Технологическая карта урока физики
Класс: 8
Тип урока: урок «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.
Тема: Закон Ома для участка цепи.
Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся для достижения результатов, отражённых в задачах урока.
Задачи урока:
Образовательные:
исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на концах этого проводника и его сопротивления;
получить формулу для расчета силы тока на участке цепи;
сформировать практические навыки по применению закона Ома, через решение задач.
Развивающие:
наблюдать физические явления, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы;
развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
развитие познавательного интереса к предмету;
формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока;
развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений.
Воспитательные:
способствовать развитию умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей
воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках.
способствовать формированию способностей в принятии совместного решения.
развивать самостоятельность, ответственность.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран
раздаточный материал
амперметр
вольтметр
резисторы с сопротивлениями 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом
реостат
выключатель рычажный
источник тока (батареи на 1,5 и 4,5 В)
соединительные провода.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знание формулы закона Ома для участка цепи, умение решать качественные, расчетные и экспериментальные задачи по теме (как прямые, так и обратные).
Метапредметные:
Постановка цели урока, сравнивать результаты эксперимента, применять знания в новой ситуации, работать в группе. Развитие элементов творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, развивать навыки практической работы.
Личностные:
Развитие самостоятельности и личной ответственности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Технологии: развивающее обучение.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, исследовательский, коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах
Основные понятия темы: электрическое сопротивление, сила тока, напряжение, вольт, ампер, ом.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной цели.
Этап изучения новых знаний.
Этап первичной проверки понимания изученного.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Организационный этап, мотивация учебной деятельности. Цель: создание доброжелательной атмосферы на уроке, положительной мотивации и ситуации успеха. (2 мин) | Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Мне бы хотелось начать урок со слов: (Слайд №2) Михаила Васильевича Ломоносова "Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением". Вводная беседа: - Что хотел сказать нам автор? - Согласны ли вы с его мнением? - Почему я начала урок с этих слов? Учитель: Физика – наука экспериментальная! Любая теория требует опытного подтверждения. | Цель: приготовить необходимые школьные принадлежности, настроится на продуктивную деятельность на уроке. Деятельность: Отвечают на вопросы учителя фронтально. | личностные: самоопределение; регулятивные: воспитание внимания, ответственного отношения к собственной деятельности, уважение к старшим и друг другу, развитие навыков самоорганизации коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока. (10 мин) | Вовлекает обучающихся в деятельность, актуализируя опорные знания. Учитель: рассмотрите внимательно рисунок. (Слайд №3) Знакомы ли вы с тем, что на нем изображено? Ответы обучающихся: Ампер – единица силы тока. Вольт – единица напряжения. Ом – единица сопротивления. Учитель: давайте расскажем об этих физических величинах по плану (Слайд №4) Учитель вместе с классом оценивает ответы учеников. Учитель: как ведут себя на рисунке эти величины? Ответы учащихся: Напряжение «толкает» силу тока, а сопротивление «тормозит». Учитель: сформулируем цель нашего урока (пример: установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением). Сформулируем задачи урока (записать на доске): Исследовать зависимость силы тока от напряжения. Исследовать зависимость силы тока от сопротивления. Получить математический закон (формулу), связывающую между собой I, U, R. | Отвечают на вопросы учителя фронтально. Три ученика отвечают по силе тока, напряжению и сопротивлению. Оценивают ответы одноклассников. Отвечают на вопросы учителя фронтально. Формулируют цель своей деятельности на уроке. | познавательные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. личностные: освоить умение выражать собственное мнение регулятивные: целеполагание коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. 