СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Закон Ома для участка цепи"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит технологическую карту урока.

Просмотр содержимого документа
«закон Ома для участка цепи Никифорова Н.В.»

Технологическая карта урока физики

Класс: 8

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.

Тема: Закон Ома для участка цепи.

Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся для достижения результатов, отражённых в задачах урока.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на концах этого проводника и его сопротивления;

  2. получить формулу для расчета силы тока на участке цепи;

  3. сформировать практические навыки по применению закона Ома, через решение задач.

Развивающие:

  1. наблюдать физические явления, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы;

  2. развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;

  3. развитие познавательного интереса к предмету;

  4. формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока;

  5. развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений.


Воспитательные:

  1. способствовать развитию умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей

  2. воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках.

  3. способствовать формированию способностей в принятии совместного решения.

  4. развивать самостоятельность, ответственность.


Оборудование:


  1. компьютер, проектор, экран

  2. раздаточный материал

  3. амперметр

  4. вольтметр

  5. резисторы с сопротивлениями 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом

  6. реостат

  7. выключатель рычажный

  8. источник тока (батареи на 1,5 и 4,5 В)

  9. соединительные провода.


Планируемые результаты:


Предметные:

Знание формулы закона Ома для участка цепи, умение решать качественные, расчетные и экспериментальные задачи по теме (как прямые, так и обратные).

Метапредметные:

Постановка цели урока, сравнивать результаты эксперимента, применять знания в новой ситуации, работать в группе. Развитие элементов творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, развивать навыки практической работы.

Личностные:

Развитие самостоятельности и личной ответственности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


Технологии: развивающее обучение.



Методы и формы обучения: частично-поисковый, исследовательский, коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах


Основные понятия темы: электрическое сопротивление, сила тока, напряжение, вольт, ампер, ом.



Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной цели.

  4. Этап изучения новых знаний.

  5. Этап первичной проверки понимания изученного.

  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  7. Информация о домашнем задании (комментирование).












Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

  1. Организационный этап, мотивация учебной деятельности.

Цель: создание доброжелательной атмосферы на уроке, положительной мотивации и ситуации успеха. (2 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Мне бы хотелось начать урок со слов: (Слайд №2)

Михаила Васильевича Ломоносова "Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением".

Вводная беседа:

- Что хотел сказать нам автор?

- Согласны ли вы с его мнением?

- Почему я начала урок с этих слов?

Учитель: Физика – наука экспериментальная! Любая теория требует опытного подтверждения.

Цель: приготовить необходимые школьные принадлежности, настроится на продуктивную

деятельность на уроке.


Деятельность: Отвечают на вопросы учителя фронтально.


личностные: самоопределение; регулятивные: воспитание внимания, ответственного отношения к собственной деятельности, уважение к

старшим и друг другу, развитие навыков самоорганизации

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

(10 мин)

Вовлекает обучающихся в деятельность, актуализируя опорные знания.

Учитель: рассмотрите внимательно рисунок. (Слайд №3) Знакомы ли вы с тем, что на нем изображено?

Ответы обучающихся: Ампер – единица силы тока.

Вольт – единица напряжения.

Ом – единица сопротивления.

Учитель: давайте расскажем об этих физических величинах по плану (Слайд №4)

Учитель вместе с классом оценивает ответы учеников.

Учитель: как ведут себя на рисунке эти величины?

Ответы учащихся: Напряжение «толкает» силу тока, а сопротивление «тормозит».

Учитель: сформулируем цель нашего урока (пример: установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением).

Сформулируем задачи урока (записать на доске):

  1. Исследовать зависимость силы тока от напряжения.

  2. Исследовать зависимость силы тока от сопротивления.

  3. Получить математический закон (формулу), связывающую между собой I, U, R.


Отвечают на вопросы учителя фронтально.


Три ученика отвечают по силе тока, напряжению и сопротивлению.


Оценивают ответы одноклассников.




Отвечают на вопросы учителя фронтально.


Формулируют цель своей деятельности на уроке.



познавательные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

личностные: освоить умение выражать собственное мнение

регулятивные: целеполагание

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. 14 мин

Организует работу учащихся в группах, наблюдает, консультирует, следит за соблюдением техники безопасности (Слайд 5)

Группы № 1, 2, 3 проводят исследование зависимости силы тока от сопротивления, группы 4, 5, 6 проводят исследование зависимости силы тока от напряжения.

