем, опустив поочередно в воду. Вычислите действующие на них архимедовы силы. По результатам работы заполнить таблицу.
Ответить на вопросы. Сравнить выталкивающие силы и выяснить зависит ли выталкивающая сила от плотности тела?
Цилиндр | Вес цилиндра в воздухе Р, Н | Вес цилиндра в воде Р1, Н | Выталкивающая сила FА = Р – Р1, Н |
Алюминиевый | 0,5 | 0,3 | 0,2 |
Стальной | 1,5 | 1,3 | 0,2 |
Латунный | 1,6 | 1,4 | 0,2 |
Вывод: FА не зависит от плотности цилиндра
4 лаборатория
Оборудование: мензурка, цилиндр на нити, динамометр, стакан с водой, линейка.
Ход работы. Налить в мензурку воду, замерить высоту столба жидкости, опустить в нее цилиндр и определить выталкивающую силу. Предварительно измерить вес цилиндра в воздухе. Затем, подливая воду в мензурку, следить за изменениями показаний динамометра. По результатам работы заполнить таблицу.
Ответить на вопросы. Сравнить выталкивающие силы и выяснить зависят ли они от высоты столба жидкости?
Высота столба жидкости h, см | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила FА = Р – Р1, Н |
9 | 0,5 | 0,4 | 0,1 |
11 | 0,5 | 0,4 | 0,1 |
15 | 0,5 | 0,4 | 0,1 |
Вывод: FА не зависит от высоты столба жидкости (от глубины погружения h)
5 лаборатория
Оборудование: тело из пластилина на нити, динамометр, сосуд с водой.
Ход работы. Кусочку пластилина придать сначала форму шарика, затем цилиндра, а затем кубика. Определить вес каждого тела различной формы в воздухе, затем в воде. Найти выталкивающие силы, действующие на тела разной формы. По результатам работы заполнить таблицу.
Ответить на вопросы. Сравнить выталкивающие силы и выяснить зависят ли они от формы тела?
Форма тела | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила FА = Р – Р1, Н |
Шарик | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
Цилиндр | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
Кубик | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
Вывод: FА не зависит от формы тела.
Закон Архимеда
(сценка)
Ведущий. Жил в Сиракузах мудрец Архимед,
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый
важный предмет?
Вы все догадались – корона!
Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много,
Сколько нужно, в самый раз.
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону.
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает…
Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже – медь
(Если совесть не иметь)…
И царю узнать охота:
Честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон Гиерон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.
Гиерон. Вот корона Архимед.
Золотая или нет?
Архимед. Чистым золотом сверкает…
Гиерон. Но, ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже – медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то.
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи,
Определить?
Но корону не царапать, не пилить…
Ведущий. И задумался ученый:
Архимед. Что известно? Вес короны.
Ну а как найти ОБЪЕМ?
Ведущий. Думал ночью, думал днем.
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода -
Догадался он тогда,
Как найти ОБЪЕМ короны,
И помчался к Гиерону,
Не обут и не одет…
А народ кричал вослед:
– Что случилось, Архимед?
– Может быть, землетрясенье
Или в городе пожар!
Всполошился весь базар!
Закрывали лавки даже.
Шум и крики, и смятенье!
Он промчался мимо стражи.
Архимед. Эврика! Нашел решенье!
Ведущий. Во дворец примчался он.
Архимед. Я придумал, Гиерон!
(Во дворце)
Архимед. Эврика! Раскрыл секрет!
Гиерон. Ты оденься, Архимед!
Вот сандалии, хитон.
А расскажешь все потом!
Архимед. Пусть весы сюда несут
И с водой большой сосуд…
Всё доставить Гиерону!..
На весы кладем корону
И теперь такой же ровно
Ищем слиток золотой…
(находят кусок золота, по весу равный короне)
Гиерон. Всё понятно!
Архимед. Нет, постой!
Мы теперь корону нашу
Опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда –
В чаше поднялась вода!
Ставлю черточку по краю…
Гиерон. А корону?
Архимед. Вынимаю.
В воду золото опустим.
Гиерон. В воду – золото? Допустим…
Архимед. Поднялась опять вода,
Метку ставлю я.
Гиерон. Куда?
Архимед. Ну, конечно же, по краю.
Гиерон. Ничего не понимаю…
Лишь две черточки я вижу.
Эта – выше, эта – ниже.
Но какой же вывод главный?
Архимед. Равный вес.
ОБЪЕМ не равный!
Понимаешь, Гиерон,
Я сейчас открыл закон.
Тот закон совсем простой.
Тело вытеснит…
Гиерон. Постой!
Говоришь, объем не равный?
Мастер мой – мошенник явный!
За фальшивую корону
Он ответит по закону!
А ты за разгадку
Получишь дары!
Ведущий. На этом прервалась беседа…
Немало воды утекло с той поры,
Но помнят закон Архимеда!
11