МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по биологии для 9 класса по теме
«Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании. Законы Менделя»
учителя высшей категории, учителя методиста МОУ «Школа № 58 г. Донецка» Скотарь Ирины Ивановны
Урок - гибридологическое исследование
Аннотация: урок-гибридологическое исследование «Закономерности наследования признаков при могогибридном скрещивании. Законы Менделя» позволяет открыть законы Менделя теоретическим путём учащимися в результате решения практической жизненной ситуации .
Цели:
- закрепить основные понятия: генетика, наследственность, изменчивость, фенотип, генотип, геном, генофонд, ген, доминантный и рецессивный признаки, гомозигота доминантная и рецессивная, гетерозигота, аллельные гены, моногибридное скрещивание;
- учить оформлять и решать задачи по генетике;
- развивать умение анализировать, логически мыслить, обобщать, сравнивать;
- повышать познавательную активность обучающихся, интерес к предмету;
- воспитывать смелость суждений, умение грамотно высказывать свои идеи, оформлять письменные работы по биологии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход работы
Активизация и мотивация познавательной деятельности учащихся
Вступительное слово учителя: «Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с генетикой- наукой о наследственности и изменчивости и узнаем , может ли в семье кареглазых родителей родиться голубоглазый ребёнок».
Изучение нового материала.
Учитель: « Ребята, я думаю, что вы знаете, что одни признаки, которые есть у родителей, присутствуют и у их детей, а другие – нет. Так вот, признаки, которые всегда проявляются у потомков, называются доминантными и обозначаются заглавными буквами латинского алфавита ; а те, которые не всегда проявляются – рецессивными , они обозначаются маленькой буквой латинского алфавита . Приведу пример: А – карие глаза, а – голубые глаза.
Из курса 8 класса вы знаете, что организм человека имеет диплоидный набор хромосом – 23 пары гомологичных хромосом. Гены находятся в хромосомах.
Задание 1: составьте 3 разные комбинации для 3 пар гомологичных хромосом, используя для обозначения генов буквы «А», «а».
Ребята придумывают комбинации АА, Аа, аа.
Задание 2: выберите среди предложенных аллельных генов гомозиготу доминантную и рецессивную, а также гетерозиготу.
Учащиеся выбирают «АА» - гомозигота доминантная и « аа» - гомозигота рецессивная, «Аа»- гетерозигота.
Задание3: Проведём гибридологическое исследование. Обозначим родителей латинской буквой Р и придумает 6 вариантов скрещиваний между собой организмов с генотипами АА, Аа, аа. Разделите тетрадный разворот на 6 колонок и запишите в каждую колонку новую комбинацию встречаемости этих генотипов.
Р АА* аа | Р Аа* Аа | Р АА* Аа | Р Аа* аа | Р АА* АА | Р аа* аа |
Учитель: знак умножить в генетике обозначает скрещивание –сочетание генетического материала разных особей в одной, а скрещивание по 1 признаку – моногибридным. На следующей строчке записываются гаметы заглавной буквой латинского алфавита –G- мужские (сперматозоиды) и женские (яйцеклетки).
Запишем гаметы
G А а | GА,а А, а | G А А.а | G А, а а | G А А | G а а |
Дети – потомки обозначаются заглавной буквой F1 и называются гибриды 1 поколения. Давайте определим потомков или гибридов 1 поколения в каждом конкретном скрещивании.
F1 Аа | F1 АА, 2 Аа, аа | F1АА, Аа | F1Аа, аа | F1 АА | F1 аа |
А сейчас подпишем генотипы потомков
Гетерозиготы | 25% гомозигот доминантных, 50% гетерозигот, 25% гомозигот рецессивных | 50% гомозигот доминантных и 50% гетерозигот | 50% гетерозигот и 50% гомозигот рецессивных | Гомозиготы доминантные | Гомозиготы рецессивные |
И, наконец, подпишем фенотипы потомков
100% карие глаза | 75% карие и 25% голубые | 100% карие глаза | 50% карие и 50% голубые глаза | 100 %карие глаза | 100% голубые глаза |
Итак, мы провели гибридологическое исследование и уже можем ответить на вопрос, который я задала в начале урока: «Может ли у кареглазых родителей родиться голубоглазый ребёнок?»
Учащиеся отвечают: «Да, может, если родители гетерозиготны по этому признаку».
Обобщение и систематизация знаний
Слово учителя: « Скажу вам по секрету – мы с вами на уроке заново вывели законы генетики, которые открыл великий учёный Грегор Мендель. В 1 колонке – 1 закон Менделя – закон единообразия гибридов 1 поколения от чистых линий (во время объяснения этого закона учитель вводит понятие чистых линий), во 2 колонке – 2 закон Менделя – закон расщепления, а в 4 колонке – анализирующее скрещивание (учитель даёт определение). С 3 и 4 законами Менделя мы познакомимся на следующем уроке.
Закрепление изученного материала.
Слово учителя: « А сейчас, ребята, давайте закрепим понятия: ген, геном, генотип, фенотип, генофонд. Ещё раз прочитайте самостоятельно по учебнику эти определения и скажите чем отличается геном от генотипа, генотип от генофонда, генотип от фенотипа, ген от генома .
Ребята отвечают
Подведение итогов урока и выставление оценок.
Домашнее задание: изучить параграф учебника
Изучить конспект, выучить термины и два закона Менделя, решить задачу (С какой вероятностью в семье праворуких родителей может родиться леворукий ребёнок, если владение правой рукой – доминантный признак, а владение левой рукой – рецессивный признак?)
Для любознательных провести гибридологическое исследование на дигибридном скрещивании ( А –карие глаза, а – голубые глаза, В- праворукость, в – леворукость).