Бланки ответа с инструкцией к лабораторной работе раздадут дежурные. (Приложение 1)

Организует работу учащихся у доски (изобразить графики зависимости, полученные в результате эксперимента)


Учитель: Сообщите нам вывод, который вы получили в результате проведения опытов.


Сформулируйте закон о зависимости силы тока от сопротивления и напряжения. (Слайд 6, 7)

В группах проводят эксперимент, работают с физическими приборами.

Заполняют в бланках ответов таблицу.

Строят график зависимости силы тока от напряжения, сопротивления.

Делают вывод о зависимости силы тока от напряжения, сопротивления.

Оформляют результат на листах.


Сообщают о своих выводах классу, формулируют закон, записывают в рабочую тетрадь тему урока, формулировку закона и его математическую запись.

познавательные: создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста; выполняют операции со знаками и символами. Проводят экспериментальные задания по группам. Систематизируют и дифференцируют полученные знания.

коммуникативные: умение сотрудничать: определять общую цель,

пути ее достижения; распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности

регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при

выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи; оценивают достигнутый результат; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

  1. Этап первичной проверки понимания изученного. 8 мин

Организует проверку уровня осмысления материала, изученного на уроке.


Расчетная и качественная задачи (Слайд 8)


Учитель: проверьте ваши решения по образцу (Слайд 9)

- Как справились с заданием? Почему? Что помогло вам справиться с заданием? Какими знаниями руководствовались?

В паре решают задачи, записывают решение в тетрадь.

Осуществляют самопроверку по образцу

Отвечают на вопросы учителя

регулятивные: самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений

личностные: умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации

  1. Рефлексия. 4 мин

Организует обсуждение результатов занятия

Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. Подведем итоги урока.

  • Что нового вы узнали, поняли?

  • Что научились делать?

Организует заполнение листа самопроверки (Приложение 2)


Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают собственную деятельность на уроке.

регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

личностные: развивать у учащихся потребность самосовершенствования; создание условий для развития навыков рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, определять свое знание и незнание.

познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

  1. Домашнее задание.

2 мин

Инструктирует обучающихся по выполнению домашнего задания. (Слайд 11)

Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что

знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире,

а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.

Спасибо за урок!

записывают домашнее задание, получают консультацию


регулятивные: целеполагание

планирование, контроль и корректировка своих действий

при самостоятельном выполнении домашней работы, перспектива на будущее

предметные: находить нужную информацию в тексте и на ее основе составлять ответы на вопросы























Приложение 1

Лабораторная работа

Исследование зависимости силы тока от напряжения на данном участке цепи при постоянном сопротивлении.

Цель работы: установить на опыте зависимость силы тока от напряжения. Приборы и материалы: амперметр лабораторный, вольтметр лабораторный, источник питания, резистор сопротивлениям 2 Ом, реостат, ключ, соединительные провода. 


Практическая часть

1. Для выполнения работы соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, реостата, проволочного резистора сопротивлением 2 Ом и ключа. Параллельно проволочному резистору присоедините вольтметр (см. схему).

   

2. Замкните цепь. При помощи  реостата доведите напряжение на зажимах проволочного резистора до 1 В, затем до 2 В и до 3 В. Каждый раз при этом измеряйте силу тока и результаты записывайте в таблицу 1.

   Таблица 1Сопротивление участка 2 Ом

Напряжение U, В

 

 

 

Сила тока I, А

 

 

 

 

3. По данным опытов постройте график зависимости силы тока от напряжения, выбрав удобный масштаб.















4. Сделайте вывод о характере зависимости силы тока от напряжения на концах участка цепи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   Лабораторная работа

Исследование зависимости силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на его концах.

Цель работы: установить на опыте зависимость силы тока от сопротивления.

Приборы и материалы: амперметр лабораторный, вольтметр лабораторный, источник питания, набор из трёх резисторов сопротивлениями 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом, реостат, ключ, соединительные провода. 

Практическая часть

1. Для выполнения работы соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, реостата, проволочного резистора и ключа. Параллельно проволочному резистору присоедините вольтметр (см. схему).

