СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании. Законы Менделя»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-гибридологическое исследование «Закономерности наследования признаков при могогибридном скрещивании. Законы Менделя» позволяет открыть законы Менделя теоретическим путём учащимися в результате решения практической жизненной ситуации .

Просмотр содержимого документа
««Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании. Законы Менделя»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по биологии для 9 класса по теме

«Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании. Законы Менделя»

учителя высшей категории, учителя методиста МОУ «Школа № 58 г. Донецка» Скотарь Ирины Ивановны

Урок - гибридологическое исследование

Аннотация: урок-гибридологическое исследование «Закономерности наследования признаков при могогибридном скрещивании. Законы Менделя» позволяет открыть законы Менделя теоретическим путём учащимися в результате решения практической жизненной ситуации .

Цели:

- закрепить основные понятия: генетика, наследственность, изменчивость, фенотип, генотип, геном, генофонд, ген, доминантный и рецессивный признаки, гомозигота доминантная и рецессивная, гетерозигота, аллельные гены, моногибридное скрещивание;

- учить оформлять и решать задачи по генетике;

- развивать умение анализировать, логически мыслить, обобщать, сравнивать;

- повышать познавательную активность обучающихся, интерес к предмету;

- воспитывать смелость суждений, умение грамотно высказывать свои идеи, оформлять письменные работы по биологии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход работы

  1. Активизация и мотивация познавательной деятельности учащихся

Вступительное слово учителя: «Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с генетикой- наукой о наследственности и изменчивости и узнаем , может ли в семье кареглазых родителей родиться голубоглазый ребёнок».

  1. Изучение нового материала.

Учитель: « Ребята, я думаю, что вы знаете, что одни признаки, которые есть у родителей, присутствуют и у их детей, а другие – нет. Так вот, признаки, которые всегда проявляются у потомков, называются доминантными и обозначаются заглавными буквами латинского алфавита ; а те, которые не всегда проявляются – рецессивными , они обозначаются маленькой буквой латинского алфавита . Приведу пример: А – карие глаза, а – голубые глаза.

Из курса 8 класса вы знаете, что организм человека имеет диплоидный набор хромосом – 23 пары гомологичных хромосом. Гены находятся в хромосомах.

Задание 1: составьте 3 разные комбинации для 3 пар гомологичных хромосом, используя для обозначения генов буквы «А», «а».

Ребята придумывают комбинации АА, Аа, аа.

Задание 2: выберите среди предложенных аллельных генов гомозиготу доминантную и рецессивную, а также гетерозиготу.

Учащиеся выбирают «АА» - гомозигота доминантная и « аа» - гомозигота рецессивная, «Аа»- гетерозигота.

Задание3: Проведём гибридологическое исследование. Обозначим родителей латинской буквой Р и придумает 6 вариантов скрещиваний между собой организмов с генотипами АА, Аа, аа. Разделите тетрадный разворот на 6 колонок и запишите в каждую колонку новую комбинацию встречаемости этих генотипов.

Р АА* аа

Р Аа* Аа

Р АА* Аа

Р Аа* аа

Р АА* АА

Р аа* аа

Учитель: знак умножить в генетике обозначает скрещивание –сочетание генетического материала разных особей в одной, а скрещивание по 1 признаку – моногибридным. На следующей строчке записываются гаметы заглавной буквой латинского алфавита –G- мужские (сперматозоиды) и женские (яйцеклетки).

Запишем гаметы

G А а

GА,а А, а

G А А.а

G А, а а

G А А

G а а

Дети – потомки обозначаются заглавной буквой F1 и называются гибриды 1 поколения. Давайте определим потомков или гибридов 1 поколения в каждом конкретном скрещивании.

F1 Аа

F1 АА, 2 Аа, аа

F1АА, Аа

F1Аа, аа

F1 АА

F1 аа

А сейчас подпишем генотипы потомков

Гетерозиготы

25% гомозигот доминантных, 50% гетерозигот, 25% гомозигот рецессивных

50% гомозигот доминантных и 50% гетерозигот

50% гетерозигот и 50% гомозигот рецессивных

Гомозиготы доминантные

Гомозиготы рецессивные

И, наконец, подпишем фенотипы потомков

100% карие глаза

75% карие и 25% голубые

100% карие глаза

50% карие и 50% голубые глаза

100 %карие глаза

100% голубые глаза

Итак, мы провели гибридологическое исследование и уже можем ответить на вопрос, который я задала в начале урока: «Может ли у кареглазых родителей родиться голубоглазый ребёнок?»

Учащиеся отвечают: «Да, может, если родители гетерозиготны по этому признаку».

  1. Обобщение и систематизация знаний

Слово учителя: « Скажу вам по секрету – мы с вами на уроке заново вывели законы генетики, которые открыл великий учёный Грегор Мендель. В 1 колонке – 1 закон Менделя – закон единообразия гибридов 1 поколения от чистых линий (во время объяснения этого закона учитель вводит понятие чистых линий), во 2 колонке – 2 закон Менделя – закон расщепления, а в 4 колонке – анализирующее скрещивание (учитель даёт определение). С 3 и 4 законами Менделя мы познакомимся на следующем уроке.

  1. Закрепление изученного материала.

Слово учителя: « А сейчас, ребята, давайте закрепим понятия: ген, геном, генотип, фенотип, генофонд. Ещё раз прочитайте самостоятельно по учебнику эти определения и скажите чем отличается геном от генотипа, генотип от генофонда, генотип от фенотипа, ген от генома .

Ребята отвечают

  1. Подведение итогов урока и выставление оценок.

  2. Домашнее задание: изучить параграф учебника

Изучить конспект, выучить термины и два закона Менделя, решить задачу (С какой вероятностью в семье праворуких родителей может родиться леворукий ребёнок, если владение правой рукой – доминантный признак, а владение левой рукой – рецессивный признак?)

Для любознательных провести гибридологическое исследование на дигибридном скрещивании ( А –карие глаза, а – голубые глаза, В- праворукость, в – леворукость).