14 мин | Организует работу учащихся в группах, наблюдает, консультирует, следит за соблюдением техники безопасности (Слайд 5) Группы № 1, 2, 3 проводят исследование зависимости силы тока от сопротивления, группы 4, 5, 6 проводят исследование зависимости силы тока от напряжения. Бланки ответа с инструкцией к лабораторной работе раздадут дежурные. (Приложение 1) Организует работу учащихся у доски (изобразить графики зависимости, полученные в результате эксперимента) Учитель: Сообщите нам вывод, который вы получили в результате проведения опытов. Сформулируйте закон о зависимости силы тока от сопротивления и напряжения. (Слайд 6, 7) | В группах проводят эксперимент, работают с физическими приборами. Заполняют в бланках ответов таблицу. Строят график зависимости силы тока от напряжения, сопротивления. Делают вывод о зависимости силы тока от напряжения, сопротивления. Оформляют результат на листах. Сообщают о своих выводах классу, формулируют закон, записывают в рабочую тетрадь тему урока, формулировку закона и его математическую запись. | познавательные: создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста; выполняют операции со знаками и символами. Проводят экспериментальные задания по группам. Систематизируют и дифференцируют полученные знания. коммуникативные: умение сотрудничать: определять общую цель, пути ее достижения; распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи; оценивают достигнутый результат; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Этап первичной проверки понимания изученного. 8 мин | Организует проверку уровня осмысления материала, изученного на уроке. Расчетная и качественная задачи (Слайд 8) Учитель: проверьте ваши решения по образцу (Слайд 9) - Как справились с заданием? Почему? Что помогло вам справиться с заданием? Какими знаниями руководствовались? | В паре решают задачи, записывают решение в тетрадь. Осуществляют самопроверку по образцу Отвечают на вопросы учителя | регулятивные: самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений личностные: умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации |
Рефлексия. 4 мин | Организует обсуждение результатов занятия Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. Подведем итоги урока. Что нового вы узнали, поняли? Что научились делать? Организует заполнение листа самопроверки (Приложение 2) | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают собственную деятельность на уроке. | регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке личностные: развивать у учащихся потребность самосовершенствования; создание условий для развития навыков рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, определять свое знание и незнание. познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. |
Домашнее задание. 2 мин | Инструктирует обучающихся по выполнению домашнего задания. (Слайд 11) Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными. Спасибо за урок! | записывают домашнее задание, получают консультацию | регулятивные: целеполагание планирование, контроль и корректировка своих действий при самостоятельном выполнении домашней работы, перспектива на будущее предметные: находить нужную информацию в тексте и на ее основе составлять ответы на вопросы |
Приложение 1
Лабораторная работа
Исследование зависимости силы тока от напряжения на данном участке цепи при постоянном сопротивлении.
Цель работы: установить на опыте зависимость силы тока от напряжения. Приборы и материалы: амперметр лабораторный, вольтметр лабораторный, источник питания, резистор сопротивлениям 2 Ом, реостат, ключ, соединительные провода.
Практическая часть
1. Для выполнения работы соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, реостата, проволочного резистора сопротивлением 2 Ом и ключа. Параллельно проволочному резистору присоедините вольтметр (см. схему).
2. Замкните цепь. При помощи реостата доведите напряжение на зажимах проволочного резистора до 1 В, затем до 2 В и до 3 В. Каждый раз при этом измеряйте силу тока и результаты записывайте в таблицу 1.
Таблица 1. Сопротивление участка 2 Ом
Напряжение U, В | | | |
Сила тока I, А | | | |
3. По данным опытов постройте график зависимости силы тока от напряжения, выбрав удобный масштаб.
4. Сделайте вывод о характере зависимости силы тока от напряжения на концах участка цепи.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
Исследование зависимости силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на его концах.
Цель работы: установить на опыте зависимость силы тока от сопротивления.
Приборы и материалы: амперметр лабораторный, вольтметр лабораторный, источник питания, набор из трёх резисторов сопротивлениями 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом, реостат, ключ, соединительные провода.
Практическая часть
1. Для выполнения работы соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, реостата, проволочного резистора и ключа. Параллельно проволочному резистору присоедините вольтметр (см. схему).
2. Включите в цепь сначала проволочный резистор сопротивлением 1 Ом, затем 2 Ом и 4 Ом. При помощи реостата устанавливайте на концах участка каждый раз одно и то же напряжение, например, 2 В. Измеряйте при этом силу тока, результаты записывайте в таблицу 2.
Таблица 2. Постоянное напряжение на участке 2 В
Сопротивление участка R, Ом | | | |
Сила тока I, А | | | |
3. По данным опытов постройте график зависимости силы тока от сопротивления, выбрав удобный масштаб.
4. Сделайте вывод о характере зависимости силы тока от сопротивления участка цепи.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Приложение 2
ФИО__________________________________________ Класс____________
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
| Я могу | Начало урока | Конец урока |
1 | Описать, как зависит сила тока от напряжения на концах участка цепи | | |
2 | Нарисовать график зависимости силы тока от напряжения | | |
3 | Описать, как зависит сила тока от сопротивления участка цепи | | |
4 | Нарисовать график зависимости силы тока от сопротивления | | |
5 | Сформулировать закон Ома для участка цепи, записать его формулу | | |
| ИТОГО: | | |
Условные обозначения: «да» - «+», «нет» - «-», «не знаю» - « ᴠ »