   

2. Включите в цепь сначала проволочный резистор сопротивлением 1 Ом, затем 2 Ом и 4 Ом. При помощи реостата устанавливайте на концах участка каждый раз одно и то же напряжение, например, 2 В. Измеряйте при этом силу тока, результаты записывайте в таблицу 2.

   Таблица 2. Постоянное напряжение на участке 2 В

Сопротивление участка R, Ом

 

 

 

Сила тока I, А

 

 

 

   

3. По данным опытов постройте график зависимости силы тока от сопротивления, выбрав удобный масштаб.






4. Сделайте вывод о характере зависимости силы тока от сопротивления участка цепи.



_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Приложение 2

ФИО__________________________________________ Класс____________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ


Я могу

Начало урока

Конец урока

1

Описать, как зависит сила тока от напряжения на концах участка цепи



2

Нарисовать график зависимости силы тока от напряжения



3

Описать, как зависит сила тока от сопротивления участка цепи



4

Нарисовать график зависимости силы тока от сопротивления



5

Сформулировать закон Ома для участка цепи, записать его формулу




ИТОГО:



Условные обозначения: «да» - «+», «нет» - «-», «не знаю» - « ᴠ »





Просмотр содержимого презентации
«К уроку закон Ома для участка цепи»

Закон Ома для участка цепи 8 класс Никифорова Н.В.

Закон Ома для участка цепи

8 класс

Никифорова Н.В.

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением М.В. Ломоносов

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением

М.В. Ломоносов

План изучения величин 1. Какое явление и свойство тел (веществ) характеризует данная величина. 2. Определение величины. 3. Определительная формула (для производной величины – формула, выражающая связь данной величины с другими). 4. Какая величина – скалярная или векторная. 5. Единица измерения величины в СИ. 6. Способы измерения величины.

План изучения величин

1. Какое явление и свойство тел (веществ) характеризует данная величина.

2. Определение величины.

3. Определительная формула (для производной величины – формула, выражающая связь данной величины с другими).

4. Какая величина – скалярная или векторная.

5. Единица измерения величины в СИ.

6. Способы измерения величины.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

  • Необходимо быть внимательными и дисциплинированными, точно выполнять указания учителя.
  • Размещать приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  • При сборке электрической цепи использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов.
  • Источник тока подключать в последнюю очередь.
  • Собранную электрическую схему включать только после проверки ее учителем.
  • Не прикасаться к элементам цепи, находящимся под напряжением и без изоляции.
Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна приложенному к нему напряжению U и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка R .     I = , U = I ∙ R, R =

Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна приложенному к нему напряжению U и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка R .

  •  

I = , U = I R, R =

Закон Ома для участка цепи Установил в 1827 году Георг Ом

Закон Ома для участка цепи

Установил в 1827 году Георг Ом

Решите задачи.

Решите задачи.

  • На цоколе электрической лампы написано 1В, 0,68 А. Определите сопротивление спирали лампы в рабочем состоянии.
  • Почему электрическую лампу, рассчитанную на напряжение 127 В, нельзя включать в цепь напряжением 220 В?
Задача № 1 Задача № 2   Лампа перегорит. Чем больше напряжение на концах участка цепи, т.е. на лампе, тем больше сила тока, протекающая через неё. Каждая лампа рассчитана на определенный ток.

Задача № 1

Задача № 2

Лампа перегорит. Чем больше напряжение на концах участка цепи, т.е. на лампе, тем больше сила тока, протекающая через неё. Каждая лампа рассчитана на определенный ток.

Домашнее задание § 42, 44, выучить формулировку закона Ома для участка цепи, упр.29 (5 - 7) стр. 126 -127. Дополнительное  На рисунке изображена схема об­наружения трещин, неоднородностей, пустот и других дефектов в деталях, имеющих одинаковое сечение по длине (рельсы, балки, валы). Объясните, как этим способом определить место дефекта.

Домашнее задание

  • § 42, 44, выучить формулировку закона Ома для участка цепи, упр.29 (5 - 7) стр. 126 -127.
  • Дополнительное

На рисунке изображена схема об­наружения трещин, неоднородностей, пустот и других дефектов в деталях, имеющих одинаковое сечение по длине (рельсы, балки, валы). Объясните, как этим способом определить место дефекта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!